Программа Дополнительного образования
методическая разработка (младшая группа)

 

Дополнительная образовательная программа

«Веселая логоритмика»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_logoritmike_2024-2025_god_novoe.docx225.54 КБ

Предварительный просмотр:

шигапова тит. (2).jpg

Пояснительная записка:

Рабочая программа кружка разработана в соответствии: с основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 26»; содержит элементы технологии  развития логопедической ритмики «Логоритмика» (М.Н. Кишиневской, Е.В. Кузнецовой, М.Ю. Картушиной, Г.Р. Шашкиной, С. М. Томилиной, Е. Ю. Гайдар).

Программа кружка реализует образовательную область «речевое развитие», предусматривает интеграцию в ходе реализации всех образовательных областей программы. Возраст детей, на которых рассчитана программа: от 2 до 3 лет.

        Срок реализации программы с 4.09.2024- 31.05.2025 года, она рассчитана на 36 учебных недель в году, продолжительностью: 15 минут.

        Программа предполагает проведение одной игровой ситуации в неделю во второй половине дня. Всего 36 игровых ситуаций, которые  носят коллективную форму  работы.

Диагностика речевых навыков осуществляется по методике  Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе, описанной в Приложении №1.

1. Вводная диагностика - сентябрь.

 2. Итоговая диагностика - май.

Актуальность:

С каждым годом в детском саду растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.

Цель программы: Развитие музыкально - речевых способностей детей младшего дошкольного возраста средствами логоритмики.

Задачи:

Образовательные: 

- формировать двигательные умения и навыки;

- развивать пространственные представления;

- развивать координацию, переключаемость движений;

-расширять знания детей о разнообразии мира звуков и шумовых музыкальных инструментов.

Воспитательные:

 - воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;

- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии сданным образом;

Развивающие: 

- развивать речевое дыхание;

- развивать артикуляционный аппарат;

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать грамматический строй и связную речь;

- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память;

- развивать коммуникативные навыки и игровую активность.

Формы работы:

- Логоритмические игровые упражнения;

- Беседа;

- Речевая ситуация;

-Подвижные дидактические игры;

-Показ;

-Танцевально - двигательные разминки;

- Пальчиковая гимнастика;

-Артикуляционная гимнастика;

- Продуктивная деятельность;

- Оркестр;

- Дыхательная гимнастика;

Предполагаемый результат

 Воспитанник будет уметь:

- ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ;

- правильно выполнять артикуляции звуков;        

- ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении,  петь протяжно, подвижно, передавая характер музыки;

- подыгрывать простейшие мелодии на ложках, погремушках, барабане  

Перспективное  планирование

Месяц

№ п/п

Тема

Задачи

Источник

Сентябрь

1

«Встреча с белочкой в осеннем лесу»

- формировать двигательные умения и навыки;

- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии сданным образом;

- развивать коммуникативные навыки и игровую активность.

Методическое пособие «Логоритмика с дошкольниками 2—3 лет (конспекты занятий)

Картушина Марина Юрьевна

2

«Сидит белка на тележке»

- развивать координацию, переключаемость движений;

- воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;

- развивать артикуляционный аппарат;

- развивать фонематическое восприятие;

Методическое пособие «Логоритмика с дошкольниками 2—3лет (конспекты занятий)

Картушина Марина Юрьевна

3

«Кто грибок найдет?»

-расширять знания детей о разнообразии мира звуков и шумовых музыкальных инструментов;

 - воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;

- развивать грамматический строй и связную речь;

- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память;

Методическое пособие «Логоритмика с дошкольниками 2—3 лет (конспекты занятий)

Картушина Марина Юрьевна

4

«Гости»

- развивать координацию, переключаемость движений;

- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии сданным образом;

- развивать речевое дыхание;

- развивать артикуляционный аппарат;

- развивать фонематическое восприятие;

Методическое пособие «Логоритмика с дошкольниками 2—3лет (конспекты занятий)

Картушина Марина Юрьевна

Октябрь

5

«В огороде заинька»

