СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ. МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
материал

Колмакова Оксана Владимировна

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                             Реализация основной образовательной программы предполагает оценку индивидуального развития ребенка. Такая оценка производится педагогами в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

          Мониторинг проводится на основе использования Комплексной диагностики уровней освоения программы примерной инновационной общеобразовательной программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2021 год.

          Мониторинг освоения образовательной программы по музыкальному воспитанию проводится музыкальным руководителем. Он основан на анализе достижений детьми промежуточных результатов, которые описаны в каждом виде музыкальной деятельности дошкольников данной образовательной программы.     Форма проведения мониторинга представляет собой наблюдение за активностью ребенка во всех видах его музыкальной деятельности:

 -слушание музыки;

-пение;

-музыкально-ритмические движения;

-танцевально-игрового творчества;

 -игра на детских музыкальных инструментах.

Диагностика музыкальных способностей проводится 2 раза в год " (в начале учебного года и в конце) с проведением диагностических срезов развития. Для каждой возрастной группы определяются показатели и задания, которые позволяют судить о динамике развития музыкальных способностей. Результаты обследования заносятся в графы диагностических карт.  Диагностика проводится на программном материале.

Цель: выявить уровень развития творческих музыкальных способностей дошкольников.

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

-индивидуальный контроль развития музыкальных способностей дошкольников;

-выявление детей с низким уровнем развития музыкальных способностей и планирование с ними  дальнейшей коррекционной работы;

-выявление детей со средним уровнем развития музыкальных способностей  и планирование с ними работы способствующей дальнейшему их музыкальному развитию;

-выявление музыкальным руководителем сильной и слабой стороны   в своей собственной работе и проведение соответствующей ее коррекции

 

- индивидуализация  образования  (в  том  числе  поддержки  ребенка,  построения  его  образовательной  траектории  или профессиональной коррекции особенностей его развития)

Результаты исследований представляется в виде трехуровневой шкалы: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень:

  • высокий уровень ребенок самостоятельно справляется с предложенным заданием или с небольшой помощью взрослого;
  • средний уровень – ребенок частично справляется с заданием с помощью взрослого;
  • низкий уровень – ребенок не справляется с заданиями, даже с помощью взрослого.

Метод: Наблюдение за детьми на музыкальных занятиях и индивидуально.  Мониторинг следует проводить в привычной для детей обстановке. Это подгрупповые или индивидуальные задания для детей – короткие тестовые задания, дидактические игры, беседы, этюды, экспериментальные ситуации (образцы заданий приводятся в инструментарии). Важно создать  для детей дружескую, благоприятную и доверительную атмосферу.

                 Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностическую карту в рамках образовательной программы. Анализ карт развития позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса по музыкальному воспитанию детей детского сада. 

Формулы вычисления освоения программы детьми в процентах. %

Уровень ребёнка (средний балл) = складываем все баллы ребёнка по каждому направлению, делим на количество направлений.

Общий групповой=(средний балл каждого ребёнка в группе складываем и делим на количество детей в группе).

Уровень освоения группы в % = 100% разделить на количество детей в группе и умножить на общегрупповой балл.   

         Таким образом, учитывая биологические, физиологические и психологические особенности детей, мы осуществляем дифференцируемый педагогический подход.

         С детьми  низкого уровня проводятся индивидуальные занятия, где дети совместно с педагогом работают над развитием музыкальных способностей.  Дети со средним и высоким уровнем закрепляют свои способности в более сложных  музыкальных видах деятельности; игре в детском музыкальном оркестре исполняя более сложные партии, исполняют более сложные музыкально – ритмические  движения и танцы. Могут являются солистами.Эффективность педагогических действий, применение современных технологий, методов и приемов приводит к положительным  результатам.                                                                                                                     

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        

Мониторинг

музыкального развития дошкольников

по программе «От рождения до школы»

Образовательная область «Музыка»

Диагностические задания для старшей группы

Что изучается?

Дидактические игры, задания, вопросы

Содержание диагностического задания

Критерии оценки

Развитие музыкально-художественной деятельности,

приобщение к музыкальному искусству

Слушание

  1. Дидактическая игра на определение жанра «Что делают в домике?»

Материал: «В церкви» П.Чайковского, «Детская полька» М. Глинки, «Марш» Д.Шостаковича. Домик с открывающимися ставнями, в окошко которого вставляются рисунки, соответствующие музыке: песня, танец, марш.

