Программа дополнительного образования детей ВОКАЛЬНАЯ СТУДИЯ «СЕРЕБРИСТЫЙ ГОЛОСОК»
рабочая программа по музыке (старшая группа) по теме

 

Программа  приобщает к системе специальных знаний, умений и навыков, позволяющих активно обогащать и расширять опыт музыкально-творческой деятельности обучающихся, и способствует активизации развития творческих способностей детей, воспитанию самостоятельной творческой личности. Театральные игры, движение, музыка пробуждают в ребенке социальные, творческие, эмоциональные, телесные, интеллектуальные способности, которые готовят его к жизненным требованиям, в том числе школьным, и не утрачивают ценности всю жизнь.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

          Центр развития ребенка – детский сад№3 «Снежинка»

                      Город Нерюнгри, республика Саха- Якутия

    Программа  дополнительного образования детей

ВОКАЛЬНАЯ СТУДИЯ «СЕРЕБРИСТЫЙ ГОЛОСОК»

 Автор: музыкальный руководитель высшей категории

Усенок Татьяна Вячеславовна


Пояснительная записка

ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА.

Цели и задачи:

Развитие личности ребенка, развитие его эмоциональной сферы, формирование его певческой культуры, культуры поведения на сцене, в общественных местах, культуры восприятия музыки. Зарождение и развитие эстетических чувств.  Начало формирования всех вокально-хоровых навыков: музыкального слуха, памяти, внимания, эмоциональной отзывчивости на музыку. Обучение постоянному соблюдению певческой установки на занятиях: спокойному вдоху, правильному звукообразованию, сохранению состояния вдоха перед началом пения, эмоциональному выдоху, пению естественным. звонким, небольшим по силе звуком; правильному формированию гласных, четкому и короткому произношению согласных.

Развитие певческого диапазона, начиная со звучащей зоны (ми, си). Выравнивание ансамблевого звучания от звуков соль, ля вверх и вниз, выработка чистого унисона.  Обучение пению без сопровождения и с сопровождением, умению слушать себя и своих товарищей при пении, подстраиваясь и сливаясь с общим звучанием. Воспитание и развитие мелодического, ритмического  слуха  в процессе работы над упражнениями и музыкальными произведениями на основе требований чистого интонирования, правильного воспроизведения ритмического рисунка, выполнения динамических оттенков.

          Все требования и исполнение необходимо связывать с образным содержанием произведения и добиваться выразительного, художественного исполнения.

          Программа эстрадно - вокального детского объединения «Серебристый голосок» ориентирована на индивидуальную работу с детьми, проявляющими способности к сольному и ансамблевому эстрадному пению и рассчитана на 2 года обучения

          В состав студии входят дети 5-7 лет

          Всем детям предоставляется возможность для развития творческих способностей. Обучающиеся объединены в возрастные группы очень условно. При  работе  педагога  с  одним обучающимся, 2-3 других могут выполнять свое задание: работать с текстом, слушать запись, отрабатывать движения или присоединиться для ансамблевой работы. Объединение занимается 2 раза в неделю, и нет точного времени начала и конца занятия с каждым в отдельности. Дети приходят по индивидуальному расписанию.

          Теоретической подготовке 1- го  года обучения отводится: от 25 до 30 часов в год (в зависимости от степени усвоения материала обучающимися).

         Практической подготовке – 55-60 часов в год соответственно.

         

Принципы, лежащие в основе работы:

   1. Принцип добровольности (зачисление в группы кружка только по желанию ребят).

  2. Принцип опоры на интерес (все занятия, как практические, так и теоретические, должны быть интересны для каждого ребёнка независимо от возраста).

  3. Принцип личностного подхода (к каждому ребёнку – индивидуальный подход).

  4. Принцип доступности (так как в составе объединения – дети разных возрастов, то излагаемый материал должен быть доступен пониманию каждого ребёнка).

  5. Принцип последовательности (изложение материала, как практического, так и теоретического характера должно иметь логическую последовательность).

  6. Принцип взаимоуважения (не допускать превосходства одних членов объединения над другими. Каждый ребёнок талантлив по-своему, и это требует внимания и уважения).

