Моделирование как метод педагогического взаимодействия в детском саду
консультация на тему

Целью моей работы является формирование навыков наглядного моделирования, которые позволяют ребенку присваивать социокультурный опыт, представленный в виде моделей, знаков и символов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon naglyadnoe_modelirovanie.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №17 «Малютка»

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

на тему:

«Моделирование как метод педагогического взаимодействия в детском саду»

Подготовила:

воспитатель I квалификационной категории

Лилия Каюмовна Дяглева

г.Октябрьский, РБ

2015г

Одной из основных задач, стоящих перед образовательными учреждениями, является замена ценностей обучения на ценности развития ребёнка. Знания, умения и навыки в системе развивающего образования не должны быть самоцелью, а, прежде всего это формирование личности ребенка через различные виды деятельности, обеспечение эмоционального благополучия воспитанников, создание психолого-педагогических условий для развития способностей и склонностей детей, предоставление широкого выбора видов деятельности, то есть опора на личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком. Важнейшая задача современного дошкольного образования – это гармоническое и всестороннее развитие личности.
Дошкольное образование - это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками - формирование интереса к процессу обучения и его мотивации. В возрасте от 3 до 7 лет закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка.
Углубленное изучение особенностей дошкольного детства привело учёных к выводу, что на каждом возрастном этапе по ходу освоения детьми разных видов деятельности складывается как бы определённый "этаж", занимающий своё место в структуре целостной личности. На этом "этаже" формируются психические свойства и способности, необходимые не только для перехода к следующему "этажу", но и для всей будущей жизни, имеющие непреходящее значение. Недостроенный "нижний этаж" - плохая опора для следующего.
 Практика и поиск новых путей повышения результативности работы, позволяют определить в качестве средства оптимизации процесса развития дошкольников – метод наглядного моделирования.

Моделирование - это метод для самостоятельного открытия и осмысливания детьми заложенной информации. В историческом плане он зародился как идея вместе с принципами наглядности в теории  Я.А.Каменского. Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Целью моей работы является обучение детей способам наглядного моделирования, которые позволяют ребенку присваивать социокультурный опыт, представленный в виде моделей, знаков и символов.
 Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. (Т.В. Егорова 1973г; А.Н. Леонтьев 1981 г.). [1]
 Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти — вербальный. Опорные схемы — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

 Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С, Хализева Л.М. и др.). Учёные также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

1. Ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для наших детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему.

2. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью.

3. Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Технология наглядного моделирования требует соблюдения следующих принципов обучения:

• развивающий и воспитывающий характер обучения; 

• научность содержания и методов образовательного процесса; 

• систематичность и последовательность;

•  сознательность, творческая активность и самостоятельность; 

• наглядность; 

• доступность; 

• рациональное сочетание коллективных и индивидуальных форм работы.

Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с повышением доли самостоятельного участия дошкольников в этом процессе. Отсюда, можно выделить следующие этапы наглядного моделирования:

• Усвоение и анализ сенсорного материала;

• Перевод его на знаково-символический язык;

• Работа с моделью.

Этапы развития навыков наглядного моделирования решают следующие дидактические задачи:

1. Знакомство с графическим способом представления информации.

2. Формирование навыка дешифровки модели.

3. Формирование навыка самостоятельного моделирования. 

 Формирование самостоятельности, общительности, умения оперирования языковыми символами поможет ребёнку в его учебе в школе. Так, знаково-символическая деятельность используется в школе постоянно. Каждый учебный предмет имеет свою систему знаков и символов. С их помощью ученик кодирует изучаемую информацию. Моделирование занимает важное место в учебной деятельности младшего школьника. Это необходимый компонент умения учиться, а правильная речь - один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения.

Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет более целенаправленно развивать речь детей, обогащать их активный словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ. В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей  выступают символы разнообразного характера:

• геометрические фигуры;

• символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);

• силуэтные и предметные картинки;

• планы и условные обозначения, используемые в них. 

На начальных этапах внедрения моделей или символов предполагается подкрепление их наглядным материалом (картинками, предметами, стилизованными изображениями реальных предметов или их частей, так называемыми «пиктограммами»), обеспечивающим опору на наглядно-образное мышление. Это соответствует начальным этапам обучения мыслительным операциям – анализу, классификации. На последующих этапах, соответствующих более сложным мыслительным операциям – обобщению, абстракции, наглядные модели опираются как на образное, так и на словесно-логическое мышление, т.е. слово, речевой образец. 

В старшей и подготовительной  группе способы наглядного моделирования включают:

• обозначение предметов при помощи разнообразных заместителей, 

• использование и создание разных видов условно-схематического изображения реальных предметов и объектов;

• умение считывать и создавать графическое изображение признаков объектов, относящихся к тому или иному классу, виду, роду (транспорт, растения, животные и т.д.); 

• умение ориентироваться в пространстве по его схематическому изображению; 

• умение создавать план реального пространства (план комнаты, участка детского сада, улицы и пр.); 

• умение использовать пространственно- временную модель при пересказе и составлении рассказов;

•  самостоятельное создание моделей по собственному замыслу.

