Обобщение опыта работы " Система использования дидактических игр в процессе формирования мелкой моторики рук у дошкольников"
материал (старшая, подготовительная группа) на тему

Сергеева Наталья Анатольевна

В данной работе подобраны дидактические игры для развития мелкой моторики у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta.doc156 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Александровского района Владимирской области

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Александровский районный центр дополнительного образования « ДАР»

                     

Обобщение педагогического опыта

«Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с помощью дидактических игр»

 

                                                       

Сергеева Наталья Анатольевна

Педагог дополнительного образования

                                                          первой квалификационной категории

г. Александров,

2017 год

                                  Условия формирования опыта.

             В системе дополнительного образования работаю с 2005 года. Мной была разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по обучению основам математики «Веселый счет» для детей 4,5-6,5 лет, не посещающих дошкольное образовательное учреждение, в основу, которой были положены программы Т.А. Фалькович, Л.Г. Петерсона и Л.С. Метлиной.  Программа прошла рецензию Санкт - Петербургского института дополнительного профессионального образования, имеет социально-педагогическую направленность. Она реализует системный подход к дополнительному образованию дошкольников: в ней обоснована система формирования знаний, умений и навыков, характеризующиеся целостностью, последовательностью и многоуровневостью; обозначены критерии оценки уровня сформированности знаний и умений воспитанников.   По этой программе обучаю детей элементарным математическим представлениям в студии раннего развития «Почемучки».

Для работы по теме были определены две группы дошкольников, не посещающие дошкольное образовательное  учреждение в возрасте 4,5 лет. Общее количество детей – 32 человека, большую часть группы составляли

девочки.  

Дети живут в разных районах города, из разных социальных групп. Большую поддержку и помощь получила от родителей детей, которые были заинтересованы в развитии своих детей.

         В моём распоряжение был учебный  кабинет, оборудованный специально для работы с дошкольниками: мебель, магнитная доска, методическое и дидактическое наполнение.

   

                      Актуальность и перспективность опыта.

           В последние годы в системе образования в России прошли существенные изменения. Изменились сущность, цели и основные ценности российского образования. В приказе министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года говорится о необходимости создания качественно новой образовательной среды. В этой среде главной задачей педагога становится формирование предпосылок для развития личности каждого ребенка. Педагог должен находить новые пути организации своей деятельности, которые бы положительно влияли на творческий потенциал и познавательные мотивы учащихся.

           Современные ФГОС ставят перед педагогами несколько задач. Одна из них – создание условий для самостоятельной деятельности детей. И вторая – духовно- нравственное развитие. Результатом такого обучения является «воспитание… высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

          Период дошкольного детства считается  первым этапом развития психики ребенка. В это время формируется фундамент основных психических свойств ребенка, качества личности, познавательных процессов. Одной из главных задач этого возраста является развитие у дошкольников мелкой моторики рук.

        В последнее время отмечается большое количество детей, у которых плохо развиты речь, мышление. Почему это происходит? Я постаралась найти ответ на этот вопрос. Дело в том, что многие родители мало внимания уделяют развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста. Дети, у которых плохо развиты пальчики, неуверенно держат ложку, карандаш, с трудом обращаются с пуговицами, шнурками. Им тяжело собирать пазлы, работать со счетными палочками, мозаикой. Они не любят работать с пластилином, не умеют работать  ножницами, поэтому трудно дается аппликация, рисование.

              Также от развития мелкой моторики зависит подготовленность руки ребенка к письму, развитие речи и психических процессов: мышления, памяти, внимания.

              Что же такое моторика? В словаре дается определение – «это есть совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость». Можно сказать что, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьной учебе. Поэтому при поступлении ребенка в школу недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения ребенка к школе, снижению учебной мотивации. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму. Поэтому работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка. Эта работа должна проходить в виде игры, иначе дошкольникам быстро надоест однотипная деятельность.

