Родительское собрание на тему «Особенности развития и воспитания детей 4-5 лет»
материал (средняя группа) на тему

Колобухина Елена Евгеньевна

Выступление педагога на родительском собрание в средней группе на тему "Особенности развития и воспитания детей 4-5 лет".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №5 «Звездочка»

Родительское собрание

на тему «Особенности развития и воспитания детей 4-5 лет»

в средней группе №1 «Ромашка»

Подготовили: воспитатели высшей категории

МБДОУ детский сад №5 «Звездочка» Щукина Вера Алексеевна

                        Колобухина  Елена  Евгеньевна

Осташков 2017г.

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас сегодня. Сегодняшнее наше собрание посвящено  особенностям развития детей 5-ого года жизни. Итак, начнем.

1. Нашим детям в основном уже исполнилось 4 года. Убедитесь, что: рост ребенка стал 102 см. (плюс- минус 3 см) и увеличился на 4-5см.,

Вес стал 16кг (плюс-минус 1кг) и увеличился на 1-2кг.

Теперь, чтобы не навредить малышу в его развитии, нужно выяснить, какие на этом возрастном этапе «ранимые места» в его организме и учитывать это.

Тело ребенка изменило пропорции, активно идет формирование осанки, закладывается походка, привычные позы при сидении, стоянии и т.д. Но сила мышц, поддерживающих скелет, недостаточна, утомляемость их велика и грозит разнообразными отклонениями в осанке. А последние, в свою очередь, могут повлечь нарушения в деятельности самых разных органов и систем (сердце, легкие, сосуды, органы малого таза, система кровенаполнения головного мозга). Поэтому надо обязательно следить за осанкой ребенка. Особенно во время работы за столом. Чтобы сформировать красивое и здоровое тело, ребенку надо не только показать, но и рассказать, как правильно сидеть (когда он рассматривает картинки, смотрит телевизор; когда он ест, рисует, лепит и т.д.; если хочет отдохнуть).

2. НАВЫКИ ЗДОРОВЬЯ

К  5-и годам ребенок может в той или иной степени самостоятельно ухаживать за всеми открытыми частями тела. Он уже умеет самостоятельно мыть руки, полоскать полость рта, переодеваться, пользоваться носовым платком, умываться. Но ему еще трудно и он учится:

- чистить зубы;

- расчесывать волосы;

- обрабатывать себя после дефекации. И важно не столько количество самостоятельно выполняемых процедур, сколько качество выполнения, а также желание ребенка их выполнять.

3. ПРОИСХОДЯТ ИЗМЕНЕНИЯ И В СОЗНАНИИ ДЕТЕЙ.

На пятом году жизни в развитии сознания детей открываются две очень важные возможности, от правильного использования которых существенно зависит общий уровень их умственного развития.

Одна из возможностей – то, что дети способны в своем познании окружающего выходить за пределы того, с чем непосредственно сталкиваются сами, т.е. они могут накапливать знания о самых разных предметах, которые они не видели и о которых узнают только со слов взрослого. Это города и страны, животные и машины и т.п. Но знакомить детей необходимо с теми сферами жизни, которые у вас самих вызывают разные и положительные чувства. Не надо в самом начале пути в неизведанное знакомить детей с тем, что не вызывает симпатии у вас самих. Дети очень чутки к искренности вашего отношения к тому или иному предмету или явлению. Если в глубине души вы не любите животных, вам никакими словами не удастся убедить ребенка в обратном и он не сможет заимствовать у вас те отношения, которых у вас в действительности нет.

Мы хотим вас также предупредить, что если в этом году у детей не заложится способность мысленно выходить за пределы своего опыта и испытывать интерес к широкому окружающему миру, то позднее сделать это будет трудно, т.к. именно дети пятого года жизни очень активно воспринимают все, что их окружает. И эта активность может сосредоточится на ссорах со сверстниками, сравнении имущественного состояния своей семьи и других семей и т.п.

Еще одна особенность этого возраста – бурный расцвет так называемых фантазий. Именно на пятом году жизни дети начинают рассказывать невероятные истории о том, что они видели собаку размером с корову; что папа таскал маму за волосы, хотя ничего подобного не было; что сами они участвовали в каких-то невероятных событиях и т.д.

К сожалению, подобные рассказы часто квалифицируются взрослыми, а вслед за ними и сверстниками как ложь, что в сущности совершенно несправедливо и чрезвычайно обидно для ребенка. Подобные фантазии не являются ложью в прямом смысле слова. Хотя бы потому, что не приносят ребенку никакой ощутимой пользы. Они не помогают ему избежать наказания, не позволяют получить лакомство или игрушку. Это события другого порядка. Подобное явление правильнее называть выдумками. Источники таких фантазий могут быть весьма различными. Например, это может быть яркий сон, который ребенок принял за действительность. Это может быть выражение его затаенных желаний: «А мне папа купил щенка», хотя на самом деле, как выясняется, папа только поговорил о такой возможности. Это может быть и безотчетное стремление поднять свой авторитет среди сверстников, например, ребенок приписывает своим братьям и сестрам несуществующие достоинства. Наконец, это может быть и стремление справится с какими-то страхами. Рассказывая, как он прогнал страшную собаку, ребенок пытается преодолеть страх и не выглядеть трусом в собственных глазах.

