Методическая разработка "Фольклорные наглядно-дидактические пособия"
методическая разработка по теме

Пышкина Жанна Витальевна

Целью данной методической разработки является способствование решению задач по формированию и сохранению у подрастающего поколения национальных традиций.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.razrab.po_didakticheskim_posobiyam.doc225 КБ

Предварительный просмотр:

                       

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛУГАНСКОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЯСЛИ-САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ТИПА № 106»

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

«ФОЛЬКЛОРНЫЕ  НАГЛЯДНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ»

                                                         Музыкальный руководитель:

                                  Пышкина Ж.В.

г.Луганск

2017

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Фольклорные наглядно-дидактические пособия»

     Актуальность. Наглядные пособия — эффективное средство познания объективной действительности. Наглядность не только облегчает познавательную деятельность учащихся, но и организует их восприятие, активизирует процесс запоминания.

Известный специалист в области музыкального воспитания дошкольников — Н. А. Ветлугина считает, что в музыкальном воспитании детей необходимо применять вспомогательные наглядные средства, которые поясняют содержание музыки.

Использование наглядных пособий в музыкальном воспитании детей позволяет в простой, доступной детям игровой форме дать представление о музыке, ее выразительных возможностях; научить различать разнообразную гамму чувств, настроений, переданную музыкой. Благодаря применению наглядных пособий у детей активнее развиваются музыкально-сенсорные способности, а также общие музыкальные способности — ладовысотный слух, чувство ритма. У них возникает интерес к музыке. Музыкальные задания, выполняемые с помощью наглядных пособий, значительно активизируют умственную деятельность ребенка, развивают его самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает творческий характер.

В данной разработке мною представлены дидактические наглядные пособия по фольклору, поскольку фольклорное воспитание дошкольников является одним из главных направлений в системе духовно-нравственного воспитания.

Цель разработки – способствовать решению задач по формированию и сохранению у подрастающего поколения национальных традиций.

Задачи:

1. Заложить интерес к народной календарно-обрядовой культуре через         музыкальную деятельность и её комплексный развивающий потенциал.

2. Развивать положительное отзывчивое отношение к народному музыкальному искусству, наследию русского народа( песни, потешки и т.д.).

3. Способствовать воспитанию художественно-эстетического вкуса, интереса к народному фольклору.

Дидактическое наглядное пособие:

1. «Что за песенка слышна, к какому празднику она?»

Цель – закрепить знания детей о народных календарных праздниках  и познакомить с народным песенным репертуаром, характерным для каждого их этих праздников.

Оборудование и материалы: прямоугольный лист ватмана А3, разделенный на четыре квадрата, в каждом из которых находится иллюстрация того или иного праздника: «Святки», «Масленица», «Пасха», «Троица». В центре между картинками расположена на нотном стане нотка, которая может двигаться по часовой стрелке.  

Методика применения: дети слушают песню и определяют к какому празднику она относится, показывая ноткой на выбранную ими иллюстрацию праздника.

Музыкальный материал: народно-обрядовые песни: «Блины», «Дин-дон!», «Берёзка девушек призывала», колядка «Авсень, авсень» или другие песни и колядки по выбору музыкального руководителя.

Дидактическое наглядное пособие:

2. «Песня, потешка, загадка. О ком же она, угадай-ка?»

Цель – познакомить детей с малыми формами народного фольклора: песни, потешки, дразнилки, загадки.

Оборудование и материалы: лист ватмана А3, на котором изображены звери: лиса, белка, заяц, мишка, ёжик, волк;  указка (палочка-нотка).

Методика применения: дети слушают в исполнении музыкального руководителя  песенку, потешку или загадку и определяют о ком она, указывая палочкой-ноткой на выбранную ими картинку.

Музыкальный материал: «Лиса», русская народная прибаутка, обработка В.Попова; «Заинька», русская народная песня; «Медведушка», русская народная песня, обработка М.Красева; «Сидит белка на тележке», русская народная потешка; «Волк-волчок», русская народная потешка; «Ёжик. Ёжик, чудачок», русская народная пестушка.

