Проектирование образовательного процесса по В.М. Букатову
консультация на тему


Консультация для педагогов ДОО по проектированию образовательного процесса с использованием соцтоигровых технологий (по В.М. Букатову).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektir_obr_protsessa_po_bukatovu.docx34.42 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОО:

«Проектирование образовательного процесса

с использованием социо-игровых технологий (по В.М. Букатову)»

Подготовила:

Хрон О.С.

старший воспитатель

Детского сада «Солнышко»

с. Борское

Проблема социализации не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных в силу трансформации определенных ценностных ориентаций и в процессе развития общества, и в процессе воспитания ребенка. Детство как особая культурная реальность с точки зрения социального статуса важно тем, что именно на этот период приходится основной этап социализации человека – период закладывания базиса личности, основ человеческой культуры. С другой стороны, процесс социализации в дошкольном возрасте характеризуется определенной социальной незрелостью ребенка (несформированность устойчивых социальных установок, достаточного объема социального опыта и др., что осложняет процесс его социальной адаптации, не позволяет ребенку быть эффективным во всех проблемных ситуациях.

Сделать условия развития дошкольников наиболее уместными для их психики, помогают давно испытанные способы, которые содержит социоигровая педагогика. Основа социоигровой технологии заложена в словах: «Не учить, а налаживать ситуацию, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения» (В. М. Букатов)

В. М. Букатов - один из главных разработчиков социоигрового стиля обучения. Вячеслав Михайлович Букатов, доктор педагогических наук, известен педагогической общественности как разработчик и пропагандист методов «режиссуры урока». В его педагогической копилке есть методы и приемы, которые с успехом применяют педагоги-дошкольники. Для проведения практикума мы включили предлагаемые им игры.

По мнению разработчиков данной технологии использование социоигровых приемов в непосредственно-образовательной деятельности пробуждает интерес детей друг к другу, помогает педагогу в способности читать и понимать свое и детское поведение, а через это понимание создавать условия, раскрывающие таланты детей.

Что такое социогровая технология?

Сам термин «социоигровой стиль» появился ещё в 1988 году. В 1992 году в

«Учительской газете» появилась статья, которая называлась «Вольный стиль или погоня за 133 зайцами», где автор, опираясь на материалы сторонников социоигровой педагогики: Е. Шулешко, А. Ершова, В. Букатова, описывает организацию занятий с детьми как игры между микрогруппами детей (малыми социумами - отсюда и термин «социоигровая»).

Социоигровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со

сверстниками. Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Поэтому для воспитания сегодня как никогда актуально «лучшее правило политики – не слишком управлять… » - т. е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни.

Основная идея технологии – организация собственной деятельности детей.

Собственная деятельность – это та деятельность, которой ребенок хочет заниматься и в которой он: делает, слушает, смотрит и говорит.

Суть социоигровых технологий можно раскрыть в 6 самых основных правилах и условиях:

1 правило: используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников»

Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами: в младшем возрасте - в пары и тройки, в старшем - по 5-6 детей.

Сам процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению договориться. Можно поделиться:

- по цвету волос, глаз, одежды;

- чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой;

- кто на каком этаже живет;

- кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришел пешком и т. д.

2 правило: «смена лидерства».

Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.

3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен (обстановки) что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т. д.

4 правило: смена темпа и ритма.

Проведение занятий разного рода должно подчеркивать ритмичность работы

детей, их слаженность во время занятий. Это должно стать деловым фоном для всех ребят. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.

5 правило социоигровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно. Это дает положительный результат в области коммуникации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме.

6 правило: в данной технологии ориентируются на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток».

Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше.

Законы социоигрового общения:

- Не унижайте ребёнка, не оскорбляйте его;

- Не ворчать, не ныть, не бурчать;

- Умейте найти ошибку и имейте смелость признать её;

- Будьте взаимно вежливы, терпимыми, и сдержанными.

