Мастер-класс "Волшебство вышивки"
консультация (старшая группа) по теме

Сорокина Елена Альбертовна

история, правила вышивки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл вышивка20.71 КБ

Предварительный просмотр:

        Добрый день уважаемые коллеги. Свой мастер класс хочу начать со стихотворения. Послушав его , вы поймёте о чем я хочу рассказать.

Г. Ладонщиков
Научилась вышивать я
Кур, цыплят и петушков.
А еще для кукол платья
Сшила я из лоскутков.
- Молодец! – сказала мама, -
Ты у нас портниха прямо!

        Понравилось стихотворение? О чём оно?

   Верно. Сегодня я проведу для вас мастер класс на тему "Волшебство вышивки". (1)

        А вы умеете вязать, шить, вышивать, в общем, делать что-либо своими руками? Если нет, то вам обязательно стоит этому научиться, особенно если у вас есть дети, а в нашей работе у всех есть дети.  Оказывается, в рукоделии есть много пользы не только для хозяйства, но и для здоровья!

        Уже давно замечено, что все виды ручного творчества успокаивают нервную систему, предотвращают стрессы. Более того,  рукоделие еще и лечит. Оно может нормализовать работу практически всех систем организма. Как это происходит? А ведь на поверхности наших ладоней находятся активные точки, которые отвечают за различные органы и системы человека. Занимаясь рукоделием, мы все действия производим руками, а значит сами того не замечая, стимулируем работу нашего организма. То есть, даже несложное вышивание бесплатно нас лечит!

        Детские психологи отмечают, что малыши, с раннего возраста знакомые с рукоделием, в школе имеют меньше проблем с домашними уроками, они более внимательные.

Немного истории.(2)

        Всем известно, что искусство вышивания имеет многовековую историю. Конечно, сначала появилось шитьё, как необходимость. Со временем в качестве декоративного дополнения к шитью появилась вышивка.

        На Руси издревле вышивка была одним из самых любимых и распространенных видов декоративно-прикладного народного творчества.(3) Все женщины от мала до велика владели этим искусством в совершенстве. 

        Мотивы вышитых работ были очень разнообразными. Присутствовало много символизма и скрытого смысла. (4,5)В орнаментах, к примеру, ромб и круг символизировали солнце, крючковатый крест — пожелание добра и взаимопонимания.

        Согласно народным представлениям, вышивание — это не простая «украса», а сакральный процесс. В традиционной народной культуре орнаментальные композиции выполнялись с целью создания оберега — магического средства охранить владельца от болезней, бед и напастей.

        Любопытная подробность гласит -   особенно ценными считались изделия, вышитые за один день. Обычно над такими вещами работали сразу несколько мастериц. 

        Начинали вышивать на рассвете, и если удавалось закончить работу до захода солнца, то изделие считалось идеально чистым и способным защитить от злых сил, стихийных бедствий и любых неприятностей.

        Но вернёмся в настоящее время. Современные  барышни свободны от такой обязанности...

В любом случае, сейчас девочки вышивают для собственного удовольствия.

Роль вышивки в развитии ребёнка. (6)

        Многие педагоги и родители знают о том, что занятия  вышиванием  с дошкольником не просто влияют на формирование вкуса и эстетического восприятия мира, но в первую очередь помогают подготовить его к обучению в школе. (7)

        Вышивание развивает терпение и усидчивость, мелкую моторику ребёнка, внимание, мышление , память и осторожность в пользовании иголкой.  Не случайно с дошкольником чаще всего используют вышивку крестом по канве, которая как будто разлинована в клеточку. Это помогает ребёнку в дальнейшем успешно выполнять задания учителя, связанные с ориентированием на листе бумаги в клетку.

        (8)Осваивать вышивку можно начинать с 4-5 лет, в это время уже можно доверить ребенку иголку. Но во время процесса важно все время находиться рядом, так как ножницы и другие приспособления могут представлять опасность.

        (9)Этим летом, я познакомила детей своей группы с вышиванием. Начала с ознакомительной беседы. Сначала предложила загадки об иголке, нитке, ножницах…т.е. о предметах необходимых для шитья. Отгадав загадки, я спросила у детей - как вы думаете, что можно делать ниткой и иголкой. Они ответили - вышивать. И процесс начался.

     Я  показала готовые работы. Мы их рассмотрели, описали .

        Перед тем ,как начать работу с иголкой, я провела беседу о технике безопасности при работе с иголкой, ножницами. Объяснила ,что работаем только сидя за столом и рядом со взрослым.

        Попробовали вдевать нитку в иголку.

        Первые шаги мы начали с простых стежков на бумаге в клетку. (ПОКАЗ)Учились прокалывать насквозь , шагая иголкой клетка через клетку, вовремя переворачивая листок, чтобы не запутаться. Шаг за шагом получалась такая работа. Некоторые , придумав самостоятельно, сначала проделали иголкой дырочки , клетка через клетку, тем самым упростив себе работу.

