Проектно - исследовательская деятельность
консультация на тему

Музафарова Светлана Андреевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для педагогов МБДОУ «ЦРР- детский сад №1» « ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНО –ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО »

Слайд 2

1. Выступление - презентация «Технология проектно – исследовательской деятельности» (руководитель РМО) 2. Презентация планов по познавательно - исследовательской деятельности с детьми группы на учебный год (педагоги) 3.Результаты муниципальной конференции исследовательских работ и творческих проектов детей старшего дошкольного возраста «Наука маленького роста» (руководитель РМО) 4. Ознакомление с Положением смотра -конкурса уголков по познавательно – исследовательской деятельности «Лаборатория почемучек» (руководитель РМО) 5. Обсуждение задания и темы следующего РМО Повестка

Слайд 3

"Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, Приобретают способность сами ставить вопросы, И получать на них фактические ответы, оказываясь На более высоком умственном и нравственном уровне В сравнении с теми, кто такой школы не прошел" К. А. Тимирязев .

Слайд 4

Что такое исследование? Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально - творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения; - это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию . Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов запоминаются надолго.

Слайд 5

Детское исследование- необходимое условие развития личности ребенка Детское исследование это замечательное и универсальное средство интеллектуального развития. Его можно использовать в различных видах деятельности детей, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, экологии и др. Элементарное экспериментирование начинается с группы раннего возраста. Оно вызывает у малышей живой интерес и восторг

Слайд 6

Ч то является объектом познания детей дошкольного возраста? мир живой природы мир неживой природы человек и рукотворный мир

Слайд 7

1 этап: Выявление проблемы (нахождение /определение объекта (предмета) исследования). Дети должны ясно представлять, что они будут исследовать, что будут искать; 2 этап: Определение цели исследования (нахождение ответа на вопрос, о том, зачем проводится исследование); 3 этап: Определение задач исследования (основных шагов направления исследования); 4 этап: Выдвижение гипотезы (предложения, догадки). Гипотеза – это попытка предвидения событий. 5 этап: Составление предварительного плана исследования. Ответ на вопрос: «Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?». Список возможных путей и методов исследования: подумать самому, прочитать книги, посмотреть фильм, спросить у других людей, понаблюдать…. 6 этап: Провести эксперимент (опыт), наблюдение, проверить гипотезы, сделать выводы; 7 этап: Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАНИЯ

Слайд 11

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста Младший дошкольный возраст : • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты). Старший дошкольный возраст : • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы ; • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Слайд 12

Правильная последовательность детского исследования 1. Проблемная ситуация. 2. Целеполагание. 3. Выдвижение гипотез. 4. Проверка предположения. 5. Если предположение подтвердилось: формулировка вывода. 6. Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы

Слайд 15

В ходе работы в специально подготовленной среде, дети: Проявляют активный интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации. Задают вопросы: почему? Зачем? Как? Стремятся объяснить факты, связи, используя в речи обороты «потому что…». Проявляют интерес к познавательной литературе. Умеют выражать свои мысли, формулировать представления об окружающем мире, событиях. Пробуют самостоятельно составлять схемы и зарисовывать опыты. Применяют свои знания в жизни.

Слайд 16

Компоненты центра экспериментирования Дидактический (познавательные книги, альбомы, коллекции и т.д.) Оборудования (приборы, приспособления, красители, некоторые пищевые продукты, сосуды для воды, зеркала и т.д.) Стимулирующий (правила работы с материалами; персонажи, наделенные определенными чертами (Почемучка) от имени которого моделируется проблемная ситуация; карточки-схемы проведения экспериментов и т.д.)

Слайд 17

Центр науки (экспериментирования) Место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы и т.п.) Место для приборов. Место для хранения материалов ( природного, «бросового»). Место для проведения опытов. Место для неструктурированных материалов (песок, вода и др.)

Слайд 18

Какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе проектно –исследовательской деятельности Любознательный-активный, способный решать интеллектуальные задачи (проблемы) адекватные возрасту, способный управлять своим поведением, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Слайд 19

« Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам !» Ральф У. Эмерсон Эксперимент рождается не просто: Порой – с наивного вопроса. Порой – со странного ответа. Он долго зреет в тайне где-то Когда сомнений нет уж боле – Он вырывается на волю, Нам отдаёт себя на милость: Смотрите! Что-то получилось.

Слайд 20

Спасибо за внимание! "Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал". Сухомлинский В.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС (педагогический совет - деловая игра)

Педагогический совет  Тема: Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС.Цель: Уточнить знания педагогов по проектной и исследовательско...

МАСТЕР- КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС

Уточнить знания педагогов по проектной и исследовательской деятельности в ДОУ.Повысить профессиональную компетентность в планировании исследовательской работы.Развивать умение дискуссировать в группе,...

Проектно - исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности,помогающий успешной реализации ФГОС

Очень важно повышать профессиональную компетентность в планировании исследовательской работы....

Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС.

Цель: Уточнить знания педагогов по проектной и исследовательской деятельности в ДОУ.Задачи:1.Повысить профессиональную компетентность в планировании исследовательской работы.2.Развивать умение дискусс...

«Проектно – исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС ДО

«Проектно – исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС ДО...

Мастер-класс "Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС"

Данный мастер-класса  призван  повысить профессиональную компетентность педагогов дошкольных учреждений в планировании исследовательской работы....

Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност

Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...