перспективное планирование по валеологии
учебно-методический материал по теме

Меджитова Лиля Рустемовна

актуальность и перспективное планирование по занятиям по валеологии для всех возрастных групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon valeologiya.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

План:

1. Введение.

2. Цель и задачи  формирования представлений о валеологии у детей дошкольного возраста.

3. Анализ целей отдельных авторских программ.

4. Задачи по формированию представлений валеологии с детьми разных возрастов.

5. Содержание и формы организации ознакомления дошкольников с основами валеологии.

6. Планирование работы по формированию представлений валеологии с детьми разных возрастов.

7. Заключение.

Введение.

Здоровье - это большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко, вернуть же его очень трудно.

Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать, у него быстрее формируются необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает все предъявляемые к нему требования. Здоровье –  это важнейшая предпосылка правильного формирования детского характера, развития воли, природных способностей.

Ознакомление дошкольников с основами здорового образа жизни - важная педагогическая задача. Однако ее решение затрудняется недостаточной разработанностью системы педагогических воздействий, средств и условий, при которых обеспечивается в должной мере формирование представлений об основах здорового образа жизни. Вопрос о содержании указанного взаимодействия взрослого и ребенка в соответствии с возрастными особенностями дошкольников разных групп в теории и практике дошкольного образования остается недостаточно изученным.

Цель и задачи  формирования представлений о валеологии у детей дошкольного возраста.

 Общей целью при создании программ является следующее: сформировать у дошкольников представление о здоровом образе жизни, привить навыки осознанного сохранения собственного здоровья и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.

Для достижения такой цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Сформировать у детей адекватное представление об окружающих людях (о строении собственного тела);
  2. Помочь ребенку создать целостное представление о своем теле,
  3. Научить  «слушать» и «слышать» свой организм;
  4. Ознать самоценность своей и ценность жизни другого человека;
  5. Формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;
  6. Привить навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников;
  7. Развивать самосознание, воспитывать уважение к жизни другого человека,   умение сочувствовать, сопереживать чужой боли;
  8. Ознакомить с правилами поведения на улице, в быту;
  9. Научить ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами;
  10. Ознакомить детей с травмирующими ситуациями, дать представления о правилах ухода за больным (заботиться, не шуметь, выполнять просьбы и поручения).
  11. Формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности.

Анализ целей отдельных авторских программ.

Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы»  (Веракса Н.Е., Комарова Т.С.) имеет цель — охрану жизни и укрепление здоровья детей, всестороннее воспитание и обучение, подготовка к школе.

Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастные ступени физического и психического развития детей: ранний возраст — от рождения до 2 лет (первая и вторая группы раннего возраста), младший дошкольный возраст — от 2 до 4 лет (первая и вторая младшая группы), средний возраст — до 5 лет (средняя группа), старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе). В соответствии с этой программой физическое воспитание в дошкольном учреждении должно осуществляться как на специальных физкультурных занятиях, так и в повседневной жизни. Во всех возрастных группах большое внимание уделяется воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, правильной осанки.

Авторы программы считают, что рекомендациям по организации здорового образа жизни детей необходимо следовать неукоснительно. Двигаться ребенок должен на протяжении всего дня (2/3 длительности периода бодрствования). Обязательно целенаправленные ежедневные специально организованные занятия (классические физкультурные или музыкальные ритмические). В прогулки включаются занятия по физическому воспитанию как их составные части. Программа предусматривает активно-двигательный подъем после сна (утреннюю зарядку дома), а также гигиеническую разминку до завтрака как необходимый активизатор организма ребенка. В программе подчеркивается важность знания и умения воспитателя определять особенности физического развития ребенка для формирования у детей культуры движения.

Кроме перечисленных, существуют еще такие авторские разработки российских педагогов-новаторов как:

  • программа «Школа здорового человека» авторы: Г.И.Кулик, Н.Н.Сергиенко. Цель: формирование представления дошкольника о себе и о здоровом образе жизни, о правилах гигиены и охране здоровья;
  • программа «Я и мое тело» автор С.Е.Шукшин. Цель: через увлекательные занятия и дидактические игры, познакомить детей   дошкольного возраста со строением человеческого тела, функциями различных органов;
  • программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» автор Р. Стеркина, Н.Авдеева, О.Князева. Цель: используя различные формы и методы обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей своеобразия местных и бытовых условий, формировать  у них адекватное поведение в различных жизненных ситуациях, безопасность жизни;
  • программа «Разговор о правильном питании» автор М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева. Цель: в увлекательной, доступной для детского восприятия форме  научить здоровому образу жизни и правильному питанию, познакомить детей с тем, какую пользу или вред приносят те или иные продукты.

