Инновационный опыт музыкального руководителя
опыты и эксперименты на тему

Бучумова Ольга Ивановна

Инновационный опыт "Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nalichie_sobstvennogo_innovatsionnogo_opyta.doc45.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Справка

Инновационный педагогический опыт по теме

«Развитие певческих навыков детей дошкольного возраста»

   Интересна и увлекательна жизнь детей в дошкольном учреждении. Здесь созданы оптимальные условия для развития личности.

Длинный и витиеватый путь проходят дети за все свое пребывание в ДОУ, прежде чем в них будут заложены нравственные и эстетические основы, на которых в дальнейшем строится система целенаправленного процесса.

Музыкальное искусство – важнейшее средство воспитательного воздействия на человека. А что такое музыка? Музыка – это эмоции. Она вызывает у слушателя разные чувства: радость, удивление, восхищение, праздничную приподнятость или легкую печаль.

   Эта тема актуальна всегда, т. к. музыкальное искусство расширяет кругозор человека, обогащает его духовный мир. Музыка побуждает к общению, к творческой деятельности, доставляет эстетическое наслаждение. Воздействуя на чувства и сознание слушателя, она способствует активному сопереживанию.

   Пение – это прежде всего музыка. Оно занимает важное место в музыкальном развитии дошкольников. Пение – основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. Пение способствует развитию речи, объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям. Исполнение песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму, и, порой, убеждает его сильнее, чем информация, полученная другим путем.

  Обучение детей пению – одна из актуальных задач музыкального руководителя детского сада. К тому же это одна из самых сложных задач, требующих от нас педагогов высокого профессионализма. К сожалению, в последние годы в детских садах развитию детского голоса уделяется мало внимания. При подготовке к праздникам основной акцент ставится на постановке ярких, зрелищных номеров и разучивания эффектных, современных песен, соответствующих сценарию, но никак не возможностям ребёнка. Поэтому проблема формирования качественного звучания детского голоса во время пения в дошкольном возрасте очень актуальна. Затрагиваемая проблема актуальна ещё и потому, что связана с поиском новых путей эстетического воспитания ребёнка средствами музыки через самый доступный и активный вид музыкальной деятельности, каковым является пение.

  Моя музыкально-педагогическая деятельность в детском саду определяется педагогической идеей научить ребёнка петь хорошо, чётко, внятно, с любовью и настроением, а самое главное красиво, с большой самоотдачей, что я и пытаюсь реализовать в процессе занятий.

   Своеобразие педагогического опыта состоит в  системе специально организованных  занятий по музыкальному воспитанию, способствующих не только более полному формированию художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка, но и всесторонне развивающих личность дошкольника.

Новизна   опыта состоит в принципиально новом комплексном  подходе к проведению музыкальных занятий, заключающемся в формировании помимо музыкальных способностей (развитие чувства ритма, слуха, эмоциональной отзывчивости на музыку  и т.д.), раскрытие творческой индивидуальности ребенка и предоставление  ему возможности развития творческого потенциала в музыкальной деятельности, а также  личностного развития  посредством различных видов деятельности.  

Целью моей музыкально-педагогической деятельности является научить ребенка петь хорошо, четко, внятно, с любовью и настроением, с большой самоотдачей, т. е. наиболее ярко выразить свои чувства в песне.

   Задачи, которые я ставлю в своей работе, я представляю в виде нот:

1. «До» - эмоциональное развитие ребенка через песню.

2. «Ре» - расширение представления об окружающем мире.

3. «Ми» - развитие способности к самовыражению, самореализации.

4. «Фа» - широкое включение песни в повседневную жизнь детей в детском саду  дома.

5. «Соль» - организация индивидуальной работы с детьми вне занятий.

6. «Ля» - осуществление совместной работы с администрацией, воспитателями и родителями.

7. «С» - расширение профессиональных знаний  внедрение новых форм и методов в организацию занятий.

  Учитывая все это, используя свои знания и опыт, я вплотную занимаюсь вопросами пения, культурой исполнения песни, развитием и расширением певческих возможностей детей старшего дошкольного возраста, беря за основу старшую  подготовительные группы детского сада. К этому возрасту дети уже обладают определенными вокальным навыками, их певческий диапазон достаточно расширен, дыхание укреплено, они вполне владеют осмысленным и осознанным пением.

   Каковы же пути реализации этих задач?

  1. Во время обучения пению вначале нужно определить диапазон голоса каждого ребенка и систематически его укреплять, создавая благоприятную «звуковую атмосферу», способствующую развитию голоса и слуха. А координация голоса и слуха – важнейшее условие  развития певческих способностей детей.
  2. Развивая вокально-хоровые навыки, обязательно учитываются физическое состояние ребенка и особенности анатомо-физиологического строения голосового аппарата. В этот период голосовой аппарат у ребенка несовершенен, окончательно не сформирован. Гортань маленькая, голосовые связки короткие, тонкие, небо малоподвижное, дыхание короткое, слабое, поверхностное. Поэтому голос у детей не сильный, хотя, порой, и звонкий.

К голосовым связкам детей нужно относиться бережно, не допускать, чтобы дети кричали, напрягали и не берегли голос, не форсировали звук во время пения, следили за плавным голосоведением. Поэтому провожу соответствующую работу с воспитателями и родителями: объясняю им вред крикливого пения, громкого разговора, особенно на улице в холодную, сырую погоду. Крик и шум портит голос детей, притупляет слух и отрицательно влияет на их нервную систему. Большое внимание уделяю подготовке голосового аппарата. Голосовые связки требуют к себе бережного отношения. Охране детского голоса я уделяю в своей работе достаточное внимание: слежу за тем, чтобы дети не перегружали голос, связки, не форсировали звук во время пения, следили за плавным голосоведением.