    7. Принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному.

    8.  Принцип успешности.

  1. Принцип соразмерности  нагрузки уровню и состоянию здоровья.

Сохранение  здоровья ребенка.

  1.  Принцип  творческого  развития.

                         

        

        Условием успешной работы объединения является увлечённость музыкой самого руководителя. И дети, и взрослые простят педагогу какие-либо ошибки, если почувствуют, что основной целью является передача участникам собственных знаний и умений, увлечённости, а не демонстрация собственного превосходства. Только на конкретных делах можно выработать у человека чувство ответственности, сознание долга, дисциплинированность.

        За время обучения в эстрадном объединении обучающийся должен получить как практические навыки, так и теоретические знания по музыкальному искусству. Поэтому целесообразно часть времени отводить теоретическим вопросам, куда могут входить беседы об эстрадном искусстве, о жизни  и творчестве тех или иных артистов, о костюмах, макияже, причёсках, беседы о жанрах музыки (симфонической, эстрадной, русской народной и др.), по теории музыкальной грамоты.        

        Навыки по вокальному исполнительству дети получают на практических занятиях и репетициях. Кроме того, практические занятия должны включать в себя обучение поведению на сцене, контакту со зрителем, умению вести с ним диалог во время выступлений. Эти занятия также должны включать в себя обучение танцевальному искусству, т.к. исполнение какой-либо песни производит более эмоциональное впечатление на зрителя с использованием танцевальных фрагментов.

        Таков точный ориентир на развитие музыкального вкуса обучающихся, их музыкальной культуры и воспитание любви к хорошей музыке.

                         Учебная работа состоит из двух разделов:

    I.Теоретические занятия

       На них обучающиеся объединения:

  1. Знакомятся с теорией музыкальной грамоты: строением песни (запев, припев), с мажорным и минорным звучанием музыкального произведения; с понятиями тональности, классификацией громкости звука, со связным и отрывистым исполнениями.
  2. Знакомятся с новинками музыкальной культуры
  3. Придумывают костюмы для выступлений на праздничных концертах, спектаклях, конкурсах.
  4. Анализируют свои выступления на концертах.

   

 II.Практические занятия

    На них участники студии

  1. Учатся петь под  «минусы», инструментальное сопровождение современные песни и популярные песни прошлых лет, как без микрофона, так и с микрофоном.
  2. Записывают свой голос для исправления видимых недостатков, чтобы в дальнейшем при пении на концертах «вживую» не допускать замеченных ошибок и недостатков, как руководителем, так и самими участниками.
  3. Самостоятельно готовят хореографические  картинки, сопровождающие выступления вокалистов.
  4. Изготавливают костюмы, атрибуты к выступлениям.
  5. Записывают «плюсовые» фонограммы.
  6. Снимают видео  с песнями наиболее отличившихся участников.
  7. Принимают непосредственное участие в праздничных утренниках и развлечениях, проводимых в детском саду.

       

            Наиболее подходящей формой для реализации данной программы является  вокальная студия. Вокальная студия позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса: регистры и диапазон соответствующий возрастным особенностям (чтобы подобрать материал для индивидуальной работы),  особенности звуковедения.

По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной, т.к. предусматривает тесное взаимодействие музыки, литературы, живопись, элементов танца.  Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности.

            Программа предусматривает сочетание практической методики вокального воспитания детей  на  групповых и  индивидуальных занятиях.

       Методы вокального обучения: концентрический метод; фонетический метод; объяснительно-иллюстративный; метод показа; метод мысленного или внутреннего пения; метод сравнительного анализа; наглядный метод; словесный метод;  метод повторения.

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий,  анализ подготовки и участия воспитанников эстрадно-вокального объединения в различных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри,  анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.

Педагогическая целесообразность программы в том, что  программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование  специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полётностью и т.п.),  навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).           

   

             К концу 2 – го года обучения дети должны…

                                                      ЗНАТЬ:

1.Первоначальные основы музыкальной грамоты:

  • жанры и стили песен,
  • виды музыкальных инструментов,
  • типы мужских, женских и детских голосов,

2.Мелодии и тексты всех изученных песен.