Таким образом, программ по ознакомлению дошкольников со здоровым образом жизни множество, и большинство из них акцентирует внимание на формировании навыка здорового образа жизни.

Задачи по формированию представлений валеологии с детьми разных возрастов.

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.

Дети младшего дошкольного возраста понимают, что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью еще не могут. Вследствие этого никакого отношения к нему у маленьких детей практически не складывается.

В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как «не болезни». Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но что, значит, быть здоровым и чувствовать себя здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым — значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т.д. Из этих ответов следует, что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк), а также своих собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги и т.д.).

В старшем дошкольном возрасте благодаря накоплению опыта у ребенка как личности, отношение к здоровью существенно меняется. Однако наблюдается смешение понятий «здоровый», как большой, хороший и «здоровый», как не больной, дети по-прежнему соотносят здоровье с болезнью, но более отчетливо определяют угрозы здоровью как от своих собственных действии («нельзя есть грязные фрукты», «нельзя брать еду грязными руками» и пр.), так и от внешней среды. При определенной воспитательной работе дети соотносят понятие «здоровье» с выполнением правил гигиены.

Они начинают соотносить занятия физкультурой с укреплением здоровья и в его определении (как, собственно, и взрослые) на первое место ставят физическую составляющую. В этом возрасте дети (хотя еще интуитивно) начинают выделять и психическую, и социальную компоненты здоровья. Но, несмотря на имеющиеся представления о здоровье и способах его сохранения, в целом отношение к нему у детей старшего дошкольного возраста остается достаточно пассивным. Причины такого отношения кроются в недостатке у детей необходимых знаний о нем, а также не осознании опасностей не здорового поведения человека для сохранения здоровья.

Нездоровое поведение в ряде случаев приносит удовольствие (как приятно съесть холодное мороженое, выпить целую бутылку охлажденного лимонада, пробежать по луже, поваляться подольше в постели и т.п.), а долговременные негативные последствия таких поступков кажутся ребенку далекими и маловероятными.

Значительная часть осознанного поведения детей по охране собственного здоровья для старшего дошкольного возраста определяется их представлениями о здоровье. При целенаправленном воспитании, обучении, закреплении в повседневной жизни правил гигиены, соответствующей мотивации занятий физкультурой отношение детей к своему здоровью существенно меняется. Сформированность отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни (на доступном для детей уровне) становится основой формирования у детей потребности в здоровом образе  жизни.

В свою очередь, наличие этой потребности помогает решить важнейшую психологическую и социальную задачу становление у ребенка позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.

 Для каждой возрастной группы поставлены свои задачи.

Младшая группа:

  1. Формировать представление о себе как отдельном человеке; рассказать о способах заботы о себе и окружающем мире; показать модели социального поведения.
  2. Знакомить с правилами выполнения физических упражнений (внимательно  слушать сигнал, ждать друг друга, не толкаться, согласовывать свои действия с действиями партнера, контролировать и координировать движения).
  3. Рассказывать о правилах поведения на улице города: переходить улицу на зеленый цвет светофора только за руку с взрослым, двигаться по правой стороне тротуара, не наталкиваться  на прохожих, внимательно смотреть под ноги и вперед.
  4. Рассказывать об источниках опасности в квартире и групповой комнате; разъяснить правило «нельзя».
  5. Рассказывать о правилах поведения за столом; познакомить с предметами и действиями, связанными с выполнением гигиенических процессов: умывание, купание, уход за телом, внешним видом, чистотой жилища.

Средняя группа:

  1. Продолжить идентифицировать свое имя с собой; познакомить с внешними частями тела; дать представление о способах выражения своих состояний с помощью мимики и жестов (подняты брови, сжаты губы надуты щеки); ценить свое тело; знать основные правила заботы о нем; устанавливать связи между строением органа и его назначением, между своим состоянием и способами заботы о себе и окружающем мире. Учить одеваться и раздеваться самостоятельно, застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки, аккуратно складывать и убирать одежду на место; вежливо обращаться за помощью к сверстнику или взрослому.
  2. Уточнить знания ребенка об имени, фамилии, возрасте, своем доме.
  3. Продолжать формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности; рассказать, что человек — живой организм, чтобы жить, необходимо активно двигаться, для этого и предназначены органы человека: ноги, руки, туловище, голова. Рассказать о здоровье (как можно познать и изменить себя, как найти свою тропинку к здоровью); познакомить с профилактикой заболеваний: самомассаж, закаливание, правильное дыхание, чередование активного движения и отдыха.
  4. С помощью взрослого устанавливать связь между совершаемыми действиями, привычками и состоянием организма, настроением, самочувствием. «Я буду заниматься бегом, как папа, чтобы стать здоровым и сильным». «Я каждый день правильно чищу зубы, значит, они у меня не будут болеть».
  5. Развивать настойчивость, целеустремленность в уходе за своим телом, физкультурно-оздоровительной деятельности.
  6. Рассказывать о Правилах дорожного движения.
  7. Рассказывать о правилах первой помощи при травмах и обморожениях: замерзло лицо на морозе — разотри легко шарфом, но не снегом; озябли ноги — попрыгай, пошевели пальцами; промочил ноги — переоденься в сухое.
  8. Прививать культуру еды, правила поведения за столом, требовать соблюдения последовательности одевания, умывания, правил гигиены; учить рациональным способам самообслуживания. Учить самостоятельно мыть руки, лицо, шею; после умывания смывать мыльную пену с раковины, крана.
  9. Стимулировать к культуре за столом, правильно пользоваться вилкой, ложкой, есть аккуратно, не спешить, не отвлекаться, не играть столовыми приборами, не набивать рот, не разговаривать с полным ртом, брать хлеб, печенье с общей тарелки, но не менять взятое; не мешать другим детям; пользоваться салфеткой, спокойно выходить из-за стола, благодарить.
  10. Рассказывать о микробах, доказать необходимость использования мыла и воды. Научить заботиться о здоровье окружающих: при чихании и кашле прикрывать рот и нос платком, если заболел, не посещать  детский сад.

Старшая группа:

  1. Расширять знания ребенка о себе, своем имени, фамилии, возрасте, наследственных особенностях организма, телосложении, походке, реакции на некоторые продукты питания; рассказать, для чего нужно сердце, почему оно стучит, для чего нужны уши, глаза, как мы двигаемся, дышим, общаемся с другими людьми. Представить в общих чертах развитие человека: младенец, дошкольник, школьник, взрослый, бабушка (дедушка), различать половую принадлежность по внешнему облику (черты лица, особенности телосложения, одежда).
  2. Бережно относиться к своему организму, осознавать назначение отдельных органов, условия их нормального функционирования. «У меня есть замечательный помощник — скелет, он помогает мне стоять, сидеть и защищает внутренние органы: сердце, печень, легкие от повреждений, поэтому нужно его беречь, учиться правильно ходить, сидеть, не падать, тренироваться, заниматься гимнастикой и физическими упражнениями».
  3. Ответственно относиться к внутренним органам, выполнять основные валеологические правила:  помоги своему сердцу работой всех мышц, занимайся ежедневно физическими упражнениями; помоги своим легким дышать свежим воздухом, не ленись ежедневно гулять в парке, на участке, сон с открытой форточкой; помоги работе желудка и кишечника, пережевывай «33 раза» каждый кусочек пищи; помоги своему мозгу мыслить, думать, береги от ушибов свою умную голову, совершай добрые поступки.
  4. Знакомить с разными видами закаливания, дыхательной, коррекционной гимнастикой. На примерах литературных героев показать способы заботы о своем здоровье, организме. Беседовать о режиме активности и отдыха, необходимости планировать свое время, об оздоровительной гимнастике, прогулке при любых Погодных условиях, приеме пищи, сне с открытой форточкой. Осознанно выполнять физические упражнения, понимая их значимость для укрепления здоровья.
  5. Рассказывать, что на улице нельзя бросаться камнями и снежками, ходить около домов во время таяния снега (могут сорваться сосульки, пласты снега); нельзя дразнить животных. Не есть незнакомые ягоды, лезть в лужи, водоемы. Учить ребенка предвидеть последствия своих действий на основе разных ситуаций (если ты потерялся в парке, встретился с незнакомым человеком).
  6. Беседовать о правилах личной безопасности в быту и в разных жизненных ситуациях. Знать, что если загорелась квартира, нужно немедленно покинуть помещение и позвать на помощь, а не прятаться; нельзя играть со спичками и огнем, трогать газовые краны у плиты, включать электроприборы. Знать телефон пожарной охраны — 101.
  7. Формировать систему представлений о культуре быта человека; познакомить с основными правилами этикета, поведения, питания, общения за столом. Выполнять гигиенические процедуры, самостоятельно следить за чистотой тела. Следить, за чистотой и опрятностью одежды, владеть приемами чистки. Быстро одеваться, раздеваться, соблюдать порядок. Выполнять поручения взрослых и действовать по собственной инициативе: пылесосить, вытирать пыль, игрушки, сушить одежду и обувь, садиться за стол причесанным, в опрятном виде, с чистыми руками. Не мешать сверстникам за столом, убирать свое место после еды и занятий.

