"По следам М.И.Коновалова"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Маклыгина Анна Александровна

Методическая разработка "Химия в детском саду"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_na_auktsion._himiya.docx45.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение Глебовская СОШ

                                      дошкольные группы.

          Методическая разработка

     химия в детском саду по теме:

 «Научно – исследовательская работа в развитии познавательных интересов на занятиях по формированию целостной картины мира по следам

             М. И. Коновалова».

                                        Автор воспитатель:

                                                                  Маклыгина Анна Александровна

                                                       2017 г.

Цитаты:

“Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню ,дай попробовать – и я пойму”.

                                                                                         Китайская пословица

«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», — писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость.

. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками». 

                                                                                            Педагоги-практики.

Выбор темы .

В содержании темы по самообразованию «Проектная деятельность, как средство воспитания гражданской идентичности  дошкольников» включен раздел «Знакомство со знаменитостями родного края». Дети знакомились с биографией и деятельностью  знаменитого химика – органика Михаила Ивановича Коновалова. В своих работах Михаил Иванович подчёркивает красоту родных просторов, живописные места своего края. Для Михаила Ивановича малая Родина сыграла ключевую роль в становлении его творческой деятельности, как учёного химика – органика.  Изученные факты сформировали тему методической разработки  «Научно – исследовательская работа в развитии познавательных интересов на занятиях по формированию целостной картины мира следам М. И. Коновалова».

Связь ребенка с природой чувствуется везде. А сколько таинств таит в себе природа! Она встречает ребёнка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. Но мало видеть красоту окружающего мира, надо уметь ее ценить, любить, беречь и приумножать

А почему бы  не попробовать разгадать хотя бы некоторые простейшие тайны!  Ведь именно в дошкольном возрасте происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности.

Ребенок с рождения  является первооткрывателем, пытливым исследователем того мира, который его окружает. Ученые доказали, что исследование является одним из ведущих видов деятельности ребенка-дошкольника. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, первооткрывателем. При этом мы, взрослые, -  равноправные партнеры, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

Исследования Н. Н. Поддьякова, подтверждают, что научно – исследовательская деятельность претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование и познавательный интерес; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

В течение всего учебного года дети вместе с нами проводили опыты на занятиях по формированию целостной картины мира.                            .  При этом каждый ребенок  испытывал  радость, удивление и даже восторг. Дети научились ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Опыты и эксперименты помогли  развивать не только память, мышление, логику, но и личностные характеристики, такие как воля и творческие способности.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получал  ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивался и усваивал материалы изучаемых тем.

Если в сфере науки главной целью является производство новых знаний в общекультурном значении, то в образовании цель исследовательской деятельности полагается в приобретении детьми функционального навыка исследования, как универсального способа освоения действительности через повышение мотивации к познавательной деятельности и приобретение субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного воспитанника).

Цель:

Формирование познавательного интереса детей к исследованиям и экспериментам на занятиях по формированию целостной картины мира.

Задачи:

  • Активация познавательного интереса, нацеленная на  овладение научными знаниями, умениями и навыками.
  • Воспитание устойчивого познавательного интереса.
  • Формирование навыков использования приобретённых научных знаний и умений в повседневной жизни.
  • Совершенствование аналитического мышления, творческих способностей.
  • Показать значимость химических превращений.
  • Привитие умений и навыков работы с приборами и оборудованием в ходе выполнения самостоятельных научно – исследовательских опытов.
  • Развитие умения работать самостоятельно.

Принципы реализации.

  1. Доступность, учёт индивидуальных особенностей ребёнка.
  2. Систематичность и последовательность.
  3. Дифференциация.

Примерные опыты

Названия опытов носят интригующий характер, что побуждает детей с любопытством относиться к тому, что наблюдают.

1.Хитрое яйцо.

Нужны: яйцо, бутылка с диаметром горлышка меньшим, чем яйцо, тонкая полоска бумаги и капелька растительного масла.

Опыт: Можно ли засунуть яйцо в бутылку, не разбив ни бутылки, ни яйца? Можно, если оно перепелиное. Но мы попробуем проделать это с обычным. Для этого яйцо сварите яйцо и очистите его от скорлупы. Смажьте горлышко бутылки растительным маслом. Подожгите бумагу и бросьте ее на дно бутылки, а потом сразу поставьте яйцо на горлышко. Когда бумага погаснет, яйцо всосется внутрь.

