Моя любимая песочница
проект (младшая группа) на тему

Корнильева Маргарита Евгеньевна

Педагогический проект на тему "Моя любимая песочница". Для детей младшего дошкольного возраста с элементами игр, познательных занятий, наблюдений...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_lyubimaya_pesochnitsa.docx63.43 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации департамент образования комитет по социальной политике и культуре администрации г. Иркутск

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 74

664058, г. Иркутск, ул. Юрия Тена, 10/1,  тел. 36-19-27

Педагогический проект

«Моя любимая песочница»

Воспитатель: Корнильева М.Е.

                   

Иркутск

Содержание

I. Введение.

1.1 Обоснование актуальности ………………………………………………3

1.2. Паспорт проекта………………………….………………………………4

II. Разработка проекта………………………………………………………....6

2.1.  Этапы реализации проекта…………………………..…………………..6

III. Реализация проекта……………………………………………….……….6                              

3.1. Перспективный план по работе с  детьми…………………………….....6

3.2. Перспективный план по работе с  родителями………………………… 8

3.3.Мониторинг………………………………………………………………...9

IV. Внедрение и распространение опыта работы по теме проекта………...10

4.1. Приложения к проекту……………………………………………………11

I. Введение.

1.1. Обоснование актуальности.

       Дети  раннего возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому, в основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирование. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

 В раннем возрасте только формируются возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. 
Задача воспитателя – не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как», что способствует развитию познавательной компетенции детей. Поэтому очень важно организовывать занятия по ознакомлению детей со свойствами песка таким образом, чтобы не только преподносить им готовые знания, но и помогать им, добывать эти знания самим с помощью игровых методов, экспериментирования и исследования. Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос  традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и  гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. В.А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нём что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый шаг был путешествием к истокам чудес в природе. Не секрет, что дети раннего возраста по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизвестное, непознанное. Именно исследовательское поведение и создаётся для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалась как процесс саморазвития. 
       Таким образом, поисково-познавательная деятельность способствует развитию у детей умения анализировать проблему, осуществлять поиск её решения, делать выводы и аргументировать их. Все это определяет актуальность и практическую значимость данной темы.

1.2. Паспорт проекта.                                                  

Педагогический проект.

Тема: «Моя любимая песочница»

Тип проекта: краткосрочный.

Актуальность проекта. Заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Формировать знания детей о свойствах песка.

Масштаб проекта:

  • Краткосрочный  -  (с 03.07 по 14.07  2017 г.)
  • Территориальный -  детский сад № 74
  • Количество детей – 20 детей

Участники проекта:

Воспитатель группы:

  • Корнильева М.Е.

Целевая группа:

  • Дети 2 младшей группы «Звездочка»
  • Родители детей 2 младшей группы «Звездочка»

Цель проекта: наполнить повседневную жизнь группы интересными делами, проблемами, идеями;  включить каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствующую реализации его интересов и жизненной активности через различные образовательные области: здоровье, познание, коммуникация, чтение художественной литературы. Развивать познавательный интерес к неживой природе. 

Задачи:

  • Изучить научную и методическую литературу по данной проблеме
  • Формировать у детей представление о песке и его свойствах 
  • Совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку
  • Способствовать расширению словарного запаса
  • Развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук
  • Развивать умение наблюдать, обследовать, сравнивать, обобщать и делать выводы
  • Стабилизировать эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию
  • Воспитывать бережное отношение к объектам неживой природы
  • Раскрыть роль семьи в решении данной проблемы

Приоритетные направления:

  • Создание организационно-педагогических условий для успешной адаптации детей раннего возраста к социальному миру.
  • Просвещение и педагогическая подготовка родителей.

Ресурсное обеспечение

Нормативно - правовое обеспечение:

Методическое обеспечение проекта:

Материально – технические.

  • Развивающая среда, природный уголок, природное окружение, дидактические игрушки, игры, познавательная литература, мультимедийное оборудование, проектор, ноутбук, фотоаппарат.

Методическое обеспечение.

  • Программа детский сад № 74 по ФГОС ДО
  • Зенина Т.Н. Ознакомление детей раннего возраста с природой, занятия, наблюдения, досуг и развлечения.
  • Смирнова Е.О. Развитие предметной деятельности и познавательных способностей.
  • Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами.

Технологии:

  • Здоровьесберегающие педагогические технологии;
  • Информационно-коммуникативные технологии;
  • Игровые технологии.

