проект по адаптации детей к условиям ДОО
проект (младшая группа) по теме

Полканова Галина Юрьевна

проект "Адаптация детей к условиям ДОО"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_adaptatsiya.docx47.49 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДОО»

Выполнила: Полканова Галина Юрьевна

1.Аналитико-прогностическое обоснование проекта

           Адаптационный период - серьёзное испытание для детей раннего
возраста: из знакомой семейной обстановки они попадают в новые для них
условия, что неизбежно влечёт изменения поведенческих реакций ребёнка,
расстройство сна и аппетита.
         Трудности адаптации и их причины изучались отечественными и
зарубежными исследователями.  Е.И.Морозова отмечала: «Можно с большей
долей вероятностью предположить, что этот период не проходит бесследно
даже при благоприятном его окончании, а оставляет след в нервно-
психическом развитии ребёнка».
         Научные исследования показали, что характер адаптации ребёнка
раннего возраста является прогностическим тестом для характеристики
динамики состояния здоровья ребёнка при его адаптации не только к
детскому саду, но и к школе.

          Поэтому решение вопросов, связанных с сохранением психического и
физического здоровья детей в период адаптации — является одной из
первостепенных задач, стоящих перед воспитателями группы раннего
возраста и родителями детей.
         Анализ моей педагогической деятельности показал, что проблема
адаптации детей раннего возраста актуальна и насущна.

          Поэтому и возникла необходимость в разработке «системы»
мероприятий для успешной адаптации детей к условиям МБДОУ. Мною был
составлен педагогический проект.

Для реализации данного проекта мне было необходимо
охарактеризовать имеющиеся возможности и преимущества участников
проекта

          Имеющиеся возможности  проекта — это:

-наличие педагогических и медицинских условий в группе;
-наличие воспитательных действий, усилий всех участников проекта;

- наличие объекта и субъектов взаимодействия.

          Участники проекта имеют ряд преимуществ:

-повышение педагогических знаний у родителей детей раннего возраста;

-более  успешная социализация детей в обществе;

-формирование у детей чувств защищённости и внутренней свободы;
-осознание важности родителями посещения детского сада — как базовой
ступени для развития ребёнка.

          Проект краткосрочный, социальной направленности, простой с ограниченными ресурсами.

2.Концепция проекта

          Сущность адаптации заключается в обеспечении процесса развития личности. Трудности, возникающие у детей в процессе адаптации, могут привести к самой неблагоприятной ее форме — дезадаптации, которая может проявляться в нарушениях дисциплины, игрой к учебной деятельности, взаимоотношений со сверстниками и воспитателями.

          Теоретической основой проекта являются:

-Конвенция ООН о правах ребенка;

-Устав МБДОУ;

-Закон Российской федерации «Об образовании»;

-Совокупность взаимообусловленных программ, направленных на
достижение целей, таких как:

-Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С Комаровой, М.Н Васильевой .

          На этой основе мною была разработана модель организации адаптационного
периода детей раннего возраста (приложение №1)

          Цель проекта:

-разработать «систему» мероприятий для успешной адаптации детей раннего
возраста к условиям МБДОУ

          Задачи проекта:

-создать  комфортные условия  в группе для детей на период адаптации;
-организовать тесное взаимодействие с родителями для достижения
успешной адаптации детей;

          Участники проекта:

заведующий, старший воспитатель, психолог, медсестра, воспитатель, дети, родители.

З. Стратегия и механизация достижения поставленных задач

         С целью расширения теоретических знаний педагогов и родителей была подобрана методическая литература по вопросам и проблемам адаптации детей. Были так же проведены семинары, консультации, игры с родителями.

          Для успешной адаптации детей были проведены следующие организационные мероприятия, представленные в таблице №1.

            Таблица 1

Проектные мероприятия

  Дата

Ответственные

 1

Создание банка данных о
будущих воспитанниках

Июнь 2015

заведующий

 2

 «День открытых дверей»-
экскурсия по д/с; знакомство с
группой

Июнь 2015

воспитатель, старший
воспитатель

  3

Родительское собрание на тему:
«Адаптация детей раннего
возраста к условиям детского
сада»

Июнь 2015

заведующий,             старший

воспитатель,

медсестра,

психолог,

воспитатель

 4

 Разработка памятки для
родителей «Как помочь ребёнку
быстрее привыкнуть к д/с»
(Приложение № 2)

май 2015

воспитатель

психолог

   5

Разработка памятки «Наличие у
детей возможных навыков,
облегчающих адаптационный
период» (Приложение № 3)

май 2015

психолог

 6

Разработка «Адаптационного
листа» для каждого ребёнка
(Приложение №4)

май 2015

психолог

 7

Анкетирование родителей на
тему: «Индивидуальные
особенности развития детей»
(Приложение №5)

