Программа дополнительного образования вокально-хоровой студии
методическая разработка по теме
Программа дополнительного образования вокально-хоровой студии "Колокольчик" составлена на основе программы Э.Костиной «Камертон» и М.Ю. Картушиной «Вокально-хоровая работа в детском саду».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 65.83 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ
Утверждено:
«_______» ________ 2017г
ПРОГРАММА
дополнительного образования
вокально – хорово й студии
«Колокольчик»
с детьми 4-7 лет
Составитель программы:
Музыкальный руководитель
Смирнова Н.А.
Москва 2017
- Пояснительная записка
Пение - один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Пение в хоре объединяет детей, создает условия для их музыкального эмоционального общения. Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и углубленно переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, т.к. знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.
Программа «Вокально-хоровой студии» направлена на приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения, на художественно-эстетическое воспитание, духовно-нравственное развитие детей.
Рабочая программа составлена на основе программы Э.Костиной «Камертон» и М.Ю. Картушиной «Вокально-хоровая работа в детском саду».
Новизна заключается в том, что программа даёт возможность организовывать в ДОУ хоровое пение, которое открывает для детей красоту музыки, её волшебную силу. Программа в доступной игровой форме знакомит ребят с начальными основами музыкальной грамоты. Даются понятия о звукообразовании и звуковедении, многоголосии, певческом дыхании и артикуляции, постановке корпуса, необходимой для пения.
- Актуальность
Дошкольный возраст наиболее благоприятный период для приобщения детей к искусству, творчеству, музыке. Воздействуя на
эмоционально-чувственную сферу ребёнка, музыка оказывает влияние на процесс воспитания духовности, культуры чувств, развития познавательных сторон личности.
Ветлугина Н.А. считает, что «пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка, активно формируются музыкально-сенсорные и, особенно, музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений».
Пение тесно связано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств. В процессе пения активизируются умственные способности детей. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Ребенок, слушая музыку, сравнивает звуки ее мелодии, аккомпанемента, постигает их выразительное значение, разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом.
Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Пение влияет на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.
- Педагогическая целесообразность
Эффективным для музыкального развития детей является формирование вокальных навыков в игровой форме, что позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому ее усвоению.
- Цели
- Совершенствовать голосовой аппарат детей, стремиться при этом сохранить индивидуальность природного типа детского голоса (высокий, средний, низкий).
- Учить основам певческих навыков и умений.
- Прививать детям культуру исполнения. Формировать навыки самостоятельного пения (соло) и пения без сопровождения.
- Формировать язык песенного творчества, учитывая индивидуальные способности детей. Способствовать пробуждению творческой активности детей.
- Развивать музыкальные способности детей.
- Охранять детский певческий голос.
- Задачи
Ι. Обучающие:
1. Учить петь естественным голосом, без напряжения, постепенно расширять диапазон.
2. Учить петь выразительно, передавая характер песни.
3. Учить чисто интонировать, правильно брать дыхание.
ΙΙ. Развивающие:
1.Развивать вокальные способности.
2.Развивать музыкальный слух, координацию слуха и голоса.
ΙΙΙ. Воспитательные:
1. Формировать навыки работы в коллективе, коммуникативные умения.
2. Познакомить с основами этикета и правилами поведения в обществе.
3. Формировать навыки культурно-эстетического образа жизни.
Занятия проводятся с детьми 4-7-ми лет в музыкальном зале 2 раза в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятия 30 мин. Срок реализации 1 год.
Программа предполагает групповую форму обучения. Однако при коллективном обучении, решая исполнительские, эстетические задачи, нельзя забывать об индивидуальном воспитании, необходимо заботиться о правильном воспитании детского голосового аппарата, т.к. недооценка фактора психологической и технической готовности ребенка к исполнению того или иного произведения ведёт к заболеванию голосового аппарата, к переутомлению нервной системы.
Вся работа по формированию вокальных навыков у детей проводится в три этапа:
1 этап – подготовительный – обследование детей (выявление общего диапазона, уровень музыкальности и уровень усвоения певческих навыков).