Ожидаемый результат

  • Повысить интерес к исследовательско-экспериментальной деятельности у детей
  • Формировать у детей представление о песке и его свойствах
  • Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей

II. Разработка проекта.

2.1. Этапы реализации проекта.

  • Подготовительный этап
  1. Подбор и изучение  необходимой литературы.
  2. Составление плана работы, подбор методик.
  3. Беседа с детьми, для выявления знаний детей о свойствах песка
  4. Подготовка атрибутов для игр, занятий
  5. Проведение информационно-просветительской работы среди родителей дошкольников.

  • Основной этап

1.Чтение и заучивание стихотворения «В ладошки наши посмотри»

2.Подвижная игра «Самолёты»

3.Проведение НОД  по теме «Знакомство с песком и приготовление куличиков»

  • Завершающий этап

1.Проведение НОД по теме « Моя любимая песочница»

2.Мониторинг.

                                                      III. Реализация проекта.

3.1.Перспективный план по работе с  детьми.

Формы, методы и приёмы работы

Цель

Направление реализации проекта по образовательным областям

Ответственные

Чтение стихотворения

«В ладошки наши посмотри»

Продолжать приучать детей слушать художественное произведение без наглядного сопровождения. Развивать речь, память, воображение. Приобщать к словесному искусству.

Коммуникация

Чтение художественной литературы

Воспитатель

Корнильева М.Е.

Пальчиковая гимнастика «Здравствуйте»

Формировать навыки социального взаимодействия с взрослым. Развивать мелкую моторику кистей рук, координацию движений.

Здоровье

Коммуникация

Воспитатель

Корнильева М.Е.

Подвижная игра «Самолёты»

Формировать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры. Развивать основные движения, речь, внимание. Воспитывать дружеское отношение к сверстникам.

Социализация

Здоровье

Коммуникация

Воспитатель

Корнильева М.Е.

Игры-эксперименты с песком:

Куличи и куличики

Пустое и полное

Секреты в песке

Песок и вода

Знакомить детей свойствами песка.

Развивать речь, память, внимание, тактильную чувствительность, мелкую моторику рук. Поддерживать желание детей играть с песком самостоятельно. Воспитывать желание играть рядом, не мешая друг другу.

Коммуникация

Социализация

Познание

Воспитатель

Корнильева М.Е.

Песочная терапия.

Проведение НОД тема: «Знакомство с песком и приготовление куличиков»

  • Формировать знания детей о свойствах песка (сухой, сыпучий, мокрый-тёмный, коричневый), учить детей пользоваться лейкой.
  •  Развивать речь, память, тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук,
  • Воспитывать бережное отношение к объектам неживой природы, дружеское отношение друг к другу.

Физическое развитие

Социализация

Коммуникация

Познание

Воспитатель

Корнильева М.Е.

Проведение НОД тема: «Моя любимая песочница»

Продолжать учить детей понимать сюжет картины, отвечать на вопросы и высказываться по поводу изображённого.

Обогащать представления детей наглядными образами, учить видеть и называть изображения.

Развивать интонационный и грамматический строй речи, зрительное внимание, воображение, слуховое восприятие, голосовой аппарат, навыки общения, игровые умения, продуктивную деятельность детей.

Воспитывать вежливое отношение к сверстникам

Коммуникация

Социализация

Познание

Воспитатель

Корнильева М.Е.

3.2.Перспективный план по работе с  родителями.

Формы, методы и приёмы работы

Цель

Ответственные

Блок

«Педагогическое просвещение родителей»

Консультация для родителей

«Игры с песком или песочная терапия»

Нацелить родителей к активной совместной и педагогически правильной работе в направлении «Игры с песком с детьми раннего возраста»

Воспитатель

Корнильева М.Е.

Блок

«Интерактивное взаимодействие» с родителям

Представление стенгазеты «Маленькие исследователи»

Повысить педагогическую и психологическую грамотность родителей в воспитании детей  с помощью расширения  информационного пространства.

Воспитатель

Корнильева М.Е.

3.3.Мониторинг.

Анализ работы с детьми 3-4 лет по данной теме я провела с помощью следующих вопросов:

  1. Какими свойствами обладает песок?
  2. Что можно сделать из песка?
  3. Какой по цвету песок, когда он мокрый?
  4. Какой по цвету песок, когда он сухой?

В опросе принимали участие 14 детей.