по мере
поступления
детей



воспитатель

 8

Оценка уровня физического
состояния ребёнка (оформление
«Журнала здоровья»)

по мере
поступления
детей


медсестра

 9

Усиленный контроль за
состоянием здоровья ребёнка
(ведение адаптационных
листов)

на время
адаптации


медсестра,
воспитатель

10

Создание в группе уголков
«Позвони маме»,
«Здравствуйте я пришёл»

июнь- август
2015

воспитатель

11

Оформление альбома с
фотографиями «Я и моя семья»

июнь- август
2015

воспитатель,
родители

12

Обогащение предметно -
развивающей среды

в течение года

воспитатель,
родители

13

Повышение квалификации
воспитателя

в течение года


воспитатель

14

Родительское собрание на тему:
«Значение режима дня для
успешной адаптации»

июнь 2015


медсестра,
воспитатель

15

Индивидуальные консультации
для родителей

по мере
возникновения
вопросов

воспитатель

16

Проведение медико -
педагогического совещания по
итогам адаптации детей

сентябрь 2015

заведующий, старший
воспитатель,
воспитатель,
медсестра,
психолог

          При проведении «Дня открытых дверей» была организована экскурсия по  детскому  саду,  показан  музыкальный зал. Детей и родителей познакомили с   группой и   воспитателями,  было организовано знакомство с предметно-развивающей средой, а также рассказано о  предназначении каждой из комнат  группы.

           На родительском собрании старший воспитатель рассказала о программе, по которой  будут обучаться дети, психолог дала рекомендации по подготовке детей к детскому саду.

          Старшая медсестра рассказала о пользе соблюдения режима дня. Также был подписан договор между родителями и МБДОУ о правилах посещения детского сада.

          Во время адаптационного периода вёлся усиленный контроль за состоянием  ребёнка. При  оформлении адаптационных карт отмечались: аппетит, сон, поведение ребёнка, взаимодействие со взрослыми и детьми, а также соблюдение режимных моментов.

          На медико-педагогическом совещании были заслушаны доклады по итогам адаптации  детей. Старшая медсестра доложила о статистике заболеваемости в период адаптации. Психолог рассказала о нервно-психическом состоянии детей на конец адаптационного  периода. Воспитатель доложила об изучении особенностей  характера и поведения детей   и составления плана индивидуального развития.

Одним из этапов моей работы по проекту стала разработка
перспективного планирования на период адаптации, представленного в таблице №2.

                                                                                              Таблица №2              

                                                                             Время проведения

Мероприятие

Ответственный

1 неделя адаптационного периода

Тема: «Мы знакомимся»
-праздник «Знакомство»;
-игра «Приходите в гости»;
-п/и «Пузырь»;

-пальчиковая игра «Сорока,
сорока кашу варила»;
-чтение потешки «Ладушки,

ладушки»;

-ситуация «Домик для твоей одежды»

Воспитатель

2 неделя

адаптационного периода

Тема: »Мы привыкаем»
-праздник «Как много
интересного вокруг»;
-игра с воздушными шарами;
-п/и «Догонялки»;

-пальчиковая игра « Домик»;
-рассказывание сказки
«Курочка Ряба»;

-знакомство со строительным

материалом;

-ситуация «В какие игры

можно играть в группе»

Воспитатель

3 неделя

адаптационного

периода

Тема: «Мы осваиваемся»                

-праздник «Музыки и

красоты»;

-игра «Превращение в

зверушек»;

-п/и «Гуси»;

-пальчиковая игра «Зайка и

барабан»;

-чтение потешки-песенки

«Баю, баю за рекою»;

-ситуация «Как дети полюбили
ходить в детский сад»;

-игра «Чаепитие»;

-построим «Теремок»

Воспитатель

4 неделя адаптационного

периода

        

Тема: «Детский сад- наш дом        родной»

-праздник «От улыбки станет

всем светлее»;

-игра «Назови друга ласково»;

-п/и «Самолеты»;

-пальчиковая игра «За работу»;

-д/и «Кто что делает»;

-рассказывание сказки

«Репка»;

-строим домик из кирпичиков

-игра «Угадай, что звучит»

Воспитатель

4.Ожидаемые результаты от проекта

          Для детей:

-Успешная, безболезненная, быстрая адаптация детей к новым
условиям МБДОУ

          Для родителей:

-Приведение взаимоотношений между воспитателем и
родителями на уровень доверия;

-Повышение уровня компетентности родителями по теме
"Адаптация детей"

          Для педагогов:

-Наличие "системы" для успешной адаптации детей;
-Повышение профессиональной компетентности по данной теме

          Для МБДОУ:

-Уменьшение процента детей с тяжёлой степенью адаптации или
отсутствие таковых

5.Ресурсная база проекта

         Для успешной реализации проекта мною были определены основные ресурсы проекта:

-кадровые;

-нормативно-правовые;

-организационные;

-мотивационные;

-материально-технические;

-информационные.

