Консультация для воспитателей "использование инновационных технологий в организации сюжетно-ролевой игры"
консультация на тему

Быценко Мария Викторовна

Консультация для воспитателей "Иновационные технологии в организации сюжетно-ролевой игры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Тема:

«Использование инновационных технологий в организации сюжетно ролевой игры»

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра. Наибольшим развивающим эффектом обладает сюжетно-ролевая игра.

Ценность сюжетно-ролевых игр в том, что они не ограничивают детей правилами, а дают свободу мышления, воображения в развитии сюжета игр, используя впечатления от окружающего мира.

В сюжетно-ролевых играх ребенок воспроизводит, как бы моделирует действия и взаимоотношения взрослых, проникая в смысл их деятельности. Беря на себя роль, ребенок тем самым в меру своего понимания, входит в положение взрослого, через действие в роли осознает общественные нормы поведения.  В содержании игр отражаются быт семьи и детского сада, труд людей разных профессий, явления общественной жизни, а главное, отношения между людьми.

В сюжетно-ролевой игре педагог берет на себя обучающую ведущую роль, используя инновационные педагогические технологии в системе знаний (игровую технологию, технологию проблемного обучения, информационно-коммуникативную технологию, технологию проектной деятельности и т. д.).

Педагогами широко используется «педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр». Эта технология опирается на принцип активности ребёнка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Данная технология призвана сочетать элементы игры и обучения. В отличие от игр вообще, педагогическая технология обладает: чётко поставленной целью и педагогическим результатом познавательной направленности.

Педагогическая технология осуществляется в три этапа.

1 этап:

Обогащение представлений о той сфере действительности, которую ребёнок  будет отображать в игре. Важно знакомить ребёнка с людьми, их деятельностью, отношениями (кто, чем и почему занимается).

2 этап:

Организация сюжетно-ролевой игры («игра в  подготовку к игре»):

  • определение ситуаций взаимодействия людей, продумывание и сочетание событий, хода их развития в соответствии с темой игры;
  • создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателем, детского коллекционирования;
  • совместная игровая деятельность воспитателя и детей.

3 этап:

Самостоятельная игровая деятельность детей.

Для организации сюжетно-ролевой игры используются игровые технологии, которые являются фундаментом всего дошкольного образования. Они способствуют расширению знаний дошкольников о разнообразии окружающего мира. Возьмем, например, тему «профессии». Самое главное правило для взрослых: ребёнку мало знать о профессии, в неё нужно поиграть! В игре успешно развиваются личность ребёнка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению.

 Игровые технологии благоприятно сказываются на развитии у детей ролевого поведения в сюжетных играх. Педагогу необходимо научить ребёнка переводить знания, полученные из разных источников в сюжеты игр. Для этого нужно помочь детям определить содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия, а также персонажей и их взаимодействие. В процессе сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная среда, модели поведения, модели межличностных отношений. В ходе игры, ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребёнка опыт, посредством которого эти знания ребёнком усваиваются.

Организация сюжетно-ролевой игры на темы, отражающие социальную действительность, протекает с опорой на непосредственный опыт детей, который в силу современных условий ребенок получает преимущественно вне стен ДОУ. Успех отражения впечатлений в игре зависит от того, что видел ребенок. Например, в супермаркете, первое, что привлекает внимание ребенка-это сами товары, их привлекательное оформление и выбор товаров родителями. Аспект отношений между людьми остается вне поля зрения ребенка. Поэтому игра в супермаркет выглядит как раскладывание товаров, их выбор покупателями  и оплата в кассе. Такая игра не требует от ребенка способности к сюжетосложению и протекает без активного взаимодействия между детьми. Поэтому важно выделить для ребенка деятельность и отношения людей (кто, чем и почему занимается; в каких ситуациях с кем и почему взаимодействует.)

