Комплексно тематический план работы ДОУ
календарно-тематическое планирование (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Роговая Людмила Сергеевна

В методической разработке "Комплексно-тематический план ДОУ" даются комплекс тем, целей и образовательных задач, формы и содержание работы по тематическим проектам в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksno_tematicheskoe_planirovanie.doc229.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Детский сад №6 «Колокольчик»

Каменского муниципального района, Воронежской области

КОМПЛЕКСНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

                                Разработала: Роговая Л.С.-

                                старший воспитатель


Пояснительная записка

к комплексно-тематическому планированию

Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения Программы МКДОУ «Детский сад №6 «Колокольчик» являются примерные темы (праздники, события, проекты),  которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а так же вызывают личностный интерес детей к:

-  явлениям нравственно-духовной  жизни ребенка (Дни  доброты, красоты, всемирный день приветствий  и др.);

-  окружающей природе (вода, земля, птицы, животные и др.);

-  миру искусства и литературы (Дни поэзии, детской книги, театра и др.);

- традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям (Новый год, Праздник весны и труда, День матери  и др.);

- событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (День народного единства, День защитника Отечества и др.),

-  сезонным явлениям (Осенины, Зимушка хрустальная,  Весняночка),

-  народной культуре и  традициям.

Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.

При использовании комплексно-тематического планирования учитывается следующее:

-  количество тем самостоятельно определяется педагогами, реализующими Программу, и может быть, как сокращено, так и увеличено (дополнено другими международными, российскими праздниками или событиями);

- указанные темы могут быть заменены другими социально и личностно значимыми для участников образовательного процесса международными, российскими праздниками или событиями;

- формы подготовки  и реализации тем  носят интегративный  характер, то есть позволяют решать задачи психолого-педагогической работы нескольких образовательных областей;

- формы работы по подготовке и реализации темы детей 3-5 лет могут быть использованы и при подготовке к теме для  детей 5-7 лет (например, чтение, беседы, разучивание стихотворений по теме и т.п.);

- одной теме уделяется не менее одной недели (оптимальный период
2 недели);

-  тема отражается в подборе материалов, находящихся в группе и в уголках развития.


 Комплексно-тематическое планирование в 1 младшей группе

Тема

Рекомендуемый период проведения

Содержание работы

Формы организации

Варианты итоговых мероприятий

Здравствуй, детский сад!

20 августа-3-я неделя сентября

Адаптировать детей к условиям детского сада. Познакомить   с   детским   садом   как   ближайшим социальным окружением ребенка (помещением и оборудованием группы: личный шкафчик, кроватка, игрушки     и     пр.).     Познакомить     с     детьми, воспитателем.    

Игровые упражнения, моменты радости, театрализации, чтение художественной литературы, игры-занятия, рассматривание иллюстраций

Игра – забава «Чаепитие»; развлечение «Чудесные пятнышки»

День рождение детского сада

4-я неделя сентября

Способствовать формированию положительных эмоций по отношению к детскому саду, воспитателям, детям.

Игровые ситуации, экскурсии по детскому саду, дидактические игры, чтение художественной литературы, хороводные игры, целевые прогулки, организация трудовой деятельности

Праздник мыльных пузырей, выставка детского творчества, фотоколлаж «Какие мы разные», «Наша группа».

Всемирный день животных

1-я и 2-я неделя октября

Формирование первичных ценностных представлений о животных как «меньших братьях» человека

Подвижные игры по теме праздника, игры-имитации характерных особенностей (повадок, поз, движений) животных; чтение художественной литературы по теме праздника;  рассматривание фотографий домашних животных, изображений домашних и диких животных, иллюстраций с изображением персонажей-животных, живых объектов в уголке природы; развивающие игры «Чей этот дом?», «Кто чем питается?», «Путаница» («Животный мир») и т.д.; наблюдения за животными (во дворе, в уголке природы, домашними)

Игра-развлечение «Кто, кто в теремочке живет?»; Кукольный театр «Колобок» и др., выставка рисунков

Осенины

3-я и 4-я неделя октября

Формировать элементарные представления об осени  (сезонные  изменения  в  природе,  одежде людей, на участке детского сада). Дать первичные представления   о   сборе   урожая,   о   некоторых овощах,    фруктах,    ягодах,    грибах.    Расширять знания о домашних животных и птицах. Знакомить с особенностями поведения лесных зверей и птиц осенью.

