"Образовательные технологии"
статья на тему

Аболонина Ольга Викторовна

Отчет по образовательным технологиям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_tehnologii.docx27.39 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет

об использовании современных образовательных

(психолого-педагогических),

информационно-коммуникативных, сетевых

и дистанционных, здоровьесберегающих технологий

в образовательном процессе.

1.1.1.        Отчет об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникативных, сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

           Использование современных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. В образовательных организациях осуществляется инновационная деятельность, которая направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий. Сегодня быть компетентным педагогом нельзя без изучения всего арсенала современных образовательных технологий. Поэтому актуальным на сегодняшний день становится эффективное использование их в дошкольном учреждении. Наиболее используемые мною педагогические технологии:

- здоровьесберегающие технологии;

- технологии проектной деятельности;

- технологии исследовательской деятельности;

- информационно-коммуникационные технологии;

- личностно-ориентированные технологии;

- игровые технологии;

- технология «ТРИЗ»;

- технология эмоционального комфорта.

Здоровьесберегающие технологии.

     Здоровьесберегающие технологии, в своей практике, я направляю на укрепление здоровья ребенка, привитие ему здорового образа жизни. Это особенно актуально в свете ухудшения экологии, общей картины здоровья, неправильного питания. Здоровьесберегающие технологии могут быть по-разному реализованы в зависимости от поставленных мной целей:

-  быть направлены на сохранение здоровья и реализовываться медицинским персоналом: контроль за питанием, мониторинг здоровья, обеспечение здоровьесберегающей среды;

-  быть направлены на физическое развитие ребенка посредством различных видов гимнастик (утренняя, дыхательная, пальчиковая, для глаз, пробуждения, дорожки здоровья, массаж и самомассаж), закаливания, динамических пауз, физминуток, чередование активного движения и отдыха;

-  формирование навыков ухода за телом, дать основные представления о строении и функциях тела, знакомство с культурой здоровья;

- формирование навыков охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих;

- ознакомить детей с возможными травмирующими ситуациями;

-создание проблемных ситуаций, которые наглядно демонстрируют значимость правильного отношения к здоровью;

- обучать здоровому образу жизни через коммуникативные игры, игровые сеансы, физкультурные занятия, спортивные мероприятия;

- формирование у детей и родителей осознанного отношения к здоровому образу жизни.

Технологии проектной деятельности.

    Проектная деятельность в детском саду реализуется детьми совместно с педагогом. Моя цель — работа над проблемой, в результате которой каждый ребенок получает ответы на поставленные вопросы. Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, так как он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным.

    Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада. Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами исследовательской деятельности детей. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

     Этот метод актуален и очень эффективен, так как дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.

Технологии исследовательской деятельности.

     Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников моего особого внимания заслуживает исследовательская деятельность.  Исследовательская деятельность ребенку помогает выявлять актуальную проблему и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты.

    Исследовательская активность – естественное состояние каждого ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать.  Исследовать, открыть, изучить -  значит сделать шаг в неизведанное.

    Исследовательская технология как специально – организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира и познанию окружающей действительности дошкольника. Изучение особенностей предметов в специально созданных уголках и составляют задачу экспериментально – исследовательской деятельности. Эта технология является ведущим творчеством дошкольника.

    Методы и приемы применяемые мной в организации исследовательской деятельности:

- наблюдения;

- беседы;

- опыты;

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов,

трудовой деятельности;

- моделирование ситуаций;

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- создание моделей об изменениях в неживой природе;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие   ситуации;

- трудовые поручения, действия.

Информационно-коммуникационные технологии.

    Актуальность использования ИКТ в организации педагогического процесса, обусловлена необходимостью повышения качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Использование современных информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании открывают для меня новые возможности в обучении и воспитании дошкольников.

    Информационно-коммуникационные технологии получили свое естественное развитие в наш «продвинутый» век. Ситуация, когда ребенок бы не знал, что такое компьютер, практически нереальна. Дети тянутся к приобретению компьютерных навыков. С помощью увлекательных технологий по обучению чтению и математике, в зависимости от способностей каждого ребенка, программа может быть подстроена именно под него, то есть делать упор на его индивидуальное развитие.

    Компьютер имеет ряд существенных преимуществ перед классическим занятием. Анимационные картинки, мелькающие на экране, притягивают ребенка, позволяют сконцентрировать внимание. С помощью компьютерных программ становится возможным моделирование различных жизненных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать.

    Сегодня информационно – коммуникационные технологии позволяют:

-сделать учебно-воспитательный процесс более современным, разнообразным и насыщенным;

- показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре;

- в доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольнику материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольному возраста;

- привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими;

- способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов;

- поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей;

- привлекать пассивных слушателей к активной деятельности на занятии

ИКТ в своей практике я применяю в следующих видах деятельности:

- подбор иллюстративного материала к занятиям;

- подбор дополнительного познавательного материала к занятиям;

- оформление групповой документации, отчетов и мониторингов;

- оформление стендов группы и кабинетов;

-оформление стендов, газет и буклетов для родителей;

- обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками и идеями других педагогов;

 - создание презентаций для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и в процессе проведения родительских собраний праздников;

- знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;

- ведение сайта ДОУ;

- использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий;

- использование видеокамеры и соответствующих программ для монтажа видеоматериала;

- оформление буклетов, визиток, материалов по различным мероприятиям ДОУ;

- использование электронной почты.

