Программа «Волшебная кисточка»
рабочая программа (младшая группа) на тему

Мазлова Наталья Владимировна

Цель программы: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Задачи программы:

1.      Познакомить детей с разными видами нетрадиционных техник рисования. Формировать умение самостоятельно рисовать, используя пальчики, ладони, печатки.

2.      Развивать  эстетические чувства, чувство цвета, ритма, мелкую моторику.

3.      Воспитывать  устойчивый  интерес к рисованию нетрадиционными способами, чувство радости при восприятии созданных рисунков.

 Возраст детей – 3-4 лет.

Сроки реализации программы – 1 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 17_mazlova_volshebnaya_kistochka.docx41.66 КБ

Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка

  1. Направленность программы

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.

Программа «Волшебная кисточка» составлена на основе методик Комаровой  Т.С.  «Детское художественное творчество», Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Лебедевой Е. Н. «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников» и Цквитария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования».

Именно на развитие самостоятельного творчества при применении нетрадиционных техник изображения направлена данная программа.

Нормативное обеспечение программы:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
  • Письм Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
  • Положение о дополнительном платном образовании в МАДОУ «ДС №1 города Белогорск»;
  • Положение о программе платного дополнительного образования МАДОУ «ДС №1 города Белогорск»;
  • Приказ об организации дополнительных платных образовательных услугах МАДОУ «ДС №1города Белогорск»;
  • Устав МАДОУ «ДС №1 города Белогорск».

1.2. Актуальность

В последние годы в системе дошкольного образования происходят кардинальные перемены, она изменяется и совершенствуется. На первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности.  В ФГОС отмечено, что одна из задач художественно – эстетического развития – реализация самостоятельной творческой деятельности. Как показывает практика, с помощью только традиционных форм в изобразительной деятельности нельзя в полной мере решить проблему творческой личности.

Таким образом, актуальность проблемы по развитию художественного творчества детей видится в новых инновационных подходах, которые дарят ребенку атмосферу свободного, радостного творчества, возможность экспериментирования с материалом, смелость и неповторимость в изображении. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самореализации в творческой работе.

1.3.Отличительные особенности данной программы от основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ «ДС №1города Белогорск»

Программа дополнительного образования обеспечивает более глубокое изучение изображения предметов, используя нетрадиционные техники и технологии. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. Такой комплекс задач далеко выходит за рамки художественно-эстетического развития детей по основной образовательной программе дошкольного образования МАДОУ «ДС №1города Белогорск».

1.4.Цель программы: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Задачи программы:

  1. Познакомить детей с разными видами нетрадиционных техник рисования. Формировать умение самостоятельно рисовать, используя пальчики, ладони, печатки.
  2. Развивать  эстетические чувства, чувство цвета, ритма, мелкую моторику.
  3. Воспитывать  устойчивый  интерес к рисованию нетрадиционными способами, чувство радости при восприятии созданных рисунков.

1.5. Возраст детей – 3-4 лет.

1.6.Сроки реализации программы – 1 учебный год.

1.7. Формы и режим занятий

Занятия кружка проводятся 1 раза в неделю, каждую пятницу.  

Год обучения

Количество

занятий

в неделю

Количество

занятий

в месяц

Количество

занятий

в год

Количество воспитанников

2016-2017 учебный год

1

4

32 (с октября)

17

1.8. Ожидаемые результаты

Дети научатся  самостоятельно применять различные виды  нетрадиционных техник  рисования для  получения выразительного образа, свободно воплощать свои замыслы.  У дошкольников возрастет интерес к художественной деятельности, появится желание к самовыражению. Что, несомненно, будет способствовать развитию творческих способностей детей.

1.9. Формы проведения итогов реализации программы:

  • проведение выставок детских работ;
  • проведение открытого мероприятия;
  • проведение мастер-класса среди педагогов;
  • проектная деятельность.

2.Учебно-тематический план

Тема занятия

Количество часов

1

Цветные пальчики

1

2

Бабочки

1

3

Дождик, дождик, пуще.

1

4

На морском дне

1

5

Звездочки на небе

1

6

Разноцветные мячики

1

7

Сарафан для Арины

1

8

Чашка  для мамы       

1

9

Снег идет

1

10

Елочные игрушки

1

11

Новогодняя елка

1

12

Рукавичка для Деда Мороза

1

13

Цветные ладошки

1

14

Елочка – красавица

1

15

Солнышко

1

16

Рыбки в аквариуме.       

1

17

Снегопад за окном

1

18

Бусы для Кати

1

19

Кошка

1

20

Веселый снеговик

1

21

Веточка мимозы

1

22

Букет для мамы

1

23

Цыплята на лугу

1

24

Салют        

1

25

Воздушные шарики

1

26

Кубики

1

27

Башня

1

28

Ягоды на тарелке        

1

29

Божья коровка

1

30

Гусеница

1

31

Цветы

1

32

Итоговое по замыслу        

1

3. Содержание программы

Основные  принципы работы с детьми:

  • принцип от простого к  сложному, где предусмотрен переход от простых техник рисования к  более сложным.
  • принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память,  поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
  • принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
  • связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
  • вариативность. (Вариативность содержания, форм и методов художественной деятельности).

