Современный подход к преемственности уровней дошкольного и школьного образования.
статья на тему
В статье рассматривается проблема преемственности программ обучения дошкольного и начального школьного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennyy_podhod.docx | 28.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Алмазова А.В., старший воспитатель
МДОУ№21 «Золотая рыбка»
г.Волжска РМЭ
Современный подход к преемственности уровней дошкольного и школьного образования.
Основой для преемственности дошкольного и начального школьного образования выступают целевые ориентиры дошкольного образования.
Они предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Преемственность предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на знания, умения, качества, которые приобретены детьми в дошкольном учреждении, и активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.
Преемственность рассматривается как двусторонний процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность дошкольного детства и формируются основные личностные качества ребенка, которые служат основой успешного школьного обучения. Школа, опираясь на достижения ребенка-дошкольника, организует свою образовательную деятельность, развивая накопленный им потенциал. Таким образом, преемственность — это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса.
На современном этапе модернизации образования преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы. Этому способствует и преемственность федеральных образовательных стандартов- дошкольного образования и начального общего образования.
Преемственность образовательных стандартов дошкольного и начального школьного образования заключается в единстве требований:
- к условиям реализации стандарта (психолого-педагогическим; кадровым, к предметно-пространственной среде, материально-техническим, финансовым)
- структуре и содержанию основной образовательной программы
- образовательным результатам
- к психолого-педагогическому методологическому подходу, который прослеживается: в ориентации на деятельностный подход и понятие «ведущей деятельности»; опоре на зону актуального развития и ориентации на зону ближайшего развития ребенка; понятии об универсальных учебных действиях; ориентации на возрастные психофизиологические особенности детей;
- общий принцип организации инклюзивного образования, который отражается: в минимальной регламентации образования детей c ОВЗ; разработке адаптированных (в некоторых случаях индивидуальных) образовательных программ; опоре на индивидуальную программу реабилитации.
Одним из важнейших нововведений образовательных стандартов является создание в образовательной организации основной образовательной программы. Преемственность ФГОС ДО И ФГОС НОО можно проследить в содержании основных образовательных программ. Требованиями стандартов является направленность основных образовательных программ:
- на формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры;
- личностное и интеллектуальное развитие детей;
- процесс успешной социализации ребенка;
- развитие творческих способностей, инициативы, самосовершенствования;
- сохранение и укрепление здоровья детей.
Делая акцент на содержательные стороны ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования, можно разглядеть преемственность между образовательными областями на уровне дошкольного и начального общего образования. Пять образовательных областей, обозначенных в ФГОС дошкольного образования, имеют прямую проекцию на предметы основной образовательной программы начального общего образования:
ФГОС ДО ФГОС НОО
Социально-коммуникативное Обществознание, естествознание
развитие окружающий мир
Познавательное развитие Математика, информатика
Русский (родной) язык
Художественно-эстетическое Искусство, музыка
Развитие
Речевое развитие Литературное чтение
Физическое развитие Физическая культура
Преемственность результатов освоения стандартов дошкольного и начального общего образования прослеживается в соотношении целевых ориентиров ФГОС ДО с универсальными учебными действиями (УУД) в ФГОС НОО.
Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС дошкольного образования, по содержательному наполнению можно объединить в группы, которые напрямую соотносятся с группами универсальных учебных действий, положенных в концептуальную основу ФГОС НОО.
Таблица 1. Соотнесение целевых ориентиров дошкольного образования с группами универсальных учебных действий начального общего образования.
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ | ГРУППА УУД |
– инициативен, самостоятелен; – уверен в своих силах; – любознателен и т.п. | личностные |
– активно взаимодействует со сверстниками; – способен договариваться; – хорошо понимает устную речь и т.п. | коммуникативные |
– контролирует свои движения и управляет ими; – способен к волевым усилиям; – способен наблюдать, экспериментировать и т.п. | регулятивные |
– знаком с книжной культурой и детской литературой; – обладает элементарными представлениями из области живой и неживой природы, истории, математики и т.п. | познавательные |
Из приведенной таблицы видно, что взаимосвязь содержания обучения и соотношение целевых ориентиров на этапах дошкольного и школьного образования предполагает взаимосвязанное сотрудничество ДОУ и школы.
Формы осуществления взаимосвязи могут быть разнообразными и их выбор обусловлен содержанием взаимоотношений образовательных учреждений. Обычно в начале учебного года педагогами составляется единый совместный план, целью которого и является конкретизация работы по взаимодействию педагогов, работы с детьми и родителями будущих первоклассников. Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию взаимосвязи детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами этих образовательных учреждений.
Цели и задачи осуществления преемственности в работе дошкольного образовательного учреждения и школы реализуются на основе проведения совместных мероприятий, организации единого образовательного пространства, использования преемственных технологий, форм, методов обучения и воспитания.
Таким образом, единство требований образовательных стандартов, взаимосвязь работы педагогов ДОУ и школы по развитию психологических и социальных характеристик воспитанников предполагает успешный переход дошкольника на следующий уровень образования, как подготовленной деятельной личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Преемственность в дошкольном и школьном образовании как залог успешной адаптации ребенка к школе."
О преемственности дошкольного образования и начальной ступени школьного образования много говорят в последнее время.. Преемственность предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким у...
Преемственность в дошкольном и школьном образовании как залог успешной адаптации ребенка к школе.
Консультация для родителей....
Преемственность в дошкольном и школьном образовании как залог успешной адаптации ребенка к школе.
Особую актуальность в наше время приобрела проблема общих принципов преемственности между ступенями образованиями. Это связано с возникшим многовариативным образовательным пространством дошкольного и ...
Доклад на тему: " Преемственность в дошкольном и школьном образовании как залог успешной адаптации ребёнка к школе"
Выступление на педсовете....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ УРОВНЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО И ПОЭТАПНОГО ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ. ПРОБЛЕМЫ. ПЕРСПЕКТИВЫ.
Вариативные формы дошкольного образования. Дошкольные образовательные группы на базе СОШ являются самостоятельными структурными подразделениями общеобразовательных учреждений, цель которых ...
«ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА МАДОУ И МОУ СОШ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И ШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ СОГЛАСНО ФГОС»
На сегодняшний день особо актуальна проблема реальной преемственности между дошкольным учреждением и школой. Основной причиной послужило то, что подготовка детей к школе, до сегодняшнего дня, сводилас...
«Организация клуба по интересам для родителей «На пороге школы», как одно из основных звеньев в преемственности уровней дошкольного и школьного образования»
Проблема преемственности - одна из важнейших проблем уровней дошкольного и школьного образования, одно из главных условий успешного осуществления непрерывного образования.Основным звеном в...