Подготовительная группа:

  1. Формировать положительную оценку и образ себя; обращать внимание на свою внешность; отвечать на вопросы (Тебе нравится свое имя, хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как? Какое у тебя полное имя, отчество, а мамы и папы? Какая у тебя семья, твои домашние обязанности?).
  2. Рассказать о способах бережного отношения человека к своему телу, о неприятностях, которые подстерегают человека, не выполняющего правила жизненной безопасности. Познакомить детей с чувствами и настроениями человека, показать, как они отражаются на его лице (страх, усталость, обида, радость, тревога, удивление, бодрость, смех, раздражение, испуг, слезы, беспокойство, уныние, благодушие, дружелюбие, восхищение, ужас, интерес). Рассказать о здоровье человека, о сохранении целостности органов.
  3. Называть характерные признаки состояния здоровья и нездоровья, рассказывать о ситуациях, которые произошли или могут произойти при нарушении правил, из-за лени, неумения.
  4. Рассказывать о рациональном отдыхе, развивать, стойкую привычку к спорту, физической культуре, зарядке.
  5. Рассказывать, что такое здоровье, красота, гармония и совершенство, сила, грация; понимать особенности функционирования человеческого тела, строение организма человека; активно использовать физические упражнения.
  6. Рассказывать об основных правилах безопасности поведения на улице и в помещениях.
  7. Учить, как самостоятельно, с опорой на картинку, схему рассказывать о ситуациях безопасности, как не нанести вред себе и другим людям, почему человек растет, почему нужно заботиться о своем теле, быть в ладу с самим собой.
  8. Рассказывать о человеческих качествах: аккуратность, чистоплотность, общительность, красота, любовь, драчливость, доброта, настойчивость, вежливость, воспитанность, образованность, талант, сила.
  9. В процессе бытовой, игровой деятельности уточнить и систематизировать знания детей о полезной и вредной пище; учить содержать вещи в порядке. Формировать представление о правилах поведения за столом, личной и общественной гигиены.
  10. Учить обслуживать себя, осуществлять контроль за самочувствием после физической нагрузки; самостоятельно выполнять правила гигиены, контролировать качество мытья рук, ног, шеи; уметь отдыхать, расслабляться; правильно и красиво есть, удобно сидеть за столом, не откидываться на спинку стула, не расставлять локти, пользоваться столовыми приборами, при необходимости вести беседу.

Такая дифференциация задач гарантирует доступность для детей и создание, тем самым, благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.

Содержание и формы организации ознакомления дошкольников с основами валеологии.

Для организации ознакомления дошкольников с основами здорового образа жизни в детском саду созданы следующие условия:

  1. Музыкально-физкультурный зал, оборудованный современным оборудованием;
  2. Физкультурный уголок в групповой комнате. Пособия, которые  стимулируют активные движения детей, способствуют закреплению двигательных умений, освоенных на занятиях физкультурой. Каждое пособие остается в уголке не более 5-7 дней, пока оно вызывает интерес у детей и правильно ими используется, а затем заменяется другим.    
  3. Спортивная площадка (на участке детского сада),
  4. Уголок релаксации в групповой комнате;
  5. Медицинский кабинет.  

Физкультурно – оздоровительная деятельность  включает в себя:

  1. Создание системы двигательной активности в течение дня: утренняя гимнастика (ежедневно);  физкультурные занятия (3 раза в неделю);  музыкально – ритмические занятия (2 раза в неделю);  прогулки с включением подвижных игр; оздоровительный бег (ежедневно); пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов); зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика на соответствующих занятиях); оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно); физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно); эмоциональные разрядки, релаксация; ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение); спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз месяц).
  2. Дни здоровья (с привлечением родителей) – 1 раз в квартал.
  3. Летняя- оздоровительная программа.  

Реализация программы  осуществляется через занятия, через режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность.

Используются  следующие методические приемы: рассказы и беседы воспитателя;  заучивание стихотворений; моделирование различных ситуаций; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов; сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; игры-тренинги; игры-забавы; подвижные игры; психогимнастика; пальчиковая  и дыхательная гимнастика; самомассаж; физкультминутки.