Что происходит: Огонь сжигает в бутылке кислород и в ней образуется разреженный воздух. Пониженное давление изнутри и обычное атмосферное давление снаружи действуют сообща и заталкивают яйцо в бутылку. За счет своей эластичности оно проскакивает через узкое горлышко.

2.Извержение вулкана.


Нужны: Двухлитровая бутылка диетической Coca Cola и 5-6 драже Mentos.

Опыт: Чтобы не залить колой весь дом, лучше всего проводить этот эксперимент на улице. Драже Mentos должны попасть в бутылку одновременно, потому что реакция начинается почти мгновенно. Для этого их можно положить на согнутую желобком бумажку и дать соскользнуть в бутылку, а еще лучше — насадить на нитку один за другим и разом опустить в колу. Еще один важный момент — постарайтесь попроворнее отскочить, чтобы не угодить под сладкий фонтан.

Что происходит: Шероховатая поверхность драже заставляет углекислый газ, растворенный в напитке, активно высвобождаться. Кола резко вспенивается, и с силой вырываясь из бутылки, образует фонтан.

3.Зубная паста.

Нужны: Пластиковая бутылка, поднос, сухие дрожжи, 6%-ная перекись водорода, пищевой краситель, жидкое мыло или жидкость для мытья посуды, вода. 

Опыт: Поставьте бутылку на поднос. Залейте в нее полстакана перекиси водорода, добавьте немного мыла или моющего средства и не пожалейте пищевого красителя. Отдельно в чашке тщательно перемешайте 2 столовые ложки теплой воды и 1 чайную ложку дрожжей (трудитесь над этим не меньше минуты), а затем вылейте смесь в бутылку. Почти сразу из нее активно полезет цветная пена, напоминающая зубную пасту, которую выдавливают из большущего тюбика.

Что происходит: Перекись водорода распадается на воду и кислород, а дрожжи как катализатор ускоряют реакцию. Мыло вносит свой вклад, умножая пузыри. Кстати, бутылка и «зубная паста» нагреются — во время реакции выделяется тепло.

4.Соль хулиганка.

Нужны: Формочки для льда (подойдут также любые чашки и миски), поднос с бортиками, соль, жидкие пищевые красители или краски, пипетки или чайные ложки.

Опыт: Заранее, с вечера, наморозьте побольше льда в больших и маленьких формочках. На следующий день приготовьте в нескольких емкостях крепкие солевые растворы и добавьте туда краски. Разложите ледяные фигурки на подносе, и пипеткой или чайной ложкой капайте на них солевые растворы. Соль будет плавить лед, «пробуривая» в нем ходы, а краска окрасит изнутри причудливыми узорами.

Что происходит: Когда натрий в соли вступает в контакт со льдом, происходит реакция с выделением тепла, что заставляет лед таять. Именно поэтому в гололед улицы посыпают смесью песка и соли.

5.Разноцветный дождь.

Нужны: Большая прозрачная емкость (банка, салатница), вода, пена для бритья, пипетка или чайная ложка, жидкий пищевой краситель. Вместо красителя можно взять гуашь или акварель и развести их в воде.

Опыт: Налейте в емкость воду и выдавите на нее пышные облака из пены. Затем капните пипеткой или чайной ложкой на пену в разных местах несколько капель красителя и ждите — из тучи скоро пойдет дождик.

Что происходит: Краска просачивается сквозь пену и опускается на дно за счет большей плотности. Опыт помогает показать и объяснить детям, что такое дождь.

6.Горные сталактиты.
Нужны
: Кукурузный крахмал, вода, тонкий металлический противень, сабвуфер или колонка, гуашь или пищевые красители.

Опыт: Смешайте 2 стакана крахмала с 1 стаканом воды. Вылейте жидкость на противень, добавьте несколько капель краски и поставьте его на сабвуфер или колонку. Включите динамичную музыку, слегка прижмите противень пальцами, и наслаждайтесь ритмичным танцем разноцветных червячков.

Что происходит: Вода с крахмалом — это неньютоновская жидкость, которая ведет себя совсем не так, как обычная. Если на нее воздействовать силой, то есть бить, сжимать, давить, она становится твердой, благодаря чему по ней можно даже бегать. Музыка — это что-то вроде звуковых ударов разной силы. Смесь, отвечая на них, твердеет и двигается.

7.Цветная радуга.

