Организация и проведение музыкально-дидактических игр в ДОУ.
статья на тему

Архипова Вера Леонидовна

Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_i_provedenie_muzykalno-didakticheskih_igr.doc48.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  Организация и проведение

музыкально-дидактических игр   в ДОУ.

   А. С. Макаренко говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба».

А дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому   обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры.

Роль воспитателя в детской игре велика: он тактично направляет ее ход, следит за взаимоотношениями играющих, сохраняет самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей. А. С. Макаренко так же писал: «И я как педагог должен с ними играть. Если я буду только приучать, требовать настаивать, я буду посторонней силой, может быть полезной, но не близкой. Я должен обязательно немного играть, и я этого требовал от всех своих коллег».

Потребность в игре заложена в ребенке самой природой, а  музыкальная игра – самый органичный из всех видов музыкальной деятельности.. Музыкальные игры вовлекают дошколят в посильную для их возраста деятельность, целями которой являются: развитие интереса к музыке, правильное восприятие ее содержания, а также пробуждение потребности постоянного общения с музыкой и желания активно проявлять себя в этой сфере.  Музыкальная игра – самый «легкий» из всех видов музыкальной деятельности, хотя музыкальные игры часто требуют напряжения сил, концентрации внимания, выдержки, быстроты реакции, диктуемых музыкальным материалом, дети считают, что играть не трудно. Именно поэтому ребенок вступает в музыкальную игру без опасений и боязни, увлекаемый музыкальными звуками.

Восприятие музыки сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру, характеру.

Развивать музыкальные способности, углублять представления детей о средствах музыкальной выразительность через музыкально-игровую деятельность.

  Именно с этой целью в своей работе я применяют   музыкально-дидактические игры, которые, воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом,  развивая художественно-эстетический вкус, умение видеть прекрасное, всю красоту и силу окружающего мира.

Музыкально-дидактические игры известны давно, их необходимость и эффективность многократно подтверждена на практике специалистами.

Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

 В чём же  ценность  музыкально-дидактических  игр? А ценность этих игр в том, что они доступны детскому  пониманию, вызывают  интерес и  желание участвовать в них.  

  Основное назначение  музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, побуждать к самостоятельным действиям с применением полученных знаний в жизненной практике.

    В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие помогает  ребенку в интересной для него форме услышать, различать, сравнивать некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.

 

Задачи:

  • учить детей ориентироваться в игровой ситуации;
  • развивать эстетическое восприятие, интерес и любовь к музыке, эмоциональную отзывчивость и творческую активность;
  • совершенствовать   чувство ритма и темпа; слуховое внимание, музыкальную память;
  • воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение друг к другу.

  Использование музыкально-дидактических игр  предполагает следующие  результаты:

- приобщение к музыкальной культуре;

- обогащение музыкальных впечатлений;

- знакомство со средствами выразительности, жанрами;

- развитие навыков восприятия звуков;

- развитие творчество, побуждение детей к активным самостоятельным действиям.

Как любая другая игра, музыкально-дидактическая   имеет  свой игровой сюжет,  включает развитие игровых действий,  правила, которые необходимо соблюдать.

    Например: «Музыкальный магазин»,   где продавец-ребенок, предлагая покупателю требуемый  диск, должен голосом воспроизвести мелодию. От его исполнения зависит, возьмут ли у него данный диск или попросят другой, это помогает детям, как можно чисто интонировать, определить,  правильно ли спета песня, услышать смену темпа, силу звучания, а также  игры: «Концерт для игрушек», «Из какой мы песни?».  Игры   «Вспомни мелодию», «Повтори» развивают чувство ритма, учат точно воспроизводить мелодию, ритмический рисунок песенки, попевки. С этой же целью использую различные дидактические средства: ложки, кубики,  погремушки, колокольчики .

Самое основное — это заинтересовать дошкольника поэтому я использую простые, доступные и интересные   музыкально-дидактические игры, подразделяя их на игры с использованием образных игрушек, подвижные,  в которых дети должны согласовывать движения с характером музыки, сменой жанров, частей произведения;  хороводные,  которые также могут быть средством развития этих способностей, дети прислушиваются к пению друг друга, оценивают правильность воспроизведения мелодии голосом и  настольно-печатные в процессе этих игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются   чувство товарищества, ответственности . Эти игры становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать. 

Организуя музыкальные игры,   предоставляю детям больше самостоятельности. Чем больше доверяешь детям, тем сознательнее, добросовестнее они относятся к порученному.

Дидактические игры  провожу уже    с первой младшей группы. Эти игры большей частью связаны с применением образных  игрушек: в «Чудесный мешочек» могут спрятаться игрушки, которые пришли к детям в гости. Звучать мелодии характеризующие любимые детские игрушки: медведя, зайчика и птичку. Дети не только определяют мелодии, и игрушки достаются из мешочка,  они активно включаются с ними в разговор,    в игре «Кто из лесу вышел?» дети  должны не только определить по характеру музыки, кто вышел из лесу: медведь, лиса, зайчик и др., но и передают движением неуклюжего, медленно ступающего медведя, быстрого, трусливого зайчишку и т. д. Каждый ребенок по-своему применяет умения и знания в этой игре. В игре «Где мои детки?» развивается умение различать звуки, разные по высоте, дети с удовольствием отвечают тоненьким голоском маме-утке, кошке, птичке. И уже при повторном проведении игры малыши твердо знают, что мама-кошка поет низким голосом, а котенок — высоким.