В ходе обсуждения важно выявить для детей неполноту, неопределенность части представлений и вызвать желание уточнить, детализировать, пополнить знания. Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. Одним из способов выполнения недостающей информации является проектная технология, которая основывается на личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию, позволяет усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы.

Для решения этой проблемы педагоги используют информационно-коммуникативные технологии, эти технологии предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций, которые в условиях детского сада не удалось воссоздать. Педагоги используют в работе компьютерные экскурсии («Путешествие в театр», «Кто строит мост, дом?» и т.д), презентации. Так же, информационно-коммуникативные технологии используются для изготовления атрибутов к игре и в сопровождении игры (музыкальное, показ слайдов).

В игре, так же, активно применяются технологии проблемного обучения.

Одним из условий,  формирующих  у дошкольников  самостоятельное, активное, творческое мышление, является создание проблемных ситуаций, которые составляют необходимую закономерность творческого мышления.  

Стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, мы создаем проблемную ситуацию. Тем самым побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки. Боязнь допустить ошибку сковывает инициативу ребенка в постановке и решении интеллектуальных проблем. Боясь ошибиться, он не будет сам решать поставленную проблему – он будет стремиться получить помощь от взрослого. 

Первым этапом процесса решения проблемы считается поиск прежних знаний и способов действия для решения: «Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?». На втором этапе происходит процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т.е. выдвижение гипотез, поиск «ключа», идеи решения. На втором этапе решения ребенок ищет ответ «во внешних условиях», в различных источниках знаний.
Третий этап решения проблемы – реализация найденного решения.

В младшем возрасте широко используются вопросы, подсказывающие новые действия. Например, когда дети играют в «Дочки-матери», можно задать для дальнейшего развития сюжета вопрос: «А не хочет ли кукла есть?», «Ой, испачкала кукла платье, что мы сделаем?»

В старшем возрасте, например, идем а поликлинику, а перед ней большая проезжая часть. Как правильно перейти дорогу? Как обходим автобус? Или маленький ребёнок стал капризничать, бегать по коридору больницы и кричать. «Что мы будем делать, что бы успокоить ребенка (побеседовать, почитать стихотворение)?»

Итак, применение в учебном процессе проблемных ситуаций помогает воспитателю выполнить одну из важных задач, поставленных перед детским садом, – формировать у дошкольников  самостоятельное, активное, творческое мышление.

Таким образом, благодаря инновационным технологиям в организации сюжетно-ролевых игр, дети познают окружающий мир, у них развивается мышление, воображение, они учатся жить и трудиться в коллективе, воспитываются организаторские способности, воля, дисциплинированность, инициатива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика руководства сюжетно/ролевыми играми детей младшего возраста. Планирование игр. Включение инновационных технологий в организацию сюжетно/ролевых игр.

На примере сюжетно/ролевой игры «Знакомство с улицей» младшей группы, предложены игровые ситуации с их задачами. Указаны педагогические мероприятия в организации сюжетно-ролевой игры. Информация о стр...

«Инновационные технологии в проведении сюжетно-ролевой игры «Мини-маркет» с детьми средней группы» (из опыта работы)

Сообщение из опыта работы по развитию и обогащению сюжетно-ролевой игры "Мини-маркет"...

Опыт работы «Организация сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников, реализующей программу Н.М. Крыловой «Детский сад-дом радости».

Данный материал содержит описание методики организации и развития сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников....

Консультация для педагогов «Инновационные технологии в организации художественно-эстетического развития дошкольников»

Современная система образования обращена к развитию личности  каждого ребенка, принятию его индивидуальности, созданию условий для его всестороннего развития. Одной из важнейших задач в воспитате...

«Использование инновационных технологий в организации сюжетно - ролевой игры

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра. Наибольшим развивающим эффектом обладает сюжетно-ролевая игра....

Кейс технологии для организации сюжетно-ролевых игр по финансовой грамотности

Кейс технологии для организациисюжетно-ролевых игр по финансовой грамотности...