ОПЫТ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЭСТЕТИЧЕСКИХ И НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗНАКОМЛЕНИЯ ИХ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ РУССКОГО ХУДОЖНИКА – СКАЗОЧНИКА ВИКТОРА МИХАЙЛОВИЧА ВАСНЕЦОВА
статья (старшая группа) на тему

ОПЫТ РАБОТЫ

ПО РАЗВИТИЮ ЭСТЕТИЧЕСКИХ И НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗНАКОМЛЕНИЯ ИХ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ РУССКОГО ХУДОЖНИКА – СКАЗОЧНИКА

ВИКТОРА МИХАЙЛОВИЧА ВАСНЕЦОВА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_vasnetsov.docx22.21 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТ РАБОТЫ

ПО РАЗВИТИЮ ЭСТЕТИЧЕСКИХ И НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗНАКОМЛЕНИЯ ИХ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ РУССКОГО ХУДОЖНИКА – СКАЗОЧНИКА

ВИКТОРА МИХАЙЛОВИЧА ВАСНЕЦОВА

Красота родного края, открывающаяся благодаря

 сказке, фантазии, творчеству,  - это источник

 любви к Родине…

Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,

Пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся

образы, в которых воплощается Родина.

В.А. Сухомлинский

В настоящее время эстетическое и нравственное воспитание в России находится на грани краха, в нашей стране происходит засилие американской культуры. Наряду с этим отечественная культура – богатая  и разнообразная отходит на второй план. Об этом говорят депутаты государственной Думы. На этой проблеме заостряет внимание президент РФ Путин В.В. В частности, он указывал на то, что молодое поколение очень плохо знает историю и культуру. Надо уделять гораздо больше внимания в образовательном процессе изучению детьми произведений русской и российской культуры, искусства: литературы, живописи, музыки; изучать народные обычаи и традиции, ремесла, дары народных умельцев.

В связи с осознанием актуальности проблемы нравственного, патриотического воспитания, вот уже не первый год в дошкольном отделении ставится как основная, ведущая для решения задача – проблема нравственного развития, духовного совершенствования воспитанников. Как же я подошла к ее решению и осуществляю задумки на практике?!

Первым этапом была разработка и выбор направлений (путей) , средств и форм работы.

Я решила взять за основу знакомство с русским изобразительным искусством изучение творчества художника В.М. Васнецова, так как картины Васнецова – этого великого сказочника живописи наиболее близки детям. Ведь основными персонажами его полотен являются знакомые с раннего детства герои русских сказок: «Лягушка – царевна», « Снегурочка», «Спящая красавица», «Иван царевич и Серый волк» и многие другие. А сказки в свою очередь – вид художественной литературы, наиболее понятный и любимый детьми жанр, являются частью колоритной русской национальной культуры; своим содержанием сказки учат доброте, честности, порядочности, сопереживанию, взаимовыручке, борьбе со злом. Именно русские сказки несут в себе то тепло, которого так не хватает детям в наше «смутное» время. А поэтика, методика языка сказок пробуждает глубинные чувства, эмоциональный, душевный отклик.

Мной были определены пути решения проблемы:

  • Повышение собственного культурно – образовательного уровня (самообразование), через полное и всестороннее изучение жизни и творческой деятельности В.М. Васнецова  (Правило первое – нельзя учить, не обучившись самому!)
  • Организация работы с детьми
  • Взаимодействие в решении данной проблемы с родителями

 Были выбраны и средства:

  • Художественное слово (а именно, ознакомление с русскими народными и авторскими сказками);
  • Живопись (ознакомление с творчеством В.М. Васнецова, с полотнами художника на сюжеты известных детям сказок;
  • Музыка (включение в жизнь ребенка музыкальных произведений, связанных с тематикой сказок и произведений В.М. Васнецова.

Наиболее приемлемыми и необходимыми формами работы я посчитала такие как:

  • НОД по ознакомлению с окружающим миром;
  • НОД  по ознакомлению с творчеством художника
  • Совместные с родителями экскурсии в музеи;
  • НОД по изобразительной и музыкальной деятельности, как возможность закрепить и расширить представления детей по изучаемой теме;
  • Организация индивидуальной работы с детьми в свободное от занятий время.

На мой взгляд, лишь использование всех групп методов (наглядные, словесные, практические) позволило бы проводить намеченную работу продуктивно.

Вторым этапом работы было повышение уровня собственной информированности в теме. С этой целью в воспользовалась специально подобранным материалом. Богатую и полную информацию я получила из и книг: «Виктор Васнецов» Лидии  Иовлевой, «Сказка о сказочнике» Галины Ветровой, подборок по теме «Музей и дети» Л.В. Пантелеевой.

Работу начала с середины учебного года, когда мои воспитанники были в старшей группе.