          Кадровые ресурсы включают наличие воспитателя со средним

образованием, старшего воспитателя и психолога с высшим
образованием, старшей медсестры.

          Нормативно-правовые ресурсы включают устав МБДОУ, договор
между родителями и МБДОУ, санитарные правила и нормы.

          Организационные ресурсы предполагают разнообразие форм
проведения адаптационных мероприятий: занятия, беседы,

консультации.

         Мотивационные ресурсы предполагают стремление воспитателей
и родителей на успешную реализацию проекта.

          Материально-технические ресурсы предполагают наличие
музыкального зала, игрового уголка в группе, уголка по развитию
речи, уголка по ознакомлению с окружающим миром, уголка по
изодеятельности, музыкального и спортивного уголка в группе.

          Информационные ресурсы предполагают наличие разнообразной
 методической литературы по теме проекта.

6.Необходимая поддержка проекта

          Для качественной реализации проекта необходима поддержка:
- со стороны родителей — активное участие при подготовке ребёнка
к детскому саду;

- со стороны администрации МБДОУ - предоставлены
необходимые условия для адаптации ребёнка: групповое

помещение и спальня, соответствующие санитарным нормам;
детская мебель;

      - со стороны воспитателя — организация предметно-развивающей среды в группе, соблюдение режима дня в период адаптации; своевременное оформление карт нервно-психического развития и адаптационных листов.

7.Возможные риски проекта, способы их преодоления

 Риск проекта

Способ преодоления

1

Болезнь ребёнка в

период адаптации

Рекомендации родителям по

укреплению здоровья детей:

-закаливание в семье;

-точечный массаж;

-заваривания чая из лечебных трав;

2

Слабое осознание

родителями своей

важной роли в

адаптационном

процессе ребёнка

Беседа с родителями на тему:

«Как семья может помочь ребёнку

 в период адаптации к условиям

МБДОУ»

3

Перекладывание

родителями

ответственности за

детей на воспитателя.

Просвещение родителей по

нормативно-правовым документам.

4

Родители придают

большее значение

образовательному

уровню ребёнка, а не

его социальному развитию.

Просвещение родителей о

значении социального развития и

его влиянии на познавательную

сферу ребёнка.

Литература

1.Парамонова А.А. «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет»
2.Программа” От рождения до школы” под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С Комаровой, М.Н.Васильевой

З.Гамигузова Л.Н. «Развитие ребёнка от рождения до трёх лет» Справочник-пособие для родителей

4.Давыдова О.И.; Майер А.А. «Адаптационные группы» Журнал
«Управление ДОУ»

5.Доронова Т. «Адаптация ребёнка к ДОУ; новые подходы» Обруч №5 2006г
6.Костина В. «Новые подходы к адаптации детей раннего возраста»

7.Мочалова О.А. «Адаптация детей к ДОУ» Ребёнок в детском саду №4
2006

8.Теплюк С.Н. ”Дети раннего возраста в ДОУ” Мозайка Синтез-М 2005г.

9.Севостьянова Е.О. «Дружная семейка»

10.Белкина П.В. «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационный проект «Оптимизация адаптации детей раннего возраста к ДОУ» организация адаптации к условиям детского сада детей от 2 до 3 лет.

Родители задумываются, стоит ли отдавать малыша в дошкольное учреждение, или продолжать воспитывать его дома. С одной стороны, ребенку необходимо общество сверстников, кроме того, в детском саду работ...

Проект: Адаптации детей к условиям детского сада в рамках проекта «Водичка – водичка»

Игры с водой – это эффективный способ самотерапии. Вода способна «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с детьми раннего возраста. Она обладает психотерапевтическими свойст...

Проект по адаптации детей раннего и младшего возраста к условиям детского сада в рамках проекта "Капелька"

Адаптации детей к условиям детского сада в рамках проекта «Капелька». «Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?...

Проект по адаптации детей к условиям ДОУ

Сроки реализации проекта: среднесрочный, 3 месяца: сентябрь – ноябрь.Участники проекта: дети группы раннего возраста №2, воспитатели, родители.Цель проекта: - создание благоприятных условий...

Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Улыбка малыша в период адаптации»

Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ«Улыбка малыша в период адаптации»...

Проект по адаптации детей к условиям детского сада «В детский сад хожу без слез» (вторая младшая группа)

Поступление ребёнка в детский сад вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённ...

Проект по адаптации детей к условиям детского сада «Будем знакомы»

Проект по адаптации детей к условиям детского сада «Будем знакомы»...