Конкурс.Консультация для педагогов "Использование техники рисования "Эбру" в работе с дошкольниками."
материал по теме

Исаева Елена Валерьевна

"Эбру"- рисование на воде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Хандрикова  Елена Валерьевна

МБДОУ детский сад 25 «Умка» мо г. Саяногорск.

Использование техники рисования «Эбру» в работе с дошкольниками

        

Работая с детьми дошкольного возраста, многие  педагоги замечают: дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами, отсутствует творческий подход, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет.

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Они позволяют не навязывать ребенку определенных штампов и стереотипов в рисовании. Дети раскрывают свои способности, свою уникальность в изодеятельности, получают удовлетворение от работы. Начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки – это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, что позволяет чувствовать себя свободнее, смелее, непосредственнее. Работая с детьми, я пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление. Всё это делает возможным использование техники Эбру в работе с детьми.

 Искусство Эбру зародилось в 11 веке. Это интересная техника рисовния на воде специальными красками, а затем перенос рисунка на бумагу. Родиной Эбру принято считать Турцию.        В переводе «Эбру» - это «облачный», «волнообразный». Поэтому в Европе рисунки «Эбру» стали называть – «турецкая бумага» или «мраморная бумага». Эбру — это рисование, в основе которого лежат правильные, природные формы, а именно круг. Каждая капля, которая попадает в воду, растекается в круг, который мы можем преобразовать абсолютно в любую желаемую форму.

Виды Эбру:

  • Баттал Эбру – разбрызгивание при помощи кисти краски на воду и переведение узора на бумагу.
  • Эбру Шаль – повторение S-образных форм.
  • Осветленное Эбру – заготовка для надписей.
  • Эбру Гребенка – позволяет создать при помощи гребня орнамент из волн и других повторяющихся линий.
  • Цветочный Эбру – изображение цветов.

Техника эбру требует осторожности, аккуратности и терпения. Начинается процесс с того, что в емкость (чаще всего прямоугольную) наливается раствор-основа, а специальные краски наносятся вручную особыми инструментами. Традиционно для техники эбру эти инструменты – своего рода «кисти» – изготавливаются из розового дерева и конского волоса. Этими «кистями» художник работает с нерастворимой пленкой красок – смешивает цвета, растягивает, закручивает и т. д. В результате такого рисования краска на воде приобретает рисунок, подобный мраморному (отсюда другое название техники эбру – турецкое мраморирование). С помощью тех же красок поверх мраморного фона теми же инструментами наносятся дополнительные рисунки – либо сохраняется только фон.

Ценность искусства Эбру определяется не только результатом, но и самим процессом. Как все восточное, рисование Эбру представляет собой бесконечное движение, настолько прекрасное, что нельзя не восхититься. Попавшие в воду краски движутся произвольно, вызывая восторг у дошколят. И эта анимация интригующе создает проблемную ситуацию. Ребята задумываются над вопросом: Что заставляет краски танцевать? Рисование на воде дает детям возможность побывать в роли настоящих экспериментаторов, изучающих процесс взаимодействия воды и красок. И, конечно же, реализоваться в творческой сфере, почувствовать себя художником и получить настоящее удовлетворение от искусства. Картины всегда получаются необычными, каждое движение шилом или гребнем создает неповторимый образ. Техника  Эбру как искусство доставляет удовольствие. С эбру можно фантазировать без границ. Волшебство Эбру непременно понравится любому ребенку, ведь для того, чтобы получить интересный результат, совсем не обязательно быть мастером. Интересная особенность – детям поначалу трудно поставить каплю краски на поверхность, кисточка обычно «проваливается» в глубь раствора для эбру. Но даже в этом случае часть краски героически всплывает на поверхность и рисунок все равно получается.        Когда дети только знакомятся с данной техникой, они очень любят просто экспериментировать – водя спицей по поверхности воды, в дальнейшем начинают придумывать сюжетную композицию (например, букет из цветов и листьев, подводный мир, сказочную птицу). Детям нравится выполнять задания на воображение и развитие творческого мышления: определи, на что это похоже; угадай, что здесь нарисовано. Красивые узоры, цветы, звезды получаются как бы сами собой, что не может не радовать маленьких художников. А полученные изображения могут выступать как собственный рисунок (т.е. законченной работой) или послужат фоном для дальнейшего творчества.

        Разноцветные мраморные узоры и невероятное сочетание форм, созданные ребенком, можно легко сохранить на память, переведя их на бумагу, дерево, стекло, ткань или керамику. Маленький художник в технике Эбру, будет гордиться своими результатами и обязательно будет радовать нас новыми творческими свершениями.

Применение техники Эбру в работе с дошкольниками позволяет развивать художественное творчество, воображение, фантазию, интерес к изобразительной деятельности. Данная техника помогает решить следующие задачи:

  • формировать желание экспериментировать в рисовании
  • развивать  мелкую моторику рук, воображение
  • развивать самоидентификацию в творческой работе, целенаправленность деятельности
  • воспитывать желание у воспитанников проявлять творческую самореализацию и индивидуальность.

Тем не менее, результат  играет далеко не главенствующую роль в рисовании Эбру. Техника Эбру напоминает собой медитативное движение, расслабляющее, успокаивающее и снимающее нервное напряжение. Такое занятие не только увлечет, но и прекрасно успокоит активных и беспокойных детей, научит их концентрации внимания, разовьет воображение, творческое начало и мелкую моторику. Главное, научить ребенка полностью отдаваться рисованию на воде, не планировать заранее результат, ведь он всегда будет уникальным и неповторимым.

Рекомендации педагогам:

  • используйте разные формы художественной деятельности: коллективное творчество, самостоятельную и игровую деятельность детей по освоению нетрадиционных техник изображения;
  • в планировании занятий по изобразительной деятельности соблюдайте систему и преемственность использования нетрадиционных изобразительных техник, учитывая возрастные и индивидуальные способности детей;
  • повышайте свой профессиональный уровень и мастерство через ознакомление, и овладение новыми нетрадиционными способами и приемами изображения.

        

         

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных художественных техник в работе с дошкольниками

В статье рассказывается об использовании нетрадиционных техник рисования, лепки, аппликации в работе с дошкольниками....

Использование «макаронной техники» в работе с дошкольниками

Использование нетрадиционных художественных техник на занятиях в детских садах позволяет внести в процесс образования особую атмосферу радости и развивает воображение детей. Конструирование из привычн...

Использование рефлексивных техник в работе с дошкольниками.

В статье "Использование рефлексивных техник в работе с дошкольниками" описано: 1.Что такое рефлексия; 2.классификация рефлексии; 3.Некоторые приёмы рефлексии в работе с детьми разного возрас...

Нетрадиционная изобразительная техника в работе с дошкольниками и младшими школьниками: рисование на льду

Познакомить с новым способом рисования на льду. Формировать умение фантазировать, экспериментировать....

Психокоррекционные техники в работе с дошкольниками с ОВЗ

Использование современных образовательных технологий и психокоррекционных техник в работе с детьми с ОВЗ в ДОУ...

Использование арт-терапевтических техник в работе с дошкольниками с ОВЗ

Проведение занятий с ребёнком с ОВЗ предполагает решение задач адаптации и социализации его на основе использования различных арт-терапевтических техник....