Статья «Детское творчество».
статья (старшая группа) по теме

Дюбко Людмила Гурьяновна

ОВ статье дается описание детского творчества, что влияет на обогащение детского опыта в разных видах продуктивной деятельности: игре, изобразительной и музыкальной деятельности, тем самым это будет способствовать возникновению  новых творческих замыслов, приемов и способов их реализациичВению у него новых творческих замыслов, приемов и способов их реализации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskoe_tvorchestvo.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Детское творчество»

Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Оно может рассматриваться в двух аспектах: психологическом и философском. Психология исследует процесс, механизм протекания акта творчества, а философия рассматривает вопрос о сущности творчества, который по-разному поднимался в разные исторические эпохи.  В психологическом словаре понятие «творчество» определяется как  «деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей». Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

Детское творчество в педагогической литературе определяется как «деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения». Д.Б. Богоявленская отмечает, что в процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами, своё умение владеть телом, голосом, речью и др.

В психологии и педагогике, говоря о детском творчестве, принято выделять его специфические особенности. Во-первых, как считает Т.С. Комарова, основой для возникновения творческих замыслов является окружающий мир, впечатления дошкольника о природе, рукотворных предметах, людях. Во-вторых, новизна открытий и продукта субъективна. В-третьих, процесс создания нового продукта доставляет ребенку большее удовольствие, чем результат. Поэтому «под детским творчеством понимается не столько сам предметный результат, то есть детские произведения, сколько творческий процесс», – отмечает Н.А. Ветлугина. По словам, О.М. Дьяченко, «сами попытки ребенка к созиданию, к продуктивному самовыражению уже есть творчество».

При развитии детского творчества необходимо учитывать структуру этого процесса. Общая структура творческой деятельности взрослого, по Б.М.Теплову, выглядит как триада: «продукт творчества – творческие умения – восприятие, в которой продукт творчества выступает отправным звеном: его взрослый задумывает, а затем приступает к его созданию». Дошкольная педагогика выделяет следующие виды детского творчества у старших дошкольников: художественное, включающее в себя изобразительное и литературное творчество, и музыкальное творчество.

Детское художественное творчество – деятельность ребёнка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, вышивок, лепных поделок, художественных композиций, аппликаций, литературных произведений и пр. Детское творчество в области искусства способствует художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребёнка.

Изобразительное детское творчество является самым массовым среди дошкольного возраста. Н.А. Ветлугина, А.Г. Гогоберидзе, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова и другие убеждены, что в развитии детского творчества ведущая деятельность – художественно-изобразительная. По словам Т.Г. Казаковой, «процесс усвоения художественного опыта всегда индивидуален и в то же время он способствует проявлению творческого потенциала каждого ребенка».

Первые элементы литературного детского творчества появляются у ребёнка в период дошкольного детства. В этот период, литературное детское творчество является частью игры и его сложно отделить от других видов детского творчества: ребёнок одновременно рисует, сочиняет изображенную историю, напевает и пританцовывает. Постепенно литературное творчество у детей приобретает выраженное направление (поэзия, проза).

Музыкальное детское творчество проявляется в восприятии и изучении музыкальных произведений композиторов. Это синтетическая деятельность, проявляющаяся в разных видах: слушании музыки, игре на музыкальных инструментах, ритмике, пении.  

Важное условие детского творчества, отмечает Л.С. Выготский,  развитие у детей всех видов восприятия (зрительного, осязательного, кинестезического, слухового). По наблюдениям Т.С. Комаровой, «в рисунках, лепке, конструировании каждый ребенок творчески отражает собственные впечатления, полученные от окружающего мира».  

Еще одним условием развития детского творчества дошкольников, по мнению Т.Г. Казаковой, является наличие наглядно-образного мышления, которое «опирается на зрительные представления и их трансформацию как средства творческого решения мыслительной задачи».  

Развитие детского творчества базируется, по словам Л.С. Выготского, на обогащении детского опыта в разных видах продуктивной деятельности: игре, изобразительной и музыкальной деятельности. Для этого в детском саду должна быть создана предметно-развивающая среда,  которая позволяет ребенку вести поисковую, исследовательскую деятельность, решать любые вопросы по-своему, активизирует самостоятельную игровую, изобразительную, музыкальную деятельность.

Таким образом, очень важно развивать и поощрять творчество во всех видах деятельности ребенка старшего дошкольного возраста, тем самым способствовать возникновению у него новых творческих замыслов, приемов и способов их реализации. Особенностями детского творчества выступает его субъективность и нацеленность на сам процесс, а не на результат. В деятельности дошкольника есть все этапы творчества (замысел – воплощение – результат), но они быстротечны, а вынашивание и реализация замысла совмещены. Для развития детского творчества дошкольников необходимо развивать у детей восприятие, наглядно-образное мышление (особенно такие его качества, как беглость, гибкость, оригинальность), воображение. Один из главных путей развития детского творчества – художественная деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Психологические особенности детского творчества" "Психологические особенности одарённого ребёнка" Подготовила музыкальный руководитель ГБОУ детский сад компенсирующего вида №1764 для детей с нарушением зрения

Детство - краткий период жизни, когда над человеком ещё не давлеют рациональные требования соответствия определённому статусу в обществе.И он пока не подвержен критическому самоанализу подростка.Творч...

статья Развитие детского творчества средствами музыкального фольклора

статья Развитие детского творчества средствами музыкального фольклора...

Статья. Детское творчество в изобразительной деятельности.

Этот материал можно использовать в работе с родителями....

Статья " Детское творчество"

Любовь к творчеству в любых проявлениях, во всех возрастах способствует формированию целостной, гармоничной и разноплановой личности. Но не надо исключать и то, что увлечение лепкой или игрой на бараб...

Статья. "Детское творчество в детском саду".

Статья."Детское творчество в детском саду". Дошкольный возраст – самый пластичный, «впитывающий» и творческий. В это время ребенок в полной мере осваивает речь, получа...

Статья: "Детское творчество и его формирование в дошкольном возрасте"

Статья: "Детское творчество и его формирование в дошкольном возрасте"...

Статья "Детское творчество"

Детское творчество-одно из форм самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто...