Консультация для педагогов-психологов "Особенности сопровождения детей с ЗПР. Из опыта работы ."
материал на тему

Ситникова Елена Викторовна

Особеннгости сопровождения детей с ЗПР в рамках комбинированного детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zpr_na_mo_psihologov_2.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на МО педагогов-психологов.

Тема выступление: «Особенности сопровождения детей с ЗПР. Из опыта работы педагога-психолога МБДОУ № 171 Ситниковой Елены Викторовны».

Я работаю в детском саду комбинированного вида. У нас 12 групп. Из них 3 группы комбинированной направленности (посещают дети с тяжелыми нарушениями речи), 2 группы компенсирующей направленности (для детей с ЗПР). Для детей с ЗПР и тяжелыми нарушениями речи, которые по разным причинам не могут посещать ДОУ в обычном режиме, в нашем саду организуется кратковременное пребывание (ГКПд). В такой группе занятия проводятся преимущественно индивидуально или небольшими подгруппами (по 2-3 ребенка).

Ребенок к нам приходит с ПМПк с диагнозом (с речевым или ЗПР) либо мы детей из массовых групп отправляем на ПМПк. Диагноз ставится всегда в пользу ребенка.

Приему в специальные группы названного профиля подлежат дети со следующими вариантами задержки психического развития (в соответствии с классификацией К. С. Лебединской):

  • церебрально-органического генеза;
  • по типу конституционального (гармонического) психического и психофизического инфантилизма;
  • соматогенного происхождения (с явлениями соматогенной астении и инфантилизма);
  • психогенного происхождения (патологическое развитие личности по невротическому типу, психогенная инфантилизация);
  • вследствие педагогической запущенности.

Таким образом, в специальные группы могут поступать дети с разными вариантами задержки психического развития. Трудности построения системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания обусловлены многообразием проявлений задержки психического развития, мозаичностью нарушений, сочетанием незрелости эмоционально-волевой сферы и несформированности познавательной деятельности. У большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в рамках нашего ДОУ

Идея сопровождения объединяет работу всех специалистов к решению проблем ребенка, т.к. ребенок – это целостное существо.

Для коррекции развития детей в нашем саду существует служба сопровождения. В которую входят:

Медицинские работники : они осуществляют мониторинг здоровья воспитанников.

Педагог-психолог: проводит психодиагностику, психокоррекционно-развивающую работу, просвещение и консультирование педагогов и родителей.

Учитель-логопед:  проводит диагностический мониторинг, занимается коррекцией и развитием речи, разрабатывает рекомендации другим специалистам по использованию рациональных логопедических приемов в работе с детьми.

Учитель-дефектолог: педагогическая диагностика, разработка и уточнение образовательных маршрутов, обеспечение индивидуальных, подгрупповых занятий с детьми в соответствии с выбранными программами.

Музыкальный руководитель: реализация используемых программ музыкального воспитания.

Руководитель физического воспитания: разработка  и реализация программ по физическому воспитанию, определение уровня физической подготовки детей, в соответствии с возрастом, выработка рекомендаций для воспитателей.

Воспитатель: определение уровня развития разных видов деятельности ребенка, особенности коммуникативной активности и культуры, уровня формирования целеноправленной деятельности, навыков самообслуживания согласно возрастному этапу, реализация рекомендаций учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, врача (организация режима, развивающих и коррекционных игр).

Целью службы сопровождения – является создание условий для максимального личностного развития дошкольника. Именно в ситуации взаимодействия мы можем достигнуть эту цель и результатом процесса сопровождения, будет являться дошкольник, обладающий достаточным уровнем готовности к обучению в школе.

Процесс сопровождения  начинается с бережного и конфиденциального сбора информации о различных сторонах  жизни и динамики развития ребенка. Для получения и анализа такого рода информации используются методы педагогического и психологического мониторинга. Помимо этого собираются анамнестические сведения о развитии ребенка, изучаются микросоциальные условия воспитания в семье. На основе медицинского обследования выявляются особенности соматического состояния, функциональные нарушения со стороны ЦНС.

 Таким образом, проведение мониторинга является информационным обеспечением процесса сопровождения. Результаты проводимого мониторинга служат основой для правильной реализации коррекционно-развивающей работы.

В конце сентября, после проведения мониторинга в нашем детском саду проводится психолого-медико-педагогический консилиум, где происходит объединение информации отдельных составляющих статуса ребенка от всех специалистов, что позволяет увидеть ребенка, как целостную личность.

На основе целостного видения ребенка с учетом его актуального развития, разрабатываются стратегии сопровождения, разрабатываются конкретные задачи по отношению к каждому ребенку и группе в целом. Происходит организация целостного сопровождения, задействовав профессиональный и личностный потенциал всех педагогов и специалистов.

Непосредственно реализация решений консилиума осуществляется через различные виды и направления работы.