  1. Наполните банку теплой водой примерно на две трети.
  2. В небольшую мисочку налейте 3-4 ложки растительного масла и капните в него пищевой краситель разного цвета (если краситель у вас в порошке, сделайте водный раствор).
  3. Перемешайте масло и краситель вилкой, чтобы получились более мелкие разноцветные капли — вода с маслом не смешается, так что бояться нечего.
  4. Аккуратно вылейте масло с краской в воду и следите за тем, что происходит.
  5. Пищевой краситель начнет медленно растворяться в воде, образуя цветные потеки, а потом смешиваться, создавая новые цвета.
  6. Суть происходящего в том, что масло всегда будет плавать на поверхности, а вот краска будет тонуть, она же тяжелее масла. Выглядит это все, как маленькие цветные взрывы — отсюда и название: фейерверк в банке.

8.Лава – лампа.

В этом эксперименте используется: высокая бутылка, например, из-под воды, или емкость для сыпучих веществ, растительное масло, вода, пищевой краситель и шипучие таблетки: алказельцер, растворимый аспирин, в общем те, что выделяют углекислый газ при контакте с водой. В результате получится что-то вроде парафиновой лампы, которые были популярны лет двадцать назад, только без парафина и нагрева, зато с тем же медитативным эффектом.

  1. Масла нужно много: заполните им бутылку чуть больше, чем наполовину.
  2. Остатки долейте водой и подождите, когда вся кода окажется внизу. Теперь добавьте десять капель пищевого красителя.
  3. Разломите шипучую таблетку на четыре части и роняйте по одному кусочку за раз в бутылку с маслом и окрашенной водой. Не переборщите: если сразу выделится слишком много углекислого газа, пузырьки получатся мельче, а эффект — менее интересным.

Наблюдайте, пока не пропадет интерес

9.Химический фитиль.

Этот способ дистанционно поджигать запалы для бомб использовали еще в конце 19 века террористы-народовольцы при организации покушений на государственных  чиновников. Но не бойтесь, мы ничего взрывать не будем:) Мы просто посмотрим, как огонь может рождаться не только от искры, но и просто от смешания некоторых веществ, которые по отдельности совершенно безобидны. Это хороший урок для юных химиков, которые так и норовят все порошки из разных пробирок смешать в одной, совершенно не задумываясь о том, что может в результате получиться не только безобидная коричневая бурда, но и небольшой взрыв .

Нам понадобится:

  • Марганцовка (перманганат калия) - продается в аптеке
  • Глицерин- продается в аптеке
  • Бумага
  • Ход эксперимента:
  • Тетрадный листок бумаги нужно скомкать и насыпать на него небольшую кучку марганцовки, где-то 1/3 чайной ложки (см. фото).
  • После этого надо капнуть на нее буквально 2-3 капли глицерина, не больше! (Мы отмеряли пипеткой, сделанной из коктейльной трубочки).
  • Проходящая химическая реакция является экзотермической. Это значит, что при соединении веществ выделяется большое количество теплоты. Поэтому надо будет подождать около полминуты, пока от реакции разогреется бумага.  Сначала порошок  зашипит и начнет пузыриться, от него пойдет дым.
  • А как только бумага достаточно нагреется - она загорится сама собой.

10.Мини-фейерверк

Смотря, как на праздники взрывают салюты, редкий ребенок не захочет попробовать сделать что-то подобное. Легко! Только, чур, под присмотром мамы :) 

Нам понадобится:

  • Марганцовка (перманганат калия) - продается в аптеке
  • Железные опилки - продаются в магазинах с учебными пособиями и входят в состав химических наборов для детей.
  • Растолченный в порошок древесный уголь (подойдет и растолченная таблетка активированного угля)
  • Ход эксперимента:
  • Сначала нам надо найти тигль, в котором мы будем устраивать наш фейерверк. Это должна быть какая-то небольшая огнеупорная емкость с длинной ручкой, которую не жалко испортить продуктами горения. Например, мы с детьми используем жестяной колпачок от бутылочки аптечного спирта, к которому прикрутили длинную ручку, сделанную из проволоки. А чтобы руки точно не обжечь, можно обернуть носовым платком и т. д.
  • Потом на лист бумаги насыпаем три небольшие одинаковые кучки мелко растолченных порошков: марганцовки, опилок и угля. Мы брали в такой пропорции, чтобы остальных ингредиентов было столько же, сколько порошка от одной таблетки активированного угля.