Подвижные игры по теме праздника, чтение художественной литературы;  рассматривание фотографий домашних животных, фруктов, ягод, грибов; изображений домашних и диких животных, иллюстраций с изображением персонажей-животных и птиц, живых объектов в уголке природы; развивающие игры «Чей этот дом?», «Кто чем питается?», «Путаница» («Животный мир») и т.д.; наблюдения за животными (во дворе, в уголке природы, домашними); рассказы о сборе урожая, грибов, ягод. Сбор осенних листьев. Игры-эксперименты.

Праздник «Осень». Выставка детского творчества,   Сбор осенних листьев и создание коллектив         ной работы—плаката с                 самыми красивыми          из собранных листьев.

Мой родной город

4-я неделя октября, 2-я неделя ноября

Знакомить детей с родным городом: его названием, объектами (улица, дом, магазин, поликлиника);   с     транспортом,     «городскими» профессиями (врач, продавец, милиционер).

Рассматривание близрасположенных домов, экскурсия вокруг детского сада, наблюдение за работой дворника, воспитателей. Рассматривание иллюстраций с изображением улиц, достопримечательностей родного города.  Чтение художественной литературы, наблюдение за прохожими, транспортом.

Конструирование «Дом», «Транспорт»; развлечение «В гостях у Сибирячка»; фотовыставка «Мы на отдыхе».

Всемирный день приветствий

3-я неделя ноября

Формирование представлений о формах и способах приветствий, культуры поведения, желания и умения устанавливать положительные взаимоотношения с людьми

Игровые ситуации, сюжетно-ролевые игры «День рожденье куклы Маши»,  «Гости»; наблюдения; ситуативные разговоры с детьми, педагогические ситуации «Научим кукол Ваню и Аню здороваться»; пальчиковые гимнастики; чтение художественной литературы, развивающие игры на узнавание эмоций («Путешествие в мир эмоций» и др.);

Игра-развлечение «В гости к кукле»

День матери

4-я неделя ноября

Формирование представлений об образе матери. (Элементы внешнего вида, имя, профессия, духовные качества) Воспитание чувства любви и уважения к матери, желания помогать ей, заботиться о ней.

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»; игровые ситуации, ситуативные разговоры с детьми («Ласковые слова», «Какой подарок для мамы лучше» и т.п.); чтение художественной литературы по теме праздника; слушание и исполнение музыки (песен) о маме; разучивание танцев для мам.

Оформление фото стенда «Ниши мамы»; выставка рисунков «Моя мама»

Новогодний праздник

1-я - 4-я неделя декабря

Расширять представления о зиме, сезонных изменениях в природе. Формировать представления о безопасном поведении зимой; исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментальной деятельности. Формировать  представления о Новом годе как  веселом и добром празднике (утренники; новогодние спектакли; сказки; каникулы;  совместные с семьей новогодние развлечения и поездки; пожелания счастья, здоровья, добра;  поздравления и подарки). Формирование умений доставлять радость близким и благодарить за новогодние сюрпризы и подарки.

Новый год – традиционный и самый любимый праздник детей. В российском дошкольном образовании накоплен достаточный опыт по подготовке и проведению новогодних утренников (других форм проведения праздника).

В процессе подготовки к праздничным мероприятиям особое внимание  необходимо обратить на   решение психолого-педагогических задач образовательной области «Безопасность».

Новогодний утренник.

Зима

3-я  - 4-я неделя января

Знакомить с народным творчеством, фольклором. Формировать элементарные представления о зиме   (сезонные   изменения   в   природе,   одежде людей,   на   участке   детского   сада).   Расширять знания о домашних животных и птицах. Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц зимой.

Чтение художественной литературы, дидактические игры и упражнения («Собака», «Далеко-близко», «Не ошибись» и пр.), рассматривание картин, чтение потешек, сюжетно-ролевая игра «Поликлиника», дидактические задания «Покажи на картинке», «Найди яблоко такого же цвета», «Покажи такую же морковку». Игры-экспериментирования со снегом, водой.