-расширять знания детей о разнообразии мира звуков и шумовых музыкальных инструментов;

- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии сданным образом;

- развивать речевое дыхание;

- развивать артикуляционный аппарат;

- развивать фонематическое восприятие;

Методическое пособие «Логоритмика с дошкольниками 2—3 лет (конспекты занятий)

Картушина Марина Юрьевна

6

«Зайкина капуста»

-расширять знания детей о разнообразии мира звуков и шумовых музыкальных инструментов;

 - воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;

- развивать грамматический строй и связную речь;

- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память;

Методическое пособие «Логоритмика с дошкольниками 2—3лет (конспекты занятий)

Картушина Марина Юрьевна

7

«Лучшая игра»

-расширять знания детей о разнообразии мира звуков и шумовых музыкальных инструментов.

 - воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;

- развивать речевое дыхание;

- развивать артикуляционный аппарат;

Методическое пособие «Логоритмика с дошкольниками 2—3 лет (конспекты занятий)

Картушина Марина Юрьевна

8

«Утенок и его друзья»

- развивать координацию, переключаемость движений;

-расширять знания детей о разнообразии мира звуков и шумовых музыкальных инструментов.

- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии сданным образом

Методическое пособие «Логоритмика с дошкольниками 2—3 лет (конспекты занятий)

Картушина Марина Юрьевна

Ноябрь

9

«Про кота»

- развивать пространственные представления;

- развивать координацию, переключаемость движений;

 - воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;

- развивать грамматический строй и связную речь;

- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память;

- развивать коммуникативные навыки и игровую активность.

Методическое пособие «Логоритмика с дошкольниками 2—3 лет (конспекты занятий)

Картушина Марина Юрьевна

10

«Кот Василий»

- развивать координацию, переключаемость движений;

- воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;

- развивать артикуляционный аппарат;

- развивать фонематическое восприятие;

Методическое пособие «Логоритмика с дошкольниками 2—3 лет (конспекты занятий)

Картушина Марина Юрьевна

11

«Кот и кошка»

-расширять знания детей о разнообразии мира звуков и шумовых музыкальных инструментов;

- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии сданным образом;

- развивать речевое дыхание;

- развивать артикуляционный аппарат;

- развивать фонематическое восприятие

Методическое пособие «Логоритмика с дошкольниками 2—3 лет (конспекты занятий)

Картушина Марина Юрьевна

12

«Утки — беленькие грудки»

- формировать двигательные умения и навыки;

- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии сданным образом;

- развивать коммуникативные навыки и игровую активность.

Методическое пособие «Логоритмика с дошкольниками 2—3лет (конспекты занятий)

Картушина Марина Юрьевна

Декабрь

13

«Зайчик в гостях у ребят»

-расширять знания детей о разнообразии мира звуков и шумовых музыкальных инструментов.

 - воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;

- развивать речевое дыхание;

- развивать артикуляционный аппарат;

Методическое пособие «Логоритмика с дошкольниками 2—3 лет (конспекты занятий)

Картушина Марина Юрьевна

14

«Зайкин дом»

- развивать координацию, переключаемость движений;

- воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;

- развивать артикуляционный аппарат;

- развивать фонематическое восприятие;

Методическое пособие «Логоритмика с дошкольниками 3—4 лет (конспекты занятий)

Картушина Марина Юрьевна

15

«Белкина помощница»

- развивать пространственные представления;

- развивать координацию, переключаемость движений;

 - воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;

- развивать грамматический строй и связную речь;

- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память;

- развивать коммуникативные навыки и игровую активность.

Методическое пособие «Логоритмика с дошкольниками 2—3лет (конспекты занятий)

Картушина Марина Юрьевна

16

«Чудо-елка»

- развивать координацию, переключаемость движений;

- воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;

- развивать артикуляционный аппарат;

- развивать фонематическое восприятие

Методическое пособие «Логоритмика с дошкольниками 2—3 лет (конспекты занятий)

Картушина Марина Юрьевна

Январь

17

«Подарки Дедушки Мороза»

- развивать координацию, переключаемость движений;

-расширять знания детей о разнообразии мира звуков и шумовых музыкальных инструментов.

- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии сданным образом

Методическое пособие «Логоритмика с дошкольниками 2—3 лет (конспекты занятий)

Картушина Марина Юрьевна

18

«Птичья елка»

- развивать координацию, переключаемость движений;

- воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;

- развивать артикуляционный аппарат;

- развивать фонематическое восприятие;

Методическое пособие «Логоритмика с дошкольниками 2—3 лет (конспекты занятий)

Картушина Марина Юрьевна

19

«Мороз и птички»

- формировать двигательные умения и навыки;

- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии сданным образом;

- развивать коммуникативные навыки и игровую активность.

Методическое пособие «Логоритмика с дошкольниками 2—3 лет (конспекты занятий)

Картушина Марина Юрьевна

20

«Танюшка»

- развивать координацию, переключаемость движений;

- воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;

- развивать артикуляционный аппарат;

- развивать фонематическое восприятие;

Методическое пособие «Логоритмика с дошкольниками 2—3 лет (конспекты занятий)

Картушина Марина Юрьевна

Февраль

21

«Вкусная каша»

-расширять знания детей о разнообразии мира звуков и шумовых музыкальных инструментов;

- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии сданным образом;

- развивать речевое дыхание;

- развивать артикуляционный аппарат;

- развивать фонематическое восприятие;

Методическое пособие «Логоритмика с дошкольниками 2—3лет (конспекты занятий)

Картушина Марина Юрьевна

22

«Аленушка и лошадка»

- формировать двигательные умения и навыки;

- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии сданным образом;

- развивать коммуникативные навыки и игровую активность.

Методическое пособие «Логоритмика с дошкольниками 2—3 лет (конспекты занятий)

Картушина Марина Юрьевна

23

«Лошадка»

- формировать двигательные умения и навыки;

- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии сданным образом;

- развивать коммуникативные навыки и игровую активность.

Методическое пособие «Логоритмика с дошкольниками 2—3 лет (конспекты занятий)

Картушина Марина Юрьевна

24

«Капризная внучка»

- развивать координацию, переключаемость движений;

- воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;

- развивать артикуляционный аппарат;

- развивать фонематическое восприятие;

Методическое пособие «Логоритмика с дошкольниками 2—3 лет (конспекты занятий)

Картушина Марина Юрьевна

Март

25

«Хозяюшка»

-расширять знания детей о разнообразии мира звуков и шумовых музыкальных инструментов;

- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии сданным образом;

- развивать речевое дыхание;

- развивать артикуляционный аппарат;

- развивать фонематическое восприятие;

Методическое пособие «Логоритмика с дошкольниками 2—3лет (конспекты занятий)

Картушина Марина Юрьевна

26

«Котенок и щенок»

-расширять знания детей о разнообразии мира звуков и шумовых музыкальных инструментов;

 - воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;

- развивать грамматический строй и связную речь;

- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память;

Методическое пособие «Логоритмика с дошкольниками 2—3 лет (конспекты занятий)

Картушина Марина Юрьевна

27

«Про собачку»

- формировать двигательные умения и навыки;

- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии сданным образом;

- развивать коммуникативные навыки и игровую активность.

Методическое пособие «Логоритмика с дошкольниками 2—3 лет (конспекты занятий)

Картушина Марина Юрьевна

28

«Таня пропала»

- развивать координацию, переключаемость движений;

- воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;

- развивать артикуляционный аппарат;

- развивать фонематическое восприятие

Методическое пособие «Логоритмика с дошкольниками 2—3 лет (конспекты занятий)

Картушина Марина Юрьевна

Апрель

29

«Верные друзья»

- развивать координацию, переключаемость движений;

- воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;

- развивать артикуляционный аппарат;

- развивать фонематическое восприятие;

Методическое пособие «Логоритмика с дошкольниками 2—3 лет (конспекты занятий)

Картушина Марина Юрьевна

30

«Про петушка»

-расширять знания детей о разнообразии мира звуков и шумовых музыкальных инструментов;

- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии сданным образом;

- развивать речевое дыхание;

- развивать артикуляционный аппарат;

- развивать фонематическое восприятие;

Методическое пособие «Логоритмика с дошкольниками 2—3 лет (конспекты занятий)

Картушина Марина Юрьевна

31

«Уточка и курочка»

- формировать двигательные умения и навыки;

- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии сданным образом;

- развивать коммуникативные навыки и игровую активность.