Педагог предлагает детям прослушать разнохарактерную музыку, определить, что делают дети, и для проверки открыть окошко в домике.

Вопросы:

- Как называется эта музыкальная пьеса? (Что делали дети под эту музыку?)

- Какая это музыка по настроению (по характеру)?

3 балла – ребенок внимательно слушает музыкальное произведение до конца,  правильно отвечает на вопрос

2 балла – ребенок внимательно слушает, выполняет задание с помощью педагога

1 балл – ребенок слушает невнимательно, неправильно отвечает на вопросы

  1. Дидактическая игра на развитие тембрового слуха «Музыкальные загадки»

Материал: Ширма, металлофон, треугольник, колокольчик, бубен,  барабан, маракас, дудочка, ложки, арфа. Карточки с изображениями детских музыкальных инструментов, фишки.

Педагог устанавливает на столе ширму, за которой раскладывает музыкальные инструменты и игрушки. Затем педагог проигрывает подгруппе детей мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети отгадывают -  называют инструмент и показывают карточку с изображением этого инструмента. За правильный ответ ребёнок получает фишку.

3 балла – ребенок узнает звучание и называет более семи музыкальных инструментов

2 балла – ребенок получает не менее 4 фишек

1 балл – ребенок плохо различает звучание, 3 фишки и менее.

  1. Дидактическая игра на развитие звуковысотного слуха в пределах квинты «Лесенка»

Материал: Лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик), металлофон

Педагог исполняет на металлофоне мелодию, ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой.

3 балла - ребенок самостоятельно выполняет задание.

2 балла - ребенок выполняет задание с помощью взрослого.

1 балл - ребенок не справляется с заданием

Пение

Исполнение знакомой песни.

Материал: «Песенка друзей» сл. Я.Акима, муз. В.Герчик

Педагог исполняет знакомую детям песню, предлагает детям спеть эту песню вместе с ним.

3 балла - ребенок поет естественным звуком, без напряжения, начинает и заканчивает вместе с другими детьми, пропевает долгие звуки, четко произносит слова

2 балла - ребенок исполняет песню с запаздыванием или опережением, вялая, не четкая дикция, не тянет долгие звуки.

1 балл – ребенок опережает или отстает от других детей, выкрикивает, либо вяло и не четко пропевает слова, молчит.

Музыкально-ритмические движения

  1. Музыкальная игра «Веселый бубен»

Материал: «Полька» муз. М.Красева, бубен.

Педагог встает с детьми в круг, передавая бубен по кругу, дети говорят:

Ты беги веселый бубен.

Быстро-быстро по рукам!

У кого веселый бубен,

Тот в кругу станцует нам!

Ребенок с бубном выходит и танцует, дети повторяют за ним танцевальные движения. Если педагог выходит в круг, то проверяет умение детей выполнять следующие движения:

  • Поочередное выбрасывание ног в прыжке
  • Полуприседание с выставлением ноги на пятку
  • Притопы

3 балла – ребенок самостоятельно придумывает движения, не повторяет за другими детьми

2 балла - ребенок повторяет движения за другими детьми, затрудняется сам придумать движения, но выполняет движения правильно

1 балл - ребенок не придумывает движения сам, по показу не может выполнить движения, или выполняет неправильно

  1. Танец «Приглашение»

Материал: «Перевоз Дуня держала», русская народная мелодия

Педагог объявляет знакомый детям танец «Приглашение» и начинает его с одним ребенком, постепенно вовлекая в пляску всех

3 балла – ребенок ритмично двигается в соответствии с различным характером и темпом музыки, умеет пригласить и поблагодарить за танец жестом (кивок, реверанс)

2 балла – ребенок забывает сделать реверанс, кивок, но при повторении исправляется, не дослушивает смену частей в музыке, раньше начиная кружиться, неритмично притопывает

1 балл – ребенок не делает реверанс (кивок) в начале и в конце танца, не ритмично притопывает, наклоняя корпус вперед

Игра на детских музыкальных инструментах

Игра на металлофонах в ансамбле

Материал: «Часики», муз. С.Вольфензона

Предварительно дети разучивают пьесу индивидуально, обращают внимание на длительности (долгие и короткие звуки), прохлопывают ритм. Затем детям предлагается сыграть пьесу в ансамбле с другими детьми.