В связи с этим передо мной стал вопрос о том, как заинтересовать детей, чтоб им было интересно на занятиях, чтоб они дальше могли развиваться. Рассмотрев разные средства обучения, я решила остановиться на игре. Ведь у дошкольников игра является ведущим видом деятельности. Постоянное использование разных дидактических игр на занятиях значительно повышает качество обучения.

       Исходя из этого, я определила тему своей работы: «Развитие мелкой моторики у дошкольников с помощью дидактических игр». Для реализации этой темы были разработаны и применены на практике разные игры и упражнения.

Ведущая педагогическая идея и основная мысль педагогического опыта.

Ведущей педагогической идеей опыта является проведенный отбор дидактических игр на развитие мелкой моторики рук дошкольников, который при систематическом использовании дает положительную динамику.                       Постоянное использование дидактических игр на занятиях с дошкольниками  значительно повышает качество обучения. В результате у них развивается координация движения рук, познавательная деятельность, мышление, речь. Дети учатся работать в коллективе, парами, применять разные подходы к решению поставленных перед ними задач.

Цель:  развитие мелкой моторики рук  дошкольников через  дидактические игры.

Задачи:

1. Рассмотреть теоретические вопросы по данной теме.

2. Создать систему дидактических игр и упражнений для развития мелкой моторики.

3. Создать условия, способствующие развитию мелкой моторики.

4. Провести диагностические упражнения для выявления развития моторики.

Объект исследований: развитие мелкой моторики у дошкольников в студии « Почемучки».

Предмет исследования: дидактические игры для развития моторики.

Методы исследования: наблюдение, беседа, анализ литературы, эксперимент.

                                     Теоретическая база опыта.

Эффективным путём развития познавательной деятельности у дошкольников является  игра. Игра тесно связана с развитием личности. В дошкольные годы игра является видом деятельности, в которой формируется его личность. В игре формируются все стороны психики ребенка.  Анализом значения игровой деятельности занимались наши психологи - Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн, Д.Б. Эльконин.
Л.С. Выготский отразил взгляд на игру как на источник создания «зоны ближайшего развития».

         В XX в распространение получила система дошкольного воспитания, созданная выдающимся итальянским педиатром и педагогом Марией Монтессори.. В сенсорном материале Монтессори представлены самые разные воспринимаемые качества вещей - форма, цвет, размеры, температура, вес, гладкость или шероховатость поверхности, запахи, звуки и др., причем данные качества как бы «очищены», «изолированы» от самих предметов.

Большой интерес представляют взгляды на игру Е.И. Тихеевой. Е.И. Тихеева рассматривает игру как одну их форм организации педагогического процесса в детском саду и вместе с тем как одно из важнейших средств воспитательного воздействия на ребенка. Особая заслуга принадлежит Е.И. Тихеевой в раскрытии роли дидактической игры. Она справедливо считала, что дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание. Она определила особую роль воспитателя в дидактической игре: он вводит детей в игру, знакомит с ее содержанием и правилами. Е.И. Тихеева разработала много дидактических игр, которые до сих пор используются в детских садах.
        
В советской педагогике система дидактических игр была создана в 60-ые гг. в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Её авторами являются известные педагоги и психологи: Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.А. Аванесова и др. В последнее время поиски ученых (З.М. Богуславская, О.М. Дьяченко, Н.Е. Веркаса, Е.И. Смирнова) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта.

Дидактические игры — это разного вида игры с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены не только на решение конкретных задач обучения детей, но также отмечено  воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Почему необходимо использовать дидактические игры как средства обучения детей в дошкольный период?  Существует несколько причин:

- Игровая деятельность - ведущая в дошкольном детстве.

- Игровая деятельность, игровые формы и приемы — важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебный процесс.

- Дидактические игры  способствует развитию у детей психических процессов. 

- Игра одновременно преследует три цели: воспитательную, игровую, учебную.

