Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ
презентация на тему

Тухватуллина Гульнара Самигулловна

Познавательно-исследовательская деятельность – это активность ребенка, направленная на:

•постижение устройства предметов и объектов;
•установление закономерностей и причинно-следственных связей между явления окружающего мира, в т.ч. социального;
•упорядочение и систематизация полученных знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon poznavatelno-issledovatelskaya_deyatelnost.ppt183 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 18 «Улыбка» города Нерюнгри

Слайд 2

Образовательная область «Познавательное развитие» по ФГОС ДО : развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий развитие воображения и творческий активности формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира и т.д. формирование представлений о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях, традициях и праздниках Формирование представлений о планете Земля, особенностях ее природы и многообразии стран и народов Познавательно-исследовательская деятельность – это активность ребенка, направленная на: постижение устройства предметов и объектов; установление закономерностей и причинно-следственных связей между явления окружающего мира, в т.ч. социального; упорядочение и систематизация полученных знаний

Слайд 3

Основные исследовательские действия Выявление особенностей предметов Сопоставление, установление сходства и различия Установление связей и зависимостей между Многосторонний анализ на уровне видовых понятий и родовых обобщений Преимущества познавательно-исследовательской деятельности Практическая направленность деятельности - поиск новой информации, получение или проверка нового знания Дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если…) Дети могут почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями В ходе работы задействованы все органы чувств: можно видеть, слышать, нюхать, трогать, пробовать на вкус (если это возможно и безопасно) Дети не просто слушатели, а полноправные участники, инициаторы, исполнители

Слайд 4

Этапы познания с позиции личностного развития ребенка 1 этап Направленность деятельности: проявление любопытства Формы деятельности: активное обследование своего окружение поиск новых впечатления 2 этап Направленность деятельности: резкое увеличение осмысленности восприятия окружающего мира Формы деятельности: выделение интересных, значимых объектов попытки исследования предметов и объектов 3 этап Направленность : формирование стойкой исследовательской деятельности, активное развитие наглядно-образного мышления и воображения Формы деятельности : усвоение обобщенных знаний о предметах и явлениях установление новых связей между предметами и явлениями выработка своих правил поведения и способов действий

Слайд 5

4 этап Направленность : удовлетворение потребности в исследовательской деятельности Формы деятельности : использование разных (приобретенных) способов действий ориентирование на конечный результат в процессе исследования Прогнозирование результата деятельности Обобщение явлений окружающей действительности Способность преодолевать трудности 5 этап Направленность : доминирование познавательного мотива деятельности, а не практического Формы деятельности : исследование не ради процесса или результата, а потому что «это очень интересно» осмысленное принятие познавательной задачи Этапы познания с позиции личностного развития ребенка

Слайд 6

Формы познавательно-исследовательской деятельности Экспериментирование Исследование Макетирование Проектирование Формы организации Совместная : наблюдение, макетирование, эксперимент , проект Совместно-групповая : организованная познавательно- Исследовательская деятельность Индивидуальная : исследование

Слайд 7

Экспериментирование разновидность класса практических методов особый способ освоения действительности форма поисковой деятельности познания объектов и явлений окружающего мира предполагает проведение практических действий с целью проверки и сравнения Формы реализации: элементарные опыты и эксперименты Основные характеристики цели, задачи, возможный результат неизвестны только детям в процессе опытов не происходит научных открытый, а формируются элементарные понятия и умозаключения Опыты практически безопасны для проведения используется бытовое, игровое и нестандартное оборудование Формы организации : групповые, индивидуальные Формы познавательно-исследовательской деятельности

Слайд 8

Исследование Не предполагает жестко организованных занятий Основная организационная формы – индивидуальная исследовательская практика ребенка Свобода выбора времени Участие детей в выборе тематики и предмета исследования Методы исследования Наблюдение Коллекционирование (классификация) – освоение родовидовых отношений Путешествие по карте – освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света) Путешествие по «реке времени» - освоение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему – на примерах материальной цивилизации: история жилища, транспорта, осветительных приборов, посуды, средств производства и др.) Формы познавательно-исследовательской деятельности

Слайд 9

Формы познавательно-исследовательской деятельности Макетирование - это результат конструктивно-творческой, познавательно-исследовательской деятельности детей Виды макетов Напольные Настольные Настенные Подиумные Преимущества макетирования Помогает детям осознать явления окружающего мира, проследить за изменениями в природе и социальной среде Макет – отражает существенные особенности натуры, воспроизводит значимые стороны и признаки объекта Макет позволяет увидеть целостный образ предмета в трехмерном измерении (большой или удаленный) Способствует развитию речи. логического мышления, воображения, математических и сенсорных представлений

Слайд 10

Формы познавательно-исследовательской деятельности Проектирование – это комплексная деятельность, которая включает ряд последовательных шагов (методов или способов деятельности), необходимых для достижения поставленной цели Метод проектов предполагает решение какой-то конкретной проблемы предусматривает использование разнообразных методов и средств обучения интегрирует знания из разных областей Типы проектов : Исследовательские Творческие Ролевые, игровые Ознакомительно-ориентировочные (информационные) Практико-ориентированные (прикладные)

