Программа по дополнительному образованию детей 5-7 лет "Логические игры"
рабочая программа (старшая группа)

Новикова Анна Николаевна

Программа направлена на развитие логического мышления дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logicheskie_igry_5-7_let.docx22.13 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Школа № 281»Дошкольное отделение № 2

Программа

по дополнительному образованию

«Логические игры»

для детей 5-7 лет

Срок реализации: 9 месяцев


Воспитатель ДО № 2Шкилькова Н.В.

                                   Старший воспитатель Новикова А.Н.

                                   


Москва

2020

Пояснительная записка

Предлагаемая рабочая программа предназначена для  детей старшего дошкольного возраста. Она направлена на интеллектуальное развитие детей, совершенствование психических процессов, становление которых особенно активно в дошкольном возрасте.

Предложенная программавключает:

 - применение дидактических заданий и игр;

 - изучение возможностей каждой шахматной фигуры;

 - использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;

 - проведение игр на уничтожение: фигура против фигуры;

 - разработка конкретных игровых положений для каждой дидактической игры.

Функции программы

Познавательная:

 - расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости, различать клетки;

- развивает изобретательность и логическое мышление.

 - формирует интерес дошкольников к игре в шахматы и шашки;

 - способствует освоению детьми основных шашечных и шахматных понятий: шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная позиция, взаимодействие между фигурами на шахматной доске, ценность шахматных фигур, рокировка, пат, мат, ничья, шахматные часы;

- развивает умение ставить стратегические и тактические задачи при игре в шашки и шахматы;

 - развивает умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи;

 - знакомит с правилами поведения партнёров во время игры, учит детей во время партии действовать в соответствии с этими правилами, помогает ставить цель в игре;

 - демонстрирует взаимодействие между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а также развивает умение применять полученные знания о шашках, шахматах в процессе игры;

 - обеспечивает успешное овладение дошкольниками основополагающих принципов ведения шахматной и шашечной партии;

 - содействует активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской.

Воспитательная.

Вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость, а также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, борется до конца, не унывает при неудачах.

Эстетическая.

Обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям.

Физическая.

Побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.

Коррекционная.

Помогает гиперактивному ребенку стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.

Данная рабочая программа направлена на развитие интеллекта личности ребёнка дошкольного возраста, обучение детей основам шахматной и шашечной игры, способствующей развитию всех психических процессов, в том числе внимания, памяти, всех форм мышления, а также развитию воображения и творчества, формированию таких важнейших качеств личности, как усидчивость, целеустремленность, самостоятельность в принятии решения.

Программа занятий предусматривает в кратком, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шахматы и шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего игрока к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шахматной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера.

Поскольку в дошкольном возрасте ведущей деятельностью, создающей наиболее благоприятные условия для психологического и личностного развития ребенка, является игра, программа предусматривает использование в процессе обучения развивающих игр. Однако игровые приемы являются в данном случае не самоцелью, а служат лишь инструментом для формирования на занятиях ситуации коллективной познавательной деятельности, позволяют создать обстановку непринужденности, когда желание научиться чему бы то ни было возникает у ребенка естественно, как бы само собой. Программа построена таким образом, чтобы  это желание постепенно переросло в устойчивый интерес.

Главная цель создания программы и методического пособия

Обучение школьников принципам шахматной и шашечной игры, воспитание у них интереса и любви к игре в шахматы и шашки и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития; создание условий для личностного и интеллектуального развития старших дошкольников, формирования общей культуры посредством обучения игре в шахматы.

Задачи программы

1.Популяризация шахматной и шашечной игры среди детей.

 2.Организация здорового досуга.

 3.Овладение детьми элементарными основами шахматной и шашечной игры.

 4.Развитие логического мышления и способности к самостоятельному принятию решений.

 5.Развитие природных задатков, творческих и специальных способностей детей.

В данной программе производится:

- знакомство школьников с принципами шахматной и шашечной игры;

- развитие у детей дошкольного возраста интереса и любви к этим играм, а также подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития;

- создание условий для личностного и интеллектуального развития старших дошкольников;

- формирование общей культуры посредством обучения игре в шахматы и шашки.

Актуальность программы

Несмотря на обилие публикаций в шахматной и шашечной прессе, до сих пор отсутствует федеральная и региональная программа, направленная на занятия шахматами и шашками в группах старшего дошкольного возраста. Поэтому знакомство с игрой в шахматы и шашки в детском саду проходит как развивающая настольно-печатная игра.