После проведения ПМПК разрабатываются: «Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы», «Маршруты сопровождения», или, если ребенок-инвалид «Адаптированная программа на ребенка-инвалида по ИПРА». Такая форма ведения позволяет отследить динамику в развитии за период, оценить результативность работы и выработать дальнейшую линию сопровождения.

Январь. Второе заседание ПМПк. Там оглашаются промежуточные результаты  коррекционно-развивающей работы с детьми логопедических и коррекционных групп. Здесь мы смотрим обучаемость. Именно обучаемость является важнейшим дифференциально-диагностическим критерием для разграничения ЗПР и умственной отсталости.

Тревожным симптомом является отсутствие положительной динамики. Такие дети могут быть вторично направлены на ПМПК с целью уточнения диагноза и для дальнейшего определения маршрута обучения.

На данном этапе дополняются сведения, полученные в начале учебного года. Динамическое диагностическое исследование позволяет оценить правильность выбранных путей, методов, содержания коррекционной работы с каждым ребенком и с группой в целом. В программу вносятся коррективы, определяются цели и задачи коррекционно-педагогической работы в следующем полугодии.

В конце учебного года проходит еще одно заседание нашего внутреннего ПМПк для анализа  итогов коррекционной работы с детьми за год. На основе результатов обследования осуществляется перевод ребенка в следующую возрастную группу или выпуск в школу. Возможны следующие варианты:

  • ребенок переводится в группу следующего года обучения для детей с задержкой психического развития;
  • выводится в общеразвивающую группу в следующую возрастную группу, если выявляется значительная динамика в развитии. Преимущественно это педагогически запущенные дети, у которых в процессе интенсивной коррекционной работы удается в значительной мере компенсировать недостатки и восполнить пробелы в знаниях;
  • осуществляется перевод в другое дошкольное учреждение специального типа, если в ходе коррекционной работы выявляются показания (первичный характер речевых нарушений, умственная отсталость, нарушения со стороны анализаторов);
  • может быть рекомендовано повторное прохождение программы, т.е. ребенок остается на повторный год обучения;

Выпускники специальных групп, как правило, подготовлены к обучению в массовой школе. Но могут быть и исключения. Поэтому решение о типе школы, рекомендуемой каждому ребенку, принимается на МПК. Родители получают соответствующее заключение.

Если по итогам обучения выявляются дети, которые не усвоили программу мы отправляем на городскую ПМПк на изменение диагноза. Пишется направление, характеристика и прикладывается заключение консилиума. Где мы пишем о диагнозе, кт. мы предполагаем (передаётся смысл).  Если диагноз подтверждается (пр. умственная отсталость), то ребенок отправляется во вспомогательную школу. С неисправленными речевыми нарушениями отправляется в речевую школу. При подтверждении диагноза аутизм отправляется в начальные классы пед. колледжа для аутистов.

Особенности коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с детьми с ЗПР.

Например, у ребенка с задержкой психического развития нередко наблюдаются нарушения внимания и памяти. Психолог составляет программу коррекции памяти и внимания, подбирает психотехнические методы. Однако данная программа будет неэффективна, если не учитывается форма ЗПР, степень ее тяжести, индивидуально-типологические особенности ребенка. У детей с ЗПР конституционального генеза сниженный объем памяти часто обусловлен нарушением мотивации, и соответственно приемы психокоррекционных воздействий должны быть иными, чем у детей с ЗПР церебрально-органического генеза. Поэтому психологическая коррекция детей с ЗПР должна быть сконцентрирована не на внешних проявлениях отклонений в развитии, а более глубоко — на действительных источниках, порождающих эти отклонения.

Психокоррекционная работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков ребенка, не как отдельные упражнения по совершенствованию психической деятельности, а как целостная, осмысленная деятельность ребенка.

Коррекционная работа должна строится не с учетом возраста, а в зависимости от того, на каком этапе психического развития находится ребенок.

Сам процесс психокоррекции должен проходить в русле того вида деятельности, который доступен ребенку. Если у ребенка не сформирована игровая деятельность, то работу с ним необходимо проводить в контексте предметно-практической деятельности.

Психокоррекционная работа требует тесного контакта психолога с педагогом-дефектологом, логопедом, воспитателем и родителями.

Психолог в процессе коррекции должен ориентироваться не только на уровень актуального развития ребенка, но и на зону ближайшего развития.

