СТАТЬЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ СВОБОДЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
статья (подготовительная группа) на тему

Валентина Сергеевна Мелетиева

Нашему обществу нужны люди, способные подходить к решению различных задач творчески. Поэтому актуальным вопросом является возможность развития творческой личности, а именно личности ребенка. Этот рассматривается как психологической наукой и рассматривается в педагогической практике.

Развитие творческой свободы  детей  – является одной из задач в сфере музыки. Л. Н. Толстой писал, что каждый человек обладает высокой потребностью служить искусству и что эта потребность должна быть удовлетворена. Развитие творческих способностей, творческой свободы помогает наслаждаться искусством, создает предпосылки для дальнейшего совершенствования.

Принцип, по которому человек применяет необходимые художественные приемы и средства, которые он считает нужными и выбирает направления своей творческой деятельности для того, чтобы достичь своих целей называется свобода творчества.

Среди различных видов детской деятельности, способствующих развитию творческой свободы, особое место занимает музыкально – ритмическая деятельность.

Вид музыкальной деятельности, который основан на взаимодействии ритмических движений и музыки – называется музыкально-ритмическая деятельность.

Приобщение  к музыке детей может идти разным путем. В сфере музыкально-ритмической деятельности дети приобщаются путем различных упражнений, игр, хороводов и танцев. Они помогают прочувствовать музыку, понять выразительные средства и формы, определить характер музыкального произведения и просто полюбить музыку.

 В области музыкально-ритмических движений решаются следующие задачи:

1.Развивать под музыку ритмичность движений.

2.Создавать радостное настроение детей и обогащать их музыкальные впечатления.

3. Подводить ребенка к индивидуальным и совместным действиям, выразительному исполнению движений.

Действительно, в танце становление творческой свободы у детей происходит чрезвычайно плодотворно. Это обусловлено сочетанием в единой деятельности развитие чувства метроритма, развитие двигательных навыков, развитие образного мышления. Музыкально-ритмическая деятельность должна строиться так, чтобы личностные качества имел возможность проявить каждый ребенок, поскольку если делать акцент на внимание, на коллективные действия, то  сковывается индивидуальность ребенка и это мешает его творческому развитию, развитию творческой свободы.

С рождения, в каждом ребенке творческое начало уже заложено. В зависимости от ситуации, в которой может находится ребенок, его творческое начало претерпевает в течение жизни множество изменений: либо оно затухает, либо наоборот – развивается. И в связи с этим, перед педагогами и родителями, которые окружают ребенка, встает задача –  создать условия для развития этого творческого начала, не загубить его и направить в нужное русло.

При определении педагогических условий я опиралась на трактовку понятия «педагогические условия» А.С. Фришем, рассматривающего их как совокупность объективных и субъективных факторов, необходимых для обеспечения эффективного функционирования всех компонентов воспитательной системы.

В нашем случае педагогические условия – это целенаправленно созданная обстановка (среда), в которой в тесном взаимодействии представлены совокупность педагогических и психологических  факторов, которые позволяют педагогам эффективно осуществлять деятельность, направленную на формирование у младших школьников  экологической культуры.

Для развития творческой свободы, в процессе музыкально-ритмической деятельности, необходимы следующие педагогические условия:

1.          С самого начала особое внимание необходимо уделять воспитанию у детей двигательных навыков: свои музыкальные ощущения ребенок сможет выразить точнее, свободнее, ярче если будет хорошо владеть своим телом. Двигательные навыки в процессе музыкально-ритмической деятельности совершенствуются.

Более свободными, пластичными, ритмичными, выразительными и координированными становятся движения, их качество улучшается с каждым занятием. У детей, при переходе с одного движения на другое, в связи с остановкой музыки, вырабатывается активное торможение.

2.          Для занятия необходимо особое внимание обратить на музыкальный репертуар, на его грамотный подбор, так как музыкально-ритмическая деятельность осуществляются под музыку.