3 балла – ребенок играет ритмично и с динамическими оттенками

2 балла - ребенок мелодию играет верно, но не ритмично, либо напротив – ритмично, но не по тем звукам, выбиваясь из ансамбля, но подстраиваясь к другим исполнителям к концу пьесы

1 балл - ребенок много ошибается, не может играть в ансамбле, не прислушивается к другим

Творчество

Инсценировка песни

Материал: «Про лягушек и комара» сл.Т.Волгиной, муз. А.Филиппенко

Педагог предлагает детям инсценировать знакомую песенку – выбираются 2 лягушки и комарик.

3 балла – ребенок эмоционален, поет («квакает», играет на скрипочке «дили-дили»)  и двигается соответственно своей роли

2 балла – ребенок с помощью педагога изображает персонажей песенки

1 балл – у ребенка не получается импровизировать танец лягушек, не выходит «игра на скрипке», отказ

Образовательная область «Музыка»

Диагностические задания для подготовительной к школе группы

Что изучается?

Дидактические игры, задания, вопросы

Содержание диагностического задания

Критерии оценки

Развитие музыкально-художественной деятельности,

приобщение к музыкальному искусству

Слушание

  1. Слушание Государственного гимна РФ

Материал: Аудиозапись Государственного гимна РФ

Педагог предлагает детям послушать музыкальное произведение, назвать его, пропеть куплет с припевом

3 балла – ребенок узнает мелодию Государственного гимна РФ, называет авторов, может спеть куплет с припевом

2 балла – ребенок узнает мелодию гимна, но не знает авторов, слов куплета (припева)

1 балл – ребенок не узнает мелодию гимна

  1. Дидактическая игра-лото «Три кита в музыке»

Материал: игра-лото «Три кита в музыке», аудиоподборка к игре с записями различных видов маршевой, танцевальной и песенной музыки

Педагог раздает детям карточки с шестью разновидностями танца, марша, песни и предлагает детям поиграть в музыкальное лото, угадывая при этом, какому жанру принадлежит прослушанный отрывок

3 балла – ребенок определяет жанр прослушанного произведения (марш, песня, танец), различает подвиды жанров

2 балла – ребенок определяет только жанр, не различая подвиды

1 балл – ребенок не различает жанры

  1. Дидактическая игра на определение характера музыкального произведения «Море»

Материал: карточки с изображением спокойного моря (штиль), легких волн и шторма

«Грустная песня», муз. Г. Свиридова; «Море», муз. Н. Римского-Корсакова (из оперы «Сказка о царе Салтане»); «Зима» А.Вивальди («Времена года»)

Педагог раздает детям карточки с изображением моря.

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на карточки. Чем отличаются картинки, изображающие море?

- Сейчас мы послушаем три музыкальных фрагмента, а вы определите, какая карточка больше подходит каждому отрывку: со спокойным морем, с покачивающимися волнами или со штормом.

- Скажите, вам понравилась эта музыка?

- Какая она по характеру?

3 балла – ребенок определяет общее настроение, характер музыкального произведения, подбирает оригинальные эпитеты

2 балла - ребенок правильно определяет характер, но при описании музыки повторяет за другими детьми, не оригинален.

1 балл - ребенок не справляется с заданием

  1. Дидактическая игра на определение инструментального тембра

Материал: аудиозапись симфонической сказки С.Прокофьева «Петя и волк», карточки-картинки с изображением персонажей и музыкальных инструментов

Педагог предварительно знакомит детей с симфонической сказкой, персонажами сказки и озвучивающими их инструментами.

Педагог:

- Ребята, сегодня мы вспомним симфоническую сказку С.Прокофьева «Петя и волк». У меня есть карточки-картинки с изображением персонажей сказки и музыкальных инструментов, с помощью которых композитор изображает этих персонажей. Я буду ставить музыкальные отрывки из сказки вперемешку, кто угадает персонаж и его музыкальный инструмент, поднимает руку.

3 балла – ребенок различает музыкальные инструменты по слуху, называет их, находит среди иллюстраций соответствующие музыке картинки

2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью педагога

1 балл - ребенок не справляется с заданием

  1. Дидактическая игра на определение частей песни

Материал: карточки с изображением дирижера перед хором, поющего солиста, поющего хора, кланяющегося дирижера. Любая песня из репертуара подготовительной группы

Педагог показывает детям карточки-картинки и просит определить, какой части песни может соответствовать картинка. Затем педагог исполняет вступление, куплет, припев, окончание песни в произвольной последовательности, а ребенок называет часть музыкального произведения и выбирает соответствующую карточку

3 балла – ребенок различает части музыкального произведения (вступление, заключение, запев, припев)

2 балла – ребенок справляется с заданием помощью педагога

1 балла – ребенок не справляется с заданием

Пение

Исполнение знакомой песни.

