Доклад "Формирование гуманного отношения детей к природе"
материал на тему

Семенова Татьяна Юрьевна

Доклад для методического объединения педагогических работников детский сад "Формирование гуманного отношения детей  к природе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_gumannoe_otnoshenie_k_prirode.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Касторенский детский сад «Сказка»

Касторенского района

Курской области

Формирование гуманного отношения детей

к природе

(Методическое объединение педагогических

работников детский сад «Сказка»)

                                                                                                            Воспитатель:  

Семенова Т.Ю.

                                                                                                                                                   

2017 г

      Важнейшим фактором становления человеческой личности является окружающая среда. Все ее аспекты - социальный, предметный компонент природы - оказывают развивающее воздействие. Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление детей с окружающей средой. У малышей формируются способности сосредотачивать свое внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их.

      Далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления-знания о ее объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней - важнейшие задачи детского сада. Формируя гуманное отношение к природе, необходимо, чтобы ребенок понял: человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, о его будущем. То, что наносит вред природе, наносит вред и самому человеку.

      Ребенок воспринимает природу, как что-то созданное специально для него, он деятель, экспериментатор «А что будет, если…?», поэтому дети часто не отдают отчет своим действиям. Малыши восторгаются при виде яркого цветка или красивой бабочки, но в тоже время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья, сломать ветку дерева или кустарника, растоптать дождевого червяка. Познавая окружающий мир, могут сорвать ядовитые растения и пробовать их на вкус, взять в руки и сильно сжать какое-нибудь насекомое, маленькое животное, а это может привести к травме, как малыша, так и животного.

      Сегодня особенно остро стоит вопрос о нравственном, гуманном отношении человека к миру природы. Это связано с потребительским и часто агрессивным отношением к природе. Эти и другие негативные тенденции деструктивно влияют на развивающуюся личность ребенка, в результате чего у него воспитывается прагматичное, антигуманное, а порой и жестокое отношение ко всему живому. Формирование нравственной, гуманной личности необходимо начинать как можно раньше, уже в дошкольном возрасте.

      В дошкольном учреждении педагог имеет возможность целенаправленно формировать у ребенка гуманные качества, отслеживать динамику произошедших изменений в его нравственной сфере. Следует подводить дошкольников к тому, что необходимо не только сочувствовать объектам природы, но и оказывать им посильную, действенную помощь; важно сформировать у них понимание того, что животные и растения нуждаются в бережном и заботливом отношении к ним.

      Экологически целесообразное поведение представляет собой совокупность знаний и активных проявлений ребенка: интерес к явлениям природы, понимание специфики живого организма, его потребностей, умение создавать для него необходимые условия; желание эмоционально откликаться на состояние животных и растений, их красоту. Отсюда следует, что воспитание у детей дошкольного возраста данного поведения возможно, но оно должно осуществляться системно, через единство формирования положительных чувств, знаний и навыков нравственно-ориентированной деятельности в природе.

      Эта деятельность будет эффективной, если опираться на присущую дошкольнику эмоциональность, на положительные чувства к природным объектам, которые в свою очередь будут мотивировать детей на приобретение природоведческих знаний и на осознанное, гуманное поведение в окружающем мире. С этих позиций особенного внимания заслуживает развитие у детей таких чувств, как эмпатия, сопереживание, сочувствие, так как они основаны не на рациональном (прагматическом) взаимодействии с природой, а на желании эмоционально откликнуться на ее нужды, оказать помощь, заботу.

      Для формирования гуманного отношения к природе необходимо, чтобы ребенок овладел системой экологических знаний, основанных на естественно-научных идеях: единстве живого и неживого; приспособленности живого организма к среде; многообразии и изменчивости природы; видении человека и природы как единого целого.

      Гуманное, осознанно-правильное отношение к явлениям и объектам живой природы воспитывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, которые составляют его непосредственное окружение.

      Формирование гуманного отношения к природе должно осуществляться во всех видах детской деятельности: бытовой, трудовой, игровой, учебной, художественной и др.      

      Эффективность сформированного нравственно-ориентированного поведения в природе определяется его прочностью и гибкостью, то есть способностью проявить его не только в привычных условиях взаимодействия со знакомыми объектами, но осуществлять перенос на другие объекты, требующие заботы.

        Совместная согласованная деятельность всех участников педагогического процесса способствует созданию благоприятных условий для развития у дошкольников заботливого отношения к миру окружающей природы.

      Наша работа с дошкольниками направлена на развитие мотивационной сферы ребенка; обогащение и активизацию эмоционально-положительных переживаний в процессе взаимодействия с животными и растениями; усвоение детьми природоведческих и нравственных представлений; овладение нормами и правилами экологически целесообразного поведения; формирование умений и навыков гуманного отношения к природному окружению.

      Воспитание у детей эмоционально-нравственного отношения к природному миру, навыков и привычек заботливого поведения - одна из задач нашей работы. Решение этой задачи помогало осуществлять развитие у детей познавательного интереса к природе; формирование экологических знаний об особенностях строения, поведения, приспособления к среде обитания живых организмов, представлений о нормах и правилах взаимодействия с природными объектами; развитие нравственно-мотивированной деятельности дошкольников в природе. Для решения данной задачи потребовалось обогатить природную среду в группе; обеспечить постоянный, непосредственный контакт детей с объектами уголка природы; организовать систематическую трудовую деятельность. Экологическое воспитание должно было сформировать у дошкольников представления о том, что означает заботливое отношение, кто может нуждаться в заботе, какие чувства нужны ребенку, чтобы он мог проявить заботу.

