занятие по казачеству
план-конспект занятия (младшая группа) на тему

Занятие о традициях и быте казаков для детей 4 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_kazachestvu.docx15.86 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ТАЦИНСКИЙ д/с «Колокольчик»

Занятие на тему:

 «Традиции и быт казаков»



Автор:

Воспитатель

Астахова Екатерина Александровна

Цели:

Сформировать представление о жизни Кубанского казачества, их обычаях, традициях, предметах обихода, предметах одежды.

Развивать память, внимание, наблюдательность, логическое мышление, мелкую моторику рук, цветовое восприятие.

Развивать связную речь, обогатить словарь детей:   макитра, рубель, коромысло, папаха.

Воспитывать интерес к истории Кубанского казачества, любознательность.

Демонстрационный материал: бумажная форма макитры, калины, карточки с последовательностью рисования веточки калины, краски, салфетки, кисти,  стаканы с водой.

Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, физкультминутка «Танец Кубанских казаков», рассматривание предметов быта казаков, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.

Словарная работа:   макитра, , шапка - Кубанка, гончар.



Ход занятия:

Под фонограмму народной песни «Распрягайте, хлопцы, кони…»  дети заходят в группу, садятся.
Воспитатель:    Ребята, вы сейчас услышали прекрасную, разудалую песню. Как вы думаете, кто поет эту песню?
Дети:   Казаки.
Воспитатель:    Правильно, песню эту поют казаки – люди вольнолюбивые, независимые, гордые. Казаки, первыми поселившиеся на Кубани,  умели храбро воевать и жить честно, были смелые,  бесстрашные. Семьи у них были большие, было много детей, и все жили в дружбе и любви. Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи.

Ребята у всех вас есть мамы, папы, бабушки и дедушки. Вы всех их очень любите, они для вас самые близкие и родные. Скажите! А как можно назвать близких вам людей одним словом?

Дети: родственники, родичи, предки.

Воспитатель: Молодцы! Близкие предки - это ваши папы, мамы, бабушки и дедушки. А дальние предки - это те ваши родственники, которые жили до них.  И  вот сегодня у нас с вами есть возможность увидеть некоторые из предметов быта, которыми пользовались наши далекие предки.

Наденем на голову шапку - кубанку, повернемся вокруг себя три раза и скажем: «Время, время остановись! К нашим предкам повернись.

 Воспитатель: В казачьих семьях глава семьи - казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное – охраняет границу от врагов.

Посмотрите, какой он носит красивый костюм. На голове папаха, на ногах сапоги. На себя надевает рубаху, брюки, черкеску. Кинжал и сабля подвешиваются  к поясу казака.

Его жена, казачка, занимается дома по - хозяйству. С утра ей надо сходить к колодцу, принести воды на коромысле, чтобы можно было постирать грязную одежду, приготовить пищу.

А белье гладили вот этим предметом, называется он – рубель. Он ребристый. На каталку наматывают мятое полотенце и с силой проводят по нему рубелем несколько раз. Белье получается гладким, и пахучим. Повторите, как называется такой утюг?

Дети: рубель!

Воспитатель: Зимними вечерами казачки занимались рукоделием, вязали, ткали, мастерили игрушки. Всё это они делали зимой, потому что летом, весной и осенью у них было много другой работы.
Люди  трудились в поле, огороде, они сажали, убирали урожай, хлеб,  это занимало все их время. А зимой такой работы нет.

..

Воспитатель: Ещё одним из старейших промыслов на Кубани было гончарное ремесло. Вы знаете , что делали из глины?
Дети: Из глины делали посуду.
Из глины делали детские игрушки. 
Из глины изготавливали кирпич.

Воспитатель: Правильно! Я вам предлагаю рассмотреть глиняную посуду.

Из покон веков на Кубани любили петь. И не только на свадьбах или проводах в Армию, а и в поле, и за прялкой, и у люльки малыша. Давайте послушаем казачьи песни.

Физкультурная минутка (танцевальные движения под кубанскую казачью песню)

А теперь ребята я предлагаю вам превратиться в казачьих умельцев и расписать макитру узором.

На Кубани очень распространено такое растение как калина. Вот я и предлагаю расписать нашу посуду «ветками калины».

 Ягодки нарисуем пальчиком.

Подведение итогов:

- Ребята что нового вы сегодня узнали?

- Что делали из глины?

- Какие новые слова вы сегодня узнали?

- понравилось ли вам рисовать разными приемами (примакивание, рисование кисточкой, пальчиком)?

- Расскажите ли вы своим родителям, чем мы сегодня занимались?

Молодцы, ребята! Вы прямо-таки, как настоящие казачата! Такую посуду не стыдно будет хранить в казачьей хате!

Выставка детских работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по казачеству

Цель данного занятия  - приобщить дошкольников к ультуре Донского края, расширять пердставления дошкольников о быте казаков в далёком прошлом, знакомить с казачтими песнями, развивать и обогащать...

Занятия по казачеству во второй младшей группе

конспекты занятий по реализации регионального компонента "Казачество"...

Занятия по казачеству в средней группе

занятия по казачеству средняя группа...

Занятие "Оренбургское казачество"

Заочная экскурсия к памятнику  Оренбургскому казачеству....

Конспект занятия по казачеству на тему: "Казачье подворье".

Конспект занятия по казачеству на тему: "Казачье подворье"....