Дидактическое наглядное пособие:

3. «Фольклорные песни-игры»

Цель – познакомить детей с русскими народными песнями.

Оборудование и материалы: картинки-фигурки с изображениями героев песен: «Как на тоненький ледок», «Тень-тень, потетень», «Скок-скок, молодой дроздок», «Заинька», «Матрёшки» и т.д.

Методика применения: дети в исполнении музыкального руководителя  слушают песню, беседуют о содержании. Педагог предлагает выбрать из предложенных картинок героев данной песни и инсценировать её с помощью пальчикового театра.

Музыкальный материал: русские народные песни «Как на тоненький ледок», «Тень-тень, потетень», «Скок-скок, молодой дроздок», «Заинька», «Матрёшки» и т.д. (сборник народных песен «На зелёном лугу»,составитель и автор Г.Генов).

Дидактическое наглядное пособие:

4. «Узнай и изобрази» к фольклорно-дидактической сказке Е.Суглобовой «Мороз Иванович»

Цели – познакомить детей со сказочными образами: Дедом Морозом, Метелицей, Вьюгой ; развивать музыкально-слуховые представления. 

Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением сказочных героев сказки: Деда Мороза, Метелицы, Вьюги; снежинка; музыкальные инструменты: барабан, бубен, колокольчик, маракасы.

 

Методика применения: дети слушают мелодию и закрывают снежинкой ту иллюстрацию сказочного персонажа, которая по их мнению, соответствует характеру музыки. Педагог объясняет, что сказочных героев можно изобразить с помощью музыкальных инструментов (барабан, колокольчик, бубен, маракасы и т.д.).  Детям предлагается выбрать тот инструмент, который по тембру наиболее соответствует музыкальному сказочном образу. Дети должны обосновать свой ответ. Педагог, показав иллюстрацию определенного сказочного персонажа предлагает детям изобразить его с помощью музыкального инструмента под ту же самую мелодию, которая характерна для данного сказочного героя.

Музыкальный материал: аудиозаписи («минусовки») -А. Киселёв «Всероссийский Дед Мороз», О.Полякова «Метелица»; звуки вьюги (СД «Звуки природы») или другой музыкальный материал по выбору музыкального руководителя.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наглядно – дидактическое игровое пособие «Найди по образцу. Бумага.».

Формирование представления у детей дошкольного возраста о бумаге и  её видах....

Наглядно – дидактическое игровое пособие «Найди по образцу. Ткань.».

Формирование и расширение представлений у детей дошкольного возраста о ткани, её видовом разнообразии и основных свойствах....

Организация предметно-развивающей среды и методическое оснащение группы (Литература, учебно – методический комплекс, технические средства обучения, ИКТ, наглядно – дидактические пособия, раздаточный материал)

В данном материале содержится предметно-развивающая среда и методическое оснащение группы (Литература, учебно – методический комплекс, технические средства обучения, ИКТ, наглядно – д...

Методическая разработка наглядно-дидактического пособия «Логопедическое панно»

laquo;Логопедическое панно» было создано, учитывая склонность дошкольников к подражанию, наглядным формам мышления и игре. Ведь игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в...

II Критерий. Организация предметно-развивающей среды и методическое оснащение группы (литература, учебно-методический комплекс, технические средства обучения, ИКТ, наглядно-дидактические пособия, раздаточный материал и т.д.)

II Критерий. Организация предметно-развивающей среды и методическое оснащение группы (литература, учебно-методический комплекс, технические средства обучения, ИКТ, наглядно-дидактические пособия, разд...

Наглядно - дидактическое интерактивное пособие «Диаскоп, или хотим все знать!». Егорова Т.С. и Кирсанова И.Г.

Аннотация           В соответствии с ФГОС, материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную, трансформи...

Собственная методическая разработка наглядно-дидактическое пособие "Звукоград"

Наглядно-дидактическое пособие "Звукоград" разработано для учителей-логопедов для  изучения букв/звуков с детьми. Пособие крепится на вертикальную поверхность. Буквы/звуки крепятся к...