Слайд 11

Основные этапы познавательно-исследовательской деятельности Этап 1. Подготовительный постановка цели, которую будет преследовать деятельность методическое и дидактическое обеспечение деятельности изменение и пополнение предметно-пространственной среды выбор формы деятельности: эксперимент, исследование, проект, коллекционирование выбор методов деятельности выбор организационных форм: фронтально, подгруппа, индивидуально, в паре, в малой группе и др. определение возможных источников информации: библиотека, консультация, рассказ, анкета, опрос, наблюдение, телевидение, Интернет, справочная литература, варианты общения, сетевое взаимодействие и др. Проектирование примерной схемы деятельности

Слайд 12

Основные этапы познавательно-исследовательской деятельности Этап 2. Основной (практический) коллективная мыслительная деятельность составление плана (схемы) деятельности реализация деятельности разработка способов фиксации результатов фиксация промежуточных результатов деятельности Этап 3. Аналитико-презентационный коллективное обсуждение результатов деятельности соотнесение полученных результатов с поставленной целью: соответствует не соответствует; удалось доказать или нет выбор формы презентации полученных результатов организация и проведение презентации обсуждение возможных путей развития деятельности

Слайд 13

Структура познавательно-исследовательской деятельности Логическая модель используемых методов Вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы Схематичное моделирование предстоящей деятельности (фиксация последовательности проведения) Вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл деятельности (исследования, эксперимента, макета и др.), его содержание или природную закономерность Метод, стимулирующей детей к коммуникации: «Что бы ты спросил у друга (маму, брата) для решения проблемы?», «Спроси, что он думает по этому поводу?» Метод «первой пробы»: применение полученных результатов собственной исследовательской деятельности

Слайд 14

Особенности развивающей предметно-пространственной среды Детские справочники и энциклопедии , посвященные разной тематике, хорошо иллюстрированные, имеющие краткие и доступные детям информативные тексты Детская художественная литература Картотека опытов и наблюдений для развития у детей умения видеть проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы, давать определение понятиям, делать выводы и умозаключения Дидактические игры и элементами моделирования Игры для развития внимания и наблюдательности Мини-музеи по основным направлениям деятельности: коллекции камней, минералов, природных материалов, видов почвы и др.

Слайд 15

Особенности развивающей предметно-пространственной среды Мини-лаборатория: приборы-помощники: увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты сосуды из различных материалов (пластмассы, стекла, металла) разного объема и формы природный материал : камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, плоды и семена и т.д. бросовый материал : проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д. технические материалы : гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора, гаечные ключи и др. разные виды бумаги : обычная, картон, наждачная, копировальная, гофрированная, глянцевая, оберточная и др. красители : пищевые и не пищевые – гуашь, акварель и др.

Слайд 16

Особенности развивающей предметно-пространственной среды Мини-лаборатория медицинские материалы : пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др. прочие материалы : зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, свечи, сито и др. Требования к оборудованию лаборатории Безопасность веществ, материалов и оборудования для жизни и здоровья Достаточность для работы в группе, паре, индивидуально Доступность и удобство расположения Маркировка различных групп оборудования Наличие схематических инструкций по соблюдению мер безопасности и алгоритмами работы с разными материалами

Слайд 17

Примерный перечень тем Коллекционирование Экспериментирование Времена года (сезоны) Мир растений Мир животных Виды минералов Виды местности (природные ландшафты) Виды транспорта Виды строительных сооружений Виды профессий Виды спорта Виды измерительных приборов Состав и свойства почвы Условия жизни растений Движение воздуха (ветер) Движение воды Состояние и превращение веществ Металл и свойства магнита Свет и цвет в природе Оптические эффекты: микро- и макромир Как устроены «стихии»

Слайд 18

Примерный перечень тем Путешествие по карте (пространство мира) Путешествие по «реке времени» (историческое время) Поверхность Земли и стороны света Океаны и их обитатели (подводный мир) Северные земли и их обитатели Наша республика Части света (Африка, Австралия, Антарктида и Арктика, Америка, Азия, Европа): культурные и природные «метки»-символы - природные ландшафты, их обитатели, люди, их занятия История моей семьи История моей страны Настоящее и прошлое человечества в «метках» материальной цивилизации: история жилища и быта (архитектура, одежда, посуда, мебель и др.) история огня (освещение, тепло) история транспорта история воздухоплавания история мореплавания история письменности (книгопечатание) история коммуникации (почта, радио) история профессий история вооруженных сил

Слайд 19

Советы педагогу, руководителю исследовательской деятельности детей Помните: критика – враг творчества Проявляйте искренний интерес к любой деятельности ребенка Воспитывайте веру ребенка в свои силы Воспитывайте настойчивость в выполнении задания Не давайте готовых ответов, поощряйте поиски нового знания Оказывайте помощь только тогда, когда это действительно нужно и ребенок сам обратился за помощью Заканчивайте обсуждение по решаемой проблеме по появления признаков потери интереса у детей Обязательно подводите результаты деятельности Когда деятельность завершена и подведены итоги, спросите: «Как определить правильность выводов?» Обсуждайте, где и как можно использовать полученные результаты Обязательно устраивайте публичную презентацию результатов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»

Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"

КОНСПЕКТ  познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...

Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"

Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"...

Познавательно - исследовательская образовательная деятельность в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Задачи:Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.Развивающие: Развивать память, мышление и воображени...

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....