Диаграмма ответов детей на заданные вопросы

Итог проведённого мониторинга

Всего детей принимавших участие в опросе

14 человек

1 вопрос

13 человек ответили на вопрос правильно

2 вопрос

9 человек ответили на вопрос правильно

3 вопрос

6 человек ответили на вопрос правильно

4 вопрос

6 человек ответили на вопрос правильно

Итог

63% усвоили пройденный материал по данной теме

IV. Внедрение и распространение опыта работы по теме проекта.

  • .Консультация для родителей: «Игры с песком или песочная терапия»
  • Консультация для воспитателей: «Детские летние игры с песком. Рекомендации для воспитателей».
  • Разработана картотека «Игры – эксперименты с песком»
  • Разработана  картотека стихотворений о песке.
  • Итог проекта – проведение непосредственно – образовательной деятельности с детьми второй младшей группы «Звездочки» тема: «Моя любимая песочница» используя информационно-коммуникативную технологию – презентация «Моя любимая песочница».  


Приложение 1

Консультация для родителей: «Игры с песком или песочная терапия»

         В настоящее время значительно возрос интерес специалистов-педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребёнка и его спонтанной  «самотерапии» известна с древних времён. Действительно, взаимодействуя с песком, ребёнок проявляет чудеса фантазии. Волна ли смоет им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит творение - ребёнок расстраивается недолго. Чаще всего он сам готов разрушить созданное, чтобы на прежнем месте с ещё большим интузиазмом приступить к новому строительству. Один сюжет жизни завершается, уступая место следующему. Один сюжет жизни завершается, уступая место следующему. И так бесконечно. В песочных картинках есть еще один важнейший психотерапевтический ресурс – возможность созидательного изменения формы, сюжета, событий, взаимоотношений. Именно эта идея лежит в основе сказкотерапевтического подхода к работе с песочницей. Ребенок, играющий в песочнице с миниатюрными фигурками, представляется Волшебником, который вступает во взаимодействие с природными и социальными силами. Поскольку игра происходит в конспекте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность творческого изменения дискомфортной для него ситуации, негативного состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице, ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей, как внутреннего плана, так и внешнего плана – в этом проявляется его сила Волшебника. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений ребенок переносит в реальную повседневную жизнью

            Однако, уделяя внимание песочной терапии в конспекте психологического и психотерапевтической работы, не будем забывать о мощных ресурсах песочницы для корректиционно – развивающей и образовательной работы с ребенком.

Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос  традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и  гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Иными словами использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно- терапевтический эффект.

Приложение 2

Консультация для воспитателей: «Детские летние игры с песком.

Рекомендации для воспитателей».

Любимая детская деятельность в летний период — строительство из песка. Главным условием организации данной работы является подготовка песка к работе. Он должен быть чистым (при необходимости просеянным) и влажным. Детям младших групп детского сада нецелесообразно отводить большие песочницы, поскольку малыши не создают крупных сюжетных построек, объединяя их общим содержанием, их действия чаще носят процессуальный характер, постройки еще несовершенны и просты. Поэтому удобными считаются небольшие переносные песочницы на ножках (1,2 м х 1,1 м, высота 50—60 см). Желательно, чтобы на участке было две-три таких песочницы. Они могут иметь любую форму и оформление, объемные зонтики. Дно песочницы желательно изготовлять из листового железа, поскольку дерево быстро гниет от постоянной влаги. Песок периодически промывается из шланга (вода при этом свободно стекает). При необходимости такие песочницы можно накрывать полиэтиленовой пленкой.

Для детей средней группы тоже используют на участке подобные переносные песочницы. Желательно иметь их четыре. Опыт показывает, что лучше сдвигать их по две: так детям легче объединять свои постройки общим содержанием. Например, несколько ребят в одной песочнице строят комнату, а другие — в соседней — улицу, садик.