Материал: «Листопад»; муз. Т.Попатенко, сл. Е.Авдиенко «Моя Россия», муз. Г.Струве, сл. Н.Соловьевой

Педагог разучивает с детьми песню

(в начале года «Листопад», весной – «Моя Россия»).

  1. Педагог наблюдает за выразительностью исполнения.

3 балла – ребенок может петь песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание).

2 балла – ребенок знает песню, передает общее направление мелодии, не соблюдает динамических и темповых нюансов

1 балл – равнодушное, ровное исполнение без звуковысотных, динамических и темповых изменений

  1. Педагог предлагает детям разные варианты исполнения:

- Сейчас в нашем хоре солистом будет …

- А теперь группа солистов… - Сейчас мы проверим, как вы поете без аккомпанемента…

- Начинаем конкурс вокальных ансамблей. Первой выступит ансамбль девочек «Хрустальный голосок» (1 куплет)… Теперь послушаем ансамбль мальчиков «Соловейко» (2 куплет)…

3 балла - ребенок может петь индивидуально и коллективно, прислушивается к аккомпанементу, при пении a’capella выдерживает мелодическую линию

2 балла - ребенок исполняет песню увлеченно, забывая при этом о ритмическом и динамическом ансамбле, то поет, забегая вперед, то слишком громким голосом

1 балл – ребенок сольно не поет, в ансамбле сильно опережает или отстает от других детей, выкрикивает, либо вяло и не четко пропевает слова, молчит.

Музыкально-ритмические движения

  1. Музыкальная игра «Танцевальная угадай-ка»

Материал: «Марш» И.Дунаевского, полька «Добрый жук» А.Спадавеккиа, «Вальс цветов» П.Чайковского, «Шествие гномов» Э.Грига

 Педагог:

- Сейчас мы поиграем в «Танцевальную угадай-ку!» Будет звучать разная музыка, а вы покажете с помощью танца, о чем она, передадите в движении ее характер.

Педагог включает танцевальное попурри из названных материалов

3 балла – ребенок умеет выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами

2 балла – ребенок повторяет за другими, двигается не ритмично, движения не передают характер музыки

1 балл – не слышит и чувствует музыку, танцует сам по себе вне музыки и ритма

  1. Музыкальная игра «Повторяй, не зевай»

Материал: русская народная мелодия «Калинка» (чередование быстрого припева и медленного запева)

Педагог выстраивает детей в кружок

- Мы с вами поиграем в игру «Повторяй, не зевай». Внимательно наблюдайте за моими движениями и повторяйте без ошибок

3 балла – ребенок умеет выполнять танцевальные движения (шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг)

2 балла – ребенок затрудняется выполнить 1-2 из вышеперечисленных видов движений

1 балл – ребенок не выполняет более 3 из вышеперечисленных видов движений

Игра на детских музыкальных инструментах

  1. Дидактическая игра «Учитесь танцевать»

Материал: большая матрешка и маленькие по числу играющих

Игра проводится с подгруппой детей. Все сидят вокруг стола. У педагога большая матрешка, у детей маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких»,— говорит воспитатель и отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими матрешками.

3 балла – ребенок точно передает несложный музыкальный ритмический рисунок

2 балла – ребенок верно простукивает ритм после нескольких повторений

1 балл – ребенок не справляется с заданием

  1. Игра на детских музыкальных инструментах

Материал: «В нашем оркестре», муз. Т. Попатенко

Предварительно дети разучивают пьесу индивидуально, обращают внимание на длительности (долгие и короткие звуки), прохлопывают ритм. Затем детям предлагается сыграть пьесу в ансамбле с другими детьми.

3 балла – ребенок исполняет сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии

 

Творчество

Игра с пением «Как у деда Трифона»

Дети встают в хоровод, в центр круга считалкой выдирают водящего. Все вместе с педагогом инсценируют песню «Как у деда Трифона» (без сопровождения), выполняя соответствующие тексту песни характерные движения. В конце запева на слова «Разом делали вот так!»  водящий придумывает оригинальное движение, которое все остальные дети должны повторить как можно быстрее и четче.