2 этап – основной – работа с детьми по развитию вокальных навыков, совершенствованию музыкальных способностей, работа над исполнительской деятельностью.
3 этап – оценка эффективности проведенной работы с детьми.
Формой подведения итогов реализации программы дополнительного образования является участие в концертах перед работниками, воспитанниками ДОУ и их родителями.
- Предварительная диагностика
Программа предусматривает проведение предварительного обследования детей и с целью определения типа голоса и певческого диапазона ребенка. Работу по постановке певческого голоса нужно начинать с укрепления примарного диапазона. И распевки, и песни на начальном этапе обучения должны располагаться в этой области и по диапазону не превышать терции – кварты. Затем – голос развивается вниз, и только потом – вверх.
Начинать диагностику лучше всего с выявления речевых характеристик:
Ребенок отвечает на заданные вопросы, а педагог, прислушиваясь к звучанию его естественного речевого голоса, определяет его тип (высокий, средний или низкий) и примарную речевую зону (например, ре1 - фа1, до1 - ми1, си-бемоль - до-диез1).
Зафиксировав в заранее приготовленном протоколе свои впечатления о типе речевого голоса ребенка и области, где он в основном звучит, педагог предлагает ребенку спеть песню, какая ему нравится или какую учили на музыкальных занятиях. Педагог пока не аккомпанирует ребенку, чтобы он спел в удобной для себя, а не в предлагаемой тональности. Услышав, в какой тональности поет ребенок, педагог может поддержать его аккомпанементом. В протоколе фиксируются: тип голоса по тембру и примерная область наиболее свободного и естественного звучания (как их слышит педагог во время пения песни).
По результатам проведенной диагностики каждая группа детей делится на три подгруппы: дети с высокими, средними и низкими голосами. Детей со средними голосами, как правило, больше всего.
По подгруппам поются и распевки, и песни. В том случае, когда педагог хочет дать детям какую-то песню дополнительно, ее можно предложить одной или двум подгруппам голосов или транспонировать в удобные для них тональности; можно «разбросать» по подгруппам запев и припев, первую половину запева 1 подгруппа (высокие и средние голоса), вторую половину – 2 подгруппа (низкие голоса).
Карта обследования
ФИ ребенка | Примарная речевая зона | Общий диапазон | Примарный диапазон | Тип голоса |
Таким образом, построенная работа с учетом природных данных голосов способствует сохранению здоровья певческого аппарата, развитию голоса и слуха, общему музыкальному развитию детей, в результате чего видна динамика роста развития детей.
Диагностика уровня развития певческих умений.
№ | Показатели (знания, умения, навыки) | Оценка (баллы) | |||
0 | 1 | 2 | 3 | ||
1. | Качественное исполнение знакомых песен | ||||
2. | Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации | ||||
3. | Умение импровизировать | ||||
4. | Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту | ||||
5. | Навыки выразительной дикции |
0 - не справляется с заданием
1- справляется с помощью педагога
2 - справляется с частичной помощью педагога
3 - справляется самостоятельно
- Структура занятия
Основной формой организации деятельности детей являются кружковые занятия.
Занятие включает в себя:
1) Распевание.
Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников на определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (вакализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.
2) Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка).
3) Основную часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
4) Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.
- Методические обеспечение
- Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:
- знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)
- работа над вокальными и хоровыми навыками;
- проверка знаний у детей усвоения песни.
- Приемы, касающиеся только одного произведения:
- споем песню с полузакрытым ртом;
- слоговое пение («ля», «бом» и др.);
- хорошо выговаривать согласные в конце слова;
- произношение слов шепотом в ритме песни;
- выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;
- настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);
- задержаться на отдельном звуке и прислушаться как он звучит;
- обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;
- использовать элементы дирижирования;
- пение без сопровождения;
- зрительная, моторная наглядность.
