Главные вкладки

    Восприятие музыки как средство развития музыкальности детей раннего возраста
    материал на тему

    Федянина Вера Валентиновна

    Организация музыкального воспитания детей раннего возраста.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Выступление на семинаре для музыкальных руководителей структурных подразделений ГБОУ, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования «Организация музыкального воспитания детей раннего возраста».

    Тема: «Восприятие музыки как средство развития музыкальности детей раннего возраста».

    Музыкальный руководитель СП «Детский сад №14» ГБОУ ООШ №28 г.о.Сызрань – Федянина Вера Валентиновна.

    В дошкольной организации дети раннего возраста соприкасаются с музыкой, что даёт им возможность развивать  те природные задатки музыкальности, которые могли бы быть упущенными в условиях дома или в том детском саду, в котором таких условий не создано.

    В настоящее время вопросы воспитания и развития детей в раннем возрасте привлекают внимание специалистов различных профессий. Врачи, педагоги, учёные, психологи и музыканты - исследуют возможности развития ребёнка в первые годы жизни.

    Что же касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности.

    С первого дня рождения ребёнок получает музыкальные впечатления. Прежде всего, это голос матери с убаюкивающими или оживлёнными интонациями, звуки детских музыкальных игрушек.

    Что любят маленькие дети? Конечно же, играть! Играть везде: дома, во дворе, даже на музыкальных занятиях. Необычная форма проведения занятия, тщательно отобранный музыкальный и литературный материал, увлекательные игры, яркий наглядный материал и, конечно же, хорошее настроение педагогов – это те факторы, которые помогут малышам познакомиться с удивительным миром Музыки, принять его, творчески развиваться.

    На музыкальных занятиях малыши не всегда могут слушать музыку, сидя на стульчиках. Дети могут воспринимать музыкальное произведение, активно двигаясь, выполняя манипуляции руками и пальчиками по показу педагога, «аккомпанируя» на детских шумовых инструментах.

    Как построить ребятишек в круг, побудить их выполнять танцевальные движения? На помощь приходят музыкальные разминки и игры – тренинги, которые научат ориентироваться в пространстве, двигаться в определенном направлении, быстро перестраиваться под веселую песенку или прибаутку.

    Я, как музыкальный руководитель, стараюсь организовывать музыкальное воспитание маленьких детей в детском саду, с учётом их возрастных особенностей.

    Музыкальное занятие в первой младшей группе длиться всего 10 минут. Хорошо организованная работа музыкального руководителя и воспитателя позволяет включать в ход занятия не только обязательные виды деятельности, но и оздоровительные упражнения. Например, детям нравится не просто спеть веселую потешку, но и поиграть в это время пальчиками, постучать ладошками по спине друг друга!  Перед пением желательно «разогреть» горлышки – выполнить дыхательное или артикуляционное упражнение, показать свой язычок, смешно вытянуть губки трубочкой. Такие игры и упражнения длятся всего полминутки, но сколько радости и пользы для здоровья они приносят малышам!

    Упражнения на укрепления мышц спины и шеи – отличное профилактическое средство от искривления позвоночника. Но выполнять их скучно даже взрослым. Выход один – использовать музыкальные игры.

    У каждого музыкального руководителя в арсенале огромный запас таких игр: подвижных, ритмических, речевых со звучащими жестами и шумовыми инструментами, музыкально – дидактических, игр – инсценировок с элементами импровизации.

    В работе с детьми раннего возраста я пользуюсь пособиями, представленными в виде аудиокассет и  CD-дисков, но в основном предпочитаю живое исполнение, что является немаловажным для развития детей раннего возраста.  

    В детском саду музыкальное воспитание не является монополией музыкального руководителя, а составляет часть педагогической работы, которую ведет воспитатель. Давая профессиональные советы воспитателю по закреплению  полученных знаний на занятии в самостоятельной деятельности детей, воспитателю легче грамотно организовать развивающую предметно-пространственную музыкальную среду группы и использованию знакомого музыкального материала в работе с детьми в образовательной деятельности в ходе режимных моментов.

    В своей работе я использую разнообразные формы занятий по восприятию музыки: занятие-путешествие (Белочка – резвушка. Подарок для мамы. Путешественники.), занятие-прогулка (В осеннем лесу. Весенняя прогулка. Разноцветная прогулка.), занятие-превращение (Заюшкина избушка.), занятие-экскурсия (Утро в лесу. Птичий двор. На зеленом лугу.), занятие – концерт (Колобок – музыкант. Веселый оркестр.) Применяю следующие методы и приемы: игровые, словесные, наглядные и практические.

    Вызвать наибольший интерес к играм, песням и танцам стараюсь включением на занятия, праздники и развлечения предметы и атрибуты- листочки, дождинки, лужи, ручеёк, морковки, грибочки – осенью; снежинки, снежки, прозрачные тюлевые ткани, как сугроб; цветочки, колечки, флажки, ленточки, султанчики и платочки – весной и летом.

    Как правило, к концу раннего возраста выявляются дети, имеющие способности в музыкальном развитии, и в условиях преемственной деятельности с музыкальным руководителем групп детей дошкольного возраста осуществляется развивающая работа с ними.

    Таким образом, планомерная работа по развитию музыкальности ребенка с использованием современных методов, накопленного опыта педагогов, и в опоре на национальные обычаи и традиции откроет перед ребенком интересный, разнообразный, увлекательный, богатый и радостный мир музыки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игровые ситуации как средство развития речи детей раннего возраста

    В настоящее время я работаю с детьми младшей группы. Социальное положение группы благополучное, дети в основном из полных семей....

    Общение как средство развития речи детей раннего возраста. Перспективное планирование работы совместной деятельности с детьми первой младшей группы.

    Моя работа совместной деятельности с детьми по теме «Общение как средство развития речи детей раннего возраста», направленная на развитие у детей речи, предполагает, с одной стороны, включенность речи...

    План работы по самообразованию "Проворные пальчики- бойкая речь" (развитие мелкой моторики как средство развития речи детей раннего возраста)

    Цель: развитие мелкой моторики у детей раннего возрастаЗадачи:Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детейСовершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игрыРазв...

    "Развитие мелкой моторики, как средства развития речи детей раннего возраста"

    Статья для родителей"Развитие мелкой моторики, как средства развития речи детей раннего возраста"...