                                                      УМЕТЬ:

1.Артистично и прилично держаться на сцене.

2.Находить контакт со зрителем, вести с ним диалог через эмоции во время исполнения песни.

3.Придумывать танцевальные движения к сольным выступлениям.

Далее дети смогут продолжить свое образование в музыкальной школе, в творческих коллективах нашего города или быть просто душой компании, вед песня будет сопровождать его на протяжении всей жизни.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  И СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п

Тема занятия

   

Содержание программы

Кол-во часов

Теор.

Практ

                                   

1.

Организационная работа студии

Набор  детей  в объединение.

Прослушивание  обучающихся,

Инструктаж по ТБ

1

3

2.

Беседы о музыке

Знакомство с новинками музыкальной культуры

2

3.

Сценарий

Составление программ и сценариев выступлений

2

4.

Песенный репертуар

Методическая помощь участникам в выборе песенного репертуара, распределение песен между участниками

5

5.

Сценарий плюс песня

Знакомство со сценариями мероприятий всем коллективом

2

6.

Изучение теории музыки

- строение, жанры и стили музыкальных произведений

- виды музыкальных инструментов

- типы мужских, женских и детских голосов

- классификация громкости звука

- высота, длительность звука

11

7.

Вокал

Работа над вокалом (дикцией и постановкой голоса)

22

8.

Репетиции

Индивидуальные, общие

12

9.

Фонограмма

Запись пробных фонограмм с голосом на MD-проигрыватель

1

8

10.

Выступления…

Выступления на праздничных утренниках и развлечениях

3

6

11.

Основы хореографии,

ритмика

Овладение простейшими музыкально-ритмическими навыками: позиции ног, рук. Понятий «сильная» и «слабая» доли, «затакт».  Шаги, ходьба, притопы, плясовые движения.

1

5

12.

Наша фонотека

Запись песен участников объединения на MD-проигрыватель

1

4

                   ИТОГО:

30

60

90

        

               ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

                         Вводное занятие:

« Что такое пение?». Поговорить о вокальном пении, виды, жанры песен и т.д.

Восприятие музыки:

- обогащать музыкальные впечатления учащихся

- развивать умение различать эмоциональное содержание песен, высказываться о характере песен.

- учить слушать и слышать себя и товарищей.

Развитие музыкального слуха:

(учебно-тренировочный материал)

- упражнения в чистом пропевании секунды вверх и вниз, большую терцию вверх и вниз (трезвучие) в разных тональностях;

- упражнения на одном звуке- секунда;

- упражнения для развития гибкости, подвижности голоса, для развития дикции, для расширения диапазона;

- работа над пением в унисон;

Усвоение певческих навыков:

- правила пения;

- учить петь легко, не форсируя звук, с четкой дикцией;

- учить петь в ансамбле, по одному, с сопровождением и без сопровождения;

- учить петь ускоряя, замедляя темп, усиливая и ослабляя звук;

- добиваться выразительного исполнения песен;

- учить передавать характер  исполнения песен;

       4. Певческая установка

 -во время пения сидеть прямо, не прислоняясь к спинке стула. Ноги твердо стоят на полу, руки свободно лежат вдоль туловища. Голову держать прямо без напряжения, рот открывать свободно (не горизонтально, а вертикально). Губы упругие, язык лежит полукругом, голос направляем не в нос , в «голову», научиться ощущать вибрацию в голове при пении («пучок»). Можно петь сидя и стоя. Стоя спина прямая, плечи назад, грудь слегка вперед, стоять на двух ногах ровно.

Музыкальная грамота:

- ознакомление с музыкальным звукорядом.

Восприятие музыки:

-развивать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера;

- учить высказываться о форме песни, о темповых и динамических изменениях в музыкальном сопровождении, о характере песни в целом, ее жанре;

- слушание музыки;

Развитие музыкального слуха и голоса:

- петь разученные упражнения;

- упражнения с показом динамических оттенков;

- петь гамму в разных тональностях, с названием нот и на «ле», «ма»,

  «ми».

