методическая разработка
методическая разработка на тему

Николаева Екатерина Валерьевна

методическая разработка по теме: "Моделирование - как одна из форм  работы по экологическому воспитанию в ДОУ"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_modelirovanie.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №53»

Методическая разработка по теме:

Моделирование - как одна из форм  работы по экологическому воспитанию в ДОУ.

Разработала:

воспитатель высшей квалификационной категории

Николаева Е.В.

Арзамас, 2017

Моделирование как одна из форм  работы по экологическому воспитанию в ДОУ.

     Через организацию экологического воспитания мы  стараемся  формировать и систематизировать познавательные и речевые умения и навыки дошкольников  с помощью способа МОДЕЛИРОВАНИЯ.

     Содержание направлено на развитие познавательной активности дошкольников, формирование у детей правильного отношения к природе и понимания целостности природы. В непрерывном экологическом образование дошкольников, детство - начальный этап формирования личности человека, его ответственного отношения к окружающей среде. «Человек всегда был и остается сыном природы. И то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир окружающий ребенка - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с  неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума и познания» - так писал В,А,Сухомлинский о роли природы в жизни ребенка. Общение с природой  положительно влияет на детей, сознание, делает их добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства.

   Природа с ее многообразием окружает ребенка с ранних лет. И,Г.Песталоции  отмечал, что это источник ,благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям».         Умения наблюдать, чувствовать, воспринимать вырабатываемое в процессе познания природы, рождает умение   делать выводы, воспитывает логику мысли,  четкость, правильность, законченность и красоту речи. Каждый  момент знакомства с природой – это урок развития детского ума, творчества, чувств. Своей необычностью, новизной, разнообразием природа делает  ребенка эмоциональным, вызывает у него удивление,  восхищение, радость, восторг, желание  узнать больше, побуждает к  передачи   слов, чувств, мыслей в речи.

   Окружающая природа представляет собой большие возможности для разнообразной деятельности детей, формирования у них гуманного отношения  к представителям животного и растительного мира, что способствует   активному  усвоению и использованию приобретенных знаний.

 

       Данную тему мы стараемся  использовать в своей работе с целью: дать более целостное представление о родном крае, природе, окружающем мире,  пробудить любовь к малой Родине  и всему, что связано  с ней и на этой основе развивать   и совершенствовать  коммуникативные качества, познавательные навыки. Почему метод моделирования  мы часто включаем в свою работу?  Во-первых, нам интересно то, как у дошкольников формируется уровень восприятия природных явлений. А   во-вторых, считаем, что данная методика поможет воспитателям  более полно представлять,  как обогащение знаний детей об окружающей природе влияет на их  познавательно - речевые качества.

    Для выполнения задач мы тщательно планируем  каждое занятие по окружающему миру, экологии и развитию речи.  Моделирование в познавательном, речевом, экологическом развитии может выполнять следующие функции:

  • Служить средством анализа и фиксации закономерных свойств и        отношений различных объектов (в ходе познавательной, экологической деятельности).
  • Быть чувственной основой для абстрагирования и обогащения объектов и явлений (в ходе обобщающих занятий, экскурсий, бесед ).
  • Являться  программой для анализа  новых явлений и переноса в другие виды деятельности навыков и умений работать с моделью (изобразительная, двигательная, математическая).

               Работу по использованию моделей и деятельности моделирования мы начали целенаправленно, с младшего дошкольного  возраста. При этом в рамках разрабатываемой нами технологии предусматривалось использование различных    видов моделей –

  • Предметные модели.
  • Предметно-схематические модели.
  • Графические модели.

    По вопросам моделирования мы обратились к работам следующих специалистов: Л.А.Венгер,Л.С.Выгодский,,П.Я.Галперин,В.В.Давыдов,А.В.Запорожец,Н.Н.Поддъяков,Д.Б.Эльконин. Знаменитые педагоги пришли к единому мнению о том, что «… значительный    диапазон информации окружающей нас уже с   раннего возраста, начале неосознанно, а затем вполне сознательно, присваивается   через систему эталонов, знаков, символов. И  чем свободнее, активнее ребенок начнет ими оперировать в своей деятельности, тем успешнее пойдет его интеллектуальное развитие».

        Многочисленные исследования ученых позволяют утверждать, что овладение дошкольниками  знаково-символической     деятельностью и   деятельностью моделирования  в экологическом развитии помогает им не просто познавать окружающий мир, но и систематизировать полученные знания, осознавать сложные связи и закономерности, способствует развитию исследовательской и  мыслительной деятельности, При этом у детей развиваются умения анализировать, сравнивать, прогнозировать, устанавливать общность предметов. Именно на основе моделирования удается построить сознание ребенка, обобщенное представление об объекте или целиком явлении. Моделирование способствует совершенствованию ориентировочной деятельности детей, формированию у них интеллектуальных, практических, познавательных умений,  так необходимых при развитии экологических знаний у  дошкольников.

ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗДЕЛА И ЭТАПЫ ПРОЦЕССА МОДЕЛИРОВАНИЯ

     Современная система ценностей      большинства людей ориентирована лишь на употребление, подчинение использования природы. Экосистема и весь живой мир не рассматривается человеком как ценность, будь то духовная, этическая, познавательная. Остановить этот кризис природы возможно лишь пересмотрев всю систему ценностей, систему взглядов и человека к природе как к среде его собственного обитания.

       Для детей дошкольного возраста эта проблема рассматривается наиболее остро. Процесс познания окружающей среды неразрывно связан с деятельностью ДОУ. При этом дети хотят познавать, развивать не только экологические умения и навыки, но и строить собственные суждения и выводы.

      Мы  считаем, что наблюдая, познавая предметы, объекты и явления природы, обследуя их ребёнок, вычленяя с помощью зрительных, осязательных и других анализаторов, а главное картинок  - моделей строит план своих действий. С помощью конкретных  моделей дети могут выделять основные   свойства и признаки предмета-свойства, величину, строение предмета, характерные признаки исследуемого объекта. С помощью них же дошкольник учится составлять описательный рассказ.

25

 В своей работе мы основывались на идее Л.А.Венгера, который выделил основные этапы процесса моделирования.

Моделирование осуществляется  в такой последовательности:

1.  Предлагаем  детям описать новые объекты природы с помощью готовой модели.

2. Организовываем  сравнение двух объектов между собой, учим выделять различия и сходства, одновременно даем задание последовательно отбирать и выкладывать на панно модели, замещающие эти признаки.

3. Постепенно увеличиваем количество сравниваемых объектов до 3-4.

4. Обучаем детей  моделированию существенных или значимых для деятельности признаков (отбор и моделирование признаков растений, способ удаления пыли с растений уголка природы).

5.Предлагаем    создать  модели  элементарных понятий, таких как «рыбы», «птицы», «звери»,  «домашние животные», «дикие животные», «растения», «живое», «неживое» и т.д.

Наши модели стараемся придумать и  сделать  многофункциональными. На основе них  можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая   различные  модели вместе с детьми, мы придерживаемся следующих требований :

1. Модель должна отражать обобщенный образ и подходить к группе объектов.

2. Раскрыть существенное в объекте

3. Замысел по созданию модели следует обсудить с детьми.

Вывод.    Моделирование позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней. На этой основе у детей формируются обобщенные представления и элементарные понятия о природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...