Детям старшего дошкольного возраста необходимы значительные площади для организации строительной деятельности (3 м х 4 м), они уже создают крупные, коллективные постройки, отличающиеся конструктивной сложностью. Ребята сами следят за чистотой песка, его подготовленностью к работе, работают аккуратно, не пачкая одежду, обувь (в теплую погоду можно играть босиком), при необходимости руки моют без напоминания. Поэтому для организации деятельности детей старшего дошкольного возраста можно строить различные песочные дворики прямо на земле. Обычно их размещают под деревьями, чтобы оградить играющих от перегрева на солнце, а песок — от постоянного пересыхания. При отсутствии деревьев рекомендуются теневые зонты. Не устраивайте песочные дворики в постоянной тени, в прохладное время здесь будет сыро, холодно, неуютно. Хорошо зарекомендовали себя дворики из пеньков, из лежащих бревен, из досок.  Приучайте ребят бережно относиться к материалу, не разносить песок по участку. В том случае, если в песочном дворике не остается постройка, напоминайте детям, уходя из участка, сгребать его в кучу.

ЧТО НУЖНО ДЛЯ РАБОТЫ С ПЕСКОМ?

Для работы с песком детям младшего дошкольного возраста можно предложить пластмассовые ведра, совки, лопатки и формочки, некрупные игрушки, отличающиеся прочностью, легко моющиеся, различные дополнительные материалы: дощечки, фанерные трафареты, изображающие людей, знакомых детям животных, транспортные средства.

Для организации строительства из песка в средней группе используются те же материалы, с увеличением количества различных дополнительных средств: пластин из фанеры разного размера и формы, кусочков разноцветного оргстекла, пластмассы (края зачищены), природного материала (веточек, корней, камушков, ракушек и др.).

Детям старшего дошкольного возраста предлагайте более мелкие игрушки, увеличьте количество разнообразного дополнительного материала. Это могут быть обрезки пластмассовых шлангов и труб разного диаметра, куски пенопласта, поролона, шпагата, тесьмы, цветной проволоки (в оболочке), различные пластмассовые и металлические коробки, банки разной формы и размера (для формовки) и др. Для строительства используются емкости, которые наполняются водой, полиэтиленовая пленка, которой выстилается дно сооружений. Ребята строят бассейны, пруды, озера, реки.

Организуя работу, чаше сами включайтесь в строительство, объясняйте, показывайте приемы работы с материалом, помогайте детям развивать сюжет игры. Проведение экскурсий, чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций, беседы об увиденном, просмотр диафильмов, диапозитивов дают возможность познакомить ребят с различными видами архитектуры, особенностями сооружений, обогащают их знания. Развитию интереса к строительству способствует привлечение детей к изготовлению различных поделок, которые они используют для обыгрывания построек.

ИГРА С ПЕСКОМ И ОБУЧЕНИЕ

В процессе работы задавайте ребятам такие вопросы, которые способствуют развитию у них изобретательности, стремления к творческому поиску: «Как из горки сделать мост?». «Как с помощью шланга провести водопровод и налить воду в этот бассейн?», «Что нужно сделать, чтобы укрепить эти части построек?» (воткнуть между ними палочки-стержни). Играя, формируйте у ребят навыки общения. В группах младшего дошкольного возраста продолжайте учить выражать свои мысли и желания: «Пригласи поиграть! Поблагодари за помошь! Угости кукол «пряниками», «пирожными» из песка.  Формированию у малышей устойчивых мотивов к активной совместной деятельности способствует сюжетно-ролевая игра «Кондитерский магазин».

Основной задачей в работе с детьми среднего дошкольного возраста является формирование самостоятельности и навыков самоуправления в процессе совместной деятельности с песком (небольшие подгруппы из 3—4 человек). Учите детей ставить цель, находить конструктивное решение на основе имеющегося опыта, самостоятельно или с помощью взрослого планировать работу, вместе строить, объединяя свои постройки общим сюжетом, добиваться конечной цели.   Постоянно поощряйте совместное строительство: «Как дружно вы трудитесь! Какой красивый город вы построили! Хорошо бы сохранить постройку, а сегодня вечером продолжить работу, сделать пруд, пляж, посадить парк». Такие предложения служат программой созидания, учат бережно относиться к результатам труда.  Дети старшего дошкольного возраста объединяются в большие подгруппы, их постройки многообразны и интересны по содержанию. Действенным приемом в организации совместного строительства является предложение детям поочередно выбирать бригадиров, которые учатся направлять общую деятельность к единой цели. Важная воспитательная задача в процессе строительства в старшем дошкольном возрасте состоит в том, чтобы дать возможность утвердиться каждому ребенку в том, что он может стать лидером.  Недопустимо, чтобы ребята бесцельно копались в песке. Скучая, они начинают кидаться друг в друга песком, валяться и пр. Старайтесь организовать деятельность детей так, чтобы в песке кипела активная ребячья жизнь, интересная и содержательная.   Тематика построек из песка перекликается с тематикой занятий по конструированию из строительного материала и конструкторов. Это дает возможность научить ребят строить сооружения, выполняя их из разных материалов.

