Главные вкладки

    Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Вулканы»
    план-конспект занятия (старшая группа) на тему

    Корсунова Людмила Викторовна

    - Продолжать расширять и уточнять представление детей о предметном мире.
    - Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности.
    - Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира.
    -Развивать мыслительную активность, коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость, толерантность в ходе исследовательской деятельности.
    -Закрепить умение выявлять свойства материалов.
    -Знакомить дошкольников с природным окружением, формировать интерес к явлениям природы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vulkany.docx20.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект  опытно-экспериментальной деятельности

    в старшей группе «Вулканы»


    ЗАДАЧИ

    - Продолжать расширять и уточнять представление детей о предметном мире.
    - Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности.
    - Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира.
    -Развивать мыслительную активность, коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость, толерантность в ходе исследовательской деятельности.
    -Закрепить умение выявлять свойства материалов.
    -Знакомить дошкольников с природным окружением, формировать интерес к явлениям природы.
    Методические приемы:
    - игровая ситуация, беседа, эксперимент, обобщение, результативность .
    Материал:
    - ткань, стаканчики с водой, вулканы , трубочки.
    Ход занятия:
    В: - Ребята, сегодня у нас с вами гости, давайте их поприветствуем, подарим улыбки, чтобы у гостей сохранилось настроение на весь день.
    Дети:- Здравствуйте!
    В: Ребята, мы с вами живем на удивительной планете, которая называется
    Дети:- Земля. 
    В:- Верно. 
    - Отгадайте загадку:
    «Я ходил по разным странам,
    Плыл по рекам, океанам,
    По пустыне шёл отважно –
    На одном листе бумажном.»
    (географическая карта).

    Дети:- Географическая карта. 
    В:
     - Дети, что изображено на карте?
    Дети:- Наша Земля
    В: - Правильно. Давайте вспомним, что изображено, синим цветом?
    Дети: - моря, океаны, реки.
    В: - А зеленым, желтым, коричневым.
    Дети: - Суша, пустыни, горы. 
    В: - Ребята, а что же такое горы?
    Дети: - Это высокие холмы.
    В:- А из чего состоят горы?
    Дети:- из камней.
    В: Какой красивый у меня мешочек (мешок ощущений). В этом мешочке много разных предметов,
    - Но вам нужно будет достать только камни. 
    - Как ты узнал, что в руках у тебя камень? Какой он на ощупь?
    (гладкий, шершавый, тяжелый, легкий, крепкий и др.)
    Предложить взять в одну руку камень, а в другую - пластилин. Сожмите обе ладони. Что произошло с пластилином? 
    Дети:- пластилин изменил форму.
    - Что произошло с камнем?
    - Камень остался таким же по форме.
    В:-
     Ребята, опустите камень в стакан с водой, что произошло? 
    Дети:
    - Камень утонул.
    В: - А почему?
    Дети:- Потому что тяжелый.
    В:- Верно.
    -Возьмите лупы и рассмотрите его внимательно. Что есть у этого камня?
    Дети:- Дырки.
    В:- Давайте опустим этот камень в воду.
    - Что произошло с камнем?
    Дети:- Он не утонул, как другие камни.
    В:- А почему он не утонул?
    Дети:- Потому что в дырочках спрятался
    воздух, благодаря воздуху который заполнил дырочки, камень стал легким. Воспитатель: 
    - Этот камень называется пемза. 
    В:- Что легче пемза или камень?
    Дети:- Пемза.
    В:- Пемза- это камень вулканического происхождения и мы с вами скоро узнаем, как появляется пемза.
    - Горы бывают очень высокими. 
    - Назовите самую высочайшую гору мира.
    Дети: - Эверест.
    В: - Молодцы! Вы уже знаете, что горы имеют свое строение. Как называется верхушка горы?
    Дети: - Вершина.
    В:- А еще у горы есть бок, который называется …
    Дети: - Склон.
    В:- Ребята, горы образуются в результате движения земной коры. Земная кора никогда не бывает в покое: то вздрагивает, растрескивается, то опускается, то собирается складками.
    В результате образуются острова, горы. Возьмите ткань и
    представьте, что это — земная кора. Теперь приведите в
    движение «земную кору».
    Дети выполняют движения под платком.
    - Вы видите, как наша «земля» морщится, горбится, и начинают расти «горы», а между ними образуются глубокие «ущелья», а вот когда одна плита находит на другую, на них что получилось? (Горы).
    - Примерно так происходит и в природе.
    - Ребята, я приглашаю вас в кинотеатр.
    - А на Земле, ребята, есть и необычные горы. Когда они спят, то почти ничем не отличаются от других гор. Но иногда эти горы «просыпаются», и тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. Когда куски лавы застывают, получаются новые камни.
    - Что вы видите на экране?
    Дети:- Вулкан. 
    В:- Правильно, это вулкан. Сегодня мы поговорим о таком загадочном, удивительном, грозном явлении природы. Вулкан - это большая гора с крутыми склонами. 
    На самой вершине находится кратер (огромная яма, а внутри находится жерло (дыра, уходящая глубоко в землю, внутри которого находится лава. 
    Есть ребята живые вулканы (действующие), есть спящие, а есть мертвые. А также вулканы бывают наземные и подводные. 
    Живые вулканы «просыпаются», и тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. Когда куски лавы застывают, получаются новые камни. Мы сегодня эти камни уже видели, они называются пемза. 
    - А есть вулканы спящие.
    - Натрудившись, наработавшись, эти вулканы уходят на каникулы, лишь изредка выдыхают в небо легкий дымок. Над вершиной спящего вулкана вьется маленький дымок, будто кто – то печку топит. А вулкан это и впрямь печка, только подземная. В ней постоянно бушует огонь. Спящие вулканы копят силы, чтобы пробудиться.
    - Мертвые вулканы никогда не извергаются, молчат все время. 
    - А сейчас мы заглянем внутрь вулкана, но сначала я хочу рассказать вам легенду, которую вы еще не слышали.