- Приемы звуковедения:
- выразительный показ (рекомендуется A’capello);
- образные упражнения;
- вопросы;
- оценка качества исполнение песни
- Форма организации занятий
Занятие — основная форма организации, в которой решаются задачи формирования основ певческой деятельности детей.
Форма занятия соответствует доминантному занятию по развитию певческих навыков классического типа по общепринятой методике музыкального воспитания в ДОУ. При необходимости, с ребенком проводятся и индивидуальные занятия. Способ организации детей на занятии зависит от поставленной цели и задач каждого занятия.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция: отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:
– наглядно-слуховой;
– наглядно-зрительный;
– репродуктивный;
Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом академической манеры пения.
Каждое занятие строится по схеме:
– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);
– дыхательная гимнастика;
– речевые упражнения;
– распевание;
– пение вокализов;
– работа над произведением;
– анализ занятия;
– задание на дом.
Концерты и выступления.
Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой.
Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.
Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.
Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года.
Занятия должны проходить стремительно и эмоционально. Все занятия на всех этапах должны быть подчинены главной цели: увлечь детей пением, коллективным творчеством, самой музыкой. Для достижения этой цели особенно важна творческая атмосфера. Нужно вызвать интерес к разучиваемой песне. Очень важно воспитать у детей и любовь к самому процессу совместного пения.
- В работе используются основные приемы:
Показ с пояснением - пояснения, сопровождающие показ, разъяснение смысла и содержания песни.
Игровые приемы – используются игрушки, картинки, образные упражнения, дидактические игры, что повышает активность, развивает сообразительность, одновременно и развивает музыкальные способности.
Оценка качества исполнения детьми – поощрять детей, вселять уверенность, осознание и исправление своих ошибок, недостатков. Оценку пению детей дает не только педагог, но и сами дети оценивают друг друга, выделяя наиболее удавшиеся моменты.
- Охрана детского голоса.
Детский голос обладает особыми качествами, отличающимися от качеств голоса взрослых. Детские голосовые связки короткие и тонкие по сравнению со связками взрослых – отсюда и особое звучание детских голосов. Легкие у детей также очень малы по своей емкости, поэтому сила голоса ограничена. Чрезмерно громкое пение гибельно отражается на голосовых связках детей. Малейшее напряжение голоса приводит к тому, что он теряет необходимую легкость, приобретает неприятный горловой характер и переходит в крик. Громкий разговор, пение, крик не только портят голосовые связки, но и понижают слух. Большинство песен для детского сада соответствуют диапазону голоса детей дошкольного возраста. Но часто дети начинают петь взрослые песни, и хотя это нравится родителям, ребенку это наносит большой вред. Он не может проникнуть в смысл и содержание песни, поэтому вместо выразительного исполнения , наблюдается кривляние или попытка неумелого подражания. При таком пении не только портится художественный вкус ребенка, но и наносится вред голосовому аппарату.
Нужно удерживать детей от громкого пения; следить, чтобы в повседневной жизни дети не кричали, не визжали; не пели на улице при температуре воздуха ниже +18ْ С и влажности выше 40-60%.
- Учебный план
№ | Форма занятий | Кол-во часов | Кол-во занятий |
1. | Хоровые занятия | 68 | 72 |
2. | Концерты | 4 | 4 |
- Перспективно-тематический план.
- Певческое дыхание
Цель: Вырабатывать у детей прочные навыки глубокого нижнереберного
диафрагматического дыхания, правильного звукообразования.
Задачи: Соблюдать правильную певческую установку.
Учить умению экономно расходовать выдыхаемый воздух, распределять его на целую фразу.
Учить выработке навыков певческого дыхания.
Укреплять дыхательные мышцы
- Певческое звукообразование и дикция
Цель: Вырабатывать правильный красивый певческий звук, ровно звучащий однородно по всему диапазону. Развивать и расширять диапазон вверх и вниз, не прибегая к лишним усилиям и напряжению. Петь естественным светлым звуком. Сочетать гласные и согласные звуки, пропевая их в четком взаимодействии, используя скороговорки.