Воспитание хорошего музыкального вкуса во многом зависит репертуара. Дети, на различную музыку, откликаются движением. Но это в том случае, музыка понятна их телу. Поэтому нужно быть очень осторожными с использованием репертуара. Важно  подбирать ту  музыку, которая будет побуждать ребенка двигаться с желанием и радостью. Необходимо знакомить детей с музыкой, которая передает разнохарактерный образ – от энергичных, волевых, серьезных до беззаботных, нежных, веселых и лирических. Это могут быть произведения классические или джаз, фольклор, рок. Музыка может быть любого жанра, главное чтобы она была красивой, мелодичной  в обработке и понятной детям.

3.           Занятия музыкально-ритмической деятельностью должны быть соотносимы с возрастными особенностями.

В процессе музыкальной ритмической деятельности важно учитывать возрастные особенности детей. Например, у младших школьников появляется возможность выполнять движения, которые более сложные по координации. Возрастает способность  воспринимать средства музыкальной выразительности, воспринимать тонкие оттенки музыкального образа.

Возрастные особенности детей позволяют усложнить материал: предлагаются контрастные, яркие музыкальные произведения, усложненные композиции для  передачи и восприятия музыкального образа. Так же предлагаются более сложные танцевальные движения, их комбинации, схемы перестроений.

4.          Очень важна связь музыкально-ритмической деятельности со смежными музыкальными дисциплинами.

Необходимо, чтобы педагог знал программы этих дисциплин и соблюдал последовательность в прохождении материала. Работа музыкально-ритмической деятельности ведется в двух направлениях:

1.          Формирование музыкально-слуховых представлений. Сюда относятся такие темы, как: восприятие темпа, регистровой окраски, динамики, характера музыки, метроритма и структуры музыкальных произведений (что не исключает, однако, работы над целостным восприятием музыкального произведения).

2.          Работа над совершенствованием движений. Используются на занятиях: музыкально-ритмические игры, упражнения с двигательными  и музыкально-ритмическими задачами, гимнастические упражнения, танцевальные элементы, этюды и танцы.

Важно научить каждого ребенка подходить не механически  к выполнению таких заданий, а проявлять активность, действовать творчески в нахождении новых вариантов.

5.          Важным условием развития творческой свободы младших школьников в процессе музыкально-ритмической деятельности является создание эмоционального настроя детей.

Мы знаем, что любого ребенка легко ранить грубым и бестактным замечанием или окриком, так же потерять его доверие, излишне умиляясь и восхищаясь его успехами. Общаясь с детьми, нужна спокойная, уважительная и приветливая интонация. Дети должны чувствовать, что их уважают, любят, что в них верят и понимают. Дети способны усвоить невероятно много. Если ребенок видит в педагоге старшего друга, то он  жадно, активно и благодарно откликаются на его слова.

6.          Для того, чтобы развивалась творческая свобода средствами музыкально-ритмической деятельности не проводится предварительного обсуждения и прослушивания музыки для нового танца.

 Чтобы дети были готовы к движению с началом музыки, педагог разъясняет им структуру и содержание упражнения. Учащимся предлагается самостоятельно отобразить характер музыки в движениях так, как она им подскажет. Это дает возможность выявить отношение детей к данному произведению, а также определить их творческие возможности и развить творческую свободу учащихся. Педагог обращает внимание детей на более удачное исполнение. Иногда лучшие варианты повторяются всеми детьми. Так создаются сочиненные детьми и совместно с педагогом игровые упражнения, танцы.

 Умение ребенка сопереживать содержанию упражнений, не зависимо от их количества – в этом и есть успех работы педагога. Если обратить внимание на выражение лиц движущихся малышей, то можно понять, что дают детям музыка и хореография.

Можно смело подтвердить гипотезу, о том, что, развитию творческой своды младших школьников способствуют разнообразные виды музыкально-ритмических движений, учет возрастных возможностей, последовательное разучивание с использованием разнообразных методов и приемов.

Таким образом, изучив музыкальную, методическую и педагогическую литературу, я могу сказать о том, что занятие музыкально-ритмической деятельностью является  процессом, который помогает  развитию многие стороны личности ребенка, таких как познавательной, музыкально-эстетической, волевой и эмоциональной.

Навыки выразительного движения и музыкально-ритмические навыки  тесно взаимосвязаны, они являются единым процессом восприятия музыки и воспроизведения ее особенностей в разнообразных движениях. Приемы и методы обучения движениям разнообразны, и их необходимо варьировать для достижения наилучших результатов.