Малышей учат сгребать песок в небольшие кучки с помощью совков и лопаток, утрамбовывать их, выкапывать в песке ямки, накладывать песок в небольшие низкие формочки и мастерить пирожки, пряники, торты и другие угощения для кукол. Можно научить их строить будку для собаки. Взрослый сгребает песок в кучу, уплотняет ее и делает в ней углубление совком у ее основания, предлагает малышу поместить в нее собачку.  Можно научить детей проводить в песке дорожку, продвигая дощечку, лежащую плашмя, и слегка придавливая ее к песку. После этого вместе с малышами воспитатель делает на дорожке кочки и ямки, и постройка обыгрывается. Можно использовать народную потешку. Взрослый продвигает по дорожке игрушку, приговаривая: «По кочкам, по кочкам, по ровненькой дорожке в ямку — бух!».  Малышей учат приему формовки, показывают, как набирать полную форму, уплотнять в ней песок, опрокидывать ее, где необходимо по ней постучать, как поднимать, не повредив куличик. Так дети формуют торты, башни, домики.

Можно научить ребят строить горки. Для этого насыпается куча песка, утрамбовывается и с помощью дощечки прокладываются спуски у горки (аналогично строительству дорожки). После этого можно строить скамеечку, ворота, стол, стул, мост (на один или два куличика, стоящих рядом, накладывается пластина). Чтобы построить заборчики, надо сгребать песок с двух сторон руками, уплотняя его, постепенно надстраивая сооружение в длину по направлению к себе.

В средней группе закрепляют у детей умение формовать различные детали, сооружая несложные постройки, объединяя их общим содержанием, украшать сооружения. Можно научить ребят строить высокую башню из трех форм разного объема: в основании — самая крупная деталь, на нее ставится деталь поменьше, и завершает постройку самая маленькая, которая украшается флажком.  Ребята продолжают самостоятельно строить разные горки (высокие, низкие, широкие, узкие), загородки, заборы, загоны и др. На одинаковом расстоянии устанавливаются куличики, а между ними вставляются палочки, либо несколько в ряд, либо по одной горизонтально, один конец вставляется в боковую часть куличика, другой — в соседний.  Используя кубические формы, дети формуют дома, украшают их разноцветными окнами, вдавливая в песок кусочки оргстекла. Чтобы окно лучше держалось, верхнюю часть его вдавливают глубже.  Ребята очень любят рыть в песке тоннели. Чаще делают это вдвоем с двух сторон, пока не соединяются внутри кучи руки.

Дети старшей группы сооружают из песка более сложные и крупные постройки. Воспитатель показывает, как вырезать с помощью лопатки или дощечек из утрамбованной кучи дома, корабли, машины, поезда, предметы мебели и др.  Ребята приспосабливают для формовки самые различные материалы. Крупные формы сооружают с помощью деревянных рамок, полых кубов, банок без дна, отрезков пластмассовых труб большого диаметра (в данном случае форма не переворачивается, а снимается, поднимается вверх).  Дети строят высотные дома, дворцы, терема, театры, ракетодромы, прокладывают железные дороги, сооружают бассейны, стадионы, детские сады, деревни. При этом щедро украшают постройки различными материалами и деталями: цилиндрические высотные дома делают с лоджиями, вставляя в ряд сверху вниз на одинаковом расстоянии кусочки оргстекла или фанеры, устанавливают на зданиях телевизионные антенны из цветной проволоки, прокладывают провода между мачтами уличных фонарей.   Строить можно и по темам знакомых сказок и разыгрывать сказочные сюжеты («Царевна-лягушка», «Заячья избушка», Снежная королева», «Аленький цветочек» и др.).

Научите ребят новому приему работы с песком. Песок насыпается в ведро, смешивается с водой, затем детям предлагается набирать получившуюся «кашу-малашу» в ладошки и выпускать струйкой, песок при этом ложится узорами. Благодаря этому приему можно строить высокие дворцы, замки, башни и другие сооружения конусообразной формы, постепенно наращивая постройку в высоту и ширину.

