Технология проектирования образовательного процесса.
статья по теме

 

Одним из методов обучения, обеспечивающих развитие личности, является метод проектов. В зарубежной педагогике проекты рассматривались с позиции целей обучения, связанных с задачей выполнения учебного задания в реальной жизненной обстановке. Родоначальники метода Дж. Дьюи и Э.Дьюи, Х.Килпатрик, Э. Коллингс и другие выдвинули идею «обучения посредством делания». Они считали, что ребёнок будет учиться с интересом, если сможет увидеть применение результатов своего труда. По мнению У.Х. Килпатрика, метод проектов«это метод планирования целесообразной деятельности в связи с разрешением какого-либо учебно-школьного задания в реальной жизненной обстановке».

 

В современном российском образовании различают широкое толкование проекта как понятия и образовательную технологию – «метод проектов». Сегодня метод проектов гармонично дополняет традиционную систему обучения и воспитания.

Согласно Н.В. Матяш, проектная методика, как образовательная технология – это дидактическая категория, обозначающая систему приемов и способов овладения определенными практическими и теоретическими знаниями, той или иной деятельностью. Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая завершается практическим результатом, оформленным тем или иным способом.

 

Проектирование, как способ освоения культурных норм через пробу, социальное предъявление своих позиций, изменение окружающей действительности, становится ведущей деятельностью субъектов образовательного процесса.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologiya_proektirovaniya_op.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектов

Одним из методов обучения, обеспечивающих развитие личности, является метод проектов. В зарубежной педагогике проекты рассматривались с позиции целей обучения, связанных с задачей выполнения учебного задания в реальной жизненной обстановке. Родоначальники метода Дж. Дьюи и Э.Дьюи, Х.Килпатрик, Э. Коллингс и другие выдвинули идею «обучения посредством делания». Они считали, что ребёнок будет учиться с интересом, если сможет увидеть применение результатов своего труда. По мнению У.Х. Килпатрика, метод проектов – «это метод планирования целесообразной деятельности в связи с разрешением какого-либо учебно-школьного задания в реальной жизненной обстановке». 

В современном российском образовании различают широкое толкование проекта как понятия и образовательную технологию – «метод проектов». Сегодня метод проектов гармонично дополняет традиционную систему обучения и воспитания.

Согласно Н.В. Матяш, проектная методика, как образовательная технология – это дидактическая категория, обозначающая систему приемов и способов овладения определенными практическими и теоретическими знаниями, той или иной деятельностью. Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая завершается практическим результатом, оформленным тем или иным способом.

Проектирование, как способ освоения культурных норм через пробу, социальное предъявление своих позиций, изменение окружающей действительности, становится ведущей деятельностью субъектов образовательного процесса.

Исследователи считают, что использование метода проектов в преподавании способствует реализации деятельностного подхода, обеспечивает личностно ориентированное профессиональное обучение, содействует формированию навыков самостоятельности в мыслительной, практической, волевой сферах, обучает взаимодействию в групповой деятельности, формирует толерантность, ответственность, инициативность и творческое саморазвитие, содействует связи теории с практикой, учит способам самостоятельного познания и формирует умения практического применения имеющихся знаний и умений.

Исходя из преобладающего метода деятельности, выделяют прикладные, исследовательские, информационные, ролево-игровые проекты.

Для прикладных проектов характерны следующие черты: четко обозначенный результат деятельности; тщательное продумывание структуры проекта; четкое распределение функций между участниками; оформление итогов деятельности с последующим их представлением и рецензированием;

Исследовательские проекты подразумевают: деятельность участников по решению творческих задач с заранее неизвестным результатом; наличие этапов, характерных для любой научной работы, который включает обоснование актуальности избранной темы, выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. Интернете.

Для структуры ролево-игровых проектов характерно: конструирование гипотетической игровой ситуации; исполнение определенных ролей, имитирующих деловые, социальные и другие отношения; результат остается неизвестным до конца работы.

Ролево-игровые проекты позволяют участникам приобрести определенный социальный опыт.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.

Учебный проект – это ограниченное во времени целенаправленное изменение определенной системы знаний на основе конкретных требований к качеству обучения. В процессе проектной деятельности обучаемые синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого обучаемые ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения.