Дидактические игры различаются: по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя.

Чёткой классификации игр по видам ещё нет. Выделяются следующие виды:

  • игры-путешествия - обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они развивают наблюдательность, внимание. 
  • игры-поручения - по содержанию простые и короче. Это действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
  • игры-предположения («что было бы.»). Ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. Развивается мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
  • игры-загадки -  проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.
  • игры-беседы. В основе их лежит общение, воспитывает умение слушать вопросы и ответы,

У дидактических игр есть определенная структура.

1. Дидактическая задача - она формируется педагогом и отражает цель обучения.

2. Игровая задача – ставится перед детьми. Она определяет игровые действия, предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).

3. Игровые действия — основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т. д.

4. Правила игры - с помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.

5. Результат - подведение итогов проводится по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды-победителя и т. д.

 Основными требования к организации дидактических игр являются:

  • Игра – форма деятельности детей, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.
  • Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.
  •  Обязателен элемент соревнования между участниками игры.

         Изучением мелкой моторики как разновидности движений  занимались многие ученые:   В.М.Бехтерев,  Л.С.Выготский,  Н.А.Козленко, А.А.Леонтьев, М.М.Кольцова, Е.И.Исенина,  С.Г.Шевченко, О.Н.Усанова, М.М.Безруких, С.П.Ефимова, Е.А.Екжанова, А.Н.Корнев,  М.Н.Звонарева, М. Монтессори и др.

         Истоки  способностей и дарования детей, по словам В.Сухомлинского, находятся  на кончиках пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.
             Доказано, что речь детей  находится в прямой зависимости  от степени развития тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстает, то задерживается  не только речевое развитие, но и остальные психические процессы. Английский психолог Д. Сели также придавал очень большое значение «созидательной работе рук» для развития мышления и речи детей. Навыки  тонкой моторики помогают ребенку выразить себя через творчество - игру, способствуют повышению самооценки ребенка, дают возможность приобрести социальный опыт. Итальянский педагог Мария Монтессори считала, что обучать письму до школы не рекомендуется. Но упражнения для  укрепления мелких мышц руки нужны обязательно. Они необходимы не только для развития общей и мелкой моторики, но и для развития речи, а также интеллектуального развития,

         Развитие навыков мелкой моторики в дошкольном возрасте важно еще и потому, что  учеба в школе потребует от ребёнка определённого уровня готовности тонких движений пальцев рук к выполнению мелких, разнообразных действий. Даже самые незначительные нарушения мелкой моторики могут оказывать неблагоприятное влияние на психическое развитие дошкольника.

Исходя из всего выше изложенного, я решила провести эксперимент: как и какие дидактические игры, влияют на развитие мелкой моторики дошкольников.

                                               Новизна опыта.

 Я считаю, что новизна данного опыта состоит в том, что:

  • из всего многообразия существующих дидактических игр мной отобраны и систематизированы те дидактические игры, которые действительно влияют на развитие мелкой моторики рук дошкольников.
  • в результативном применении отобранной системы дидактических игр.

                                                Технология опыта.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

 В настоящее время отмечается, что у современных детей отстаёт моторное развитие. Я решила на своих занятиях уделить внимание этому вопросу и подобрать те дидактические игры, которые действительно развивают мелкую моторику дошкольников.

           Свою работу начинаю с проведения первичных диагностических упражнений, которые нужны для проверки уровня развития мелкой моторики дошкольников. В основу была взята диагностика Сосниной С. П. для детей старшего дошкольного возраста. Развитая мелкая моторика –– важнейшее условие для успешного усвоения двигательными навыками, такими как письмо.

При помощи этих заданий можно провести диагностику развития мелкой моторики, которая связанна с графическими действиями.

           Исходя из результатов диагностики, подбираю серию дидактических игр, ориентируясь на возраст и способности учащихся. Всю работу разделила на 4 части:

1. Играем пальчиками.