Развлечение «Зимушка-зима»; выставка детского творчества.

День доброты

1-я неделя февраля

Формирование первичных ценностных представлений о добре и зле

рассматривание иллюстраций к сказкам, художественным произведениям, изображающих добрых и злых героев;  чтение по теме праздника; наблюдения за поступками взрослых и детей; организация трудовой деятельности (посильная помощь воспитателям, младшим воспитателям, дворникам и т.п.);  развивающие  игры «Что доброго делают люди этой профессии?», «Путешествие в мир эмоций» и др.;

Подведение итогов недели добрых дел. Развлечение «Страна добрых поступков».

День защитника отечества

2-я - 3-я неделя февраля

Воспитывать внимательное отношение к родным и близким людям – отцу, дедушке, братику. Формирование первичных представлений о Российской армии,  о мужчинах как защитниках «малой» и «большой» Родины, всех слабых людей (детей, женщин, стариков, больных). Воспитание уважения к защитникам Отечества.

Сюжетно-ролевая игра «Семья»; рассматривание военных игрушек, изображений военной формы, сюжетных картинок, фотографий, иллюстраций к книгам по теме праздника;  чтение художественной литературы по теме; мастерская (изготовление подарков для пап и дедушек); слушание и исполнение «военных» песен

Праздник «День Защитника Отечества», фотовыставка «Мой папа, дедушка, братишка»

Народная игрушка

4-я неделя февраля

Знакомить     с     народным     творчеством     на примере народных игрушек. Знакомить с устным народным творчеством (песенки, потешки и др.). Использовать   фольклор   при   организации   всех видов детской деятельности.

Чтение художественной литературы (сказки, потешки, прибаутки и пр.); рассматривание народных игрушек, рассматривание иллюстраций; дидактические игры «Разрезные картинки», «Найди такую же»; рассказывание и инсценировка русских народных сказок «Волк и козлята», «Колобок», «Теремок».

Игры - забавы. Праздник народной игрушки.

Мамин день

1-я и 2-я неделя марта

Воспитание чувства любви и уважения к женщине, желания помогать им, заботиться о них. Организовывать         все         виды         детской деятельности         (игровой,         коммуникативной, трудовой,      познавательно      исследовательской, продуктивной,       музыкально        художественной, чтения)   вокруг   темы   семьи,   любви   к   маме, бабушке.

В российском дошкольном образовании накоплен достаточный опыт по подготовке и проведению праздника, посвященного Международному женскому дню. Мероприятия подготовки к Дню матери могут быть использованы педагогами также при подготовке к Международному женскому дню.

Игра-ситуация «Мама согревает». Мамин праздник.

День птиц

3-я и 4-я неделя марта

Формирование первичных ценностных представлений о птицах как «меньших братьях» человека.

Подвижные игры по теме праздника, игры-имитации характерных особенностей (повадок, поз, движений) птиц; чтение художественной литературы по теме праздника;  рассматривание фотографий птиц, изображений домашних и диких птиц, иллюстраций с изображением персонажей сказок, живых объектов в уголке природы; развивающие игры «Чей этот дом?», «Кто чем питается?», «Путаница» и т.д.; наблюдения за птицами (во дворе, в уголке природы, домашними) беседа «Каких птиц мы знаем».

Выставка «Птицы России», развлечение «Сорока-белобока»,

День смеха

1-я неделя апреля

Развитие чувства юмора у детей.

Игровые упражнения, моменты радости, театрализации, чтение художественной литературы, игры-занятия, рассматривание иллюстраций

Фотоколлаж «Какие мы веселые», игра-развлечение «Рассмешим куклу Аню».

День детской книги

2-я неделя апреля

Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, сказок.

Воспитание желания и потребности «читать» книги, бережного отношения к книге

Сюжетно-ролевая игра «Книжный магазин»; чтение и рассматривание книг для детей; знакомство с различными видами детских книг (книжка-игрушка, книжка-панорама, книжка-раскладка, книжка-раскраска и др.); знакомство с пословицами и поговорками по теме праздника; слушание и исполнение песен по литературным и сказочным сюжетам;

Выставка детского творчества, постановка сказки артистов кукольного театра.