Для рассматривания картин вносили репродукции с картин « Три богатыря», «Снегурочка», «Спящая царевна», «Аленушка». Рассматривание иллюстраций сопровождала комментариями, небольшими рассказами, вопросами к детям по содержанию увиденного. Я побуждала детей описывать увиденное на иллюстрациях, вместе с детьми мы вели оживленные беседы.

Была прочитана и разобрана с точки зрения содержания и характеров персонажей сказка В. Даля «Девочка Снегурочка». В театрализованной деятельности вместе с муз. руководителем Капрановой С.В. отрабатывали характерные выразительные мимические движения, пантомимические, речевые. Возможно, это и нельзя было еще назвать достаточно серьезной работой, а лишь – попыткой, маленькой пробой в разработке и дальнейшем осуществлении комплексной воспитательно – образовательной деятельности по ознакомлению с творчеством Васнецова, русским народным творчеством.

…Вот пришла красавица Весна , принесла свои сказки, ведь весна – волшебница. Он взмахнула в марте березовой веточкой – и побежали ручьи. Взмахнула другой раз ( в апреле)  - и стало все вокруг зеленым и красивым, взмахнула в третий раз ( в мае) – и дети старшей группы оказались в центре города в волшебной стране сказок, существующей среди суеты и бешеного современного ритма, которую много-много лет назад создал В.М. Васнецов. Вместе со своими родителями дети отправились в Дом-музей В.Васнецова. Надо заметить, что к тому времени стали складываться более тесные контакты в совместной работе воспитателей и родителей. Так многие вместе с детьми приняли участие в двух выставках поделок и рисунков, посвященных творчеству К.И.Ч уковского и Г.-Х. Андерсена. К тому времени я была убеждена в том, что большая часть семей могут служить нам не только как источник информации о ребенке, но прежде всего являются нашими надежными, заинтересованными партнерами в развитии духовности, нравственности собственных детей. Организуя совместную экскурсию, мы как бы «убивали нескольких зайцев»: с одной стороны – совершенствовали духовное начало родителей, с другой стороны – повышали их активность в деле облагораживания духовного облика детей.

Экскурсовод показала нам дом, в котором жил и творил художник. В мастерской дети слушали рассказ о том, как создавались картины. Вместе с тем ребята не были сторонними наблюдателями, слушателями. Экскурсия была построена таким образом, что дети узнавали сказки, рассказывали ,придумывали сюжеты, отгадывали загадки. Интерес был огромен, тем более, что дети имели некоторый опыт , информацию, полученную в предварительной работе в группе…Трогательные отзывы оставили родители: «это здорово, что педагоги организовали выезд родителей, детей и сотрудников в художественные музеи, в частности, в Дом – музей В.М. Васнецова. Мы получили истинное удовольствие от общения с произведениями искусства и друг с другом. Мы почувствовали, что благодаря умелому, содержательному, эмоциональному и творческому погружению детей в мир сказки, сотрудникам детского сада удается приобщить детей к истокам народности, духовности, постепенно раскрывать в наших детях эмоциональную отзывчивость, чуткость, восприимчивость к художественным произведениям, взращивать ростки доброты. С удовольствием примем участие и в последующих семейных экскурсиях». После этой экскурсии я отметила, что дети с большим интересом и пониманием слушали произведения, рассматривали иллюстрации, как бы встречаясь со знакомыми «приятелями». Сказки, картины, автопортрет Васнецова стали узнаваемы.

После посещения музея в среде детей стала наблюдаться тенденция на сближение,  отношения между детьми и родителями становились более тесными. Я считаю, что следует широко пропагандировать и использовать такую форму совместной работы с родителями, как посещение экскурсий, музеев.

В подготовительной группе в данном направлении работа была расширена. За основу взяты знакомые детям сказки: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Царевна  - лягушка», новые для детей произведения « Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке», «Елена Премудрая».

Расширение, усложнение работы пошло за счет разных видов деятельности. Была разработана план – сетка предварительной и последующей работы по определенным сказочным темам. Например, чтение сказок:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему: «Формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией»

Опыт работы на тему:«Формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией»...

Опыт работы по теме: «Развитие вокально - певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы по ознакомлению с произведениями русского фольклора»

Здесь представлен мой опыт работы по теме: «Развитие вокально - певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы по ознакомлению с произведениями русского фольклора». ...

«Развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с мини – музеем «Русская изба»

В проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» на период до 2025 года, подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить: историческую преемственност...

Перспективное планирование образовательной деятельности по теме: «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к народному искусству (русские народные праздники)»

Мир русских народных праздников – это огромный мир народного фольклора и народной мудрости.Песни, сказки, игры, потешки, загадки, прибаутки – все компоненты, которые присутствуют в русских...

Обобщение опыта работы по теме самообразования: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Обобщение опыта работы по теме самообразования:«Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»...

Опыт работы по развитию художественно- творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных способов изображения

Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детской изобразительной деятельности не случаен. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техник...