3 балла – ребенок инсценирует игровые песни, придумывает варианты образных движений в играх и хороводах

2 балла – ребенок инсценирует игровую песню, повторяя за другими, с помощью педагога может показать известное, но не повторяющееся движение

1 балл – ребенок не может придумать свое движение, стесняется повторить за другими движения

Диагностическая карта

№ п/п

Ф. И. ребенка

Слушание

Пение

Музыкально-ритмические движения

Игра на детских

музыкальных инструментах

Творчество (песенное, музыкально-игровое, танцевальное)

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Список использованной литературы

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.



Предварительный просмотр:

Диагностика уровня музыкального развития детей 

Пояснительная записка к диагностике уровня музыкального развития детей.

Данная диагностика составлена на основе методики обследования уровня музыкального развития детей (автор Л.Н. Комиссарова, Т.В. Кузнецова). Диагностика музыкальных способностей детей проводится два раза в год: в начале и в конце года. Диагностика проводится индивидуально и на музыкальных занятиях.

Цель: выявить уровень развития творческих музыкальных способностей детей. Критерии оценки обследования музыкального развития детей Развитие музыкальных способностей:

1.Ладовое чувство: - способность различать характер музыки и эмоционально откликаться на нее; - высказывания о музыке с контрастными частями; - узнавание знакомой мелодии по фрагменту.

2.Музыкально-слуховые представления: - узнавание и исполнение хорошо знакомой мелодии песни с музыкальным сопровождением и без него; - пение малознакомой мелодии с сопровождением и без него (после нескольких прослушиваний).

3.Чувство ритма: - воспроизведение ритмического рисунка хорошо знакомой песни, попевки в хлопках, притопах, на музыкальном инструменте; - соответствие ритма движений ритму музыки.

Развитие творческих способностей:

2 1.Способность к певческой импровизации: - сочинение мелодий контрастного характера на предложенный текст (попевки, характеризующие настроение, состояние, «музыкальный разговор»); - сочинение мелодий в характере польки, марша, колыбельной.

 2.Создание танцевальных композиций: - сочинение танцевальных композиций на основе комбинирования знакомых танцевальных элементов или придумывание собственных; - способность к передаче музыкально-игрового образа на основе самостоятельного подбора характерных движений. 3.Способность к импровизации мелодий и ритма на детских музыкальных инструментах: - сочинение собственного ритмического рисунка и исполнение его на детских музыкальных инструментах или хлопками, притопами, шлепками по коленям; - сочинение и исполнение мелодии на металлофоне. ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЕЙ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ Восприятие музыки

Высокий уровень:

  при восприятии отдельных музыкальных произведений различает простейшие жанры (песня, танец, марш), называя их характерные признаки; имеет представление о более сложных жанрах музыки (опера, балет);

 адекватно определяет характер музыкального произведения;

  выделяет наиболее яркие средства выразительности (темп, динамика, регистры), форму музыкального произведения (запев и припев в песне, вступление, заключение, части в 2—3-частном произведении);

 знает, что музыку пишет композитор, может назвать другие музыкальные профессии (композитор, музыкант, исполнитель, певец, солист, дирижер и др.);

3  называет имена нескольких наиболее известных отечественных и зарубежных композиторов;

 владеет простейшими музыкальными терминами, использует в речи яркие образные сравнения, высказываясь о характере музыки.

Средний уровень:

 при восприятии отдельных музыкальных произведений способен различать простейшие жанры (песня, танец, марш), но делает это не всегда уверенно, иногда нужна подсказка педагога; имеет нечеткое представление о более сложных жанрах музыки (опера, балет);

 адекватно определяет характер музыкального произведения, но использует при этом только одно-два образных определения;

  выделяет одно-два средства музыкальной выразительности, форму музыкального произведения может определить только с помощью педагога;  знает, что музыку пишет композитор, с помощью наводящих вопросов педагога может назвать некоторые другие музыкальные профессии;

  называет одно-два имени известных композиторов;

 использует два-три музыкальных термина, высказываясь о характере музыки, использует два-три образных определения.

Низкий уровень:

 не имеет представления о видах музыки;

  допускает ошибки в определении простейших жанров (песня, танец, марш);

  не имеет представления о более сложных жанрах музыки (опера, балет);

  адекватно определяет характер музыкального произведения, но использует при этом только одно-два образных определения;

  выделяет одно-два средства музыкальной выразительности, форму музыкального произведения может определить только с помощью педагога;

 знает, что музыку пишет композитор, с помощью наводящих вопросов педагога может назвать некоторые другие музыкальные профессии;

4  называет одно-два имени известных композиторов;  не использует в речи музыкальных терминов, музыку характеризует односложно («веселая» или «грустная»).