  1. В простой доступной форме объясняю детям как нужно правильно дышать. На занятиях всегда провожу дыхательную гимнастику, чтение нараспев, ритмическое чтение. Это очень помогает детям со слабыми речевыми данными.

   Учитывая возможности детского голоса, никогда не пою с ними без подготовки и настройки голосового аппарата. Всегда перед началом пения даю две распевки, которые легко транспонируются и не имеют широкого диапазона («Ворон», «Лесенка»). Их исполнение дает возможность разогреть голос, развивает слух, а пение в «транспорте» способствует быстрой голосовой настройке. Не поощряю пение детьми песен для взрослых с большим диапазоном, которые они слышат по радио, телевизору, аудио и видео записях. Пение таких песен наносит вред слабым голосовым связкам ребенка.

   Итак, считается, что уровень развития музыкальных способностей детей зависит от уровня их природных данных. В процессе работы я пришла к выводу, что наличие музыкальных способностей (музыкальная память, ритм, звукоизвлечение) не определяет в дальнейшем степень культуры человека. Любые способности, даже самые слабые данные, можно развивать до высокой степени.

  Чтобы мой хор зазвучал, я пользуюсь следующими методическими приемами:

  1. Пение вслух и про себя (по куплетам).
  2. «Эхо» (тихо, громко).
  3. «Цепочка» (поочередное пение).
  4. Пение с закрытым ртом.
  5. Пение нараспев слогов.
  6. Поем первый слог («настройщик»).
  7. «М…» с переходом на «а…».
  8. Пение по сигналу (флажок, цветок).
  9. Пение по «секрету» (шепотом).
  10. Пение, транспонируя мелодию («Лесенка»).
  11. Скороговорки.
  12. Пение a-capella.
  13. Сольное и ансамблевое пение.

   Пение постоянно сопровождает каждого ребенка по жизни а заполняя его досуг, оно помогает организовать трудовую деятельность и отдых.

   Дети старшего дошкольного возраста имеют устойчивый интерес к песне, умеют эмоционально исполнять ее, правильно передают мелодию, поют индивидуально, подгруппами и коллективно, изъявляют желание участвовать в концертах, используют песню в самостоятельной деятельности. Многие мои воспитанники учатся в музыкальных школах, успешно обучаются в музыкальном училище им. Л. П. Кирюкова, и даже в консерватории.

   Итак, систематичность в подходах к работе, варьирование разнообразных методических приемов,  планомерное выполнение поставленных задач, последовательное изучение новых песен, многократное использование знакомого материала, постепенное усложнение репертуара, дифференцированный подход к детям, помощь воспитателей и родителей – все это позволяет добиться положительных результатов в обучении и развитии вокальных навыков детей старшего дошкольного возраста. За годы работы мною накоплен определенный опыт в области певческой деятельности с детьми и достигнуты определенные результаты. Дети с огромным желание поют, проявляют огромный интерес к песням не только на занятиях, но и дома.

   В будущем планирую продолжать работу по обучению детей пению, развитию их вокальных навыков, по расширению певческого диапазона каждого своего воспитанника, используя наработанный опыт.

Заведующая МДОУ «Детский сад № 69»                                Гераськина О.Д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт музыкального руководителя МДОУ «Детский сад №78 комбинированного вида» Кадейкиной Галии Харисовны «Приобщение детей к истокам народной культуры, средствами музыкального и устного фольклора»

Инновационный педагогический опыт музыкального руководителя МДОУ «Детский сад №78 комбинированного вида» Кадейкиной Галии Харисовны«Приобщение детей к истокам народной культуры,  средст...

Инновационная деятельность музыкального руководителя в свете действующего законодательства

Доклад выступления перед слушателями в рамках программ ПК на базе АНО "Прогимназии №14"Журавушка" г. Бугульмы....

Инновационная работа музыкального руководителя

Проект к инновационной площадке музыкального руководителя ДОУ на тему "Досуговая деятельность"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ по инновационной деятельности музыкального руководителя на тему: «Использование арт — терапевтических методов и технологий на музыкальных занятиях»

КОНСУЛЬТАЦИЯ   ДЛЯ  ПЕДАГОГОВпо инновационной деятельности музыкального руководителя  на тему: «Использование  арт — терапевтических методов  и технологий на ...

Педагогический опыт музыкального руководителя Давыдовой Ирины Анатольевны

Использование  здоровьесберегающих  технологийв  процессе  реализации  образовательной  областиМУЗЫКА     МДОБУ «Кемлянский  детский...

Педагогический опыт музыкального руководителя МБДОУ "Кемлянский детский сад "Радуга" комбинированного вида" Давыдовой Ирины Анатольевны

РЕСПУБЛИКА      МОРДОВИЯМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение« Кемлянский детский сад «Радуга» комбинированного вида »Ича...

Педагогический опыт музыкального руководителя Давыдовой И.А. на тему "Роль синтеза искусств на музыкальных занятиях в формировании общей музыкальной культуры дошкольников"

В своей работе я всегда стараюсь использовaть «Синтез» - это прогрaмма рaзвития музыкaльного восприятия у детей на основе синтезa искусствa. Это прогрaмма по слушанию музыки. Группа авторо...