    - “Жил на свете бог по имени Вулкан. Странный это был бог - некрасивый, хромой. Но зато он был очень трудолюбивый и сильный. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами. ”
    В:- Вот какая интересная легенда о происхождении названия вулкан. -Понравилась? (Да)
    В:- А теперь, ребята, посмотрите внимательно, какой формы вулкан, на что он похож?
    Дети: - Похож на пирамиду, конус.
    В:- Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы.
    - Но люди жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут «спать» очень долго. Для того чтобы узнать когда вулкан проснется и предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов следят
    ученые. Этих ученых называют вулканологами 
    - С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит» а когда проснется. 
    - А вы хотите стать вулканологами?
    Дети: - Да.
    В:- Посмотрите, какая это опасная профессия.
    - Извержение вулкана – одно из самых грозных явлений на земле.Извержение вулканов угрожает жизни людей, лава разрушает здания, перекрывает дороги. 
    - Ребята, закройте глаза, представьте, что мы живем у подножия вулкана в уютном доме, у нас есть собачка и маленький котенок. Ученые – вулканологи предупредили о возможном извержении через неделю.

    Что же мы должны сделать, как поступить? (ответы детей: покинуть опасную территорию, закрыть все двери и окна, животных поместить в закрытые помещения, запастись продуктами питания и водой, найти возвышенное место)
    - Молодцы, мне очень понравилось, как вы рассуждали. 
    - Вулканы – несмотря на их грозность очень красивые горы .
    - Туристы приезжают туда полюбоваться красотой и удивительным миром вулканов. 
    - Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная.
    В:- А сейчас мы с вами превратимся в маленьких ученых-вулканологов и сами попробуем сделать извержение вулкана.
    - Проходите в нашу лабораторию.
    - Ребята первый опыт проведу я сама, а вы мне поможете.
    - Для первого опыта мне понадобиться три чайных ложки волшебной смеси в стаканчике под №1, две чайных ложки чудо порошка в стаканчике под №2
    - Внимательно следите за моими действиями. Перемешиваю аккуратно. После чего содержимое выливается в жерло вулкана.
    - Ребята, кажется наш вулкан оживает!
    - Что вытекает из вулкана?
    Дети:- Лава
    В:- Обратите внимание, «лава» спокойно изливается на поверхность, на воздухе она остывает и твердеет, получаются камни с «пузырьками», из которых потом изготавливают пемзу.
    Хотите попробовать повторить этот опыт сами.
    В:- Ребята, вулканы бывают не только на суше, но и под водой.
    - Хотите посмотреть, как это происходит?
    Дети:- Да.
    В:- Предлагаю сделать извержение подводного вулкана, хотите? Тогда возьмите трубочку, вставьте её в стакан с водой и подуйте. («Буря в стакане»)
    - Ребята, вот и закончилось наше сегодняшнее знакомство с вулканами.
    - Спасибо всем за работу. Вы у меня очень способные и замечательные
    .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опытно- экспериментальная деятельность в старшей группе «Взрыв вулкана»

    Цель:выявить, что происходит с горящей жидкостью, когда опускают её в холодную. Задачи:* Закрепить и уточнить знания детей о воде;* Формировать умение выполнять задания в соответствий с зад...

    Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Вулканы» .

    Материал способствует развитию у детей познавательной активности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению; совершенствованию умений работать с различными материалами, проя...

    Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшей группы " Вулканы"

    Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшей группы Тема: «Вулканы»Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, по...

    Экспериментальная деятельность в старшей группе детского сада. Тема: "Извержение вулкана".

    Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе....

    Экспериментальная деятельность детей старшей группы. Тема:«Извержение вулкана».

    Экспериментальная деятельность детей старшей группы.Тема:«Извержение вулкана».Цель:  -познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения; -развивать познавательную ак...

    Конспект совместной познавательно – исследовательской деятельности с детьми старшей группы. Вулканы.

    Задачи:Познание:- обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире; - расширить представления о природном явлении – вулкане. - раз...

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Извержение вулкана »

    Развитие познавательного интереса и основ экологического мышления и образования дошкольников  по ознакомлению с явлениями неживой природы  в процессе  использования наглядно-действенной...