После этого складываем лист бумаги пополам так, чтобы порошки ссыпались в одну кучку. Обязательно надо обратить внимание детей на тот способ, которым мы получили смесь порошков. Дело в том, что при перетирании марганцовки с железными опилками (если бы мы мешали какой-то ложкой или палочкой), смесь может вспыхнуть сама-собой. 
Полученную смесь высыпаем в наш тиг Подносим тигль к пламени ( сухого спирта или свечки) и ждем несколько секунд. Когда смесь прогреется, она начнет искрить и гореть фейерверком, похожим на бенгальский огонь.
Реакция длится всего десяток секунд, поэтому смотрите во все глаза :) И будьте осторожнее - если у вас в порошке встретятся крупные частицы, они будут разлетаться по сторонам горячими искрами и могут оставить следы на мебели и других вещах.

11.Фараонова змея из глюконата кальция

Разные вещества в огне ведут себя по разному. Что-то просто загорается (например, бумага), что-то взрывается (например, газ углеводород), что-то искрит (как смесь в предыдущем опыте), что-то плавится (как пластмасса), что совсем не горит (например, металл). А что-то ведет себя уж совсем экзотически - вспухает и превращается в пористое вещество, объем которого во много раз превышает объем исходного вещества. Для таких химических реакций есть даже специальное название  - "фараонова змея". "Змея" - потому что вещество, увеличиваясь в объеме как бы выползает из огня. А вот почему "фараонова" я так и не нашла :) Может среди моих читателей найдется химик или филолог по образованию, который сможет это объяснить?

Нам понадобится:

  • Таблетка сухого спирта (продается в отделах магазинов с туристским снаряжением)
  • Таблетка глюконата кальция (продается в аптеке)
  • Ход эксперимента:
  • Кладем глюконат кальция на сухой спирт

Поджигаем спирт и через несколько секунд наблюдаем за тем, как обычная таблетка медленно превращается в настоящую змею!

12.Танцующие червячки

Для проведения опыта нам потребуются очень простые вещи:

  • 3-4 мармеладных червячка,
  • пищевая сода,
  • уксусная эссенция,
  • вода,
  • 2 стеклянных стакана.

Как показывает практика, лучше всего для эксперимента подходят «гладкие» мармеладные червячки Haribo и совсем не подходят червячки с обсыпкой. Если червячки кажутся вам слишком длинными для приготовленного стакана, разрежьте их на части «по вкусу». Один из стаканов наполовину наполним уксусной эссенцией.

Далее, разведем во втором стакане с теплой водой примерно три столовых ложки соды и поместим туда наших червячков минут на 10-15. По прошествии требуемого времени, осторожно достаем червячков по одному и перекладываем в стакан с уксусной эссенцией.

Червячки мгновенно начинают «обрастать» пузырьками и совершать движения к поверхности и обратно, как бы танцуя. Поверьте, забавный опыт Танцующие червячки не оставит вашего ребенка равнодушным!

13.Хрустальное яйцо

Разноцветные полусферы из яичной скорлупы можно "вырастить" вместе с ребенком меньше, чем за сутки. Возможно, вы видели подобное явление в природе. По-научному это называется "жеода" — красивые кристаллы, которые образуются в полых горных породах. Понадобятся: яйцо, квасцы (можно купить в аптеке), белый клей, краситель.
Убедитесь, что внутренняя часть скорлупы чистая и сухая. Небольшой кистью промажьте все поверхности скорлупы клеем и посыпьте порошком квасцов. Оставьте высыхать на ночь.
На следующий день растворите пакет красителя в двух стаканах горячей воды. Остудите раствор в течение 30 минут, и поместите в него яйцо на 12-15 часов. Чем дольше скорлупа находится в растворе, тем крупнее будут кристаллы. Вынимайте яйцо аккуратно — влажные кристаллы довольно хрупкие. Обязательно наденьте перчатки, чтобы защитить кожу рук.

14.Гостья змея.

Вам понадобятся:

  • песок
  • спирт
  • сода
  • сахар
  • спички
  • тарелка для «змеи»

Насыпьте в тарелку песок горкой, пропитайте его спиртом, а на вершину положите смесь сахара и соды. Подожгите. «Змея» вырастает мгновенно!

Весёлая радуга.

