«Применение технологии синквейн в развитии речи детей 5-7 лет».
материал на тему

Гриценко Татьяна Николаевна

Из опыта работы по применению технологии синквейн в старшем дошкольном возрасте

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Применение технологии синквейн в развитии речи детей 5-7 лет».

Слайд 1

Принятие ФГОС требует от педагогов более глубокого продумывания методов и приемов к организации образовательной деятельности. Ставится задача достижения более высокого качества образования воспитанников, создания условий для творческого саморазвития ребенка, для его самореализации. Для того, чтобы в полной мере решать поставленные задачи, одновременно повышая свой профессионализм, совершенствуя педагогическое мастерство, перед педагогами лежит широкий выбор разнообразных инновационных методов и технологий.

В наше время родители очень мало уделяют внимания своим детям в плане общения. Общение сейчас заменяется компьютерами, телевидением и др. Современные дети демонстрируют замедленный темп речевого развития. С каждым годом увеличивается количество детей, имеющих диагноз общее недоразвитие речи. Для большинства детей с нарушениями речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Как показывает практика, у старших дошкольников часто бедный словарный запас, дети испытывают затруднения при   составлении рассказа по картинке, им трудно пересказать прочитанное, выучить наизусть стихотворение.

Эти проблемы в дальнейшем приводят к неуспеваемости в школе

Я считаю, что применение  синквейна  позволит частично решить данные проблемы, так как синквейн является методом моделирования,  одним из эффективных методов развития речи дошкольников.

В чем же его эффективность и значимость?

На мой взгляд, его простота. Синквейн могут составить все.

  • Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
  • Данный метод может  интегрироваться с другими областями Программы.
  • Технология синквейн не требует особых условий для использования Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.
  • Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
  • Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию психических процессов (памяти, внимания, мышления).

Что же такое синквейн? Слайд 3

Синквейн — слово французское, в переводе  означает «стихотворение из пяти строк». Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение без рифмы, написанное в соответствии с определёнными правилами. Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи.         

Я считаю, что в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры. В своей практике, с данной формой работы, я знакомлю детей в подготовительной группе.

Чтобы составить синквейн, нужно         научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.

При работе с данным приёмом можно решить сразу множество важнейших задач:

 • изученный на занятии материал приобретает некую эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению;         

• отрабатываются знания о частях речи, предложении                                

• умение соблюдать интонацию;                                                                 

• значительно активизируется словарный запас ребёнка;                                 

• совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов;                                                                                                        

• активизируется и развивается мыслительная деятельность;                        

• совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо.                                                                                             .

                Слайд 3

Синквейн состоит из 5 строк

.        Первая строка синквейна – заголовок,         тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет)

        Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

Третья строка обычно состоит из трёх глаголов, описывающих действия предмета.                                                        

Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте. Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.  Слайд 5, 6

Слайд 7 Дети

Любимые, ласковые

Играют, радуют, смеются

Дети – цветы жизни.

Счастье.

Слайд 8 Советы по составлению синквейнов.

1.Начинать учить детей составлять синквейны надо с хорошо знакомых им

   тем («Семья», «Детский сад», «Овощи»…).

2. Надо помогать детям в подборке слов, используя картинки, предметы.

     Если ребенок дает одно название тому, что изображено на картинке

     (дядя), то взрослый может спросить, как назвать его по-другому (папа,

    мужчина;тетя, мама, женщина; девочка, дочка, внучка; бабушка, старушка). Взрослый требует от детей ответа одним словом, обозначающим

    предмет. Также называть признаки предметов, действия предметов…

3. Можно поиграть в игру «Отгадай предмет по описанию». Взрослый называет несколько признаков к одному предмету (овальный, зеленый, твердый, хрустящий). Ребенок называет предмет (огурец). Затем наоборот,

     ребенок называет признаки предметов, а взрослый отгадывает.

4. Нахождение слов, подходящих к графическим изображениям (костер, солнце; горит, светит; яркий, жаркое).

Исходя из опыта работы, я могу сделать вывод, что выстраивание работы с детьми по формированию речемыслительной деятельности с использованием метода синквейн, способствует освоению коммуникативных умений, обеспечивает полноценное включение в общение, способствует обогащению словарного запаса, а это все обеспечивает успешную подготовку дошкольника к обучению в школе.        

                                                                         

Задания по группам:

  1. Составить синквейн по загадке
  2. Составить загадку-синквейн
  3. Составить синквейн по картинке
  4. Составить рассказ по синквейну
  5. Нарисовать иллюстрацию к синквейну

        

                                

                                                                 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Синквейн в работе с дошкольниками Подготовила воспитатель МБДОУ «Теремок» Гриценко Т.Н.

Слайд 2

Обогащает словарный запас. Учит формулировать идею (ключевую фразу). Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом. Получается у всех. Активизирует и развивает мыслительную деятельность. Педагогическая ценность

Слайд 3

Слово « синквейн » происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк»; Синквейн – это не обычное стихотворение, а нерифмованное стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.

Слайд 4

Что пишется в каждой строке? 1 строка 2 строка 3 строка 4 строка 5 строка 1 слово – Это существительное или местоимение. (Кто? Что?) 2 слова Это прилагательные. (Какой? Какая? Какое? Какие?) 3 слова Это глаголы. (Что делает? Что делают?) 4 слова Это фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора. 1 слово Вывод, итог. Это существительное. (Кто? Что?)

Слайд 5

Модель составления синквейна

Слайд 6

Условные обозначения: слова-предметы КТО это ? слова-признаки КАКОЙ предмет? слова-действия ЧТО ДЕЛАЕТ предмет?

Слайд 7

Составьте синквейн

Слайд 9

Благодарю за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс По теме: «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Метод "Синквейн" является одним из современных образовательных технологий. Синквейны часто используются современными педагогами ДОУ в непосредственной образовательной деятельносмти  и на уроках в...

«Применение метода синквейн в развитии речи детей 5-7 лет».

Синквейн-слово французское, в переводе означает "стихотворение из пяти строк". Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси. Синквейн-это не обычное стихотворение, а стихот...

Мастер – класс для родителей «Применение метода синквейн в развитии речи детей среднего дошкольного возраста»

Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. Расскажу вам о синквейне.Синквейны помогают быстро и эффективно научить ребенка синтезу, обобщ...

Применения метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.

Инновационность данной методики состоит в том, что исключается лишнее, а выделяется главное. Эта технология универсальная, она не требует особых условий применения и органично вписывается в работу по ...

Мастер – класс По теме: «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. Расскажу вам о синквейне...