- Относитесь к неудаче как к очередному опыту в познании;

- Поддержи, помоги подняться и победить;

- Задувая чужую свечу, мы не делаем свою ярче;

- Не возноси себя над другими. Вознеси ближнего;

- Дети фантазёры: не верьте им на слово, но не оставляйте без внимания их

проблемы.

Принципы, которые лежат в основе данной технологии, в высокой мере актуальны для современного воспитания дошкольников. Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности.

Принципы:

Воспитатель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.

Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.

Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.

Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных

уголках группы.

Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.

Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто, а что

трудно – то интересно.

Движение и активность.

Плюсы социоигрового стиля:

- Отношения: «ребенок - сверстники»;

- Педагог является равноправным партнером;

- Разрушается барьер между педагогом и ребенком;

- Дети ориентированы на сверстников, а значит, не являются покорными

исполнителями указаний педагога;

- Дети самостоятельны и инициативны;

- Дети сами устанавливают правила игры;

- Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения;

- Дети договариваются, общаются (выполняют роль и говорящих и роль слушающих);

- Общение детей происходит внутри микрогруппы и между микрогруппами;

- Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга;

- Социоигровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.

Социо – игровая педагогика – педагогический стиль, особый подход, где условием хорошего настроения становится именно сама работа!

ПЯТЬ СОВЕТОВ ВОСПИТАТЕЛЯМ

Первый совет:

  1. Быть готовым к собственным промахам

Какое бы предложение сыграть, показать, вспомнить, придумать или выполнить — ни высказал воспитатель, он должен исходить из реальных возможностей данной группы.Но возможности эти выясняются не сразу. Поэтому воспитателю нужно быть готовым к своим возможным промахам, а не ждать, что предстоящая деятельность обязательно будет успешной и обязательно принесет запланированные достижения. Все препятствия, встречающиеся в социо-игровой работе, воспитателю следует рассматривать как содержание НОД, видя в ней сущность своих задач, а в их преодолении — сущность развития и всей группы, и самого ребёнка.

Второй совет:

Не разжевывать смысл задания.Часто дети говорят, что не начинают выполнять заданное, потому что ничего «не поняли». Но это совсем не означает необходимости «разжевывать» задания так, чтобы уж ничего не оставалось отгадать, сообразить, понять самому ребёнку. В социоигровых заданиях доля самостоятельности исполнителя раз от раза обязательно должна расти. Тогда дети могут почувствовать: «не понял» — это, наверное, просто поосторожничал,«поленился» или подумать, или попробовать. И если они увидят, как кто-то из них пробует, и поймут, что в этом нет ничего страшного, то число сославшихся на «не понял» будет уменьшаться. Хотя конечно иногда воспитательница должна и пояснять (повторять) задание, если она почувствовала, что предыдущее

разъяснение оказалось непонятным по существу (точнее по ее собственной вине, а не из-за невнимания или пассивности обучаемых детей).

Третий совет: Обращать внимание на интересные неожиданности. Если задание выполняется детьми неверно из-за того, что оно было неверно понято, необходимо обратить свое внимание на все неожиданное и интересное в выполнении неверно понятого задания. Иногда оно оказывается более интересным и полезным, чем «верный» вариант, запланированный воспитательницей. Подчеркиваем, что важнее включить в работу активность, даже неточно направленную, чем заглушать ее страхом ошибки или закреплять у детей установку: сначала вы мне расскажите, как и что нужно делать, а уж потом я сделаю, если буду уверен, что получится. Иначе, повторим ещё раз, союз детей и воспитателя распадается на лидерство взрослого и иждивенчество ребёнка. В результате равноправие исчезнет, игра умрёт. Останется один труд, радость от которого сводится к ожиданию — «когда же тётя или дядя меня похвалит».