Проекты удобны тем, что они очень разнообразны по форме, содержанию, характеру доминирующей деятельности, по количеству участников, по продолжительности исполнения.

Основным принципом проектной работы является совместная деятельность преподавателя и учащихся.

Проект - это метод обучения, содержание обучения, форма организации учебного процесса, особая философия образования.

Внешний результат – можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

 В ее основе лежит креативность (творческий подход к решению проблемы), умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания и отличительной чертой которой является  направленность на формирование у учащихся навыков самообучения, способности к самостоятельной исследовательской работе.

Основные требования к проекту

1.наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.

2.выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы (проектирование – определение вида продукта и формы презентации).

3.каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, ее обработка, осмысление и представление участникам проектной группы.

4.результатом работы над проектом является продукт – средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.

Процесс проектной деятельности (Проблема – Проектирование – Поиск информации – Продукт – Презентация) проходит на разных этапах, имеющих свои цели и задачи.

Каждый этап проекта должен иметь свой конкретный продукт.

 -план работы;

-постановка проблемы;

-выдвижение гипотез – путей решения проблемы.

-планирование деятельности по реализации проблемы;

-сбор информации;

-структурирование информации;

-изготовление продукта;

-оформление продукта;

-выбор формы презентации;

-подготовка презентации;

-презентация продукта;

-самооценка и самоанализ.

Методы экспертизы учебных проектов

1.Групповой дискуссия (метод фокус-групп: групповое фокусированное интервью, которое проходит в форме групповой дискуссии.

1.Дискуссии без лидера: недирективная дискуссия в форме беседы в круговом интерьере.

3.Имитационной игры: в игровой условной форме воспроизводятся (моделируются) конкретные (реальные или воображаемые) процессы, а участникам игры предлагается выполнение игровых функций (ролей).

3.Герменевтический: понимание и интерпретация субъективных смыслов текста.

4.Контент-анализ: количественно-качественный метод изучения содержания проекта, использующий готовые системы категорий.

5.Эксперимент, тесты, опросы.

Паспорт проекта

1.Проблема проекта

2.Тема проекта

3.Актуальность

4. Разработчики проекта

5.Руководитель проекта

6.Консультант(ы) проекта

7.Заказчик проекта

8.Значимость на уровне ОУ и социума

9.Возраст участвующих в проектной деятельности

10.Цели и задачи проекта

11.Продолжительность проекта:

- мини-проект

- краткосрочный проект

- недельный проект

- годичный проект

12.Индивидуальный или групповой проект

13.Характер контактов между участниками:

- внутри группы

- внутри ОУ

- региональные

- межрегиональные

- международные

14.Необходимое оборудование

15.Продукт проектной деятельности

16.Форма презентации продукта

17.Возможные формы и критерии оценки проектной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование образовательного процесса на основе принципа интеграции образовательных областей и различных видов детской деятельности

Консультация для педагогов  "Проектирование образовательного процесса на основе принципа интеграции образовательных областей и различных видов детской деятельности" позволит педагогам ответить на...

Управление процессом проектирования образовательного процесса в ДОУ

Материалы доклада на августовской конференции 2012г о системе календарного педагогического планирования в соответствии с ФГТ...

Технология построения образовательного процесса посредством педагогического проектирования в математическом развитии дошкольников

Технология  построения  образовательного процесса посредством педагогического проектирования в математическом развитии дошкольниковПедагогический проект «В стране Умных игр»Актуальность прое...

Бережливые технологии, как один из видов инноваций проектирования образовательного процесса в ДОУ

Использование инновация в работе открывает воспитателю новые возможности сокращает время на выполнение необходимого действия, стандартизирует рядовые операции, уменьшает время, затриченное на организа...

«Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ» на тему: «Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста» «Больница» в старшей (5-6 лет) возрастной группе

laquo;Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ» на тему: «Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьмидошкольного возраста»«Больница»в старшей (5-6 ле...

«Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ» «Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста» «Поездка в зоопарк»

Задачи руководства:1. Закреплять и обогащать знания  о животных, об их внешнем виде, повадках, пище;    Расширять представление детей о труде взрослых, работающих в зоопарке:  ...