ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
методическая разработка на тему

          План по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. 

              Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 6 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ22.66 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию

Велибековой Марины Абдулвагабовны,

воспитателя МАДОУ ДСКВ «Югорка»

«Познавательно-исследовательская деятельность

детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность темы

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал,тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».

 Лев Семёнович Выготский.

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. 

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 6 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.  

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Цель:  создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединение усилий педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.

Задачи:

-изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;

-создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;

-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

Содержание работы по самообразованию

№ п/п

Наименование деятельности

Содержание деятельности

Результат деятельности

1

Изучение литературы по теме

«Ребенок и окружающий мир». Программа и методические рекомендации. О. В. Дыбина.

«Простые опыты с природными материалами для дошкольников» М. Султанова.

«Простые опыты с воздухом для дошкольников.» М. Султанова.

«Математика в детском саду». Метлина Л. С.

«Познавательное развитие детей 2-7 лет». Методическое пособие для воспитателей.

«Методика исследовательского обучения дошкольников». Савенков А. И.

«Учим дошкольников думать: игры, занятия, диагностика». Щетинина А. М.

«20 конспектов познавательных игровых сеансов» Осечкина Л. И., Чапкова В. В.

«Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет». Карпова С. И., Мамаева В. В.

«Методика детского экспериментирования» Рыжова Л. В.

«Развитие познавательных способностей дошкольников» Крашенинников Е. Е., Холодова О. Л.

Повысился профессиональный уровень по теме самообразования,

Намечены этапы реализации работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

2

Взаимодействие с  педагогами

Мастер-класс для педагогов «Воспитываем любознательных малышей»

Повышение профессиональной компетенции по развитию любознательности у старших дошкольников.

3

Взаимодействие с  родителями

Консультация для родителей «Проектная деятельность с дошкольниками – эффективные ступени развития ребенка»

Просвещение родителей по развитию дошкольников в проектной и экспериментальной деятельности.

Консультация для родителей «Опыты дома, или чудеса из простых вещей»

Мастер-класс «Волшебство из простых вещей» на ежегодном родительском форуме «Школа и семья – партнерство ради будущего»

4

Взаимодействие с воспитанниками

Реализация проекта по творческо-исследовательской деятельности «Ее величество - Вежливость»

Сертификат за подготовку участниковгородского конкурса учебно-исследовательских и творческих работ «Юность в науке».

Проведение занятий по познавательно — исследовательской деятельности со старшими дошкольниками

Реализация проекта «Лаборатория профессора Ума»

5

Анализ работы по самообразованию

Подведение итога работы по теме самообразования на Методическом совете МАДОУ ДСКВ «Югорка»

Обобщение и распространение опыта работы в педагогическом сообществе.

Размещение опыта по самообразованию на сайтах педагогических сообществ.

Перспектива: Самообразование является непрерывным условием повышения профессионального роста, планирую продолжать работу по теме самообразования «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста».

Уровень профессионального мастерства планирую повышать как на специально организованных курсах повышения квалификации, так и путем участия в семинарах различного уровня, вебинарах, проектной деятельности. По результатам анализа работы намечены следующие перспективы:

  1. Обеспечивать интеллектуально - личностное развитие детей через интеграцию дифференцированного подхода в воспитании и обучении детей.
  2. Изменять пространственно - предметную среду, обеспечивающую социально - эмоциональное развитие и саморазвитие ребенка.
  3. Координация  усилий МАДОУ ДСКВ «Югорка» и семьи для создания оптимальных условий развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...