Статья " Обобщение и распространение педагогического опыта "
статья (подготовительная группа) по теме

Горбунова Елена Анатольевна

на тему «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_k_zachetu_mrio.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта на тему  :

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

Аналитическое обоснование

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью.

Творческая личность – это достояние всего общества. Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе изобразительной деятельности у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует :  все  и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

Цель: 

Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования и формирование разносторонней личности ребенка и его волевых качеств.

Задачи:

1. Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

2. Развивать творческие способности детей.

3. Формировать умение оценивать созданные изображения.

4. Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.

5. Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования и стимулировать их совместное творчество с детьми.

Сроки осуществления :  долгосрочный  (сентябрь-май )

 Замысел проекта:

Замысел данного  проекта  состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы.  Познакомить  детей с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании,   побуждать на основе полученных знаний к созданию своих рисунков .

Таким образом,  развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях .  Вызвать интерес к рисованию ,и  использованию различных техник . Научить детей  всматриваться в окружающий мир, находить различные оттенки, реализовать свои самые смелые замыслы и учиться самостоятельно находить средства для их воплощения !Делать свои работы -интереснее, насыщеннее. Быть увереннее в себе, побороть  страх перед чистым листом бумаги. Повлиять и побудить ребенка  на  положительно- эмоциональное состояние  в ситуации  стресса через  методы рисования .

 В использовании   таких методов    примут участие  педагог- ребенок - родители. Для родителей провести  консультацию , беседы, открытые  занятия.

оттиск печатками из картофеля;

рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

- тычок жесткой полусухой кистью.

- печать поролоном;

- печать пробками;

- восковые мелки + акварель;

- свеча + акварель;

- отпечатки листьев;

- рисунки из ладошки;

рисование ватными палочками;

- с помощью ватных дисков;

- кляксография с трубочкой.

А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:

рисование песком;

рисование мыльными пузырями;

рисование мятой бумагой;

кляксография с трубочкой;

монотипия пейзажная;

печать по трафарету;

монотипия предметная;

кляксография обычная;

пластилинография.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Цельразвитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования и формирование разносторонней личности ребенка и его волевых качеств.

Задачи:

1. Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

2. Развивать творческие способности детей.

3. Формировать умение оценивать созданные изображения.

4. Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.

5. Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования и стимулировать их совместное творчество с детьми.

сроки Методы и приемы Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами

сентябрь Определение тематики, подбор литературы в периодической печати и в интернете. Исследовательская работа в малых группах. Знакомство детей с искусством. Анкетирование родителей«Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности». Консультация на тему«Значение рисования нетрадиционными способами».

октябрь Изучение методической литературы по данной теме.

«Осенний лес» (отпечатывание сухих листьев). Консультация «Нетрадиционные техники рисования в средней группе» Консультация для воспитателей

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного

возраста через нетрадиционную технику рисования»

ноябрь

Разработка перспективного плана по нетрадиционной технике рисования в средней группе«Дождливый день»

(рисование по мокрому листу)

Выставка работ «Прощание с осенью» Консультация: «Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства».

декабрь «Снежинки» (рисование методом тычка). Памятка для родителей «Использование нетрадиционных техник и материалов в совместном творчестве с детьми». Консультация «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста».

январь Создание картотеки занятий по развитию творческих способностей через нетрадиционную технику рисования«Весёлый снеговик»

(рисование пальчиками).

Консультация «Наблюдение за детским творчеством в домашних условиях»Консультация: «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях».

февраль

Применение разработанных картотек занятий в образовательных и самостоятельных деятельностях«Мы – волшебники» (кляксография с трубочкой). Консультации для родителей "Изобразительная деятельность в семейном воспитании детей». Презентация «Мы любим рисовать

март Совместная творческая деятельность педагога и детей «Открытка для мамы»(печать по трафарету + рисование пальчиками). Выставки детских рисунков для родителей.

Обмен опытом и информацией с коллегами по возрастной параллели о работе с детьми.

апрель «Солнышко» (рисование ладошками). Привлечение родителей к совместному рисованию.

Выставка рисунков «В гостях у весны».

май Самоанализ и самооценка НОД в своей группе«Праздничный салют над городом»(восковые мелки + акварель). Советы родителям «Как оформить уголок для рисования детям в домашних условиях». Отчет о проделанной работе по самообразованию за учебный год (средняя группа).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Распространение педагогического опыта по теме: Проект "Город Колобков"

Целью этого проекта является самореализация детей в деятельности, в игре с помощью игровых персонажей, сказочных героев, близких и знакомых им с детства; развитие активности, самостоятельности, умения...

Распространение педагогического опыта. Тема: «Использование мнемотехники в развития связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи»

СодержаниеЛитературный обзор состояния вопроса…………………………….3История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении……………………………………..4История изучения темы педагогическо...

Распространение педагогического опыта

В течении учебного года на базе МБДОУ №5 проходили методические объединения по нравственно-патриотичекому воспитанию,  где мы обменивались опытом работы по данной теме, делились своими  разр...

Обобщение и распространение педагогического опыта

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста....

"Способы представления и распространения педагогического опыта" Педагогический опыт

Педагогический опыт Способы представления и распространения педагогического опыта...

Распространение педагогического опыта. Мастер-класс для педагогических работников.

Мастер-класс для педагогических работников по математическому развитию....

Проект "Всё дело в шляпке" в рамках "Городской педагогической гостиной" по распространению педагогического опыта.

Проект "Всё дело в шляпке". Целью данного проекта являлся ответ на вопрос:"Головной убор- это модно или необходимо?" Проект проходил в течение 3-х месяцев с января по март. Участни...