Четвертый совет: Видеть в детских отказах ценные подсказки. Самая «страшная» неприятность — отказ некоторых детей от участия в предложенной игре(задании, упражнении) — снимается предварительной готовностью воспитателя преодолеть этот отказ специальным набором таких упражнений, чтобы отказывающиеся нашли в себе уверенность для участия в общей работе. Воспитатели по-разному относятся к отказам детей, им симпатичных и несимпатичных. Первым они доверяют, поэтому их отказы воспринимаются как сигнал о том, что ситуация оказалась педагогически непродуманной. В отказах же вторых они видят либо злой умысел, либо вредность характера ребёнка. Столкновение с детским отказом перестает быть «страшным», если воспринимать его не как личное оскорбление, а как

своевременную подсказку, подаренную ребёнком. Представьте, что отказ исходит от вашего любимого воспитанника (а ещё лучше — от нескольких любимых воспитанников). Это поможет стряхнуть шоры и увидеть чудесный выход.

Постскриптум к четвертому совету: Помочь ребёнку обнаружить себя

сочувственно присоединившимся. К сказанному о ситуациях отказа детей 5-10 лет от предлагаемых воспитателем игровых заданий добавим краткое изложение следующих наблюдений и рассуждений Евг.Евг. Шулешко. Каждый ребёнок склонен к признанию согласия. Особенно легко ему признавать согласившимися других. Труднее признавать собственное согласие. Труднее потому, что для него согласие ведет иногда к потере себя. «Внешнее» удержание ребёнком образа своей самостоятельности часто выражается его «видимым» несогласием, отказом. Подлинный отказ связан с индифферентностью, которая нормальному ребёнку ещё достаточно чужда. Он как чувствующий индивид постоянно ищет сочувствующих, ищет тех, по отношению к которым он сочувственно признал бы себя согласившимся.

И ими, прежде всего для него являются сверстники. Если воспитатель слишком резко или как-то неестественно изменил ситуацию и ребёнок не успел или не смог присоединиться к кому-то из присутствующих на занятии, — он помимо своего желания оказывается в отказе от работы и, как утопающий за соломинку, хватается за образ своего своеволия (то есть издержки своей самостоятельности).Взрослому не следует придавать большого значения содержанию как согласий ребёнка, так и его отказов. Для ребёнка существеннее, не с чем, а с кем он соглашается (либо не соглашается). И чуткий воспитатель всегда сможет увидеть, каким образом

определенного ребёнка, который ни к кому не смог присоединиться, окружить такой ситуацией, в которой он смог бы оказаться сочувственно присоединившимся или признавшим по отношению к кому-то из сверстников свое согласие

Пятый совет: Умейте порадоваться шуму. Часто у воспитателей возникает недовольство лишним, казалось бы, посторонним

шумом, естественным при повышении активности обучаемых детей. Каждый раз воспитательнице необходимо со всем вниманием к происходящему (то есть, замечая и видя конкретных детей) давать себе отчет: «вреден» ли тот шум, что возник на местах. А это далеко не всегда так! Чаще всего «шум» происходит от стихийно возникших деловых «репетиций» (то есть работы-подготовки на местах). И поэтому воспитательнице, скорее, нужно радоваться, что её задание вызывает у детей желание работать. (Подчеркнём, что после шумных проб, когда вызванные группки начнут показывать свои работы, то любая из удач почти сразу обеспечит внимательную тишину во всех группках до того бойко работавших). Также отметим, что когда «шум» является результатом общей активности, направленной на выполнение задания, то показы начинать лучше с тех детей, кто вообще-то выступать решается редко, но только что весьма активно работал на месте. В случае же

шумного поведения детей-зрителей (или, например, «судей») необходимо:

1) занять зрителей конкретным заданием (за чем именно следить и кому);2) или занять в показе большее число детей (не один за всю команду, а вся команда полностью; не одна из команд судит, угадывает, пересаживается и т.д., а одновременно все). Ну и если воспитательница возникший в группе шум так-таки посчитает «вредным», то тогда ей следует сменить игровое упражнение.