При составлении психокоррекционной программы для детей с задержкой психического развития различного генеза я учитываю следующие методические требования:

  • Четко сформулировать основные цели психокоррекционной работы;
  • Определить круг задач, конкретизирующих основную цель;
  • Разработать коррекционную программу и определить содержание коррекционных занятий с учетом структуры дефекта и индивидуально-психологических особенностей ребенка, развития ведущего вида деятельности;
  • Выбрать форму работы с ребенком (групповая, семейная, индивидуальная);
  • Определить формы и направления профессиональных контактов с другими специалистами, работающими с ребенком (логопед, педагог-дефектолог, врач, воспитатель, социальный педагог и пр.);
  • Отобрать соответствующие методы и техники с учетом возрастных, интеллектуальных и физических возможностей ребенка;
  • Запланировать форму участия родителей и других лиц в психо-коррекционном процессе;
  • Подобрать методы анализа и оценки динамики психокоррек-ционного процесса;
  • Подготовить специальное помещение, необходимое оборудование и материалы для занятий.

Эффективность психологической помощи детям с ЗПР зависит не только от профессионального уровня психолога, но и от уровня психологических знаний и умений педагогов, врачей и других специалистов, окружающих ребенка. Только в тесном профессиональном сотрудничестве возможно добиться успехов в умственном развитии ребенка, гармонизации его личности и помочь ему найти свое место в жизни.

Формы и содержание работы с родителями детей с ЗПР.

Одним из важных направлений в деятельности нашей психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ЗПР.

Часто родители категорично отрицают диагноз, завышают требования к ребенку, в итоге результат не соответствует ожиданиям родителей, возникают конфликты. Сотрудники нашего детского сада помогают родителям принять ситуацию и ребенка такими, какие они есть. Появление в семье ребёнка с тяжелыми нарушениями нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются психологический климат семьи, супружеские отношения. Родители ребенка, столкнувшись в своей жизни с подобной ситуацией, испытывают множество трудностей.

Часто оказывается, что в основе заявляемых проблем лежит внутренний страх, неуверенность, поэтому работа проводится очень деликатно.

Педагог-психолог разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на психологическую поддержку родителей.

1. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;

2. Вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;

3. Сформировать адекватную самооценку.

Во время индивидуальных консультаций я предоставляю родителям информацию о возможностях психологической разгрузки и снижении уровня эмоциональных переживаний, связанных с выполнением роли родителя ребенка с ЗПР.

В семьях, воспитывающих ребенка с особыми образовательными потребностями, возникают конфликты, осложняются отношения между супругами, родственниками, что сказывается на ребенке. При работе с такими родителями я стараюсь нейтрализовать проблему, гармонизируя детско-родительские отношения.

Необходимо, чтобы родители не оставались один на один со своей бедой, чтобы эта проблема не становилась только личным делом семьи. Важно, чтобы семья не замыкалась, не стеснялась своего ребенка. Воспитание ребенка с нарушениями в развитии требует от родителей больших физических и духовных сил, поэтому так важно взрослым сохранить физическое здоровье и душевное равновесие, оптимизм. От того, как дальше поведут себя родители, во многом будет зависеть судьба ребенка и самой семьи. Мы считаем, что наилучший способ помощи детям с ЗПР – это помощь их родителям, и всегда призываю к этому всех работников нашего учреждения.

Формы и методы работы с родителями:

Анкетирование родителей с целью получения информации о ребенке, семье.

Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для нас.

Дни открытых дверей – родители посещают детский сад, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.

Семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.

Деловые игры. Круглые столы, где родители делятся собственным опытом воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями.

Присутствие родителей на индивидуальных коррекционных занятиях, с целью обучения их приемам и способам работы с особым ребенком.

Проведение совместных праздников, где родитель может видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком (мама рядом).

Совместные тренинги для родителей по оптимизации детско-родительских отношений.

Использование информационных стендов для родителей: стенды, папки-передвижки, тематические выставки (литературы, фото, детских работ), доска объявлений.

Организация обратной связи для родителей: «почтовый ящик» куда родители помещают свои отзывы, предложения, предлагают темы родительских собраний, семинаров.

Организация выставок книг и игрушек, способствующих развитию ребенка в домашней обстановке.

Размещение информации на сайте учреждения;

Консультации и рекомендации на стендах, в групповых уголках;

Разработка памяток с рекомендациями.

                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Влияние дидактических игр на развитие математических способностей детей с ЗПР» (из опыта работы)

В дошкольном возрасте игра  имеет  важнейшее  значение  в  жизни маленького ребенка. Потребность  в  игре  у  детей  сохраняется  и  занимае...

Консультации для воспитателей «Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с библиотекой по приобщению детей к чтению»(из опыта работы)

«Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с библиотекой  по приобщению детей к чтению»...

Консультация для воспитателей на тему: «Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста» (из опыта работы)

В данной работе  рассмотрен один из основных видов деятельности детей - "игра".  Из опыта своей работы я попыталась рассказать о том, как можно найти общий язык с детьми посредством "игры", ...

Консультация для педагогов «Воспитание гуманных чувств у младших дошкольников в процессе приобщения детей к природе» (из опыта работы)

Консультация для педагогов «Воспитание гуманных чувств у младших дошкольников в процессе приобщения детей к природе»  (из опыта работы)...