Поэтому, единственная правильная форма реакции на подобные выдумки – спокойное и достаточно заинтересованное отношение к рассказам ребенка. Но ни в коем случае нельзя уличать ребенка во лжи.

Дети пробуют строить и первые умозаключения. Внимательно выслушивайте все рассуждения ребенка и не торопитесь вносить в них свои коррективы. В этом возрасте важна не правильность вывода, а поддержка самого стремления ребенка рассуждать и думать. Проявляйте серьезное уважение к его интеллектуальному труду. Шутки и насмешливый критический тон при обсуждении мыслей ребенка недопустимы.

Ребенок активно осваивает операции счета в пределах первого десятка.

Большинство детей начинают проявлять интерес к абстрактным символам – буквам и цифрам.

Сверстник становится интересен как партнер по играм. Ребенок страдает, если никто не хочет с ним играть. Дети играют небольшими группами по 2-5 человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу.

4.РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ

Ребенок усваивает родную речь так называемым «материнским способом», подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета. Вот что писал выдающийся педагог А.С.Макаренко о роли примера взрослых, окружающих ребенка: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями или врагами, как вы смеетесь или читаете газеты – все это для ребенка имеет большое значение».

Необходимо избавить ребенка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова. Обращайтесь к своему ребенку не в форме приказания, а просьбы и употребляйте слово «пожалуйста», благодарите его, высказывайте свое родительское одобрение по поводу проявленной им вежливости.

А сейчас послушайте, что ваши дети знают о вежливости (Включение аудиозаписи).

Вам понравилось, что говорят ваши дети? Если да, то мы очень рады.

5. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА КУЛЬТУРНОГО ПОВЕДЕНИЯ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СФОРМИРОВАНЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ 4-5 ЛЕТ.

-Умение считаться в игре с желаниями и намерениями других детей, играть вместе общими игрушками, уступать.

-Регулярно участвовать в труде, умение приготовить столы к завтраку, обеду, к занятиям.

-Детей нужно научить соблюдению правил культурного поведения в автобусе, в общественных местах.

-У детей должна быть воспитана привычка всегда говорить правду.

-Важной задачей, приобретающей на этой возрастной ступени особое значение, является формирование взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, вежливое внимательное отношение к взрослым, умение дружно играть с детьми, защищать слабого, обиженного.

-Необходимо научить детей поддерживать порядок в комнате, в игровом уголке. Правило: «Каждой вещи свое место».

А сейчас предлагаем вам как бы со стороны посмотреть на своих детей и проанализировать их поведение с помощью фишек, лежащих на подносах. Если ребенок выполняет данное правило, то вы кладете на стол фишку красного цвета, если не всегда выполняет или не совсем правильно – желтого цвета, если не выполняет совсем – синего.

- Ребенок умеет мыть руки, причем моет их всегда: перед едой, после посещения туалета. Умеет вытираться развернутым полотенцем.

- Аккуратно складывает одежду.

- Всегда пользуется носовым платком по мере необходимости.

- Вежливо обращается с просьбой завязать шапку, застегнуть куртку, благодарит за оказанную помощь.

- Умеет вовремя извиниться и говорит это слово с нужной интонацией, чувством вины.

- Не указывает пальцем на окружающих, на предметы.

- Не вмешивается в разговор без надобности, в случае срочной просьбы, соответственно правилам, извиняется.

- Не бросает на улице, в помещении бумажки, обертки и т.п.

- Не говорит матерных слов.

Посмотрите на фишки, их цвета помогут вам решить, над чем следует поработать с детьми, используя испытанные практикой примеры, похвалу и упражнения.

Чтобы ребенок Вас слушался, нужно следить за тем, чтобы Ваше распоряжение удовлетворяло следующим требованиям:

1. Оно не должно отдаваться со злостью, с криком, с раздражением, но и не должно быть похоже на упрашивание.

2. Оно должно быть посильным для ребенка, не требовать от него слишком трудного напряжения.

3. Оно должно быть разумным, т.е. не противоречить здравому смыслу.

4. Если распоряжение отдано, то оно должно быть обязательно выполнено.

5. Там, где вы должны требовать, никаких теорий не должны разводить, а добиваться выполнения Ваших требований.

Любите своих детей, ведь сильнее вас их любить никто не будет.

А сейчас давайте обсудим текущие вопросы.

                                 

                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему:«Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе.Роль семьи в преодолении дефектов речи».

Рассматриваются вопросы о положительных сторонах обучения и воспитания детей в логопедических группах, о роли семьи в преодолении речевых нарушений....

Родительское собрание на тему: «Особенности развития речи детей пятого года жизни».

Родительское собрание на тему: «Особенности развития речи  детей пятого года жизни»....

Конспект родительского собрания на тему: "Особенности развития детей от 2х до 3х лет"

Конспект родительского собрания на тему: "Особенности развития детей от 2х до 3х лет" для воспитателей группы раннего возраста...

Родительское собрание на тему: "Особенности развития детей 3-4 лет. Цели и задачи на 2020-2021 учебный год"

В ходе родительского собрания проводятся 2 игры для родителей для того, чтобы разрядить обстановку; выбор родительского комитета; особенности развития детей 3-4 лет....

Протокол родительского собрания № 1 Тема: «Особенности развития детей 5-6 лет»

                 Протокол родительского собрания № 1 Тема: «Особенности развития детей 5-6 лет»...