В связи с этим была разработана дополнительная образовательная программа по обучению игре в шахматы и шашки, отвечающая  психофизиологическим требованиям и возможностям детей школьного возраста. Программа разработана на основе комплекса пособий, занимательных и методических материалов И. Г. Сухина, В.К.Погребного, В.Я Юзюк, В. Касаткиной, журнала «Шахматы» и др.

Педагогическая целесообразность

Дети в доходчивой форме с помощью чтения сказок, проведения игр-заданий, викторин, продуктивной деятельности развивают личностные качества, обогащают мыслительные процессы, накапливают знания, опыт, начинают самостоятельно думать, анализировать, оценивать свои ходы и поведение.

Реализация программы

Реализация данной программы осуществляется на групповых занятиях в форме игр, упражнений, бесед, конкурсов.

Количество детей в подгруппе от 5 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня, продолжительность занятий -25 минут с перерывом на физкультурную паузу.

Уровень владения шашками и шашками нулевой или начальный.

Время реализации программы – 5 месяцев.

Календарно-тематический план занятий по шахматам и шашкам с учащимися 1-го года прилагается.

Занятия по данной программе носят интегрированный, занимательный  и побудительный характер, они  построены в форме игры, что делает их интересными для детей.

Занятия проводятся в помещении с хорошим освещением и вентиляцией. Для занятий имеются: столы, стулья, маркеры, демонстрационный материал к занятиям, индивидуальные «карточки-задания» на каждого ребенка, наборы цветных карандашей, простые карандаши, рабочие тетради, комплекты настольных шахмат и шашек.

Предполагаемый результат

1.Обучить шахматной и шашечной игре как можно больше дошкольников.

2.Для тех детей, которые знакомы с основами игры, повысить уровень игры в шашки и шахматы.

К концу учебного года дети должны знать следующиетермины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;  правила хода и взятия каждой фигуры.

Итогом реализации дополнительной образовательной программы является организация  соревнования.

Цели и задачи

Перед шахматно-шашечным кружком первого года обучения ставятся такие образовательные задачи:
- ознакомить с историей шахмат и шашек;
- рассказатьо шахматной и шашечной игре;
- дать понятия о комбинациях и позиционной игре;
- рассмотреть часто встречающиеся начала  и окончаний шахматной и шашечной игры;
- создать условия для развития логического и творческого мышления, памяти, внимания и быстроты мышления,
техники расчета, комбинационного зрения, позиционного чутья, творческой работы, умения анализа и комментирования сыгранных партий;
- помогать детям в воспитании воли, целеустремленности, дисциплинированности, усидчивости, выносливости, чувства коллективизма и взаимопомощи.

Используемая литература

Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

В.К.Погребной, В.Я Юзюк «Шашки для детей» Издание пятое  - Ростов-на Дону; Феникс, 2015.

В.Касаткина «Шахматная тетрадь». – г.Архангельск: ООО «Дайв», 2015

Журнал «Шахматы. Гарри Поттер». – М.: ООО «Де Агостини», 2008

Художественная литература для детей по шахматной тематике

Е.Ильин Приключения Пешки»

Е.Чеповецкий Приключения шахматного солдата Пешкина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по дополнительному образованию детей дошкольного возраста «Азбука культурного поведения» (для детей дошкольного возраста)

Современное общество перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человече...

Программа по дополнительному образованию детей седьмого года жизни "Музыкальная ритмика"

Программа по дополнительному образованию детей седьмого года жизни "Музыкальная ритмика" (развитие музыкальности детей седьмого года жизни посредством музыкально-ритмической деятельности)...

Программа для дополнительного образования детей

Программа построена по тематическому признаку. Темы интегрированных НОД согласуются с программой логопедической коррекции. Основу программы составляет развитие содержательности, связности речи и совер...

Рабочая программа по дополнительному образованию детей "Игровая ритмическая гимнастика"

Дополнительная оздоровительно – развивающая программа «Игровая ритмическая гимнастика» направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей младшего дошкольного возраста. В основу "Игровой ритмическ...

Рабочая программа по дополнительному образованию детей кружка «Шалунишки» (ритмической пластики)

Настоящая программа разработана для развития танцевального творчества  детей дошкольного возраста 5-7  лет на основе обязательного минимума содержания по музыкально-ритмическому развитию для...

Программа кружка дополнительного образования детей дошкольного возраста «Солёные завитушки»

Цель программы: создание условий для развития сенсомоторной функции у детей дошкольного возраста через использование технологии тестопластики.Задачи:1) Обучать приемам лепки из соленого теста  пр...