Личностно-ориентированные технологии.

     Личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка. Эти технологии предполагают тесное взаимодействие педагога и ребенка, поэтому моя педагогическая деятельность по отношению к детям включает проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему. В течение дня общаюсь не только с группой в целом, но и каждым ребенком индивидуально. Находясь рядом с детьми, создаю условия для формирования положительных взаимоотношений со сверстниками.

     Воспитательно - образовательного процесс я выстраиваю таким образом:

- в ходе организованной образовательной деятельности учитываю возрастные возможности и интересы детей;

- организовываю образовательную деятельность в форме совместной игры;

- организовываю игру в совместной деятельности преимущественно с одним ребенком или небольшой группой детей таким образом, чтобы в ней участвовал каждый ребенок;

 - в ходе совместной игры или организованной образовательной деятельности нахожу время и возможность обратиться к каждому ребенку, проявить заинтересованность к тому, что он делает, подбодрить, помочь справиться с трудным действием;

- организовываю игры детей, стремясь заинтересовать ребенка сюжетом игры, вызвать у него желание играть;

- откликаюсь на любую просьбу ребенка о совместной деятельности и помощи, а в случае невозможности их осуществления спокойно объясняю причину и прошу подождать;

- стараюсь пробудить инициативу, вовлекая ребенка в игру, предлагаю и обсуждаю с ним разные варианты развития сюжета с учетом его желания;

- проявляю интерес к самостоятельной игре детей, выражаю одобрение, радуюсь находкам, оригинальным действиям и высказываниям детей;

- организуя совместные игры, помогаю распределить игрушки, роли, наладить взаимодействие.

Игровые технологии.

    Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний

    Игровые технологии — это фундамент всего дошкольного образования. Личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре.

    При этом, игры имеют множество познавательных, обучающих функций. Среди игровых упражнений можно выделить те, которые помогают выделять характерные признаки предметов: то есть учат сравнивать, которые помогают обобщать предметы по определенным признакам, которые учат ребенка отделять вымысел от реального, которые воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку и другое.

   В организации воспитательно - образовательного процесса ставлю перед собой задачи:

- воспитывать элементарные общепринятые нормы взаимоотношения со сверстниками и взрослыми через игровые действия;

- способствовать использованию в практике современных требований к организации игр дошкольников и формировать у дошкольников нравственную культуру миропонимания;

- совершенствовать у дошкольников приобретенные игровые навыки и умения для развития игровой активности.

Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательных задач)

     ТРИЗ облекает сложный материал в легкую и доступную для ребенка форму. Дети познают мир с помощью сказок и бытовых ситуаций. Технология ТРИЗ - теория решения изобретательных задач.

    Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. То есть целью является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

     ТРИЗ дает возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить; развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

Технология эмоционального комфорта.

    В дошкольном возрасте сохраняется эмоциональная зависимость детей от взрослых. Поведение взрослого постоянно обусловливает активность поведения и деятельности ребенка. Ребенок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребенка, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое становиться необходимым условием его развития. Сотрудничество взрослого и ребенка заключается в том, что не только взрослый должен хотеть передать ребенку определенные знания, умения и навыки, но и ребенок должен хотеть их взять, сделать своими.

    Психическое и физическое здоровье включает в себя благополучие в эмоциональной и познавательной сфере, развитии характера и формировании личности, а также нервно-психическом состоянии детей.

    Важнейшим фактором, влияющим на эмоциональное состояние ребенка, является правильно организованная работа воспитателя. Для организации такой работы важно, чтобы уже на уровне осознания воспитатель был сориентирован не столько на создание предметно-развивающей среды, но и эмоционально-развивающей среды в группе, т.е. среды, способствующей разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка дошкольного возраста (как условия его дальнейшего успешного и гармоничного развития).

Вывод: Использование современных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Технологический подход, новые технологии гарантируют достижения дошкольников и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе. Применяемые мной современные образовательные технологии являются актуальными на сегодняшний день в дошкольном учреждении при организации различных видов деятельности, взрослых и детей.

10.12.2017 г.

Заведующий МБДОУ ДС 317

«Весёлые гномики»                                                                         Л.В. Торопова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Сравнение бурого и белого медведей". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексические темы:...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Игра - путешествие "Едем в деревню". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексичес...

Деловая игра: «Использование современных образовательных технологий (технология исследовательской деятельности, технология обучение в сотрудничестве (групповая, командная) в условиях введения ФГОС в образовательном процессе»

Разрабока направлена на повышение профессиональной компетентности педагогов по освоению  и использованию  современных  образовательных  технологий - исследовательской деятель...

КОНСПЕКТ Совместная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста в образовательной области физическая культура (плавание)Здоровьесберегающая образовательная технология. Развивающая образовательная технология. Игровая образовательная технология

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 92 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга   КОНСПЕКТ Совместная деятельность с дет...