Для игр с песком дети сами изготавливают игрушки из материалов, которые не портятся от влаги (катушки, поролон, пенопласт, цветная клеенка, проволока и др.). Для устройства комнаты для кукол можно сделать мебель из молочных пакетов. Дошкольники мастерят флажки и флагштоки, деревья, дорожные знаки из клеенки, палочек, катушек и др.

Приложение 3

Картотека «Игры – эксперименты с песком»

Куличи и куличики

Для игры можно использовать разнообразные формочки, ведёрки, игрушечную посуду и другие ёмкости. Формочки можно изготовить и самостоятельно из пластиковых бутылок и баночек. Воспитатель показывает детям, как делать куличики, объясняет, что куличики получаются только из мокрого песка. Затем предлагает малышам сделать куличики самостоятельно и сравнить их: «Где у нас самый большой куличик?», «Где самый маленький?» Малыши любят ломать куличи. Их привлекает процесс преобразования материала: был куличик – вдруг исчез, потом опять появился. Поэтому не следует препятствовать таким играм. Если же ребёнок пытается разрушить куличик другого малыша, нужно объяснить ему, что чужие куличики ломать нельзя.

Пустое и полное

Воспитатель показывает детям ведёрки; пустое, полное и заполненное наполовину песком и спрашивает, какое ведёрко тяжелее. Затем взрослый просит малышей самостоятельно заполнить ведёрко песком сначала наполовину, потом полностью. Обращает внимание на то, что в большое ведёрко помещается много песка, а в маленькое – мало. Можно посчитать, сколько совочков песка помещается в ведёрко. Детям постарше можно предложить насыпать в одно ведёрко один совочек песка, а в другое – три совочка и спросить, в каком ведёрке песка больше.

Секреты в песке

Воспитатель на виду у детей закапывает в песок какую-нибудь пластмассовую игрушку или формочку, например, рыбку и выражает удивление: «Ой, посмотрите, наша рыбка куда-то уплыла! Давайте найдём её! В ответ на этот призыв даже самые маленькие дети с удовольствием будут раскапывать  рыбку совочками или грабельками. После того как дети найдут игрушку, можно опять спрятать её. Особый восторг у малышей вызывает момент, когда сквозь песок начинает проглядывать часть спрятанной игрушки. Это вдохновляет их на более энергичные поиски. Когда дети увлекутся этой игрой, они сами захотят прятать и откапывать игрушки. Можно показать малышам, как сделать «секретик». Воспитатель выкапывает в уголке песочницы ямку, кладёт в неё фантики, кусочки разноцветной фольги, любую маленькую игрушку, накрывает кусочком прозрачного материала с обработанными краями и засыпает песком. Затем раскапывает «Секрет» и предлагает детям сделать свои «секретики». В эту игру можно играть с несколькими детьми: один ребёнок делает «секрет» а другие его отыскивают.

Песок и вода

Смешивая воду с песком в разной пропорции, малыши «варят» кашу, суп, «пекут» пироги, торты. Наблюдая за игрой детей, воспитатель время от времени комментирует: «Вот какую густую кашу сварила Нина», «Витя, а ты что приготовил? Тоже кашу? Какая у тебя получилась жидкая кашка! Может быть это суп?» В этих играх дети знакомятся с новыми для них свойствами веществ. Можно предложить детям устроить «дождик», полив песок из леечки; порисовать палочкой на мокром утрамбованном песке.

Песчаный конус

Возьмите горсть песка и выпускайте его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании. Если долго сыпать песок, на поверхности конуса то в одном месте, то в другом возникают сплывы, движения песка, похожее на течение. Дети делают вывод: песок сыпучий и может двигаться (напомнить детям о пустыне, о том, что именно там пески могут передвигаться, быть похожими на волны моря).

Свойства мокрого песка

Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Объяснить детям, почему из мокрого песка можно сделать фигурки: когда пе6сок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани слипаются и держат друг друга. Если же в мокрый песок добавить цемент, то и высохнув, песок свою форму не потеряет и станет твердым, как камень. Вот так песок работает на строительстве домов.

Волшебный песок

Предложить детям слепить что-нибудь из песка и глины, после чего проверить прочность построек. Дети делают вывод о вязкости влажной глины и сохранении формы после высыхания. Выясняют, что сухой песок форму не сохраняет. Рассуждают, можно ли сделать посуду из песка и глины. Дети проверяют свойства песка и глины, вылепив из них посуду и высушив ее.

Где вода?