Художественное слово, детская книга - важное средство воздействия на детей. Поэтому кроме бесед и рассматривания иллюстраций и картинок  воспитатели широко используют художественную литературу. Беседа после прочитанной книги углубляет ее воспитательное воздействие.

Видное место занимают игры, кукольный и пальчиковые театры,  прослушивание аудио дисков и т.д.

При проведении работы используют положительную оценку, похвалу, поощрение.  

Особое место  уделяют работе с родителями. Семья играет важную роль, она совместно с ДОУ является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям здорового образа жизни. Известно, что ни одна даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители - педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.

Мероприятия по формированию основ валеологии у детей дошкольного возраста в течение дня, правильно составленный режим дают свои результаты: дети спокойны, активны, отсутствует плач, возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.

Находясь в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, обширное умывание прохладной водой, ходьба босыми ногами, сон при открытой форточке, активное занятие физкультурой на воздухе - всё это моменты закаливания, которые можно использовать в работе.

Планирование работы по формированию представлений о валеологии с детьми разных возрастов.

Месяц

Содержание мероприятия

Работа с педагогами

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

1.Знакомство с системой работы дошкольного учреждения по сохранения здоровья.

  • Анализ заболеваемости и посещаемости детьми ДОУ.
  • Распределение детей по группам здоровья.
  • Оформление стенда

Антропомет-рическое обследование детей.

Общее родительское собрание на тему: «Знакомство родителей со статистикой о состоянии здоровья детей в области и системой физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ».

Октябрь

  1. Работа над проектом «Питание и здоровье».
  2. Знакомство педагогов с программой «Здоровье».

Консультация на тему: «Индивидуализация работы с детьми по сохранению и поддержанию физического и психического здоровья».

  • Познавательные занятия в старших группах.
  • Развлечение для детей старших групп «Прекрасный мир мы видим глазками».

Организация выставки поделок из овощей «Осенняя фантазия».

Ноябрь

  1. Изучение методической литературы по теме: «Формирование валеологических представлений у детей».

Работа над разработкой циклов познавательных занятий валеологической направленности: «Волшебное зеркало», «Дыхание», «Цветок Здоровья».

Занятие по валеологии в старшей группе «Дыхание человека»  

  • Консультация для  родителей на тему «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки».
  • Совместный досуг «Наши ушки любят тишину»  

Декабрь

  1. Анализ двигательной активности детей в группах.
  • Написание модели двигательного режима по своей возрастной группе.
  • Консультация на педсовете на тему «Проектный метод в работе ДОУ».

Открытые прогулки

  • Родительское собрание  с приглашением медсестры. Знакомство родителей с данными антропометрического обследования детей.

Январь

  1. Анализ состояния уголков эмоционального развития в группах  
  2. Анализ состояния здоровья детей  

Консультация на тему: «Дискомфортные состояния детей. Создание условий для благополучного эмоционального состояния детей»  

Просмотр занятия по игровому стрейтчингу в средней группе (кружковая работа)

Оформление валеологической газеты на тему: «Здоровая улыбка».

Февраль

  1. Работа над проектом «Семья» в средней группе  
  • Разработка и написание цикла занятий «Цветок Здоровья»  
  • Контроль за двигательной активностью детей на прогулке  

Просмотр занятия в ср. гр. на тему: «Знакомство с генеалогическим деревом».

  • Спортивный досуг с детьми старших групп  
  • Анализ тестового исследования «Можно ли Ваш образ жизни назвать здоровым».

Март

  1. Развитие движений детей младшего дошкольного возраста.

Консультация для педагогов из опыта работы по углубленной теме «Роль художественного слова в активизации движений детей»  

Просмотр занятия по развитию движений в младшей группе

Оформление уголка для родителей по теме углубленной работы  

Апрель

  1. Анализ организации питания детей.

Контроль за сервировкой стола, созданием у детей положительных эмоций во время приема пищи.

Организация питания в группах  

Консультация на тему: «Как обучить малыша культурно - гигиеническим навыкам»  

Май

  1. Анализ результатов проведенной работы по сохранению здоровья.
  • Оформление опыта работы.
  • Анализ состояния здоровья детей.

Физкультурный праздник для детей  «Если хочешь быть здоров!»  