 Для  детей старшего дошкольного возраста использую такие игры, которые имеют направленность на развитие познавательных способностей, внимания, памяти, мышления.  

Это   - статические игры (стоя или сидя, развивают собранность, помогают снять мышечное напряжение, сохранять равновесие тела, быстро выполнять двигательные действия без физических усилий); «Мороженое», «Снеговик»

  • игры с движением (развивают волевую сферу, быстроту реакции на звуковой раздражитель, формируют коммуникативные способности);»Актеры и режиссеры» «Салки за руки», «Найди свой цвет», «Шаг и бег»
  • речедвигательные игры (развивают вокально-слуховую и двигательно-слуховую координацию, нормализуют процессы регуляции темпа и ритма); По коленочкам, Клоун, «Весенняя телеграмма», «Мышки»
  • игры-шутки (активизируют слуховое восприятие, формируя фонетический слух, и все стороны музыкально-слуховых представлений); «На медведя мы идем»
  • игры-песни (развивают функции голосообразования и свойства голоса, способствуют развитию звукообразования, дикции, дыхания); пение с закрытым ртом, по фразам. По куплетам песни которые обыгрываются в движении
  • артикуляционные игры (укрепляют мышцы языка, зева, губ, щёк, голосовых связок, активизируют подвижность верхней и нижней челюсти); цветок, кукушкаю. Лиса, «Музыкальное эхо»
  • игры-забавы (побуждают к творческой активности, инициативе,   формируют творческие способности); злые и добрые кошки, капризная лошадка,
  •  игры-загадки (развивают логическое мышление, сообразительность, стремление ребёнка к осознанным умственным и практическим действиям); «Что звучало» «Отгадай композитора», «Кто из лесу вышел»,  игры «Песня, танец, марш»,  «Найди нужную иллюстрацию»  помогли детям научиться распознавать и различать  танец, колыбельную и марш, а так же части музыкального произведения: вступление, заключение. Куплет. Припев. Проигрыш.
  • ритмические игры (направлены на  двигательных упражнений под музыку) «Лесная прогулка» «Путешествие в страну танца»

Нельзя забывать и об игровых моментах: они поддерживают интерес к деятельности, содействуют эмоциональной отзывчивости на музыку.

Музыкально-дидактические игры можно использовать и в процессе разучивания тех или иных музыкально-ритмических движений. Это такие игры как “Моя любимая мелодия”, “Танец, песня, марш” и другие. Творческие задания на музыкально-ритмические движения я пытаюсь сочетать с игровыми моментами. Например, под знакомую пьесу «Клоуны» Д. Кабалевского предлагаю детям придумывать свои движения, при этом отметили, что движения клоуна должны быть музыкальными и веселыми. Использую игры «Интересное  движение»,  «Придумай свой танец»  при этом организуется как бы соревнование между подгруппами — кто больше и лучше придумает движений. Дети проявляют в движении ловкость, быстроту, умение двигаться в пространстве, ориентироваться в коллективе. Ребята больше обращают внимания на звучание мелодии, лучше согласовывают движения с ее характером,  динамикой.

Положительная динамика результатов диагностики музыкальных способностей детей (2014-2015 уч. г.– 85.5%, 2015-2016 уч. г.- 94.4%, 2016-2017 уч.г.- 95.6%) позволяет сделать выводы о благоприятном влиянии музыкально-дидактических игр  на процесс музыкального воспитания дошкольника.

 Заключение

Все от природы музыкальны. Музыка детства - хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь, именно дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития общих музыкальных способностей ребенка, а развитие этих способностей у каждого ребенка должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкально руководителя,  осуществляясь различными методами и средствами, в  том числе с помощью музыкально-дидактических игр.  

Роль музыкально-дидактических игр в развитии дошкольников тяжело переоценить. Поскольку именно через приобщение к таким играм развивается художественно-эстетический вкус ребенка, творческие способности и интеллектуальное развитие.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация воспитательно- образовательного процесса в дошкольном учреждении в условиях организации ФГТ

Методические рекомендации по организации воспитательно- образовательного процесса в дошкольном учреждении в условиях организации ФГТ.(утренний отрезок времени)...

Модель организации модель организации среды МАДОУ «Детский сад № 238» соответствии приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 2151 от 20.07.2011г «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации ООП дош

презентация к приказу  Министерства образования и науки Российской Федерации  № 2151 от 20.07.2011г «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации ООП ДОУ...

Презентация "Организация образовательной работы по организации досуговой деятельности в детском саду".

В презентации рассматриваются все виды досуга, реализуемые в образовательном пространстве детского сада. Материал презентации разработан в ГБОУ детском саду № 2027 для методического объединения воспит...

Сборник «Из опыта работы организаций-победителей IV Всероссийского конкурса образовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями».

Опыт работы организаций-победителей IV Всероссийского конкурса образовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями. ...

Особенности организации культурно-досуговой деятельности в образовательных организациях. Тема : Организация социокультурной среды по средствам досуговой деятельности дошкольников

В системе дошкольного образовательного учреждения деятельность, организуемая в свободное время, определяется как культурно-досуговая. Задачи, гипотеза исследования; проблема подготовки специалистов; в...

Сборник «Из опыта работы организаций-победителей IV Всероссийского конкурса образовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями».

Опыт работы организаций-победителей IV Всероссийского конкурса образовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями. ...