Использование заместителей, символов, моделей в разных видах деятельности - источник развития умственных способностей и творчества в дошкольном детстве. Так как в данном возрасте развитие воображения и образного мышления являются главными направлениями умственного развития, то целесообразно было остановиться на развитии воображения и формировании способности к наглядному моделированию в разных видах деятельности: при ознакомлении с художественной литературой; при ознакомлении детей с природой, на занятиях по рисованию. Эти виды деятельности привлекают детей, соответствуют их возрасту.

Так же в данных условиях важно было выбрать оптимальную форму занятий, которая могла бы обеспечить результативность работы, главная цель которой - развитие интеллектуальных способностей детей, их умственное развитие. И основным при этом будет овладение различными средствами решения познавательных задач. 

Наглядное моделирование может быть включено:

- в разные виды занятий (по познавательному развитию, математике, обучению грамоте, изобразительной деятельности, конструированию, физкультуре); 

- в  детском экспериментировании, труде; 

-  в экологическом образовании дошкольников; 

-  в самостоятельной игровой деятельности.

Создавая условия формирования у детей способов наглядного моделирования, мы определили место данной работы в целостном воспитательно-образовательном процессе в детском саду, взяв за основу интегрированный подход, который заключается в наполнении содержания занятий и различных привлекательных для детей видов деятельности играми и упражнениями, направленными на обучение детей способам наглядного моделирования. Полноценное развитие у детей способов наглядного моделирования обеспечивается созданием соответствующей предметно-развивающей среды. Помещение группы разделили на несколько отдельных центров (игровой, познавательный, экологический, литературный, экспериментальный, центр конструирования и центр искусств). Мы обогатили содержание этих центров игровым и развивающим материалом, направленным на развитие наглядного моделирования. Приступая к внедрению метода моделирования в практику своей работы, я выработала основную цель – повысить уровень умственного развития детей и помочь детям упорядочить и систематизировать знания об окружающем и о своём здоровье. Теоретические и практические наработки позволили мне выработать следующую последовательность обучения дошкольников приемам моделирования:

1этап: научить детей читать мнемотаблицу

1.Сообщение информации по теме в форме познавательного рассказа, беседы.  

2.Рассматривание готовой мнемотаблицы, составленной по содержанию темы. Расшифровка символов, раскодирование информации.

3.Пересказ информации детьми с опорой на мнемотаблицу с помощью и без помощи  воспитателя.

4.Графические зарисовки мнемотаблицы по желанию детей по результатам     деятельности. 

2 этап: познакомить с общими моделями кодирования информации о предметах, объектах и явлениях. 

1.Сообщение темы.

2.Рассматривание общей схемы кодирования. Материалом для общей схемы является любое обобщающее понятие: животные, органы чувств, деревья, физкультура, здоровье и т. д.

3. Составление модели информации о конкретной теме с опорой на общую схему. Моделирование осуществляется под руководством воспитателя с использованием подводящих вопросов: Что обозначает этот знак на общей модели? Что в связи с этим мы можем рассказать о нашем объекте? Как мы это изобразим в нашей модели? 

4. Отгадывание загадок - мнемотаблиц, составленных воспитателем с опорой на общие схемы (о ком или о чём идёт речь).

3этап:научить самостоятельному кодированию полученной информации. 

1. Совместное кодирование информации. Обсуждение вариантов знаков, отображающих то или иное свойство кодируемого объекта.

2. Самостоятельное придумывание детьми мнемотаблиц по пройденному материалу. 

 4 этап: отработать навыки кодирования в разных видах деятельности. 
 С помощью картинно-графического плана, представленного как в виде пиктограмм, так и в виде предметных картинок дети пересказывают тексты, учат загадки, составляют рассказы  и т.д. Дети могут самостоятельно зарисовать тексты небольших рассказов, загадки. Набор пиктограмм позволяет показать многообразие однокоренных слов, которые можно получить от исходного корневого слова. Рисунок подсказывает направление мысли, а необходимые для словообразовательного акта средства ребенок подыскивает и применяет самостоятельно. Самым положительным моментом в использовании пиктограмм, на мой взгляд, является то, что речь педагога сводится к минимуму - он показывает пиктограмму, а ребенок образовывает нужное слово. Пиктограммы можно изменить, дополнить, всё зависит от творчества педагога.

Схемы и модели различных структур (слоги, слова, предложения, тексты) постепенно приучают детей к наблюдению за языком. Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и тексте. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, совершенствует речемыслительную деятельность ребенка.

Организуя работу по ознакомлению детей с объектами и явлениями природы уделяю внимание на то, чтобы дети могли подмечать и выделять их основные свойства, а также объяснять те или иные закономерности природы. В этом помогают схемы, символы, модели. Наглядное моделирование в данном случае является тем специфическим средством, котороеучит анализировать, выделять существенное, учит наблюдательности и любознательности.

Работу с использованием карт-схем и символов лучше начинать с обучения составлению описательных рассказов об овощах, фруктах, одежде, посуде, временах года. На первых порах при составлении рассказов предлагается карточку с описываемым предметом передвигать от пункта к пункту (окошки со схематическим изображением свойств и признаков, отличительных особенностей предмета). Это делается для облегчения выполнения задания, так как детям легче описывать предмет, когда он непосредственно видит нужный пункт карты-схемы рядом с описываемым предметом. Затем можно их отделить друг от друга: держать карточку с описываемым предметом в руке и рассказывать по порядку в соответствии с пунктами карты-схемы.

Организуя работу с детьми по развитию воображения и способности к наглядному моделированию в изобразительной деятельности, предлагались задания, где детям надо было анализировать внешний вид объектов, выделять характерные признаки,  использовать анализ схем с изображением характерного признака.А затем предлагалось самим создавать подробные, близкие с реальным изображениям образы.

Ещё одним видом работы было использование опорного материала, в качестве которого выступали как тела, слова, так и схематическое изображение геометрических фигур. Например, детям предлагалось нарисовать (слепить) то, что бывает круглой формы или детям вывешивались контуры фигур, и предлагалось изобразить предметы, которые бывают такой же формы.

В этом случае, с одной стороны творческая активность детей направляется на формирование конечной цели, организацию и планирование замысла, а с другой стороны, получались интересные изображения, не похожие друг на друга, так как каждый из детей придумывал и решал рисунок самостоятельно и по- своему видел конечный результат.

Для того чтобы выработать у детей определенные навыки и умения, в обучающем процессе я  использовала  алгоритмы процессов умывания, одевания, правил безопасности при работе с ножницами, правил поведения при пожаре, на дороге и т.п. Также в своей работе с детьми использовала рассказы по модели: с помощью картинок дети  составляют план рассказа, что учит их осмысленно запоминать не только отдельные предметы, но и целые рассказы.

Для формирования ЗОЖ применяю схемы и мнемодорожки по ЗОЖ. Для воспитания эмоциональной культуры, которая является залогом психического здоровья, использовала «мордашки» или «ладошки» со схематическим изображением разных эмоций.  Такой материал применяю ежедневно для определения ребёнком своего настроения в течение дня или после занятия.  

Родителям предлагали дома составить мнемотаблицу – распорядок дня, зарисовав расположение стрелок на часах и картинку, символизирующую действие, которое нужно выполнять в означенное время. Ребенок с удовольствием будет бегать сверять часы к распорядку и выполнять то, что положено.

В процессе игр-занятий при использовании заданий на развитие воображения и заданий с использованием схем, моделей происходит умственное развитие детей. В силу важности и значимости каждого из этих психических процессов необходимо помогать их развитию. Этому в значительной мере могут способствовать приведённые в данной работе методы и приёмы. Они достаточно просты в исполнении и доступны широкому кругу педагогов. Предложенные задания и упражнения интересны детям и вызывают у них положительные эмоции; их можно многократно варьировать, изменять, модифицировать при изучении разных тем. Однако, необходимо заметить, что фантазия, как и любая другая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность. Для выполнения этой задачи необходимо помочь ребёнку использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития.

Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически его, обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление. 
 
Литература:
1.Давьшова Т.Г.,Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми.  Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2008 №1
2. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1985
3. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи.  Логопед в детском саду 2007 №4 с.51 -54

4. Милостивенко Л.Г.  Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей - СПб, 1995 с. 35-62

5. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. 
 Логопед 2008 №4 с. 102-115

6. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. / Под ред. Т.В. Волосовец. - М., 2007

7. Расторгуева Н.И.    Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи.  Логопед 2002 № 2 с.50-53
8. Смышляева Т.Н.   Корчуганова Е.Ю.   Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников.  Логопед 2005 №1 с. 7-12

9. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит - СПб., 1997
10.Сапогова Е.Е., «Операция моделирования как условия развития воображения у дошкольников».

11. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
12. Ткаченко Т.А., Ткаченко Д.Д., «Занимательные символы», Москва, Прометей, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология взаимодействия участников педагогического процесса в детском саду компенсирующего вида

В статье педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида Бартеневой С.Э. описаны некоторые направления деятельности педагогического коллектива и родителей по выстраиван...

Метод моделирования в непрерывности экологического образования в детском саду и школе.

Исползование метода моделирования в экологическом образовании, его непрерывность применения как в детском саду, так и в школе....

Взаимодействие специалистов детского сада по медико – психолого - педагогическому сопровождению детей в группах раннего возраста

Взаимодействие специалистов детского сада по медико –  психолого - педагогическому сопровождению детей в группах раннего возраста ( семинар – практикум в рамках Круглого стола методического ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.

При применении на практике данных методов педагогического взаимодействия процесс воспитания становиться обоюдно приятным и способствует не только всестороннему развитию личности ребёнка, но и позволит...

Педагогический проект: «Взаимодействие специалистов детского сада в работе с детьми с ОВЗ»

Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно - психического здоровья и социализации детей, успешного становл...