Доклад на тему: «Гендерная специфика в игровой среде».
статья (старшая группа) на тему

Доклад из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_gendernaya_spetsifika_v_igrovoy_srede.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 6»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Доклад на тему:

«Гендерная специфика в игровой среде».

Автор: воспитатель

Тугушева Альфия Гайязовна

\

2017г

            Родился ребенок. Маленький человечек, новый житель Земли. Когда родителям или их родственникам задают вопросы: "Кто у вас родился? Мальчик или девочка? А кого хотели?". Они часто отвечают: "Да какая разница, кто родился, главное - он есть, наш ребенок". Действительно, рождение человека - это радость! Но родители еще не знают и не подозревают, какая огромная разница существует между мальчиком и девочкой. Как надо воспитывать мальчика, на что больше обращать внимание в воспитании девочки?
          Воспитание и обучение ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. ФГОС предусматривают решение проблем развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста с учётом гендерного подхода…

Впервые за всю историю дошкольного образования в нашей стране предусматривается решение проблем развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста с учетом
гендерного подхода.

            От того, как мы воспитаем наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить именно с учетом их индивидуальных и гендерных особенностей,  напрямую зависит то, какими женщинами и мужчинами они в дальнейшем станут, какими родителями будут для своих детей, насколько крепкими и долговечными будут их семьи.

       Физиологи, психологи и педагоги считают, что при формировании гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении.

       Таким образом, перед нами   возникают проблемы, с которыми я думаю, вы сталкиваетесь каждодневно.

        Девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации.
      Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.

        Что же является целью гендерного подхода?  Целью
гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.
         Для достижения цели необходимо создание игровой среды с учетом гендерного подхода. Перед вами на экране ряд факторов, которые нацелены на успешность гендерной социализации дошкольников,

а также основные ориентиры при создании игровой среды:

1.учёт гендерного пространства группы (количество мальчиков и количество девочек);
2.учёт этапов развития гендерной идентичности;
3.учёт психологических особенностей развития девочек и мальчиков.

1.Учёт гендерного пространства группы. При организации игровой среды мы опирались не только на принцип учёта половых и возрастных различий, что проявляется в специальном оборудовании игровых зон так называемых  «царств» для девочек и мальчиков, но и на  соотношение количества мальчиков и девочек, мальчики примерно составляют 70%, поэтому большее пространство в группе занимают игры и игрушки для мальчиков. Хотя материалы и оборудование, которые используют и девочки и мальчики (настольно – печатные игры, книги, комплекты предметов – заместителей) располагаются в группе по обоюдной договоренности.

2.Учёт этапов развития гендерной идентичности. Зонирование пространства группы не говорит о том, что они играют отдельно. Мы постарались организовать среду так, чтобы мальчики и девочки взаимодействовали друг с другом, учились выстраивать взаимоотношения, так например: в уголке сюжетно-ролевых игр в игре «Семья», мальчик, усваивая роль папы, взаимодействует с девочкой, которая выполняет роль мамы (дочери).  В игровом пространстве девочек у мальчиков имеется чемодан с инструментами, а в зоне игр мальчиков девочки используют чемодан доктора и оказывают «медицинскую помощь» мальчикам. В соответствии с сюжетом игры мальчики и девочки проявляют взаимоотношения, которые происходят в реальной жизни.

3.Учёт психологических особенностей развития девочек и мальчиков.

Особая роль в формировании у девочек и мальчиков гендерной устойчивости принадлежит сюжетно-ролевой игре.

Пространство, представляющее интерес для девочек, невелико, им достаточно угла в группе или небольшого места на улице, чтобы долгое время играть, например, в дочки-матери, или они раскладывают перед собой «богатства» - кукол, украшения - и играют в ограниченном пространстве, однако оно до мелочей проработано, отражено в сознании.

Для девочек уголок сюжетных игр насыщен материалами и предметами домашнего обихода, такими же, как в реальной жизни.