  • пищевые красители
  • бумажные полотенца
  • 5 стаканов
  • вода

Поставьте стаканчики в ряд и налейте воду в 1-й, 3-й и 5-й. В 1-й и 5-й капните красный пищевой краситель, в 3-й — желтый, в 5-й — синий. Сложите 4 бумажных полотенца в 4 раза, чтобы получились полоски, а затем согните их пополам. Вставьте концами в разные стаканчики — одно между 1-м и 2-м стаканом, второе между 2-м и 3-м и т. д. Через пару часов можете любоваться радугой!

15.Самонадувающиеся воздушные шары.

  • 4 пластиковые бутылки
  • столовый уксус
  • 3 ст. л. соды
  • 3 воздушных шарика
  • жидкие пищевые красители

Отрежьте верх у пластиковой бутылки, натяните на отверстие все шарики по очереди и через получившуюся воронку засыпьте в каждый шарик по ложке соды. Налейте уксуса на донышки бутылок, капните туда же пищевой краситель и аккуратно, чтобы в бутылку не просыпалась сода, натяните на отверстия шарики. Осталось приподнять их — сода высыплется, среагирует с уксусом, и шарики надуются сами.

16.Волшебное зелье.

Ход эксперимента:

Возьмите емкость и налейте туда чистой воды. После этого добавьте в воду капельку краски. Понаблюдайте с ребенком, как постепенно краска распространяется по всей емкости и равномерно окрашивает воду. Сделайте таким образом несколько сосудов с жидкостями разных цветов (желтого, синего, красного, белого, черного и т.д.). Обратите внимание ребенка, что краска скорее заполнит весь сосуд, если воду в нем перемешивать. 

Ингредиенты для волшебного зелья готовы. Теперь пришло время заняться самим приготовлением зелья. Для этого в новом сосуде будем смешивать разноцветные жидкости. Покажите ребенку несколько разных способов как можно в одну жидкость добавлять другую. Это можно делать простым переливанием, можно воспользоваться ложкой, пипеткой с резиновым наконечником, стеклянной пипеткой, резиновой грушей, шприцем и т.д. 

Пусть ребенок поэкспериментирует, используя разные способы и смешивая разные цвета. Не забывайте после каждого опыта тщательно мыть сосуд для зелья, чтобы в смеси не добавлялись посторонние оттенки. 

Попросите малыша придумать сказочное применение для каждого получившегося варианта. Может, если дать злой мачехе выпить серо-буро-малиновый напиток, то она превратиться в ежа? А если сбрызнуть полянку голубовато-сиреневой жидкостью, то она зацветет фиалками?

17.Непослушные жидкости.

Теория
Разные жидкости имеют разную плотность и, соответственно, разный удельный вес. Тяжелые жидкости (например, сахарный сироп) "тонут" в более легких (таких, как вода). А еще более легкие жидкости (растительное масло) будут всегда оставаться на поверхности. Кроме того, растительное масло нерастворимо в воде. Поэтому граница между ним и водой всегда будет резкой. Сахарный же сироп в воде растворим, поэтому граница этих двух жидкостей размыта.

Ход эксперимента.

А теперь мы попробуем сделать не смесь жидкостей, а слоистый коктейль из них.

Приготовьте в одном из сосудов сахарный сироп (в 50 г горячей воды растворите 6-7 чайных ложек сахарного песка). Добавьте в сироп краситель и перемешайте до однородного состояния. Налейте в новый сосуд на треть получившийся сироп, а потом осторожно, стараясь не взбалтывать, добавьте туда столько же подкрашенной воды, приготовленной в предыдущем опыте. Обратите внимание малыша, что жидкости полностью не перемешались. Внизу остался чистый цвет, который был у сиропа, вверху - чистый цвет, который был у воды. А вот на границе этих двух жидкостей получился плавный переход одного цвета в другой. Наше зелье стало выглядеть по-настоящему волшебно.

Возьмите теперь новую чистую емкость и налейте в нее сначала на 1/3 подкрашенной воды. А сверху осторожно долейте столько же растительного масла. Что произошло? Эти жидкости тоже не перемешались, но граница у них не размыта, а видна совершенно четко.

А чтобы получить вот такие красивые пузырьки надо в масло пипеткой капать капельки воды. Попробуйте перемешать перемешать масло и воду ложкой, что произойдет?

 Поэкспериментируйте вместе с ребенком, что будет происходить с жидкостями, если менять порядок смешивания сиропа, воды и масла?