Пение, песенное творчество

Высокий уровень:

 хорошо владеет навыками пения: точно интонирует, вовремя берет дыхание, четко произносит текст песни;

 поет выразительно, используя нюансировку, передает характер музыки;

 самостоятельно исполняет хорошо знакомую песню с музыкальным сопровождением, несложную попевку - без сопровождения;

 способность к певческой импровизации (сочинение мелодий контрастного характера на предложенный текст).

Средний уровень:  недостаточно хорошо владеет навыками пения: интонирует не очень точно, не всегда вовремя берет дыхание, нечетко произносит текст песни;

 поет недостаточно выразительно;

  исполняет хорошо знакомую песню с музыкальным сопровождением или с поддержкой голоса педагога;

 способен с помощью педагога к несложным певческим импровизациям. Низкий уровень:  плохо владеет навыками пения;

  поет невыразительно;

 не может петь без поддержки педагога;

  затрудняется в исполнении певческих импровизаций.

Музыкально-ритмические движения, танцевально – игровое творчество

Высокий уровень:

  движения пластичные, ритмичные, выразительные;

5  двигается под музыку в соответствии с ее характером, средствами выразительности;

 двигается под музыку, используя знакомые танцевальные движения в соответствии с ее жанром (плясовая, полька, вальс);

 ярко, эмоционально, выразительно передает в движении музыкальноигровой образ;

 способность к передаче музыкально-игрового образа на основе самостоятельного подбора адекватных характерных движений;

  сочинение танцевальных композиций на основе комбинирования знакомых танцевальных элементов (или придумывания собственных).

Средний уровень:

 движения недостаточно ритмичные и выразительные;

  в движении под музыку передает ее характер;

  в танце использует одно-два знакомых танцевальных движения в соответствии с ее жанром (плясовая, полька, вальс);

 недостаточно выразительно передает в движении музыкально-игровой образ, запас движений ограничен;

 недостаточно выразительно передает музыкально-игровой образ, используя самостоятельно 2 – 3 характерных движения;

 сочиняет несложные танцевальные композиции на основе комбинирования 2 – 3 знакомых танцевальных элементов.

Низкий уровень:

 движения неритмичны, невыразительны;

  не соответствуют характеру музыки;

 в танце использует однообразные движения, не всегда соответствующие жанру музыки;

 затрудняется в передаче музыкально-игрового образа;

  затрудняется в сочинении танцевальных композиций.

 Игра на детских музыкальных инструментах

Высокий уровень:

6  имеет элементарные представления о некоторых музыкальных инструментах, может рассказать об их внешнем виде, характере звучания, способах звукоизвлечения;

 различает по тембру звучания детские музыкальные инструменты и называет их (бубен, барабан, металлофон, ксилофон, треугольник, маракасы);

 владеет простейшими навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофон, ксилофон, треугольник, бубен, маракасы, румба и др.);

  различает основные свойства музыкального звука: высоту (высокий, низкий), динамику (громкий, тихий), длительность (долгий, короткий), тембр (окраска звука);

 способность к импровизации мелодий на детских музыкальных инструментах (металлофон).

Средний уровень:

  представления о музыкальных инструментах ограничены;

 различает по тембру звучания детские музыкальные инструменты и называет их, узнает их изображение на картинках;

  исполняет с помощью педагога несложные ритмические рисунки и знакомые попевки на детских музыкальных инструментах;

 с частичной помощью педагога различает основные свойства музыкального звука;  затрудняется в импровизации мелодий на детских музыкальных инструментах (металлофон).

Низкий уровень:

 представления о музыкальных инструментах скудные;

  различает по тембру звучания один—два детских музыкальных инструмента, узнает их изображение на картинках;  неточно воспроизводит ритмический рисунок знакомой попевки, затрудняется в воспроизведении даже несложной мелодии;

  Затрудняется в различении основных свойств музыкального звука;

  не может подобрать по слуху ни одной мелодии на детских музыкальных инструментах (металлофон).

Полученные данные можно поместить в таблицу.

№ Фамилия, имя ребенка Восприятие музыки Пение, песенное творчество Музыкальноритмические движения,

танцевальноигровое творчество

Игра на детских музыкальных инструментах

Уровень музыкального развития

Оценивать уровень развития музыкальных способностей рекомендуется по трехбалльной системе:

 3 балла – высокий уровень (ребенок самостоятельно справляется с заданием);

2 балла – средний уровень (справляется с заданием при поддержке взрослого); 1 балл – низкий уровень (не справляется с заданием).