- упражнять в чистом интонировании скачкообразных и поступенных движений мелодии;

- закреплять умение удерживать интонацию на одном звуке.

Усвоение певческих навыков.

- продолжать учить петь также легко, красиво, звонко, полетно, не форсируя звук, естественным голосом;

- удерживать дыхание до конца музыкальной фразы, не обрывать, заканчивать мягко;

- правильно выполнять логические ударения;

- развитие гибкости, подвижности голоса;

- работа над дикцией;

- научиться удерживать интонацию на повторяющихся звуках;

- научиться точно выполнять скачки в мелодии на «кварту», «квинту», «сексту» и т.д.

- петь выразительно, меняя интонацию в соответствии с характером песни.

Песенное творчество (импровизация):

- продолжать развивать ладотональный слух;

- импровизация-игра «вопросы и ответы».

Музыкальная грамота:

- обучение ручных знаков звукоряда

Певческая установка

- та же.

Культура поведения на сцене и за сценой:

- беседа.

                   

             

1.Восприятие музыки.

-подводить учеников к умению самостоятельно давать оценку качеству пения товарищей, отмечая не только правильное и неправильное пение, но и выразительное исполнение:

2. Развитие музыкального слуха и голоса( учебно-тренировочный материал):

- петь разученные упражнения,

- учить различать и самостоятельно определять направление мелодии, слышать и точно интонировать повторяющиеся звуки,

- упражнения в чистом  пропевании   поступенного и скачкообразного движения мелодии,

-  упражнения для развития четкой дикции (скороговорки, упражнения на «ле», «ма», «ба», «да», «ди», и т.д.

- формировать хорошую артикуляцию,

 - упражнения с элементами двухголосия,

- упражнения для расширения диапозона. (арпеджио)

- упражнения на « легато», «стаккато», с ударениями на слабую долю.

3.Усвоение певческих навыков:

- уточнить умение вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук, чисто интонировать в заданном диапозоне,

- совершенствовать умение петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания,

- добиться выразительного исполнения песен различного характера,

- петь с музыкальным сопровождением и без него,

- работа над правильным дыханием,

- слушание и пение упражнения на 2-3 голоса ( показать красоту звучания),

привить любовь к многоголосному пению (полифонии)

- добиться чистого, легкого, полетного, высокого звучания голоса, учить любоваться своим голосом, пением.

- петь эмоционально, передавая, показывая характер песни

4. Песенное творчество: (импровизация)

- развивать ладотональный слух, используя вопросо-ответную форму

5. Певческая установка:

- та же.

6. Музыкальная грамота:

- продолжаем учить музыкальный звукоряд

             

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Пение произведений

Беседы о разучиваемых произведениях. Разбор. Разучивание песен по фразам.

Работа по партиям. Довести до уровня исполнения. Беседы о жанрах музыкального творчества

Народная песня

Беседы о фольклоре, жанрах   музыкального народного творчества. Раскрытие исторического значения содержания, особенностей каждой исполняемой песни,

анализ ее текста.

Современные произведения

 

 

Сообщение об авторах музыки и текста, раскрытие биографии, творческого портрета. Анализ  музыкального и поэтического текста.

Классика

Разучивание отдельно по партиям и вместе

Пение учебно- тренировочного материала

Раскрытие учебной цели, назначение каждого нового упражнения для развития различных

 сторон музыкального слуха, качества звука, дыхания,  диапазона,      выразительности исполнения. Практические занятия.

Показы упражнений.

Их разучивание и впевание. Контроль  за качеством их исполнения, формирование самоконтроля.

Пение импровизаций

Обучение импровизациям в процессе пения. Пение импровизаций мелодий на разные стихотворные тексты, импровизации на заданную тему , в различном характере, с различным ритмическим рисунком.

Слушание музыки

Расширение кругозора учащихся, формирование слушательской культуры, развитие

умения правильно анализировать и оценивать различные музыкальные явления в окружающей жизни

             

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ  ЗАНЯТИЯ

Формирование основных свойств певческого голоса: звонкости, полетности, вибраторности, разборчивости, мягкости, сохраняя индивидуальность звучания здорового голоса.