      Педагогический процесс выстраивался в соответствии с принципами чувственного познания, эмоциогенности, систематичности и последовательности, индивидуализации при организации детской деятельности.

      Особенность воспитательно-образовательного процесса заключалась в том, что формирование заботливого отношения к живым объектам осуществлялось во всех видах деятельности детей — бытовой, трудовой, игровой, учебной, художественной, это позволило обеспечить дошкольникам систематическое, непосредственное, эмоционально-насыщенное взаимодействие с животными и растениями ближайшего природного окружения.

       Важной задачей воспитательно-образовательного процесса являлось накопление детьми эмоционально-положительного опыта взаимодействия с живой природой, поддержание интереса и развитие мотивации. Для этого в живой уголок вносились новые животные и растения (рыбки, попугай, водяная и сухопутная черепахи; герань, фикус, монстера), за которыми дети вели наблюдения по собственной инициативе и по заданию воспитателя. В процессе такой работы ребята учились определять состояние живого объекта, обнаруживать причину неблагополучия и устранять ее.

      Помимо непосредственного контакта детей с объектами живой природы использовались специальные игры, игровые упражнения, природоведческая литература, живопись. Эти средства вызывали у детей яркие эмоциональные переживания, побуждали их к проявлению заботы (действовать так же, как герой произведения).

      Экологические и нравственные представления формируются как в непосредственном взаимодействии детей с животными и растениями (наблюдение, труд, экспериментирование), так и опосредованно через этические беседы, чтение и анализ художественной литературы, игры, проблемные ситуации, живопись. В результате дети лучше усваивали знания о животных и растениях как живых существах, о ценности живого. Осознанию дошкольниками необходимости гуманного, заботливого отношения к живым объектам способствовало чтение художественной литературы (М. Горький «Воробьишко», Л. Толстой «Котенок», К. Чуковский «Айболит» и др.) раскрывали ребенку различные нравственные качества человека и способы проявления заботливого отношения. Прочтение завершалось беседой, в которой дети выражали свое отношение к событиям, поступкам героев, учились оценивать их действия.

      На развитие эмоциональной отзывчивости положительно влияли игровые ситуации, приемы идентификации, эмпатийные переживания, которые способствовали переносу ребенком опыта собственных переживаний на живой объект. Эмпатийные переживания способствовали проявлению положительных эмоций.

      Гуманное отношение ребенка к природе невозможно, если у ребенка нет представлений о взаимосвязях между строением и образом жизни живого организма, о необходимости удовлетворения его жизненно важных потребностей, о роли взрослого человека и ребенка в поддержании жизни животных и растений, о способах проявления заботы о них. Дошкольникам необходимы также знания о нравственных качествах, от которых зависит заботливое отношение (терпение, настойчивость, сочувствие, сострадание, отзывчивость, трудолюбие, альтруизм).

      Вовлечение детей в исследовательскую деятельность, участие в экспериментировании давали им возможность включаться в поиск условий, необходимых для комфортного состояния живого организма.

       Для приобретения опыта заботливого отношения к природным объектам детей вовлекали в трудовую деятельность. Дошкольников приобщали к совместной трудовой деятельности со взрослыми, детям поручали доступные их возрасту задания: зимой — убирать снег, чистить дорожки, развешивать кормушки для зимующих птиц, весной — подметать территорию участка, помогать убирать ветки, оставшиеся после обрезки деревьев. В коллективном труде у ребят воспитывается бескорыстность, понимание зависимости всего живого от человека.

      В результате проведенной нами воспитательно-образовательной работе дети начали понимать, что такое заботливость, по отношению к кому они могут ее проявить и как это следует сделать. Существенным стало то, что дети стали испытывать чувство удовлетворения от того, что они могут оказать кому-то помощь, позаботиться о другом. Дошкольники бережно и с интересом относятся к объектам окружающей природе.

                                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание гуманного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста

Воспитание гуманного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста. Здесь представлен материал, который способствует воспитанию у детей правильного отношения к природе. Весь материал основан...

Воспитание гуманного отношения к природе, средствами изобразительной деятельности

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического...

Воспитание гуманного отношения к природе

Консультация для родителей детей старшей грыппы...

Опыт рботы "Формирование гуманного отношения к природе средствами изобразительного искусства"

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дошкольников  привлекают зелёные луга, яркие цветы, птицы и ручейки. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой инте...

Все проекты. Педагогический проект "Формирование гуманного отношения к природе через художественную литературу" (старший дошкольный возраст 6 лет) "Развитие коммуникативных навыков у дошкольников через использование технологии О.Капитовской".

Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оцен...

Тема: "Воспитание гуманного отношения к природе у старших дошкольников"

Опыт работы по образовательной область "Познание"...

Педагогический проект "Формирование гуманного отношения к природе через ознакомление с художественной литературой"

В данном проекте описана организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием инновационных форм и методов работы с обучающимися и родителями....