Месяц | Задачи | Репертуар |
Сентябрь | Укрепление мягкого нёба, расслабление дыхательных мышц. | «Поезд» Дети становятся в ряд изображая поезд. Поезд медленно трогается « пх – пх», всё быстрее и быстрее, затем медленно останавливаются. |
Октябрь | Укрепление гортани. | «Вечер» Наступил вечер, насекомые летают по лугу. Все заснули только стрекочет кузнечик, « тр- тр- тр» ( без голоса), кричит Филин «у-у-у-у», кукушка « ку-ку-ку» . |
Ноябрь | Укрепление голосовых связок. | «Тихий голос» В центр выходит ребенок у него тихий голос. Все вместе произносят звук «а» -сначала тихо, затем все громче, наконец кричат. Потом по сигналу, все резко замолкают, а тот кто в центре продолжает кричать, пока у него не кончится дыхание. |
Декабрь | Развитие динамического слуха. | «Облако» Дети закрывают глаза, произнося звуки, начинают двигаться по групповой комнате, стараясь по звуку определить местонахождение окружающих и не задеть. |
Январь | Расширять жизненную силу легких. | «Воздушный бой» Дети изображают летающих бомбардировщиков «в-в-в-в», истребителей «и-и-и-и». Бомбардировщики сбрасывают бомбы «в-в-в», взрыв «ч-ч-ч», истребители стреляют из пулемётов « тр-тр-тр», идут на таран «в-в-в-в». Орудия с земли стреляют залпами « кх-кх-кх». |
Февраль | Развитие голосового аппарата | «Лев» Дети растопырив пальцы (когти) изображают льва, готового к нападению. Сытого и т.д. |
Март | Улучшение дикции | «Старый трактор» Дети изображают трактор, который вот-вот развалится. |
Апрель | Укрепление голосовых связок, голосового аппарата, дыхательных мышц. | «По-разному» Объяснить детям понятия «легато», « нон легато», «стаккато». |
Май | Воспитание выразительности и мимики | «Узнай по интонации» Каждый ребенок по очереди изображает больного или сердитого, удивленного или весёлого человека. При этом нужно произносить с определенной интонацией коротенькие слова: Ай-ай-ай! Ой-ой-ой! Ах-ах-ах! Ох-ох-ох! Остальные дети должны отгадать по выражению лица, всей позы говорящего и интонации, кого изображает ведущий. |
- Развитие музыкальных способностей, слуха и голоса
Цель: Развивать и совершенствовать музыкально-сенсорные способности детей.
Месяц | Задачи | Репертуар |
Сентябрь | Развивать звуковысотный слух, умение выделять низкий или высокий звук из двух предложенных. Упражнять в восприятии и различении звуков квинты. | «Гармошка» Е.Тиличеевой «Кто как идет?» дид. игра |
Октябрь | Учить детей четко произносить слова песни, петь в подвижном темпе, точно передавать ритмический рисунок песни. Определять на слух звучание одного из трех колокольчиков | «Прибаутка» р.н.п. «Отгадай бубенчики» дид. игра |
Ноябрь | Развивать звуковысотный слух. Пропевать чисто большую секунду, петь ритмично в умеренном темпе. Упражнять в восприятии и различении двух звуков, разных по высоте. | «Гармошка» Е.Тиличеевой «Курица и цыплята» дид.игра |
Декабрь | Развивать умение выделять высокий звук, показывать рукой положение высоких и низких звуков. Вырабатывать напевное звучание. Закреплять восприятие и различение звуков септимы. | «Спите, куклы» Е.Тиличеевой «Качели» дид.игра |
Январь | Учить передавать веселый характер прибаутки, чисто интонировать большую секунду. Упражнять детей в восприятии и различении звуков квинты. | «Сорока-сорока» р.н.п. «Курицы» дид.игра |
Февраль | Упражнять в чистом интонировании поступенного движения мелодии вверх и вниз в пределах октавы. Воспринимать и различать три ритмических рисунка, соответствующих ритму звучания, трубы., дудочки, свирели. | «Музыкальное эхо» Е.Тиличеевой «Веселые дудочки» дид.игра. |
Март | Чисто интонировать малую терцию вверх и вниз. Самостоятельно различать в музыке усиление динамики. Упражнять детей в различении тембров звучания пианино, колокольчика и дудочки. | «Солнышко-ведрышко» В.Карасевой «Узнай свой инструмент» дид. игра |
Апрель | Упражнять в чистом интонировании мелодии, построенной на поступенном движении сверху вниз. Добиваться точного попадания на до1 Упражнять в различении громкого и тихого звучания. | «Василек» р.н.п. «Громко- тихо» дид. игра |
Май | Петь протяжно, в медленном темпе, протягивать ударные слоги, чисто интонировать большую секунду. Развивать звуковысотный слух, узнавать песенки по мелодии. | «Цветики» Е.Тиличеевой «Чудесный мешочек» дид. игра |
- Развитие певческих навыков
Цель: Совершенствовать вокально - исполнительские навыки детей. Пение песен в ансамбле и соло.