        После этого, так же на листе в клеточку , каждый ребёнок вышил своё имя, по нарисованным карандашом буквам. (10)Эта работа отличалась от первой тем, что теперь мы закрывали пустые окошки , возвращаясь обратно по вышитой букве. (ПОКАЗ)

        Следующий этап - это вышивка рисунка, тоже на бумаге в клетке. У нас это был круглый смайлик.(ПОКАЗ) Т.е. дети ориентировались уже не на ровные клетки, по прямой линии , а на округлое очертание. При этом развивается глазомер, потому что теперь размер стежков они определяют сами, следя за тем, чтобы они были примерно одинаковыми. После этого мы так же закрыли пустые окошки, получив полностью вышитый рисунок .

        И после работы с бумагой, мы начали вышивать на ткани. Я переводила рисунки на материал с крупных раскрашек. И теперь уколы иголкой стали двойными. (ПОКАЗ). Здесь дети так же учились на глаз делать стежки примерно одинаковыми. Потом идя обратно по рисунку, закрывая дырочки. (рис. много) На готовой работе вытягивали ниточки по бокам ткани, делая бахрому. (11-21)

        Вышивка полезна как девочкам, так и мальчикам. (22) Мальчику, кстати, умение держать иголку в руках, навык пришивать пуговицы и вышивать тоже не помешает.         Мотивы вышивки, естественно, нужно подбирать подходящие, соответствующие «мальчиковым» интересам. Рисунки выбирали сами дети.  На лето к нам в группу приводили мальчика Левона, которому недавно исполнилось 4 года. По началу я не давала ему вышивать, переживая за возраст. Но он очень просил и я дала ему попробовать. В итоге он понял сам процесс и с большим удовольствием начал вышивать. В итоге он вышел больше всех работ и очень аккуратно. Приходя утором в детский сад он вместо того, чтобы поздороваться спрашивал - будем ли мы сегодня шить?! А находясь дома - просил родителей ,чтобы они нарисовали ему узор ,чтобы и дома вышивать.  

        Девочка получает удовольствие от процесса  творческой деятельности , а мальчики на результат.

        Дома многие родители поместили вышивки своих детей в рамочки. А есть такие ,которые выложили в социальные сети, (23)хвастаясь умением своего ребенка. Многие были  приятно удивлены тем ,что их ребенок уже самостоятельно вышивает .

        Когда у ребёнка возникнет желание вышивать, важно поддержать и подкрепить  его.

    Чтобы процесс вышивания доставил ребёнку только положительные эмоции и стал любимым делом, важно чтобы(24)

- картинка для вышивки вдохновляла маленького творца;

- материалы были привлекательными (нитки яркими и без узлов)

- процесс вышивания, материалы и инструменты должны быть удобными и безопасными.

        На первом этапе ребёнку интереснее заниматься вышиванием с кем-то за компанию. А также, важно, чтобы взрослый наблюдал, помогал, подбадривал, хвалил начинающего «вышивальщика». Не судите слишком строго! Если это возможно, отметьте аккуратность и терпение. Не акцентируйте внимание на недостатках. В большинстве случаев, сделав грубое критическое замечание человеку любого возраста, (тем более ребёнку!) мы рискуем отбить у него весь интерес к творчеству, как и к любому виду деятельности.

Итак ,подведем итоги. Как же научить детей вышиванию?:

1. Предложите загадки о необходимых предметах при шитье.

2. Начните с беседы о технике безопасности.

3. Научите вдевать нитку в иголку.

4. Первые стежки прошивать на бумаге в клеточку.

5. Постепенно переходите на материал.

6. Маленькие дети не могут сосредотачиваться на длительное время. Поэтому постарайтесь, чтобы процесс вышивания занимал не более 20 минут.
7. Для вышивки лучше всего подойдут нитки мулине .
8. Ни в коем случае не ругайте детей, если получаться будет не сразу. Хвалите за каждый успешный стежок.
9. При выборе рисунка и цветовой гаммы, обязательно считайтесь с мнением ребенка. Если ему очень нравится рисунок и цвет, то и вышивать он будет с большим удовольствием.
10. Не забывайте про правила безопасности: не оставляйте детей одних , если у них в руках ножницы и иголка!

        Хочу раздать вам эти правила и нарисованную картинку, чтобы и вы вышили по контуру и научили детей своей группы вышиванию .

Творите и будьте счастливы и здоровы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми старшей группы из цикла "Женские рукоделия" Тема занятия: "Вышивка"

Продолжать знакомить детей в мини-музее сада "Русская изба" с экспонатами музея, традицией совместного труда девушек на посиделках. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к рукоделиям....

перспективный план по работе с вышивкой

Данный вид работы подходит для кружка или как разработка рабочей программы. Расчитана на детей от 6 лет....

Приобщение детей среднего дошкольного возраста к русскому народному творчеству. «Знакомство с вязанием, вышивкой и плетением кружев»

В этом материале предлагаются новые организационно-методические формы работы. Материал содержит информацию из опыта и обычаев русского народа; способствует формированию у детей личностной культуры, пр...

Презентация "Кубанская вышивка"

Фотографии кубанской вышивки...

"Русская вышивка. Из истории вышивки."

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по ознакомлению детей с русской вышивкой....

«Составление описательных рассказов с использованием приёмов мнемотехники с элементами чувашской народной вышивки».

Через метод наглядного моделирования помочь ребенку зрительно представлять абстрактные понятия и научиться работать с ними....

Вышивка ленточками.

Методическое пособие для воспитателей старшей и подготовительной к школе групп и педагогов дополнительного образования....