Весняночка

3-я и 4-я неделя апреля

Формировать элементарные представления о весне  (сезонные  изменения  в  природе,  одежде людей,   на   участке   детского   сада).   Расширять знания о домашних животных и птицах. Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц весной.

Рассматривание иллюстраций и предметов, дидактические игры «Найди и назови», «Покажи такое же»; рассказы воспитателя, сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская», рассматривание цветов и комнатных растений; беседы «На нашем участке выросли цветочки», «Мы не боимся жуков и не обижаем их»; чтение художественной литературы.

Праздник «Веснянка». Выставка детского творчества.

Всемирный день здоровья

1-я неделя мая

Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни.

Игры-экспериментирование (с водой, мылом, зубными щеткой и пастой, бумажными салфетками и др.); чтение по теме праздника (на литературном и фольклорном материале);  подвижные игры; игровые ситуации по теме праздника (как чувствует себя человек, когда болеет; что лучше – болеть или быть здоровым; что делать, чтобы не заболеть и когда человек болеет; признаки больного и здорового человека и т.п.); развивающие игры «Пирамида Здоровья», «Аскорбинка и ее друзья» и др.

Развлечение «Заболел наш Петушок». Фотоконкурс «Будем здоровыми и сильными».

Международный день семьи

2-я неделя мая

Формирование первичных ценностных представлений о семье, семейных традициях, обязанностях.

Сюжетно-ролевая игра «Семья»; чтение художественной литературы по теме; организация совместных с членами семьи досугов (чаепития, развлечения); ситуативные разговоры и беседы по теме праздника; слушание и исполнение песен о семье, членах семьи (папе, маме, дедушке, бабушке, старших братьях и сестрах).

Семейные посиделки, фотоконкурс «Дружная семья», «Как мы играем дома». Выставка детского творчества.

Лето красное

3-я и 4-я неделя мая

Формировать элементарные представления о лете   (сезонные   изменения   в   природе,   одежде людей,   на   участке   детского   сада).   Расширять знания о домашних животных и птицах, об овощах, фруктах,     ягодах.     Знакомить     с     некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц летом. Познакомить с некоторыми животными жарких стран.

Рассматривание иллюстраций по теме праздника; рассказ воспитателя «Какие цветы растут на нашем участке»; дидактические игры «Кто как кричит», «Мамы и детки», «Чья мама»; целевые прогулки по территории ДОУ; сюжетно-ролевые игры «Транспорт», «Поликлиника». Чтение художественной литературы.

Праздник «Лето»

В летний период детский сад работает в каникулярном режиме

1 июня -20 августа


Примерное комплексно-тематическое планирование в  младшей и средней группах

Тема

Рекомендуемый период проведения

Содержание работы

Формы организации

Варианты итоговых мероприятий

До свидания, лето. Здравствуй,  детский сад!

15 августа, 1-я неделя сентября

Формировать чувство общности, значимости каждого ребенка для детского сада. Знакомить с традициями детского сада, с правами и обязанностями детей в группе. Вызвать у детей радость от возвращения в детский сад. Продолжать знакомство с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка: профессии сотрудников детского сада (вое питатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, дворник), предметное окружение, правила поведения в детском саду, взаимоотношения со сверстниками. Знакомить детей друг с другом в ходе игр (если дети уже знакомы, помочь вспомнить друг друга). Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми (коллективная художественная работа, песенка о дружбе, совместные игры).

Игровые упражнения, моменты радости, театрализации, чтение художественной литературы, игры-занятия, рассматривание иллюстраций. Игровые ситуации, экскурсии по детскому саду, дидактические игры, чтение художественной литературы, хороводные игры, целевые прогулки, организация трудовой деятельности

Развлечение     для     детей, организованный
сотрудниками детского   сада   с
участием родителей. Дети в
подготовке        не участвуют,        но принимают  активное   участие в развлечении (а подвижных   играх, викторинах).