2. Игры с предметами.

3. Будущий первоклассник.

4. Диагностика.

Рассмотрим каждую часть конкретнее.

1. Играем пальчиками.

Сюда входят пальчиковая гимнастика.

Начинать занятия следует с пальчиковой гимнастики. В этих упражнениях развиваются все пальцы. Происходит чередование движений: сжатие, расслабление, растяжение. В работу поочередно включаются обе руки. В результате пальчиковых игр у дошкольников развивается правильное звукопроизношение, учатся быстро и правильно говорить. Вместе с этим развивается память, внимание. Дети учатся согласовывать движение пальцами с речью. Сначала дети испытывают трудности, но при постоянном использовании этих упражнений начинает все получаться. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность зависит от индивидуального уровня развития тонкой моторики рук каждого ребёнка.

2. Игры с предметами.

На этих занятиях мы работаем:

- с трафаретами.

- со счетными палочками.

- с пуговицами, резинками, прищепками.

- с пазлами и мозаикой.

- с конструктором

Все эти игры кроме развития мелкой моторики рук направлены на развитие творческой фантазии, воображения дошкольников.

При работе с трафаретами учимся обводить по  контуру и правильно выполнять штриховку – сначала работаем с крупными картинками, потом переходим на мелкие.

Из счетных палочек выкладываем разные предметы, начинаем от самых простых и заканчивая сложными. Даю задания выложить по образцу, по памяти, придумать самому, как выглядит тот или иной предмет.

Пуговицы используем разного размера, формы, цвета. Дети выкладывают предмет по контуру, заполняют полностью весь рисунок, учимся продевать шнурки в отверстия, нанизывая бусы.

Очень нравится ребятам играть с резинками. Специально для занятий изготовила пособие, сделанное из дощечки и разноцветных гвоздиков. Надевая резинки на гвоздики, дети получают разные линии, геометрические фигуры, буквы, цифры, предметы. Здесь идет  повторение цветов, форм, фигур предметов. Вспоминаем, как ориентироваться в пространстве, стороны лево-право, верх-низ.

Работая с пазлами, дети учатся соединять части в целое, у них развивается зрительная память, внимание. Мозаика развивает творческую фантазию, восприятие цвета.

Все эти упражнения ведут к укреплению мыщц рук, что помогает подготовить ребенка к письму.

3. Будущий первоклассник.

- знакомимся с тетрадью в клетку.

- учимся ориентироваться на листе.

- пишем графические диктанты.

- копируем рисунки по точкам, по образцу.

- выполняем штриховку.

На этих занятиях учимся правильно сидеть, держать ручку, ориентироваться на тетрадном листе и в пространстве. Дошкольники учатся слушать и выполнять задания педагога. Всё это развивает логическое мышление, координацию.

4. Диагностика.

Диагностика по развитию мелкой моторики проводится два раза в год: в начале учебного года и в конце. По итогам результатов я планирую работу на следующий год. Даю рекомендации родителям, провожу индивидуальную работу.

Работа с родителями.

На пути к достижению цели – родителя являются моими союзниками, помощниками. Для них я провожу индивидуальные и групповые консультации, даю рекомендации,  устраиваю мастер-классы, родительские собрания, на которых знакомлю с дидактическими играми, которые применяются на занятиях, а иногда учу родителей играть со своими детьми. В конце учебного года приглашаю родителей на открытые занятия. Считаю, что совместная работа с родителями только улучшает результат и закрепляет знания детей.

                                   Результативность опыта.

Использование отобранных мной дидактических игр на развитие мелкой моторики рук дало положительные результаты и стало эффективным способом работы. Занятия нравятся детям, помогают лучше усваивать изучаемый материал, они с желанием включаются в работу и выполняют задания.