Месяц | Задачи: | Репертуар |
Сентябрь | Учить детей исполнять песню в умеренном темпе. Упражнять в чистом пропевании малой терции и большой секунды. Брать дыхание между фразами. | «Тучка-плакучка» М.Картушина «Песня о хорошем настроении» З.Роот |
Октябрь | Передавать веселый характер песни, добиваться слаженного пения. Чисто интонировать мелодию в поступенном движении. | «Танец огурчиков» М.Картушина «На мосточке» рус.нар.мел. обр.А.Филиппенко |
Ноябрь | Учить начинать петь после вступления, петь легким звуком, чисто интонируя мелодию | «Танец мухоморчиков» М.Картушина «Ёж» муз.В.Иванников сл.Л.Некрасовой |
Декабрь | Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, правильно исполнять поступенный ход мелодии. | «Новогодний хоровод» А.А.Ивановой «Рождественская песенка»Е.Ю.Матвиенко |
Январь | Передавать веселый, светлый характер песни. Упражнять в чистом интонировании большой и малой терции вниз и вверх. | «Давайте весь мир любить» З.Роот |
Февраль | Воспринимать и передавать в пении веселый. Шуточный характер песни. Исполнять легким звуком в подвижном темпе, замедляя его на последнем куплете. Петь умеренно громко, но не форсируя звук. | Рус.нар.песня «Комарочек» |
Март | Сохранять чистоту интонации в пении, правильно передавая ритмический рисунок. Петь с сопровождением и без него. | «Добрый лес» З.Роот «Весна» Н. Богословского, сл.Н.Френкель |
Апрель | Передавать интонацией доброе отношение к любимому образу, чисто интонировать малую секунду, скачки квинты и сексты. Точно воспроизводить ритмический рисунок. | «Тяв-тяв» В.Герчик «Рыбка» М.Красев, сл.М.Клоковой |
Май | Петь естественным голосом в заданном темпе, пропевать фразы и окончания без обрывов. Вырабатывать напевное звучание. | «Танец светлячков» М.Ю.Картушиной «Пастушок» слова народные, муз.И.Ельчевой |
- Мониторинг освоения детьми программного материала.
Диагностика вокально-хоровых навыков детей проводится два раза в год (в начале года и в конце). Она помогает определить развитие ребенка, его способности и соответственно корректировать содержание занятий.