Международный день красоты

3-я неделя сентября

Формирование представления о красоте (видеть, ценить и созидать красоту в окружающем мире в разнообразных ее проявлениях), взаимосвязи красоты и здоровья, красоты и доброты человека, внутренней и внешней красоте человека:

Сюжетно-ролевая игра «Ателье»; украшение групповой комнаты осенними букетами, детскими рисунками; хороводные игры в нарядных костюмах; рассматривание красивых предметов вокруг себя (овощей, фруктов, листьев, игрушек, одежды, лиц, растений, животных, иллюстраций, народных игрушек и др.); игровые ситуации «В поисках Красоты» (нахождение красивых предметов в групповой комнате, на участке детского сада); наблюдения осенней природы; экспериментирование с основными цветами; чтение  художественной литературы по теме; беседы по теме праздника и ситуативные разговоры с детьми; разучивание  стихов о красоте природы; рассказы из личного опыта на темы: «Красивые предметы в моей комнате», «Самая красивая игрушка» и др.; игры с пиктограммами эмоций; подвижные игры и танцы на развитие основных движений детей (с акцентом на красоту движений, демонстрируемых детьми); мастерская по изготовлению коллажей «Красота красного цвета и его оттенков» (аналогично – других основных цветов и их оттенков).

Общая (по детскому саду) выставка «Красота в жизни, природе и искусстве»: коллективное представление вместе с воспитателем экспонатов, собранных или созданных детьми (осенний букет, поделки из природного материала, альбом детских загадок, книга детских иллюстраций  и др.).

День рождение детского сада

4-я неделя сентября

Способствовать формированию положительных эмоций по отношению к детскому саду, воспитателям, детям.

Игровые ситуации, экскурсии по детскому саду, дидактические игры, чтение художественной литературы, хороводные игры, целевые прогулки, организация трудовой деятельности

Праздничный концерт, выставка детского творчества.

День воспитателя

и всех дошкольных работников

1-я неделя октября

Формирование первичных представлений и положительного отношения к профессии воспитателя, другим профессиям дошкольных работников, детскому саду как ближайшему социуму

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»; рассматривание помещений групповой комнаты (какие есть уголки, что в них можно делать, кто их организовал и т.д.), групповых фотографий (узнавание детей, педагогов); наблюдения за трудом младшего воспитателя (накрывает на стол, моет посуду и др.), отдельными сторонами труда воспитателя (например, подготовка к прогулке); «обзорная» экскурсия по детскому саду; чтение художественной литературы по теме; разучивание стихотворений по теме; ситуативные разговоры и беседы по теме; слушание и исполнение песен «про детский сад»; мастерская (обсуждение, выбор и изготовление вместе с родителями детей «подарков» для сотрудников детского сада  - поздравительных открыток, закладок, лепка бус с последующей росписью; создание коллективных работ - панно «Ладошки нашей группы»);  развивающие игры «Профессии», «Что нужно повару» и др.; организация посильной помощи воспитателю и младшему воспитателю;

День открытых дверей; выставка рисунков («Моя  любимая воспитательница». «Мой любимый детский сад», и др.).

Всемирный

День  животных

2-я неделя октября

Формирование первичных ценностных представлений о животных как «меньших братьях» человека.

Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»; подвижные игры по теме праздника,  игры-имитации характерных особенностей (повадок, поз, движений) животных; чтение художественной литературы по теме праздника; разучивание  стихов о животных; игры-драматизации сказок о животных; рассматривание фотографий домашних животных, изображений домашних и диких животных, иллюстраций с изображением персонажей-животных, живых объектов в уголке природы); беседы, ситуативные разговоры и рассказы педагогов по теме, в том числе о видовом разнообразии животных, местах их обитания и питании,  их значении в жизни человека и всего живого, последствиях уничтожения животных, защите животных со стороны людей и государства, посильной помощи детей в деле защиты животных;  развивающие игры «Чей этот дом?», «Кто чем питается?», «Путаница» («Животный мир») и т.д.;  наблюдения за животными (во дворе, в уголке природы, домашними);

Выставка (конкурс) рисунков (фотографий) домашних животных. Фотоколлаж «Мои домашние питомцы».

Между

народный день врача

3-я неделя октября

Формирование первичных представлений о профессии врача, ее социальной  значимости  и гуманной направленности (помогать больным  восстанавливать здоровье, облегчать страдания).