В результате работы над темой:

  • создана система дидактических игр для развития мелкой моторики рук.
  • подобраны и изготовлены пособия для работы с пуговицами, прищепками, резинками.
  • постоянно пополняется  подборка наглядного материала, методическое обеспечение.
  • внесены изменения в содержание учебно-тематического плана моей программы.
  • проведены открытые занятия, мастер-классы, собрания для родителей, на которых на практике были представлены дидактические игры по развитию мелкой моторики.
  • повышение качества образовательного процесса, у дошкольников наблюдается повышение мотивации обучения, познавательной активности, их творческого потенциала.
  • наблюдается положительная динамика развития мелкой моторики рук у дошкольников экспериментальной группы.

Результаты диагностического исследования учащихся в количестве 32 человек – участников эксперимента приведены в диаграммах ниже.

                                     Адресная направленность.

В первую очередь мой опыт  будет интересен воспитателям дошкольных образовательных учреждений, педагогам дополнительного образования, работающим с дошкольниками, учителям-логопедам, учителям начальных классов для организации своей работы.

                                               Литература.

  1. Смирнова Е.А. « Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста». ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013 г
  2. Новикова О. « Весёлые пальчиковые игры» Изд-во « Сова»  2005
  3. Данилова Е. « Пальчиковые игры»  « РОСМЭН-ПРЕС», Москва, 2006.
  4.  Белая А.Е. « Пальчиковые игры для развития речи дошкольников» 2001
  5. Зажигина О.А. « Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» ДЕТСТВО-ПРЕСС 2017
  6. Ермакова И.А. « Развиваем мелкую моторику у малышей», 2006
  7. Диченскова А. М. « Страна пальчиковых игр. Идеи для развития мелкой моторики» Феникс, 2016
  8. Шевелев К.В. « Развивающие игры для дошкольников» Изд-во института психотерапии , 2001
  9. Акимова Г.Е. « Расту, играю, развиваюсь!» У- Фактория, 2004
  10. Светлова И.А. « Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук» Олма пресс, 2001
  11. Интернет-ресурс

                                                                                                             Приложение 1

                                  Пальчиковые игры.

«Осенний букет»

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики по очереди, начиная с большого)

Будем листья собирать (сжимаем и разжимаем кулачки)

Листья берёзы, листья рябины, листья клена, листья осины (загибаем пальчики, начиная с большого)

Листья дуба мы соберем – маме осенний букет отнесём (шагают средним и указательным пальчиками по столу, вытягивают руки вперед).

«Черепашка»

Черепашка, черепашка в домике живет (стучим кулачками по столу).

Голову покажет (показывают указательный палец и вертят им по сторонам),

Обратно уберёт (убирают палец).

 «На прогулке».

Раз, два три, четыре, пять (сжимаем и разжимаем кулачки)

Вышли пальчики гулять (крутим раскрытыми ладошками в разные стороны)

Раз, два три, четыре, пять (сжимаем и разжимаем кулачки)

В домик спрятались опять (крутим сжатыми кулачками).

« Семья »

Это пальчик-дедушка,

Это пальчик- бабушка,

Это пальчик- папа.

Это пальчик – мама.

Это пальчик – я. Вот и вся моя семья. ( Раскрытые ладони друг на против друга, пальчики касаются друг друга, в конце пальцы переплетаются и делаются наклоны кистями рук в разные стороны).

« Зайчик»

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)

Вышел зайчик погулять (показываем средним и указательным пальцами уши зайца)

Что нам делать, как нам быть? (разводим руки в стороны, пожимаем плечами)

Нужно заиньку ловить (делаем хватательные движения)

Раз, два, три, четыре, пять. Снова будем мы считать (загибаем пальцы).