Поэтому мы постарались минимизировать пространство для девочек, а мальчикам предоставили больше места для деятельности.
У мальчиков по-другому: игры мальчиков рассчитаны на освоение территории, на исследование различных объектов. Игры активные, энергичные чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель, используя при этом все предоставленное им пространство. Если мы ограничиваем игровое пространство мальчиков, то они используют имеющуюся территорию по максимуму. Оно охватывает как горизонтальные, так и вертикальные взаимосвязи. Мальчики же больше осуществляют игровые действия с предметами-заместителями, поэтому такая детализация предметов мальчикам не нужна. С этой целью для мальчиков мы приобретаем различные виды конструкторов с разнообразными деталями, трансформеры,  ящики с инструментами, машины с подвижными частями.

Мальчики же больше осуществляют игровые действия с предметами-заместителями, поэтому такая детализация предметов мальчикам не нужна.

Игрушки и игры подобраны таким образом, чтобы давать возможность девочкам практиковаться в тех видах деятельности, которые касаются подготовки к материнству и ведению домашнего хозяйства, развивать умение общаться и навыки сотрудничества. Игрушки и игры мальчиков должны побуждать их к изобретательству, преобразованию окружающего мира, развивать соревновательское и лидерское поведение. 

С учетом гендерного подхода, у нас в группе введены следующие элементы предметно-развивающей среды: 

- фотоальбомы: «Моя семья»,

- сказки с иллюстрациями героев женского и мужского пола
- произведения о хороших и плохих поступках мальчиков и девочек

- загадки о мальчиках и девочках

- альбомы: «Профессии пап», «Профессии мам», «Красота мужская и женская».

«Виды спорта: женские и мужские»

- сюжетные картинки на тему «Семья», с иллюстрациями хорошего и плохого поведения человека

- коллекции девочек («Бусы», резиночки для волос)
- коллекции мальчиков («Наклейки машин»).

Хотелось бы обратить ваше внимание на новшество в игровой среде может быть кто- то его уже использует, а кто – то только познакомится. Это лэпбук.

Что же это такое? Лэпбук  (lapbook) – это сравнительно новое средство  из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. В дословном переводе с английского языка лэпбук  означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую педагог собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон, главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях. На слайде предложен лэпбук фабричного производства. Хотелось предложить слово моей коллеге имеющей опыт изготовления лэпбука своими руками.

Сформировать представления, какими должны быть мужчины и женщины, очень важно, но ограничиваться этим нельзя. Надо помочь ребенку реализовать эти представления. Для этого, прежде всего, используются естественные и создаются проблемные ситуации, близкие жизненному опыту детей. Немалую роль играет и личный пример поведения взрослого, который воспитывает ребенка.

Таким образом, можно сделать вывод, что организация игровой среды требует особого внимания со стороны педагогов. Она не только обеспечивает разные виды деятельности дошкольников, но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. Роль воспитателя состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование элементов её с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на тему "гендерное воспитание"

что такое гендерное воспитаниекак развиваются мальчики и девочкичто необходимо для гендерного воспитания малышей...

Доклад на тему "Гендерное воспитание в игровой деятельности"

Для того чтобы в дошкольном образовательном учреждении воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей, у педагогов и специалистов должна быть сформирована гендерная компе...

Доклад на тему: Построение развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования.

П остроение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования,,,,,,,,,,,,...

Доклад на тему: «Современный подход предметно – развивающей среды»

Какая должна быть предметно - развивающая среда в ДОУ...

Доклад на тему: «Гендерное воспитание на занятиях по физической культуре»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №466» города Новосибирска     Докладна тему: «Гендерное воспитание на занятиях по ф...

Доклад на тему «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»

Доклад на тему «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»...

доклад на тему "Гендерное воспитание дошкольников"

Необходима систематизация знаний педагогов по дифференцированному обучению и воспитанию детей по половому признаку, развитие творческих способностей педагогов в составлении моделей обучения....