Результаты (оценки в баллах) выставляются за каждое индивидуально выполненное задание и заносятся в таблицу, затем суммируются.

В зависимости от того, какое общее количество баллов будет набрано ребенком, определяется соответственно уровень его музыкального развития. Для каждого уровня определяются средние величины, исходя из максимального и минимального количества баллов. Например, если максимальное количество баллов – 12, а минимальное – 4, то 10-12 баллов соответствуют высокому уровню; 7-9 баллов – среднему уровню; 4-6 баллов – низкому уровню. Музыкальный материал для проведения диагностики музыкальный руководитель подбирает по своему усмотрению. Возможно, это произведения той программы, по которой работает педагог.



Предварительный просмотр:

Система мониторинга достижения детьми

планируемых результатов освоения рабочей Программы.

              Музыкальность – комплекс способностей, развиваемых на основе врожденных задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного ее осуществления.

              Цель: изучение особенностей проявления у детей музыкальных способностей и формирования элементов музыкальной культуры в процессе проведения диагностики.  В основе большинства концепций музыкального развития ребенка лежит убеждение в том, что каждый ребенок не только имеет право заниматься музыкой, но и обладает для этого достаточными музыкальными способностями. Но чтобы правильно организовать процесс развития музыкальных способностей ребенка, необходимо знать исходный уровень его музыкального развития. В этой связи актуализируется проблема мониторинга. Мониторинг детского развития по музыкальному воспитанию дошкольников проводится 2 раза в год (в сентябре с 1-15, мае с 15-31). В проведении мониторинга участвует музыкальный руководитель.      

             Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы по музыкальному воспитанию дошкольников и влияние образовательного процесса на развитие музыкальных и творческих способностей детей.

              Мониторинг образовательного процесса по музыкальному воспитанию

             Мониторинг проводится на основе использования Комплексной диагностики уровней освоения программы примерной инновационной общеобразовательной программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2021 год

             Мониторинг образовательного процесса программы (мониторинг освоения образовательной программы по музыкальному воспитанию) проводится музыкальным руководителем. Он основан на анализе достижений детьми промежуточных результатов, которые описаны в каждом виде музыкальной деятельности дошкольников данной образовательной программы.                

             Форма проведения мониторинга представляет собой наблюдение за активностью ребенка во всех видах его музыкальной деятельности:

 -слушание музыки;

-пение;

 -музыкально

-ритмические движения;

-развитие танцевально-игрового творчества;

 -игра на детских музыкальных инструментах.

               Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностическую карту в рамках образовательной программы. Анализ карт развития позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса по музыкальному воспитанию детей детского сада. В рамках Рабочей программы диагностика проводится по трем основным параметрам:

1.Ладовое чувство.

2.Музыкально - слуховые представления

 3.Чувство ритма.

Форма проведения: групповая и индивидуальная.

 Оценка уровня развития (по трехбалльной системе:

3 балла – высокий уровень (ребенок самостоятельно справляется с заданием);

2 балла – средний уровень (справляется с заданием при поддержке взрослого);

1 балл – низкий уровень (ребенок не справляется с заданием).

Для индивидуального обследования необходимо заранее подобрать музыкальные произведения и разработать задания для детей. При проведении диагностики в условиях музыкальных занятий рекомендуется руководствоваться следующими критериями:

Дети 3-4 года

Дети 4-5 лет

  1. ЛАДОВОЕ ЧУВСТВО

- внимание -просьба повторить -знание любимых произведений -узнавание знакомой мелодии -высказывания о характере музыки (двухчастная форма) -узнавание знакомой мелодии по фрагменту -определение окончания мелодии (для детей средней группы) - определение правильности интонации в пении у себя и у других (для детей средней группы)

-просьба повторить, наличие любимых произведений - эмоциональная активность во время звучания музыки -высказывания о музыке с контрастными частями (использование образных сравнений, «словаря эмоций») -узнавание знакомой мелодии по фрагменту -определение окончания мелодии -окончание на тонике начатой мелодии

  1. Музыкально-слуховые представления:

- пение (подпевание) знакомой мелодии с сопровождением - выразительное подпевание - воспроизведение хорошо знакомой попевки из 3-4 звуков на металлофоне (для детей средней группы)

- пение малознакомой мелодии без сопровождения - подбор по слуху на металлофоне хорошо знакомой попевки - подбор по слуху мало знакомой попевки