«Дружные пальчики»

Пальчик, пальчик где ты был? (сгибаем и разгибаем пальцы в кулачок)

С этим пальцем в лес ходил,

С этим пальцем щи варил,

С этим пальцем кашу ел,

С этим пальцем песни пел (на каждую строчку загибается один палец)

« Мышки»

Вышли мышки как-то раз (шагаем по столу пальчикам)

Посмотреть, который час (потираем глазки)

Раз, два, три, четыре (загибаем пальцы)

Мыши дернули за гири (дергаем сжатыми ладошками как будто за веревку)

Вдруг раздался страшный гром (хлопки в ладоши)

Убежали мыши вон (шагаем пальчиками по столу).

                                  Игры с предметами

Игры с прищепками.

Сначала учимся надевать и снимать прищепки. Потом играем:

- « Ботва для овощей»

- « Ушки для зайчика»

- « Лучики у солнышка»

- « Тучка и дождик»

- « Колючий ежик»

- « Иголки у елки»

- « Наши пальчики»

- « Жар-птица»

- « Цветные прищепки» - прикрепить прищепку к листу  такого же цвета

- «Цифра и прищепки»- соотнести количество прищепок с цифрой

- « Геометрические фигуры из прищепок» и т.д.

Игры со шнурками.

- « Клубок»

- « Кружок»

- « Повтори узор»

- «Выложи по контуру»

- « Бусы для мамы»

- « Бабочка»

- « Кто больше завяжет узелков?»

- « Улитка» и т.д.

Игры со счетными палочками

- «Дом»

- «Гриб»

- «Качели»

- «Очки»

- «Ракета»

- «Машина»

- «Флажок»

- «Бабочка»и т.д.

Игры с пуговицами

- собрать рассыпанные пуговицы в банку

- сложить сначала большие пуговки, потом маленькие.

- выложить рисунок по образцу

- выложить рисунок по контуру

- собери гусеницу

- бусы

- логические задачки – выложите в определенной последовательности

- рисунок для коврика

- цветок из пуговиц и т.д.

Игры с резинками.

- геометрические фигуры

- угадай цифру

- домик

- ёлка

- разноцветный лабиринт

- угадай букву

- кораблик

- флажок

- бабочка и т.д.

                                Будущий первоклассник

Штриховка.

Также значение для развития моторики имеет развитие графической моторики – это штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандаша. На занятиях использую трафареты  разной тематики: овощи, фрукты, посуда, одежда, животные и т.д.

Графические диктанты

Приложение 2

Конспект занятия

по развитию мелкой моторики рук дошкольников стартового уровня

Тема: « Собираем урожай» (работа с прищепками).

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Задачи: 1. Научить детей работать с прищепками

2. Создать условия для развития мелкой моторики.

3. Повторить обобщающее понятие: овощи.

3. Развивать внимание, воображение, логическое мышление.

4. Обогащать словарный запас дошкольников.

5. Воспитывать уважение к чужому труду.

Оборудование: трафареты солнышка и овощей для каждого ребенка, прищепки зеленого цвета, картинки с овощами, загадки про овощи, кукла на руку Дед.

Ход занятия.

- Здравствуйте, ребята. Мы сегодня отправимся в гости к Деду. Он пригласил нас в свой огород.

В огороде что растет? (овощи). Где они растут? (на грядках). Посмотрите, как много овощей выросло. Давайте поможем деду собрать урожай. Но сначала надо сделать разминку – пальчиковую гимнастику « Осенний  букет».

1) Как вы думаете, что нужно для хорошего роста растений? (тепло). Тепло нам дает солнышко. Какое оно? (круглое, желтое, горячее).

Возьмите желтый круг. Похож он на солнышко? (Да). Только чего-то не хватает (Лучиков). Давайте сделаем их из прищепок.

( Выполняют задание)

- Солнышко пригрело и овощи созрели. Давайте начнем сбор урожая.

2)  Первый овощ отгадайте – сидит девица в темнице, а коса на улице. ( Морковка). Возьмите ее в руки. Посмотрите на свою морковку и на мою. Что у вашей  не хватает? (хвостика). Какого цвета прищепки нам понадобятся? (зеленые).

3) Следующая загадка - в огороде грядка, выросла загадка.