Предложить детям выяснить свойства песка и глины, пробуя их на ощупь (сыпучие, сухие). Дети наливают стаканчики одновременно одинаковым количеством воды (воды наливают ровно столько, чтобы полностью ушла в песок). Выяснить, что произошло в емкостях с песком и глиной (вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины); почему (у глины частички ближе друг к другу, не пропускают воду); где больше луж после дождя (на асфальте, на глинистой почве, т.к. они не пропускают воду внутрь; на земле, в песочнице луж нет); почему дорожки в огороде посыпают песком (для впитывания воды).

Ветер

Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком. Дети рассматривают заготовленную "песочницу" (банку с насыпанным тонким слоем песка). Вместе с взрослым создают ураган - резко с силой сжимают банку и выясняют, что происходит и почему (т.к. песчинки маленькие, легкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха). Предложить детям поразмышлять, как сделать, чтобы с песком можно было играть и при сильном ветре (хорошо смочить его водой).

Песочные часы

Показать детям песочные часы. Пусть они последят за тем, как пересыпается песок. Дайте детям возможность ощутить длительность минуты. Попросить детей набрать в ладошку как можно больше песка, сжать кулачок и смотреть, как бежит струйка песка. Дети не должны разжимать свой кулачки до тех пор, пока не высыплется весь песок. Предложить поразмышлять над поговоркой "Время как песок", "Время как вода".

Приложение 4

Картотека стихотворений о песке.

Т.М. Грабенко.

***

Вредных нет детей в стране —

Ведь не место им в песке!

Здесь нельзя кусаться, драться

И в глаза песком кидаться!

Стран чужих не разорять!

Песок — мирная страна.

Можно строить и чудить,

Можно много сотворить:

Горы, реки и моря,

Чтобы жизнь вокруг была.

Дети, поняли меня?

Или надо повторить?!

Чтоб запомнить и дружить!  

 Т.М. Грабенко.

***

В ладошки наши посмотри —

Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок,

Ты всем нам подрасти (поумнеть) помог!

С. Цапаева

* * *

Петя замок строит ловко,

Катя торт печёт ведёрком.

Здесь, у моря на часок

Всех детей собрал песок!

С. Кашлев

* * *

Мы в песочнице играем,

Строим домик из песка,

Увлеклись, не замечаем,

Что носки полны песка.

Принесли воды в ведёрке,

Чтобы не сломался дом,

Красовался на пригорке,

Мы его водой польём.

А. Полетаева

* * *

Нам привезли песок на сад,

Я этому – безумно рад!

С ним буду целый день играть,

Лепить куличек, загорать!

Наделаю в песке ходы,

Потом налью туда воды.

Построю для машин гараж

И новый домик, и шалаш!

Песочных куличей – не ем,

Да что ж я, маленький совсем?!

Н. Хилтон

* * *

Я полил песок водой

И сложил его горой

Папа взял мою лопатку

Разровнял на горке грядку

Вышел сказочный дворец- ай да папа молодец!

Приложение 5

Пальчиковая гимнастика «Здравствуйте» (А. Сиротюк)

Я здороваюсь везде - дома и на улице.

Даже «здравствуй» говорю я соседской курице (2 раза).

(Большой палец касается поочерёдно кончиков других пальцев. Делается и правой и левой рукой.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Песочница – волшебный мир.

Первые  контакты  детей друг  с  другом  происходят  в  песочнице. Из  песка  лепится  первый  кулич,  приходит  понимание, ...

схематичное изображение правил занятий с детьми в песочнице

схематичные правила поведения детей на встречах по песочной терапии позволяют донести детям необходимую информацию в доступной форме....

Разборки в песочнице

Как быть, если ребенок не хочет играть с другими детьми? Что делать, если другие дети его обижают? Как реагировать, если ребенок сам обидел другого?...

Конспект индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности с ребенком старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с использованием песочницы). "Цветы для песочной феи"

Конспект индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности с использованием песочницы.Данное занятие было составлено для ребенка старшего дошкольного возраста с диагнозом: ДЦП, правостор. гемопарез...

Моя любимая песочница.

Педагогический краткосрочный проект для детей младшей разновозрастной группы.Актуальность проекта. Заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Формировать знания детей о свойствах песка....

Педагогический проект «Моя любимая песочница»

Задачи:Изучить научную и методическую литературу по данной проблемеФормировать у детей представление о песке и его свойствах Совершенствовать зрительно-пространственную ориентировкуСпособствовать...