Методы и приемы:

  • информационно-рецептивный метод, который включает в себя приёмы рассматривания и показа образца воспитателя;
  • репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора, работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой;
  • эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии;
  • исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятель-ность, но и фантазию, и творчество. Данный метод направлен на самостоятельное выполнение всей работы.

Нетрадиционные техники рисования

Тычок жесткой полусухой кистью:

  1. Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
  2. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
  3. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками:

  1. Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
  2. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
  3. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой:

  1. Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
  2. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
  3. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Оттиск печатками из картофеля:

  1. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
  2. Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.
  3. Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

Календарно-тематическое планирование

Дата проведения занятия

План

Факт

Тема занятия

Техника, задачи

07.10.2016

Цветные пальчики

Рисование пальчиками.

Познакомить  с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить создавать рисунки кончиками пальцев. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать желание, интерес к рисованию.

14.10.2016

Бабочки

21.10.2016

Дождик, дождик, пуще.

28.10.2016

На морском дне

04.11.2016

Звездочки на небе

Рисование ватными палочками.

Учить детей создавать ритмические композиции. Развивать умение аккуратно работать ватной палочкой. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

11.11.2016

Разноцветные мячики

18.11.2016

Сарафан для Арины

25.11.2016

Чашка  для мамы       

02.12.2016

Снег идет

Рисование пальчиками.

Учить  рисовать кончиками пальцев. Развивать мелкую моторику, речь. Воспитывать чувство прекрасного, желание работать самостоятельно.

09.12.2016

Елочные игрушки

16.12.2016

Новогодняя елка

23.12.2016

Рукавичка для Деда Мороза

30.12.2016

Цветные ладошки

13.01.2017

Елочка – красавица

Рисование ладошками.

Учить использовать ладошку для создания изображения. Развивать чувство цвета, композиции. Воспитывать интерес к отображению ярких впечатлений в рисунке; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе.

20.01.2017

Солнышко

27.01.2017

Рыбки в аквариуме.       

03.02.2017

Снегопад за окном

Метод тычка.

Учить рисовать методом тычка.  

Развивать образное восприятие.

Воспитывать аккуратность в работе с гуашью.

10.02.2017

Бусы для Кати

17.02.2017

Кошка

03.03.2017

Веселый снеговик

Метод тычка.

Учить рисовать методом тычка. Развивать мелкую моторику,  речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

10.03.2017

Веточка мимозы

17.03.2017

Букет для мамы

24.03.2017

Цыплята на лугу

31.03.2017

Салют        

07.04.2017

Воздушные шарики

Штампы. 

Учить рисовать с помощью штампов из картофеля. Развивать чувство композиции. Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативу в освоении новых материалов и способов работы с ними.

14.04.2017

Кубики

21.04.2017

Башня

28.04.2017

Ягоды на тарелке        

05.05.2017

Божья коровка

Штампы

Учить аккуратно прикладывать штампы к листу бумаги. Развивать воображение. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке.

12.05.2017

Гусеница

19.05.2017

Цветы

26.05.2017

Итоговое по замыслу        

4. Методическое обеспечение

4.1.Демонстрационный и дидактический материал: акварельные краски, гуашь; ватные палочки; печатки из овощей; стаканы для воды; подставки под кисти; подкладные листы; кисти с жесткой щетиной.

4.2.Список литературы:

  1. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования. М., 2010
  2. Баранова Е. В., Савельева А. М.  От навыков к творчеству. М., 2009
  3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. М., 2007
  4. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами // Дошкольное воспитание. – 2000. - №10. – С. 48 – 50.
  5. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет. М., 2010
  6. Колдина Д.Н. Рисование с детьми 3-4 лет. М.,2009
  7. Колдина Д.Н. Рисование с детьми 4-5 лет.  М.,2009
  8. Комарова Т.С.  Детское художественное творчество. М., 2008
  9. Лебедева Е. Н.  Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников. М., 2008
  10. Страунинг А. М. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности. М., 2006
  11. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет, - М., 2007
  12. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. М., 2011
  13. Интернет ресурсы:  http://www.ped-kopilka.ru /;

http://www.doshсоlonoc.ru

http://www.doshvozrast.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Волшебная кисточка" по приобщению дошкольников к русской художественной культуре

Народное декоративно-прикладное искусство - одно из средств художественного воспитания дошкольников.Знакомясь с народным искусством, дети учатся понимать прекрасное, узнают традиции, обычаи, особеннос...

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА»

Основной целью современного дошкольного образования является воспитание и развитие личности. Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы ...

Программа "Волшебная кисточка"

Программа  «Радость» ( обучение детей изобразительному искусству с элементами Петербурговедения) создана для детей, живущих в Сестрорецке Курортного района Санкт-Петербурга. Рекомендована для пед...

Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебная кисточка» по рисованию с детьми старшего возраста.

Её содержание нацелено на развитие и формирование художественно-творческих способностей, а также обеспечивает  и охватывает  всестороннее развитие ребёнка  и педагогическое просвещение ...

ПРОГРАММА Волшебная кисточка

Программа направлена на развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста, создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореа...

Дополнительная рабочая программа "Волшебная кисточка"

Совершенствование мелкой моторики кистей рук через организацию творческой деятельности в ходе рисования нетрадиционными методами....

Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа "Волшебная кисточка"

Программа "Волшебная кисточка" адресована детям 5-7 лет. Она направлена на развитие творческих способностей детей....