  • Оформление папки - передвижки «Азбука Здоровья».
  • Консультация на тему: «Воспитание опрятности»  

Таким образом, годовое планирование работы ДОУ по развитию дошкольников в аспекте представлений о здоровом образе жизни демонстрирует многокомпонентность мероприятий, многоцелевую аудиторию и обратную связь через анатомо-физиологические параметры.

Заключение.

Основы здорового образа жизни у дошкольников определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), эмоционально-положительным отношением к данным элементам и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку).

Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников протекает на системном, личностно-деятельностном подходах и содержит следующие взаимосвязанные компоненты: целевой (социальный заказ, цель, задачи); содержательный (когнитивный, эмоционально-оценочный, мотивационно-поведенческий блоки); операционный (педагогические условия, методика) и результативный (критерии, показатели, уровни и результаты).

Эффективность формирования основ здорового образа жизни у дошкольников обеспечивается следующими педагогическими условиями: организация и насыщение видов деятельности (игры, экспериментирования, познавательной, общения) информацией об основах здорового образа жизни и формирование на этой базе эмоционально-положительного отношения к данному процессу; расширение предметно-пространственной среды для освоения детьми способов введения основ здорового образа жизни; осуществление сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи, основанного на единстве воспитательного воздействия.

Показатели и уровни сформированности основ здорового образа жизни у дошкольников характеризуются степенью осведомленности детей об элементах основ здорового образа жизни, способах введения основ здорового образа жизни, полнотой, системностью и обобщенностью данной информации, степенью овладения способами ведения основ здорового образа жизни, адекватностью, целенаправленностью, инициативностью и самостоятельностью их использования в поведении и деятельности для достижения результатов.

Литература:

  1.  Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка/ В.Г.Алямовская. - М.: 1993. - 122с.
  2. Баль Л.В. Букварь здоровья для дошкольника и младших школьников: Учебное пособие/ Л.В.Баль, В.В.Ветрова. - М.: ЭКСМО, 1995. - 128 с. 26,Бальсевич, В.К. Физическая активность человека/ В.К.Бальсевич. - Киев: Здоровье, 1987. - 222 с.
  3. Васильева М.А., Гербова В.В. Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  4. Веракса Н.Е., Комарова Т.С. Основная общеобразовательная программа ДО  «От рождения до школы»- М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  5. Деркунская, В.А. Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ /В.А.Деркунская// Управление ДОУ, - 2005. - № 3. - с. 119-122.
  6. Доронова Т.Н., Гербова В.В., Гризик Т.И. Программа Радуга. — М.: «Просвещение», 1997
  7. Ильюшенков, В.В. Здоровье и образование/ В.В.Ильюшенков, Т.А.Берсенева. - СПб.:2008.
  8. Колбанов, В.В. Формирование здоровья детей в образовательных учреждениях/ Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. - Владивосток: Дальнаука, 2006. — с.139-147.
  9. Маханева, М.Д. Воспитание здорового ребенка/ М.Д.Маханева// Дошкольное воспитание. - 2002. - №6. - с.46-49
  10. Педагогика и психология здоровья/ Под ред. Н.К.Смирнова. - М.: АПКиПРО, 2003.
  11. Петленко В.П. Валеология и мудрость здоровья/ В.Алексеева, В.П.Петленко. - СПб, 1994. - 301с.
  12. Формирование нравственного здоровья дошкольников/ Е.В.Боровкова, Н.И.Водина, М.К. Ефимова и др.; под ред. Л.В. Кузнецовой, Панфиловой М.А. - М., Сфера, 2003. - 62с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка перспективного планирования по валеологии в старшей группе.

Мною разработанно  перспективное планирование по валеологии для старшего возраста, которое дает возможность вести работу системно и комплексно. Мероприятия валеологической направленности органичн...

Перспективное планирование по валеологии для детей с нарушением интеллекта

Перспективное планирование по валеологии для детей с нарушением интеллекта 2,3,4 годов обучения...

Перспективное планирование по валеологии.

План воспитательной работы по здоровому образу жизни....

Перспективное планирование по валеологии с детьми старшего возраста

Перспективное планирование расчитано на один учебный год. Периодичность занятий 1 раз в неделю. При планировании работы по воспитании привычки к ЗОЖ я выбрала один из дней недели. Этой работе я выдели...

Перспективное планирование по валеологии в средней группе

Вопросы сохранения и укрепления здоровья дошкольников всегда актуальны. Для того, чтобы дети с малых лет осознавали ценность здоровья, было разработано перспективное планирование по валеологии....

Перспективное планирование по валеологии

Перспективное планирование по валеологии...