 

Список использованных источников

 

1.          Бердяев, Н. А. О человеке, его свободе и духовности : избранные труды / Н. А. Бердяев. – М. : Флинта, 1999. – 312 с.

2.          Бердяев, Н. А. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. В 2-х т. Т. 1. Философия творчества, культуры и искусства. – М. : Искусство, 1994. – 103 с.

3.          Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугина. – М., 1968. – 334 с.

4.          Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 1991. – 93 с.

5.          Осеннева, М. C. Теория и методика музыкального воспитания / М. С. Осеннева. – М : Академия, 2013. – 272 с.

6.          Ригина, Г. С. Музыка. 1 класс: обучение, творческое развитие, воспитание : учебник / Г. С. Ригина. – Самара : Федоров, 2014. – 90 с.

7.          Руднева, С. Д. Ритмика. Музыкальное движение / С. Д. Руднева, Э. М. Фиш. – М. : Просвещение, 1972. – 334 с.

8.          Суворова, Т. И. Танцевальная ритмика для детей / Т. И. Суворова. – Спб. : Питер, 2004. – 44 с.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ СВОБОДЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТ И .

Слайд 2

Творческая свобода Свобода Творчество Наличие у человека возможности выбора варианта и реализации исхода события. Процесс человеческой деятельности, направленной на создание качественно новых материальных и духовных ценностей. П ринцип, по которому человек может выбирать направление своей творческой деятельности, применять необходимые средства и художественные приемы, которые он посчитает подходящими для достижения своей творческой цели.

Слайд 3

Бердяев Николай Александрович ф илософ И з необходимости рождается эволюция, а из свободы рождается творчество.

Слайд 4

В иды музыкальной деятельности детей. Восприятие(слушание) музыки Музыкальное исполнительство М узыкальное творчество Музыкально-образовательная деятельность Пение Музыкально-ритмические движения Игра на детских музыкальных инструментах (Начальные элементы музыкальной грамоты)

Слайд 5

В области развития творческой свободы музыкально-ритмические движения позволяют решать задачи: 1. Создать позитивное настроение детей, обогащать их музыкальные впечатления. 2. Подводить к выразительному исполнению движений, к совместным и индивидуальным действиям. 3. Развивать ритмичность движений под музыку.

Слайд 6

Виды музыкально-ритмической деятельности Игры Пляски и упражнения Пантомима Драматизация Пластическое интонирование

Слайд 7

Развитие творческой свободы дошкольников в процессе музыкально-ритмической деятельности проходит по трем направлениям: 1. Развитие чувства метроритма. 2. Развитие двигательных навыков. 3. Развитие образного мышления.

Слайд 8

Развитие чувства метроритма.

Слайд 9

Развитие двигательных навыков.

Слайд 10

Развитие образного мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы: "Психолого-педагогические условия развития творческого воображения у младших дошкольников при работе с пластилином, тестом"

Актуальность темы исследования состоит в том, что период от рождения до поступления в школу является, по признанию ученых, возрастом стремительного физического развития ребенка; первоначального формир...

Статья на тему "Педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности"

В статье говорится о наиболее важных условиях успешного развития детского художественного творчества....

Педагогические условия развития творческого воображения детей старшей группы в процессе занятий изобразительной деятельностью

Учебно-методическая разработка направлена на создание условий и оснащение предметно-развивающей среды для организации художественно-эстетического процесса и  развития творческой деятельности у де...

Педагогические условия развития творческих способностей у дошкольников в музыкально-ритмической деятельности

В любом ребенке от рождения уже заложено творческое начало. И поэтому задача родителей и педагога - заметить, не загубить, а создать условия для развития этого творческого начала и направить ег...

Выступление на педагогическом совете: Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников через дополнительное образование».

Выступление на педагогическом совете: Тема: «Развитие творческих способностей младших школьниковчерез дополнительное образование»....

Статья "Особенности развития творческих способностей старших дошкольников в процессе самостоятельной музыкальной деятельности"

Статья"Особенности развития творческих способностей старших дошкольников в процессе самостоятельной музыкальной деятельности"...