Хвост как у жар-птицы, а сама в землице.

И сказала Таня: « Что же это? Что же?

Тянем мы потянем, вытянуть не можем» (репка).

- Правильно, это репка. Берем репку и приделываем ей хвостик прищепками. Какого цвета возьмем прищепки?

4) Физкульминутка

В огород мы пойдем, урожай соберем.

Мы морковки натаскаем и картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты – круглый, крепкий, очень вкусный.

Щавеля нарвем немножко и вернемся по дорожке.

5) Следующий овощ – очень горький, но полезный. Защищает от болезней. И микробам он не друг, потому что это …(лук). Возьмите лук. У лука не хватает зеленых перьев. Сделайте их.

 – Вот и собрали весь урожай. Давайте посмотрим, какие овощи положим к деду в корзинку (морковь, репа, лук). Дед говорит вам большое спасибо, вы настоящие молодцы.

- Наше занятие закончено. До свидания.

                                                                                                      Приложение 3

Консультация для родителей

«Развитие мелкой моторики рук  у дошкольников»

Мелкая моторика рук - это различные  движения пальчиками. В последнее время отмечается большое количество детей, у которых плохо развиты речь, мышление. Почему это происходит? Я постаралась найти ответ на этот вопрос. Дело в том, что многие родители мало внимания уделяют развитию мелкой моторики своих детей. Дети, у которых плохо развиты пальчики, неуверенно держат ложку, карандаш, с трудом обращаются с пуговицами, шнурками. Им тяжело собирать пазлы, работать со счетными палочками, мозаикой. Они не любят работать с пластилином, не умеют работать  ножницами, поэтому трудно дается аппликация, рисование.

Также от развития мелкой моторики зависит подготовленность руки ребенка к письму, развитие речи и психических процессов: мышления, памяти, внимания. Поэтому развивать пальцы необходимо постоянно: не только на занятиях, но и дома. Это под силу любому родителю. Для этого созданы различные пальчиковые игры, конструкторы, мозаики, пазлы. Также можно использовать любой материал: пуговицы, прищепки, крупу, шнурки, бумагу, журналы и т.д. Доказано, что любая деятельность, в которой задействованы руки и мелкие предметы, способствует развитию мелкой моторики. .

               Мелкую моторику рук  развивают:

- Различные пальчиковые игры, где необходимо выполнять те или иные движения.

- Игры с прищепками, пуговицами разного размера и цвета.

- Рисование разными канцелярскими принадлежностями -  карандашами, фломастерами, красками.

- Застёгивание и расстегивание молний, пуговиц.

- Одевание и раздевание игрушек.

 - Выкладывание контуров предметов (дома, флажка) сначала из крупных, затем из более мелких палочек ( карандашей, спичек, счетных палочек)

- Работа с канцелярскими скрепками разного цвета.

- Вырезание из бумаги какой-либо фигуры.

- Нанизывание пуговиц, крупных бусинок на шнурок.

- Перебирание  бобов, фасоли, гороха, а также разной крупы.

- Выкладывание рисунка крышками разного цвета.

- Складывание мелких предметов (например, пуговиц, бусин) в банку.

- Продевание нитки в иголку.

- Пришивание пуговиц и сшивание материалов различными видами швов.

- Втыкание канцелярских кнопок в деревянный брусок.

- Комканье платка и листа бумаги.

- Прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке.

-  «Сухой бассейн»

- Игра с мячиком-ёжиком.

- Игры с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами.

Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные лазания, работа с мячами. Эти упражнения укрепляют ладони и пальцы, развивают мышцы.

Развивая моторику рук, нужно помнить о том, что у малыша две руки, надо стараться все упражнения дублировать: выполнять и правой и левой рукой.

Совместная работа педагога и родителей принесет лучшие результаты в развитии дошкольников.

 Приложение 4

                  Диагностика развития мелкой моторики рук .