Вот какое волшебное зелье может получиться после смешивания "таинственных" ингредиентов. Осталось только найти, кого этим зельем будем заколдовывать :)

Выводы:

  • Познавательный интерес, базированный на научно – исследовательской работе помог закрепить детям знания о неживой природе, в ходе проведения опытов.
  • Научно исследовательская деятельность создаёт мотивацию для самостоятельного проведения опытов. Поддерживает инициативу детей в выдвижении предположений о причинах природных явлений и способах их проверки. Способствует повышению качества образования в образовательной области формирование целостной картины мира.
  • Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношения с другими объектами и со средой , в которой он находится, в быту.
  • Дети обогащают память, активизируют мыслительные процессы, речь.
  • Накапливается фонд умственных умений, научных знаний.
  • Сформируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие – либо предметы и явления для достижения определённого результата.
  • Разовьётся эмоциональная сфера, творческие способности, трудовые навыки.

Литература.

  1. Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. М.: Творческий Центр Сфера 2007.
  2. Вахрушев А.А. Мир и человек. – М.: Дрофа, 1998.
  3. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
  4. Зарипова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду. Дошкольное воспитание.1994 №7
  5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004
  6. Поддъяков Н.М. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1998.
  7. Равиза Ф.В. Простые опыты. М., 1997.
  8. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
  9. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
  10. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.
  11. Иванова А.И. экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.М.,200412. Кудрова И.А. О развитии мышления на основе исследовательского подхода //Станд. и монитор. - 2006. №5
  12. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы. От 20.11.2003 № 2-34-20
  13. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей.- М.: Академия, 2005
  14. Рыжова Н.А. Время собирать мусор (экологический проект).// Дошкольное образование № 16, 2001. 
  15. .15. Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. Лекции 1-8 - М: Педагогический университет «Первое сентября», 2007.
  16. Сивенкова О.А. Технология проектной деятельности в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы: Материалы II Межрегиональной научно-практической конференции. Томск, 6-7 ноября 2008 г. - Томск, 2008

  1. ..Ванклив Д. Большая книга научных развлечений. «Астрель»,2009
  2. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. Сфера. М.,2010
  3. .Дыбина О.В.Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников.  Сфера. М.,2010
  4. Лаврова С.А. Занимательная химия для малышей. «Белый город»,2009.
  5. Левитан Е.П. Камни, которые упали с неба. «Белый город»,2009
  6. .Мишина К. Большая книга вопросов и ответов. Что?  Зачем? Почему? М.,2003
  7. .Репьев С.А. Забавные химические опыты. « Карапуз». М., 1998
  8. .Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.
  9. М.: Владос,1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

портфолио воспитателя Коноваловой Т.А.

информация обо мне.Мои достижения,фотографии....

Коновалова Т.В. "Веселые стихи для запоминания английских слов"

Дорогие родители, если вы едете куда-нибудь со своим ребенком или ожидаете очереди в детской поликлинике, откройте книжку и устройте вашему малышу веселое занятие!...

КОНСПЕКТ НОД ОО «Познавательное развитие» /ознакомление с миром природы/ в старшей группе общеразвивающей направленности Форма проведения: квест – игра «Вода- источник жизни» Воспитатель: Коновалова Е.Н.

Программные задачи: ·          Актуализировать знания детей о свойствах воды посредством использования мнемотехники и квест технологии;·...

КОНСПЕКТ НОД ОО «Познавательное развитие» Ознакомление с миром природы ТЕМА: «Волшебница осень» для детей подготовительной к школе группы Воспитатель: Елена Николаевна Коновалова

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида № 34 города Ейскамуниципального образования Ейский районКОНСПЕКТ  НОДОО «Познавательное развит...

Игровой материал. Составила Н.И.Коновалова.

Игровой материал собран для формирования у детей интереса к людям разных профессий. Он может добавляться новым материалом....

Использование психогимнастики и координационно - подвижных игр с целью психофизического развития детей. (Из опыта работы музыкального руководителя Е. Г. Коноваловой)

Регулярное выполнение психогимнастических упражнений, коррекционных и координационно-подвижных игр, направленных на снижение дезадаптации у детей, на укрепление их физического и эмоционального благопо...

методическая разработка «Научно – исследовательская работа в развитии познавательных интересов на занятиях по формированию целостной картины мира по следам М. И. Коновалова».

Ребенок с рождения  является первооткрывателем, пытливым исследователем того мира, который его окружает. Ученые доказали, что исследование является одним из ведущих видов деятельности ребенка-дош...