  1. Чувство ритма:

- воспроизведение в хлопках, притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии - соответствие эмоциональной окраски и ритма движений характеру и ритму музыки с контрастными частями

- воспроизведение в хлопках, в притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии (более сложного, чем в младших группах) - выразительность движений и соответствие их характеру музыки с малоконтрастными частями - соответствие ритма движений ритму музыки

Промежуточные результаты освоения программы

- слушают музыкальные произведения до конца - - знают знакомые песни - различают звуки по высоте (октава) - замечают динамические изменения (громко - тихо) - поют, не отставая друг от друга - выполняют танцевальные движения в парах - двигаются под музыку с предметом.

-слушают музыкальное произведение, чувствуют его характер - узнают песни, мелодии - различают звуки по высоте (секста-септима) - поют протяжно, четко поизносят слова - выполняют движения в соответствии с характером музыки - инсценируют (вместе с педагогом) песни, хороводы - играют на металлофоне простейшие мелодии на 1 звуке

Дети 5-6 лет

Дети 6-7 лет

1. Ладовое чувство:

- внимание - просьба повторить - высказывания о музыке с контрастными частями - узнавание знакомой мелодии по фрагменту -наличие любимых произведений

внимание - просьба повторить, - наличие любимых произведений - эмоциональная активность во время звучания музыки - высказывания о музыке с контрастными частями (использование образных сравнений, «словаря эмоций») - узнавание знакомой мелодии по фрагменту - определение окончания мелодии - окончание на тонике начатой мелодии - определение, закончилась ли музыка

2. Музыкально-слуховые представления:

- подпевание знакомой мелодии с сопровождением

- подпевание знакомой мелодии с сопровождением

пение знакомой мелодии без сопровождения - подбор по слуху знакомой попевки на металлофоне

пение малознакомой мелодии (после нескольких ее прослушиваний) с сопровождением -пение малознакомой мелодии без сопровождения - подбор по слуху на металлофоне хорошо знакомой попевки - подбор по слуху мало знакомой попевки

3. Чувство ритма:

-- воспроизведение в хлопках, в притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии (более сложного, чем в младших группах) - соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки с малоконтрастными частями - соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма)

- воспроизведение в хлопках, в притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии (более сложного, чем в младших группах) - выразительность движений и соответствие их характеру музыки с малоконтрастными частями - соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма)

Промежуточные результаты освоения программы

- различают жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка) - различают высокие и низкие звуки (в пределах квинты) - петь без напряжения, плавно, легким звуком - отчетливо произносить слова - своевременно начинать и заканчивать песню - петь в сопровождении музыкального инструмента - ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки - выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног в перед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте с продвижением в перед и в кружении- самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов - действовать не подражая друг другу - играть мелодию на металлофоне по одному и небольшими группами

- узнают мелодию Государственного гимна Российской Федерации - определяют жанр прослушанного произведения (марш, песня, танец) и инструмент на котором оно исполняется - определяют общее настроение, характер музыкального настроения - различают части музыкального произведения (вступление, заключение, запев, припев) -могут петь песни в удобном диапазоне, исполнив их выразительно, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая, и ослабляя звучание) - могут петь индивидуально и в коллективе с сопровождением и без него - умеют выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами, передавать не сложный музыкальный ритмический рисунок - умеют выполнять танцевальное движение (шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг) - инсценируют игровые песни, придумывают варианты образных движений в играх и хороводах - исполняют сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских инструментах не сложные песни и мелодии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценивания образовательных достижений:

В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнени...

Система оценивания образовательных достижений

Дигностики, схемы, мониторинги...

Система оценивания образовательных достижений

Система оценивания образовательных достижений...

Система оценивания образовательных достижений

Оценка деятельности детей дошкольного возраста как фактор формирования положительной мотивации к учебной деятельности Известно, что планируя непосредственную образовательную деятельность вос...

Система оценивания образовательных достижений

Система оценивания образовательных достижений:...

Система оценивания образовательных достижений в Детском саду № 226 ОАО «РЖД»

Педагогический мониторинг  в детском саду проводится по методическому пособию, разработанному Верещагиной Н.В. «Диагностика педагогического процесса» - СПб.: ООО «Издательство ...

3-Система оценивания образовательных достижений: Структура оценивания системы.

ЦЕЛЬ: Выявить способности детей путем анализируя по результамам образовательных программ....