Развитие подвижности и гибкости голоса: мягкой нёбы, диафрагмы, артикуляционного аппарата. Расширение диапазона, развитие певческого дыхания.

Учить петь активно, уверенно, четко, веря в свои возможности.

Формирование навыков певческой эмоциональности, певческой выразительности.

Обеспечение роста выносливости голосового аппарата.

  1. Культура исполнения:

Общение со зрителем, исполнительское мастерство, умение держать себя на сцене, вхождение в музыкальный образ.

  1. Певческая установка:

Работа с учащимися по выработке певческой осанки, работа с микрофоном

  1. Движение на сцене:

Совместимость музыки с движением

  1. Работа над репертуаром:

а/  разбор песни, раскрытие содержания музыки и текста;

б/  разучивание по фразам, работа над трудными местами;

в/  работа над показом динамических оттенков, над дикцией, над дыханием, показом кульминационной точки метрических акцентов и т.д.

г/  показ характера песни, передавая смысл, осмысленное пение, выразительное пение, доведение песни до уровня публичного выступления.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОКАЛЬНОЙ СТУДИИ.

Сплочение вокального коллектива, укрепление дисциплины, личной ответственности за общий результат вокальной деятельности.   Формирование трудолюбия, расширение кругозора и других личностных качеств.   Закрепление сознательного отношения участников к пению своему и товарищей, к неукоснительному выполнению певческих правил в вокальном пении.     Понимание и исполнение требований своего руководителя.   Формирование певческой культуры.

 Повторение, закрепление и дальнейшее углубление приобретенных ранее знаний, умений и навыков у каждого участника вокальной студии

Участник вокальной студии  по окончании первого года обучения должен:

  • Почувствовать уверенность в собственных силах.
  • Повысить общую музыкальную культуру.
  • Найти новое увлечение.
  • Пробудить инициативу и желание развивать свои творческие способности самостоятельно.

 Должен знать и уметь:

  • Петь естественным, легким, мягким звуком, сохраняя индивидуальность тембра, звуком, ровным по всему диапазону голоса, в меру эмоционально, в соответствии с характером произведения.

  • Знать правила охраны голоса.

  • Уметь петь на одном дыхании продолжительные по времени фразы, равномерно расходуя дыхание, сохраняя вдыхательное состояние при пении.
  • Овладеть умением фразировать.
  • Уметь вокально полноценно исполнять мелкие длительности в песнях быстрого темпа, ясно и четко произносить трудные буквосочетания, сложные тексты.

  • Уметь самостоятельно, выразительно – осмысленно петь песни различного характера.

Хоровые навыки. Уметь петь чисто, слаженно, петь в ансамбле с сопровождением и без сопровождения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дополнительному образованию детей Арт-студия

Данная программа предназначена для детей 4-6 лет.Цель программы - развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста,средствами ритмопластики и танцевального творчества....

Положение о проведении детского творческого конкурса «Серебристый голосок" и аналитическая справка по итогам конкурса

Конкурс проводится с целью выявления, развития и поддержки талантливых детей в области «Художественно-эстетическое развитие», повышения уровня музыкального развития дошкольников....

Конкурс "Серебристый голосок"

Музыкальный конкур проводим летом....

Программа вокально - хоровой студии "Хрустальный голосок"

Программа вокально - хоровой студии "Хрустальный голосок" написана мною для работы в ДОУ. Поскольку образовательная деятельность регламентирована и насыщенна не всегда остается время для ...

Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Вокальная студия»

Рабочая программа музыкального руководителя для дополнительной платной услуги в ДОУ "Вокальная студия" для детей от 4-7 лет...

положение конкурса: "Серебристый голосок"

музыкальный конкурс проводится среди воспитанников детского сада .Возраст детей 3- 7 лет....

Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста "Капитошки"(вокально - хоровая студия)

В детском исполнительстве особое место занимает пение. Пение принадлежит к такому виду музыкального искусства, которое можно назвать самым массовым и доступным. Его воспитательное воздействие очень ве...