Определение уровня развития голоса и вокально-хоровых навыков
№ | Критерии | Показатели | Уровень | ||
низкий | средний | высокий | |||
1. | Особенности голоса | Сила звука | Голос слабый | Голос не очень сильный, но ребенок может петь непродолжительное время достаточно долго | Голос сильный |
2. | Особенности тембра | В голосе слышен хрип или сип. Голос тусклый, невыразительный. | Нет ярко выраженного тембра, но старается петь выразительно. | Голос звонкий, яркий | |
3. | Развитие дыхания | Продолжительность дыхания (звуковая проба на «м») | Менее 13 сек | 13-15 сек | Более 15 сек |
4. | Развитие звуковысотного слуха | Музыкально-слуховые представления | Пение знакомой мелодии с поддержкой голосом педагога. Неумение пропеть незнакомую попевку с сопровождением после многократного ее повторения. | Пение знакомой мелодии с сопровождением при незначительной поддержке педагога. Пение малознакомой попевки с сопровождением после 3-4 прослушиваний. | Пение знакомой мелодии с сопровождением самостоятельно. Пение малознакомой попевки с сопровождением после 1-2 прослушиваний. |
5. | Точность интонирования | Интонирование мелодии голосом как таковое отсутствует вообще, ребенок воспроизводит только слова песни в ее ритме иль интонирует 1-2 звука | Ребенок интонирует общее направление движения мелодии, возможно чистое интонирование 2-3 звуков | Чистое пение отдельных фрагментов мелодии на фоне общего направления движения мелодии | |
6. | Различение звуков по высоте | Не различает звуки по высоте | Различение по высоте звуков в пределах октавы и септимы. | Различение по высоте звуков в пределах сексты и квинты. | |
7. | Вокально-хоровые навыки | Певческая установка | Поза расслабленная, плечи опущены | Способность удерживать правильную позу при пении непродолжительное время | Способность удерживать правильную позу при пении длительное время без напоминания взрослого. |
8. | Звуковедение | Пение отрывистое, крикливое | Пение естественным голосом, но иногда переходящим на крик | Пение естественным голосом, без напряжения, протяжно. | |
9. | Дикция | Невнятное произношение, значительные речевые нарушения | Достаточно четкое произношение согласных и правильное формирование гласных, но неумение их правильно произносить при пении | Умение правильно произносить гласные и согласные в конце и середине слов при пении. | |
10. | Дыхание | Дыхание берется непроизвольно | Дыхание произвольное, но не всегда берется между фразами. | Умение брать дыхание между фразами. | |
11. | Умение петь в ансамбле | Неумение петь, слушая товарищей | Стремление выделиться при хоровом исполнении (раньше вступить, петь громче других | Умение начинать и заканчивать пение вместе с товарищами | |
12. | Выразительность исполнения | Пение неэмоциональное | Ребенок старается петь выразительно, но на лице мало эмоций | Ребенок поёт выразительно, передавая характер песни голосом и мимикой |
В конце года, проверяя уровень развития голоса и слуха каждого ребенка, педагог предлагает:
- спеть несколько знакомых песен (2-3) в сопровождении инструмента. При этом отмечается качество пения, характер звучания, чистота вокальной интонации;
- спеть несложную песню без сопровождения, чтобы выяснить, может ли ребенок правильно петь без поддержки взрослого;
- спеть попевку в двух разных тональностях; проследить, умеет ли ребенок "настроиться»;
- сочинить музыкальный "ответ" (педагог поет: "Как тебя зовут?" Ребенок отвечает: "Свет-ла-на");
- определись направление движения мелодии на примере песни;
- определить исполненные поочередно высокие и низкие звуки (в пределах квинты);
- ответить, - кто спел правильно;
- выяснить, какие песни из пройденного репертуара ребенок помнит и может их петь с сопровождением и без
сопровождения инструмента;
- петь звукоподражания (поет маленькая и большая кукушка, мяукает котенок и кошка);
- петь свой имена на 2-3 звуках, передавая разнообразные интонации;
- импровизировать мотив из 2-3 звуков на слоги "ля-ля", каждый ребенок придумывает свой мотив. Дети
соревнуются, кто больше придумает попевок;
- играть на металлофонах самим придуманные сочетания интонаций и ритмов и попытаться воспроизвести их в пении;
- сочинять мелодии, передавая различный характер в соответствии с содержанием ("Веселая песенка», «Грустная песенка» и т.д.)
- Ожидаемые результаты обучения
К концу обучения дети должны:
знать/понимать:
- строение артикуляционного аппарата;
- особенности и возможности певческого голоса;
- гигиену певческого голоса;
- понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
уметь:
- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
- петь короткие фразы на одном дыхании;
- в подвижных песнях делать быстрый вдох;
- петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
- петь легким звуком, без напряжения;
- принимать активное участие в творческой жизни вокальной студии.