Постскриптум к пятому совету: Помогать детям переключаться Случается, что, когда одна из команд-шестёрок показывает свои результаты, то те из зрителей, кто имеет ещё маленький опыт общения в микрогруппах,  могут быть к показу соседей невнимательными. Педагогу необходимо либо терпеливо дождаться того времени, когда дети откроют для себя интерес в восприятии результатов работы другой команды, либо проверить общую конструктивность организации игрового задания. Например, если каждая группка сочинила рассказ и для запоминания сделала на бумаге какие-то рисунки или записи(если дети уже освоили грамоту), то когда наступит этап показа, все «слушающие» команды все время будут вносить в свои планы какие-то поправки, не в силах остановить внутригруппового обсуждения своего варианта. А отсюда в командах появится и общее невнимание, и отвлекающий шум. В этом случае воспитателю следует улучшить общую организацию. Например, когда время истекло, все команды складывают свои рабочие листочки в одно место (волшебный ларец) и рассаживаются для слушания в новом углу. А новая мизансцена помогает рабочим командам переключать свое внимание с подготовки на восприятие работы других. Хозяин ларца (им может быть и воспитательница, и ребёнок), не глядя, достает любой листок. Рабочая группка, узнавшая свой рабочий листок, первой начинает свой показ. Повторим, что при шумной активности детей,

связанной с выполнением задания, педагогу нужно, скорее, не беспокоиться, а радоваться, что задание вызывает у всех желание работать. И поэтому с интересом самому включаться в работу детей, помогая каждой команде своими ненавязчивыми советами.

В. М. Букатов «У социоигровой педагогики хитрый стиль. Главное в нём – реанимация собственной интуиции… Социоигровой стиль заключается в том, чтобы сделать режиссуру занятия так, чтобы сердце радовалось и у себя и у всех участников. Любую живую работу можно назвать работой в социоигровом стиле… »

Перечень игр применимых в социоигровой технологии

1. Игры-задания для рабочего настроя:

Каждое занятие всегда начинается с приветствия, выполняющего важные функции установления эмоционально-позитивного контакта с ребенком и формирования у него направленности на сверстника и интереса к нему. Приветствие должно быть адресовано каждому участнику, без исключения, выделяя тем самым его значимость. Инициатива приветствия на начальном этапе игровых занятий принадлежит педагогу. В начале игрового занятия дети рассаживаются в круг вместе с педагогом на стульях или на ковре. Помимо индивидуальных, личностно-ориентированных приветствий, приветствуется вся группа, объединяющая детей в единое целое, что способствует формированию приподнятого радостного настроения и позитивной ориентации (поздороваться частями тела, передавая предмет, аплодисментами).

Например: - можно предложить спеть хоровую песню про дружбу, хорошее настроение; «Тень - потетень», «Встань по пальцам», «Встань, на кого-то смотрю», «Летает - не летает».

- дети заполняют «Карту настроения», в которой отмечается, с каким настроением ребенок пришел на занятие. Рисование солнышка означает, что у ребенка хорошее, радостное настроение. Рисование листочка – ровное, спокойное настроение. Рисование тучки – грусть, обида. Рисование молнии – злость. «Карты настроения» анализируются.

«Волшебная палочка» (ручка, карандаш и др.) передаётся в произвольном порядке, передача сопровождается речью по заранее заданному заказу-правилу. Варианты: передающий называет существительное, принимающий – прилагательное к нему.

2. Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом.

Развитие навыков партнерского общения. Важно, чтобы каждый ребенок почувствовал свою значимость и ощутил принадлежность к группе, внес свой вклад в общее дело, делясь идеями. Это может быть совместное с детьми планирование. Здесь возможны два случая.

Решение о выборе игры принимается в результате общего группового обсуждения, когда все члены группы, включая педагога, по очереди высказывают свои предложения и обсуждают их.

3. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.

«Заводные человечки», «Карлики-великаны», «Комплимент», «Составь слово», «Живой алфавит», «Дотронься до». Игры: «Менялки», «Встаньте те, у кого… », «Ласковый мелок», «Передай движение», «Молекула», «Тень», «Путаница»: вызывающие у детей умение чувствовать своего партнёра, приходить с ним к согласию, тем самым формируя в группе доверительную и дружескую обстановку.