Сюжетно-ролевые игры («Больница», «Поликлиника», «Аптека», «Скорая помощь»);  рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме праздника; ситуативные разговоры и беседы с детьми по теме праздника (об отдельных профессиональных действиях врача, отношениях врача и пациента); чтение художественной литературы по теме; разучивание стихотворений по теме.

Развлечение «Айболит и доктор витаминкин»; экскурсия в медицинский кабинет; сюжетно-ролевая игра «Поликлиника».

Мой дом, мой город, моя страна

4-я неделя октября и 2-я неделя ноября

Дать первые представления о родной стране (название города, страны), о правилах поведения в городе. Знакомить      с      домом,      с      предметами домашнего        обихода,        мебелью,        бытовыми приборами, Знакомить с родным городом, его названием, основными достопримечательностям и. Знакомить  с  видами  транспорта,  в  том  числе  с городским,   с   правилами   поведения   в   городе,   с элементарны ми правилами дорожного движения. Знакомить        с        «городскими»        профессиями (милиционер,     продавец,     парикмахер,     шофер, водитель автобуса).

Рассматривание близрасположенных домов, экскурсия вокруг детского сада, наблюдение за работой дворника, воспитателей. Рассматривание иллюстраций с изображением улиц, достопримечательностей родного города.  Чтение художественной литературы, наблюдение за прохожими, транспортом.

Сюжетно ролевая игра по правилам дорожного движения. Спортивное развлечение, выставка детского творчества. Фотовыставка «Под крышей дома моего».

Всемирный

день приветствий

3-я неделя ноября

Формирование представлений о формах и способах приветствий, культуры поведения, желания и умения устанавливать положительные взаимоотношения с людьми.

Сюжетно-ролевая игра (Семья», «Гости»); наблюдения, игровые ситуации по теме праздника (формы и способы приветствий – «Здравствуйте», «Доброе(ый) утро (день, вечер)», «Привет», кивок головой, улыбка; ситуации приветствий – встреча, телефонный разговор, письмо и др.); ситуативные разговоры с детьми, педагогические ситуации («Научим кукол Ваню и Аню здороваться», «Кукла Аня принимает гостей»); чтение художественной литературы, разучивание стихотворений; развивающие игры на узнавание эмоций («Путешествие в мир эмоций» и др.);

Игра-развлечение «Как пошли мы в гости»; конкурс приветственных открыток.

День матери

4-я неделя ноября

Воспитание чувства любви и уважения к матери, желания помогать ей, заботиться о ней.

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»;  игровые и педагогические ситуации, ситуативные разговоры с детьми («Ласковые слова», «Какой подарок для мамы лучше» и т.п.); чтение художественной литературы по теме праздника;  разучивание стихов по теме праздника; слушание и исполнение музыки (песен) о маме; разучивание танцев для мам.

Посиделки «Нет милее дружка, чем родимая матушка». Выставка детского творчества «Моя милая мама».

Новый год

1-я и 4-я неделя декабря

Формирование представлений о Новом годе как  веселом и добром празднике (утренники; новогодние спектакли; сказки; каникулы;  совместные с семьей новогодние развлечения и поездки; пожелания счастья, здоровья, добра;  поздравления и подарки; Лапландия – родина Деда Мороза и др.), как  начале календарного года (времена года; цикличность, периодичность и необратимость  времени; причинно-следственные связи; зимние месяцы; особенности Нового года в теплых странах и др.). Формирование умений доставлять радость близким и благодарить за новогодние сюрпризы и подарки.

Новый год – традиционный и самый любимый праздник детей. В российском дошкольном образовании накоплен достаточный опыт по подготовке и проведению новогодних утренников (других форм проведения праздника).

В процессе подготовки к праздничным мероприятиям особое внимание  необходимо обратить на   решение психолого-педагогических задач образовательной области «Безопасность».

Новогодний утренник. Конкурс новогодних игрушек.

Народная культура  и  традиции  

3-я и 4-я неделя января

Дать детям первоначальные представления основ национальной культуры, вызвать интерес к познанию культуры своего народа (русского, бурятского).