Заключение
Таким образом, певческая деятельность – это яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата.
В процессе пения активно развиваются основные музыкальные способности ребенка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.
Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребенка.
В методике обучения пению имеется целый ряд приемов, систематическое использование которых способствует развитию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Последовательность применения различных приемов в процессе обучения детей пению варьируется в зависимости:
– от задач и содержания отдельных занятий;
– от репертуара;
– от возрастных особенностей детей (общих и индивидуальных);
– от уровня музыкального и певческого развития детей.
ЛИТЕРАТУРА
- Бабаджан Т.С. «Музыкальное воспитание младших дошкольников» М., «Просвещение» 1987 г.
- Бекина С.И., Орлова Т.М, «Учите детей петь» М., «Просвещение», 1986 г.
- Богуславская З.М., Смирнова Е.О. «Развивающие игры для детей дошкольного возраста» М., 1991 г.
- Дзержинская И.Л.«Музыкальное воспитание дошкольников» М., 1985.
- Дубровская Е.А. «Ступеньки музыкального развития» М., «Просвещение». 2003 г.
- Емельянов В.В. «Фонопедический метод развития голоса».
- Железновы С. и К. «Азбука – потешка», М. 2000 г.
- Каплунова И., Новоскольцева И. «Этот удивительный ритм» С.Петерб., «Композитор» 2005 г.
- Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М., Издательство «Скрипторий 2003», 2010
- Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. «наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников» М., 1986 г.
- Костина Э.П. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон»., Линка-пресс, 2008
- Меньших И., С музыкой растем, играем и поем: сборник песен и игр для детей дошкольного возраста, - Ростов – на - Дону: Феликс, 2007.
- Метлов М.А. Музыка - детям. Пособие для воспитателей и музыкального руководителя детского сада. М., "Просвещение", 1985.
- Радынова О.П., Катинене А.И., Палиашвили М.Л. «Музыкальное воспитание дошкольников» М.., 1994 г.
- Струве Г.А. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио., - СПб.: Издательство «Лань».1999.
- Тарасова К.В., Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста: методическое пособие для музыкальных руководителей детских садов, - М., центр «Гармония», 2002.
- Тарасова К.В. «Пение в детском саду» из опыта работы, журнал «Музыкальный руководитель» №2 2004 г. Издательский дом «Воспитание дошкольника».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования детей ВОКАЛЬНАЯ СТУДИЯ «СЕРЕБРИСТЫЙ ГОЛОСОК»
Программа приобщает к системе специальных знаний, умений и навыков, позволяющих активно обогащать и расширять опыт музыкально-творческой деятельности обучающихся, и способствует активизаци...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/27/picture-189660-1464379506.jpg)
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия «Умелые мастера» Возраст детей: 5 – 6 лет Срок реализации программы: 1 год
Программа «Умелые мастера» разработана на основании программы Фешина, Е.В., «Лего-конструирование в детском саду» (2012).Программа реализуется на базе МДОУ «Д...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/15/picture-1278771-1602767069.jpg)
Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста "Капитошки"(вокально - хоровая студия)
В детском исполнительстве особое место занимает пение. Пение принадлежит к такому виду музыкального искусства, которое можно назвать самым массовым и доступным. Его воспитательное воздействие очень ве...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/05/picture-1285272-1699179113.jpg)
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию вокально – хорового кружка «Весёлые нотки» (возрастная категория детей 5 - 6 лет)
Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.Программа разработана на основе Программы по музыкальному воспитанию детей дошкол...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/18/picture-758135-1589790175.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования студия "Говорушечка"
Материал...
Образовательная программа дополнительного образования по развитию вокально-хоровых способностей «Веселые нотки»
Рабочая программа «Веселые нотки» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО, особенностей детей, потребностей и запросов родителей (законных представителей)....