Современный подход к преемственности уровней дошкольного и школьного образования.
статья на тему

Алмазова Анна Валерьевна

В статье рассматривается проблема преемственности программ обучения дошкольного и начального школьного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_podhod.docx28.55 КБ

Предварительный просмотр:

Алмазова А.В., старший воспитатель

МДОУ№21 «Золотая рыбка»

г.Волжска РМЭ

Современный подход к преемственности уровней дошкольного и школьного образования.

    Основой для преемственности дошкольного и начального школьного образования выступают целевые ориентиры дошкольного образования.     

Они  предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

     Преемственность предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на знания, умения, качества, которые приобретены детьми в дошкольном учреждении, и активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.

     Преемственность рассматривается как двусторонний процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность дошкольного детства и формируются основные личностные качества ребенка, которые служат основой успешного школьного обучения.  Школа, опираясь на достижения ребенка-дошкольника,  организует свою образовательную деятельность, развивая накопленный им потенциал. Таким образом, преемственность — это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса.

   На современном этапе модернизации  образования преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы. Этому способствует и преемственность федеральных образовательных стандартов- дошкольного образования и начального общего образования.

   Преемственность образовательных стандартов дошкольного и начального школьного образования заключается в единстве требований:

  • к условиям реализации  стандарта (психолого-педагогическим; кадровым, к предметно-пространственной среде, материально-техническим, финансовым)
  • структуре и содержанию основной образовательной программы
  • образовательным результатам
  • к психолого-педагогическому методологическому подходу, который прослеживается: в ориентации на деятельностный подход и понятие «ведущей деятельности»; опоре на зону актуального развития и ориентации на зону ближайшего развития ребенка; понятии об универсальных учебных действиях; ориентации на возрастные психофизиологические особенности детей;
  • общий принцип организации инклюзивного образования, который отражается: в минимальной регламентации образования детей c ОВЗ; разработке адаптированных (в некоторых случаях индивидуальных) образовательных программ; опоре на индивидуальную программу реабилитации.

Одним из важнейших нововведений образовательных стандартов является создание в образовательной организации основной образовательной программы. Преемственность ФГОС ДО И ФГОС НОО можно проследить в содержании основных образовательных программ. Требованиями стандартов является направленность основных образовательных программ:

  • на формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры;
  •  личностное и интеллектуальное развитие детей;
  • процесс успешной социализации ребенка;
  • развитие творческих способностей, инициативы, самосовершенствования;
  • сохранение и укрепление здоровья детей.

    Делая акцент  на содержательные стороны ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования, можно разглядеть  преемственность между образовательными областями на уровне дошкольного и начального общего образования. Пять образовательных областей, обозначенных в ФГОС дошкольного образования, имеют прямую проекцию на предметы основной образовательной программы начального общего образования:

        ФГОС ДО                                              ФГОС НОО

Социально-коммуникативное              Обществознание, естествознание

развитие                                                окружающий мир

Познавательное развитие                   Математика, информатика

                                                             Русский (родной) язык

Художественно-эстетическое              Искусство, музыка

Развитие

Речевое развитие                                 Литературное чтение  

Физическое развитие                           Физическая культура        

    Преемственность результатов освоения стандартов дошкольного и начального общего образования прослеживается в соотношении целевых ориентиров ФГОС ДО с универсальными учебными действиями (УУД) в ФГОС НОО.
    Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС дошкольного образования, по содержательному наполнению можно объединить в группы, которые напрямую соотносятся с группами универсальных учебных действий, положенных в концептуальную основу ФГОС НОО.

  Таблица 1. Соотнесение целевых ориентиров дошкольного образования с группами универсальных учебных действий начального общего образования.

ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ

ГРУППА УУД

– инициативен, самостоятелен;

– уверен в своих силах;

– любознателен и т.п.

личностные

– активно взаимодействует со сверстниками;

– способен договариваться;

– хорошо понимает устную речь и т.п.

коммуникативные

– контролирует свои движения и управляет ими;

– способен к волевым усилиям;

– способен наблюдать, экспериментировать и т.п.

регулятивные

– знаком с книжной культурой и детской литературой;

– обладает элементарными представлениями из области живой и неживой природы, истории, математики и т.п.

познавательные

Из приведенной таблицы видно, что взаимосвязь содержания обучения и соотношение целевых ориентиров на этапах дошкольного и школьного образования предполагает взаимосвязанное сотрудничество ДОУ и школы. 

Формы осуществления взаимосвязи могут быть разнообразными и их выбор обусловлен содержанием взаимоотношений образовательных учреждений. Обычно в начале учебного года педагогами составляется единый совместный план, целью которого и является конкретизация работы по взаимодействию педагогов, работы с детьми и родителями будущих первоклассников. Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию взаимосвязи  детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами этих образовательных учреждений.

   Цели и задачи осуществления преемственности в работе дошкольного образовательного учреждения и школы реализуются на основе проведения совместных мероприятий, организации единого образовательного пространства, использования преемственных технологий, форм, методов обучения и воспитания.

     Таким образом, единство требований образовательных стандартов, взаимосвязь работы педагогов ДОУ и школы по развитию психологических и социальных характеристик воспитанников  предполагает успешный переход дошкольника на следующий уровень образования, как подготовленной деятельной личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Преемственность в дошкольном и школьном образовании как залог успешной адаптации ребенка к школе."

О преемственности дошкольного образования и начальной ступени школьного образования много говорят в последнее время.. Преемственность предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким у...

Преемственность в дошкольном и школьном образовании как залог успешной адаптации ребенка к школе.

Особую актуальность в наше время приобрела проблема общих принципов преемственности между ступенями образованиями. Это связано с возникшим многовариативным образовательным пространством дошкольного и ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ УРОВНЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО И ПОЭТАПНОГО ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ. ПРОБЛЕМЫ. ПЕРСПЕКТИВЫ.

Вариативные формы дошкольного образования. Дошкольные образовательные группы на базе СОШ являются самостоятельными структурными подразделениями общеобразовательных учреждений, цель которых ...

«ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА МАДОУ И МОУ СОШ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И ШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ СОГЛАСНО ФГОС»

На сегодняшний день особо актуальна проблема реальной преемственности между дошкольным учреждением и школой. Основной причиной послужило то, что подготовка детей к школе, до сегодняшнего дня, сводилас...

«Организация клуба по интересам для родителей «На пороге школы», как одно из основных звеньев в преемственности уровней дошкольного и школьного образования»

Проблема преемственности  - одна из важнейших проблем уровней дошкольного и школьного образования, одно из главных условий  успешного осуществления непрерывного образования.Основным звеном в...