«Руки-ноги». Играющие сидят (на стульях, на ковре). Воспитатель (ребёнок) хлопает 1 раз – команда рукам (поднять, опустить, на пояс, за голову и т. п., хлопает 2 раза – команда ногам (встать, сесть, скрестить и т. п.) . Последовательность движений, хлопков, темп могут меняться. «Слова на одну букву (звук) » Игра начинается со слов «Я вижу… »

4. Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат.

Полученный опыт игрового взаимодействия дети могут использовать в продуктивной деятельности.

Упражнение – «рисунок по кругу».

Все члены коллектива начинают каждый на своем листе бумаги, обозначив на нем в углу свое имя, рисунок, что-то важное для себя. Затем по сигналу все участники одновременно передают свои рисунки соседу и продолжают рисунок соседа. Группа рисует до тех пор, пока каждому не вернется его листок. Затем необходимо встать и описать свой рисунок (замысел) .

- сочинение сказки, общей истории

Игра «Изображение предметов».

Цель: воспитывается наблюдательность, воображение, умение видеть другого.

Ход: Ребенок мимикой, жестами изображает предмет, остальные дети его

отгадывают. Кто правильно назвал, становится ведущим.

«Тело в деле»

Воспитатель предлагает детям придумать определённую позу (фотографию) какого-нибудь дела (рассматриваю картину, читаю, делаю артикуляционную гимнастику и т.п.). Играющий демонстрирует свою «фотографию», остальные отгадывают, комментируют, показывают отгадки-действия, сравнивают «фотографии». Важна заключительная часть – это своеобразное подведение итогов, рефлексия того, что было на занятии и обеспечение условий для плавного перехода из «мира свободы, фантазии и игр» в «мир реальности и обязанностей».

Для подведения итогов в конце каждого занятия дети снова рассаживаются в круг и обмениваются впечатлениями и мнениями.

Завершающим штрихом, подводящим черту под игровым занятием, становится ритуал. Используется тихая спокойная музыка. Дети встают в круг, берутся за руки и передают друг другу хорошее настроение, улыбку на целый день. В конце занятия дети заполняют «Карту настроения», как они себя чувствуют после проведенных игр. Ритуал завершения играет важную роль в формировании новой позитивной системы отношений «ребенок-взрослый» - отношений доверия и взаимопонимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектирование образовательного процесса. Ежедневная организация жизни и деятельности детей»

Данный материал представляет собой лекцию в рамках повышения квалификации педагогов по образовательной программе дополнительного профессионального образованияПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ...

Проектирование образовательного процесса на основе принципа интеграции образовательных областей и различных видов детской деятельности

Консультация для педагогов  "Проектирование образовательного процесса на основе принципа интеграции образовательных областей и различных видов детской деятельности" позволит педагогам ответить на...

Технология проектирования образовательного процесса.

Одним из методов обучения, обеспечивающих развитие личности, является метод проектов. В зарубежной педагогике проекты рассматривались с позиции целей обучения, связанных с задачей выполнения уче...

Фотоколлаж с методическими рекомендациями "Проектирование образовательного процесса по теме "Цветы вокруг нас" в условиях созданной предменно - развивающей среды"

Представленные материалы  познакомят педагогов со способами организации образовательной деятельности  в соответствии с ФГТ  по теме "Цветы вокруг нас,  продемонстрируют вариант пос...

Управление процессом проектирования образовательного процесса в ДОУ

Материалы доклада на августовской конференции 2012г о системе календарного педагогического планирования в соответствии с ФГТ...

Статья "Проектирование образовательного процесса через реализацию целей устойчивого развития в дошкольной образовательной организации"

В современных условиях возникает необходимость пересмотра стратегии проектирования образовательного процесса в ДОУ в экологическом образовании для устойчивого развития (ОУР), целью которого является ф...

КПК "Проектирование образовательного процесса в условиях введения ФГОС дошкольного образования в практику дошкольной образовательной организации"

КПК "Внедрение образовательного процесса в условиях введения ФГОС дошкольного образования в практику дошкольной образовательной организации"...