         Для изучения особенностей развития мелкой моторики рук у детей были отобраны методики «Повтори рисунок», «Проведи дорожку», «Продолжение пути», графический диктант - автор Соснина С.П. Развитая мелкая моторика –– важнейшее условие для успешного усвоения двигательными навыками, такими как письмо.

При помощи этих заданий можно провести диагностику развития мелкой моторики, которая связанна с графическими действиями.

 

Методика № 1. «Проведи дорожку».

- «Возьми в руку фломастер и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть дорожки. Проведи линию посередине дорожки».

Критерии оценки:

3 балла – без ошибок

2 балла – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу  линии

1 балл – ребенок 3 и  более раз вышел за границу  линии

Методика № 2. ««Продолжение пути». Экспериментатор говорит детям: «Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры по клеточкам».

Критерии оценки:

3 балла – без ошибок

2 балла – ребенок ошибся  в одном узоре 

1 балл – ребенок ошибся  в обоих узорах

Методика № 3. «Повтори рисунок».

 - Нарисуй в соседнем квадратике такие же вишенки, которые ты видишь на соседнем рисунке.

Критерии оценки:

3 балла – без ошибок

2 балла – ошибки в  1 фигуре

1 балл – ошибки в  2 фигурах и более

Методика № 4. « Графический диктант»

Возьми в руку карандаш. Внимательно слушай и рисуй узор от точки: поставь карандаш на точку, рисуй линию – две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо. Дальше продолжай такой узор самостоятельно.

Оценка:

3 балла – без ошибок

2 балла – 1 ошибка

1 балл – 2 ошибки и более

Результаты диагностики развития мелкой моторики:

Общий результат 11 - 12 баллов свидетельствует о сформированности и довольно высокой автоматизированности у ребенка навыков графической деятельности (правильно держит карандаш, свободно распределяет мышечную активность кисти и пальцев при работе с ним), а также развитой произвольности (при выполнении задания ориентирует свои действия на внешне заданные условия: разлиновка листа, образец, требования точности. Перечисленные особенности свидетельствуют в пользу высокого уровня развития мелкой моторики у ребенка, что имеет существенное значение для успешного овладения двигательными навыками учебной деятельности.

Общий результат 7 -10 баллов свидетельствует о достаточной сформированности и умеренной автоматизации у ребенка навыков графической деятельности, а также умеренно развитой произвольности регуляции движений. Такие показатели по основным компонентам мелкой моторики в составе двигательного навыка являются в общем достаточными для дальнейшего обучения.

Общий результат 6 и менее баллов свидетельствует о недостаточной сформированности у ребенка двигательного компонента навыка графической деятельности, а также низком развитии произвольной регуляции и контроля за выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности. Такие показатели мелкой моторики могут оказаться недостаточными для успешного овладения основными навыками учебной деятельности в начальной школе.

              

                Таблица полученных результатов диагностики.

Фамилия, имя ребенка

Методика № 1

Методика № 2

Методика № 3

Кол-во баллов

Саша А.

2

1

2

5

Ваня Г.

1

1

2

4

Лиза З.

3

2

3

8

Вика К.

3

3

2

8

Денис Л.

2

3

2

7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников"

Опыт работы "Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников"...

Презентация."ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ"

Игра для дошкольников - способ познания окружающего мира. Дидактические игры математического содержания - наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды зани...

Обобщение опыта работы " Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук"

Обобщение опыта работы по развитию речи детей раннего возраста путём использования различных технологий, где ведущее место отводится развитию мелкой моторики....

Из опыта работы " Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных представлений у старших дошкольников"

Из опыта работы " Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных представлений у старших дошкольников"...

Обобщение опыта работы по теме "Ручной труд как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста"

В статье я попыталась обобщить свой личный опыт работы над развитием мелкой моторики у детей дошкольного возраста, а также опыт кружковой работы по ручному труду....