Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошкольников.
консультация (подготовительная группа) по теме

Сангова Оксана Владимировна

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. 

От жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь, 

мировоззрение, умственное развитие, 

прочность знаний, вера в свои силы…”

В.А.Сухомлинский 

 

Здоровье ребенка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения, - это не

только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и

социальное благополучие. Здоровье детей, как зеркало, отражает социально-экономическое

состояние  страны,  отечественной  медицины,  а  также  отношение  государства  к  проблеме

охраны материнства и детства.

От  состояния  здоровья  детей  во  многом  зависит  благополучие  общества.

Экологические проблемы, некачественное питание,  эмоциональный дискомфорт в  семье  –

лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье детей.

По  данным  медицинской  статистики,  количество  дошкольников  с  хроническими

заболеваниями  увеличивается  с  каждым  годом.  В  школу  поступает  только  несколько

процентов абсолютно здоровых первоклассников.

Несмотря  на  тенденцию  возрождения  в  российских  семьях  здорового  образа жизни,

активную  его  пропаганду  в  средствах  массовой  информации,  большинство  родителей  не

заботятся  в  должной  мере  о  здоровье  своего  ребенка,  не  прививают  ему  любви  к

окружающим его людям, природе и самому себе. 

Ребёнок  с  первых  дней  жизни  имеет  определённые  унаследованные  биологические

свойства, в  том числе и  типологические особенности основных нервных процессов  (сила,

уравновешенность,  подвижность).  Но  эти  особенности  составляют  лишь  основу  для

дальнейшего физического и психического развития, а определёнными факторами являются

окружающая среда и воспитание ребёнка.

 Поэтому  педагоги  дошкольных  учреждений  должны  комплексно  решать  задачи

физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно

внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения. 

15.03.2017 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx17.67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.  

От жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь,  

мировоззрение, умственное развитие,  

прочность знаний, вера в свои силы…”

В.А.Сухомлинский  

 

Здоровье ребенка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения, - это не

только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и

социальное благополучие. Здоровье детей, как зеркало, отражает социально-экономическое

состояние  страны,  отечественной  медицины,  а  также  отношение  государства  к  проблеме

охраны материнства и детства.

От  состояния  здоровья  детей  во  многом  зависит  благополучие  общества.

Экологические проблемы, некачественное питание,  эмоциональный дискомфорт в  семье  –

лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье детей.

По  данным  медицинской  статистики,  количество  дошкольников  с  хроническими

заболеваниями  увеличивается  с  каждым  годом.  В  школу  поступает  только  несколько

процентов абсолютно здоровых первоклассников.

Несмотря  на  тенденцию  возрождения  в  российских  семьях  здорового  образа жизни,

активную  его  пропаганду  в  средствах  массовой  информации,  большинство  родителей  не

заботятся  в  должной  мере  о  здоровье  своего  ребенка,  не  прививают  ему  любви  к

окружающим его людям, природе и самому себе.  

Ребёнок  с  первых  дней  жизни  имеет  определённые  унаследованные  биологические

свойства, в  том числе и  типологические особенности основных нервных процессов  (сила,

уравновешенность,  подвижность).  Но  эти  особенности  составляют  лишь  основу  для

дальнейшего физического и психического развития, а определёнными факторами являются

окружающая среда и воспитание ребёнка.

 Поэтому  педагоги  дошкольных  учреждений  должны  комплексно  решать  задачи

физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно

внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.

Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического имеет свою давнюю историю.

Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние человека,

вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.  

В.М.  Бехтерев  доказал,  что  музыка  может  вызывать  и  ослаблять  возбуждение

организма.

П.Н. Анохин сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического

компонентов музыки на работоспособность или отдых человека.  

В «Теории и методике музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугина пишет,

что  пение  развивает  голосовой  аппарат,  речь,  укрепляет  голосовые  связки,  регулирует

дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений.  

Таким образом, музыка – это одно из средств физического развития детей.  

Цель  музыкально-оздоровительной  работы  в  ДОУ:  укрепление  психического  и

физического  здоровья  дошкольников,  выявление  и  развитие  музыкальных  и  творческих

способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.  