Методическое пособие «Логоритмика с дошкольниками 2—3 лет (конспекты занятий)

Картушина Марина Юрьевна

32

«Цыплячий переполох»

- формировать двигательные умения и навыки;

- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии сданным образом;

- развивать коммуникативные навыки и игровую активность.

Методическое пособие «Логоритмика с дошкольниками 2—3 лет (конспекты занятий)

Картушина Марина Юрьевна

Май

33

«Радуга-горка»

- развивать координацию, переключаемость движений;

- воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;

- развивать артикуляционный аппарат;

- развивать фонематическое восприятие;

Методическое пособие «Логоритмика с дошкольниками 2—3лет (конспекты занятий)

Картушина Марина Юрьевна

34

«Майский день»

-расширять знания детей о разнообразии мира звуков и шумовых музыкальных инструментов;

 - воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;

- развивать грамматический строй и связную речь;

- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память;

Методическое пособие «Логоритмика с дошкольниками 2—3 лет (конспекты занятий)

Картушина Марина Юрьевна

35

«Про зеленую лягушку»

-расширять знания детей о разнообразии мира звуков и шумовых музыкальных инструментов;

- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии сданным образом;

- развивать речевое дыхание;

- развивать артикуляционный аппарат;

- развивать фонематическое восприятие;

Методическое пособие «Логоритмика с дошкольниками 2—3 лет (конспекты занятий)

Картушина Марина Юрьевна

36

«После дождя»

- формировать двигательные умения и навыки;

- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии сданным образом;

- развивать коммуникативные навыки и игровую активность.

Методическое пособие «Логоритмика с дошкольниками 2—3 лет (конспекты занятий)

Картушина Марина Юрьевна

Работа с родителями:

Месяц

Формы работы

Сентябрь

 Анкетирование родителей: «Речевая среда дома»  

Октябрь

 Индивидуальные беседы по запросу родителей

Ноябрь

 Памятка «Логоритмика - что это такое?»

Декабрь

Печатная консультация « Чем полезна логоритмика для дошкольников»

Январь

Памятка «Играем в словесно  - ритмические игры  вместе с детьми»

Февраль

Буклет-памятка для родителей «Логоритмика в детском саду»

Март

 Рекомендации для родителей детей, посещающих дополнительные логоритмические занятия: «Использование методов и приемов логоритмики у детей в домашних условиях».

Апрель

 Рекомендации «Развитие речевого дыхания»

Май

Оформление выставки «Игры для развития речевого дыхания»

Мастер – класс «Изготовление самодельных шумовых музыкальных инструментов»

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Галанов А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников. СПб.: Речь, 2007;
  2. Дедюхина Г. В., Яньшина Т. А., Могучая Л. Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников. – М.: Издательство «Гном и Д», 2001;
  3. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста/ под ред. Н.В. Серебряковой. – СПБ.: КАРО,2014. – 64 с.
  4. Методическое пособие «Логоритмика с дошкольниками 3—4 лет (конспекты занятий) Марина Кишиневская Елена Кузнецова. - М.: 2020;
  5. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  6. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. М.:  ТЦ Сфера, 2004;
  7. Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2007;
  8. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005;
  9. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;
  10. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. -  М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»

Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...

Формирование нравственно-патриотического воспитания младших дошкольников посредством дополнительного образования на примере программы дополнительного образования « Растим патриотов»

Программа дополнительного образования «Растим патриотов» по формированию у детей 4-5 лет начальных нравственно- патриотиче...