В  системе  музыкально-оздоровительной  работы  ДОУ  используются  следующие

здоровьесберегающие технологии:

 

Валеологические песенки-распевки

Предметом  валеологии  является  индивидуальное  здоровье  и  резервы  здоровья

человека,  а  также  здоровый  образ  жизни.    С  песенок-распевок    начинаются  занятия.

Несложные, добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают

настроение,  задают  позитивный  тон  к  восприятию  окружающего  мира,  улучшают

эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.  

 

Пальчиковые игры

Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые

исполняются  как  песенки  или  произносятся  под  музыку.  Игры  развивают  речь  ребенка,

двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к

рисованию,  письму),  соединяют  пальцевую  пластику  с  выразительным  мелодическим  и

речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление.  

Речевые игры

Позволяют  детям  овладеть  всеми  выразительными  средствами  музыки.  Речевое

музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом

речевым.  В  речевых  играх  текст  поется  или  ритмично  декламируется  хором,  соло  или

дуэтом.  Основой  служит  детский  фольклор.  К  звучанию  добавляются  музыкальные

инструменты, звучащие жесты, движения, сонорные и колористические средства. Кроме того

формирование речи идёт при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже

заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные

возможности.  Использование  речевых  игр  на  музыкальных  занятиях  влияет  на  развитие

эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.  

Игровой массаж

Повышает  защитные  свойства  верхних  дыхательных  путей  и  всего  организма,

нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных

желез.  Частота  заболеваний  верхних  дыхательных  путей  снижается.  Делая  самомассаж

определенной  части  тела,  ребенок  воздействует  на  весь  организм  в  целом.  Полная

уверенность  в  том,  что  он  делает  что-то  прекрасное,  развивает  у  человека  позитивное

отношение к собственному телу. [

Хор рук

Является  одной  их форм  арттерапии,    активной  релаксации. Направлен  на  развитие

двигательной фантазии детей.  

Особенностями этого вида музыкальной деятельности является:

1.  Восприятие  музыки  при  помощи  пластических  произвольных  движений  с  целью

гармонизации психологических функций организма ребенка.

2. Развитие чувства ритма.

3. Активизация внимания и способности подражания.

4. Развитие чувства ансамбля, слаженности общего действия.

 Показ педагога и последующие инициативы детей быть в роли ведущего благотворно

влияют  на  личностные  качества.  Ведущим  может  быть  любой  взрослый,  а  не  только

музыкальный руководитель, поэтому форма используется разными специалистами в своей

деятельности.  

Музыкотерапия

Важная  составляющая  музыкально-оздоровительной  работы  в  ДОУ.  Это  создание

такого  музыкального  сопровождения,  которое  способствует  коррекции  психофизического

статуса  детей  в  процессе  их  двигательно-игровой  деятельности.  Слушание  правильно

подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность,

головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.  

Кроме  перечисленных  здоровьесберегающих  технологий  в  музыкально-

оздоровительной работе могут быть использованы:

Дыхательная гимнастика Б.Толкачёва и А.Стрельниковой;

Артикуляционная гимнастика совместно с логопедом детского сада;

Оздоровительные и фонопедические упражнения под наблюдением педиатра.

            Музыкальные  занятия  с  использованием  технологий  здоровьесбережения

эффективны при  учете индивидуальных и  возрастных  особенностей  каждого  ребенка,  его

интересов.  Успех  занятий  не  возможен  без  совместной  деятельности  музыкального

руководителя  и  воспитателя,  который  активно  помогает,  организует  самостоятельное

музицирование в группе.

           Результатами музыкально-оздоровительной работы являются:

  повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;

  стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка;

  повышение уровня речевого развития;

  снижение уровня заболеваемости;

  стабильность физической и умственной работоспособности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов дошкольного образования на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошкольников»

Консультация для педагогов дошкольного образования на тему:«Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошкольников»...

Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошкольников

Методический материал предназначен для педагогов дошкольного образования и содержит консультацию и презентацию по теме "Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошко...

«Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошкольников

Целью является: преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словами и музыкой , а также укрепления здоровья ребенка....

Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошкольников

Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошкольников...

Консультация для педагогов: "Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошкольников"

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модерн...

Из опыта работы "Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошкольников"

Задачи:v Сохранять и укреплять здоровье детей     посредством внедрения в работу     МДОБУ здоровьесберегающих технологий; v Обеспечить равные стартовые...