Чтение художественной литературы (сказки, потешки, прибаутки и пр.); рассматривание народных игрушек, рассматривание иллюстраций; дидактические игры «Разрезные картинки», «Найди такую же»; рассказывание и инсценировка русских народных сказок «Волк и козлята», «Колобок», «Теремок».

Развлечение «Секреты бабушкиного сундука», «Рождественские посиделки». Выставка детского творчества.

День доброты

1-я неделя февраля

Формирование первичных ценностных представлений о добре и зле

Рассматривание иллюстраций к сказкам, художественным произведениям, изображающих добрых и злых героев; чтение по теме праздника; ситуативные разговоры, педагогические ситуации и беседы  по теме праздника (о добрых и злых героях, поступках;  способах и формах выражения доброты друг к другу, родным, домашним животным, окружающим людям; моральных нормах и правилах поведения, отражающих противоположные понятия, например, хороший-плохой, добрый-злой, смелый-трусливый, честный-лживый); наблюдения за поступками взрослых и детей; разучивание стихов по теме праздника; воспроизведение диалогов литературных и сказочных героев, героев мультфильмов; организация трудовой деятельности (посильная помощь воспитателям, младшим воспитателям, дворникам и т.п.); развивающие  игры «Что доброго делают люди этой профессии?», «Путешествие в мир эмоций» и др.;

Подведение итогов недели добрых дел. Развлечение «Ах, эти добрые дела»

День защитника Отечества

2-я и 3-я неделя февраля

Формирование первичных представлений о Российской армии,  о мужчинах как защитниках «малой» и «большой» Родины, всех слабых людей (детей, женщин, стариков, больных). Воспитание уважения к защитникам Отечества.

Сюжетно-ролевая игра «Семья»;  ситуативные разговоры с детьми, беседы по теме праздника;

рассматривание военных игрушек, изображений военной формы, сюжетных картинок, фотографий, иллюстраций к книгам по теме праздника; чтение художественной литературы по теме; разучивание стихов по теме; мастерская (изготовление подарков для пап и дедушек); слушание и исполнение «военных» песен.

Спортивно-музыкальное развлечение. Фотовыставка «Мой папа, дедушка, брат». Выставка детского творчества.

В российском дошкольном образовании накоплен достаточный опыт по подготовке и проведению праздника, посвященного Международному женскому дню. Мероприятия подготовки к Дню матери могут быть использованы педагогами также при подготовке к Международному женскому дню.

Масленица

4-я неделя февраля

Знакомство детей с  Масленицей, приобщение к народным традициям.

Игровые упражнения, моменты радости, театрализации, чтение художественной литературы, игры-занятия, рассматривание иллюстраций

Народные гуляния «Разудалая Масленица». Выставка детского творчества.

Международный женский день

1-я и 2-я неделя марта

Воспитание чувства любви и уважения к женщине, желания помогать им, заботиться о них.

В российском дошкольном образовании накоплен достаточный опыт по подготовке и проведению праздника, посвященного Международному женскому дню. Мероприятия подготовки к Дню матери могут быть использованы педагогами также при подготовке к Международному женскому дню.

Утренник, посвященный Международному женскому дню;

выставка поделок, изготовленных совместно с мамами; выставка детского творчества.

День птиц

3-я и 4-я неделя марта

Формирование первичных ценностных представлений о птицах как «меньших братьях» человека, их  характерных признаках: окраска, поведение, пение, питание.

Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»; подвижные игры по теме праздника,  игры-имитации характерных особенностей (повадок, поз, движений) птиц; чтение художественной литературы по теме праздника; разучивание  стихов о птицах; игры-драматизации сказок; рассматривание фотографий, изображений домашних и диких птиц, иллюстраций с изображением персонажей, живых объектов в уголке природы); беседы, ситуативные разговоры и рассказы педагогов по теме, в том числе о видовом разнообразии птиц, местах их обитания и питании,  их значении в жизни человека и всего живого, последствиях уничтожения птиц, защите их со стороны людей и государства, посильной помощи детей в деле защиты птиц;  развивающие игры «Чей этот дом?», «Кто чем питается?», «Путаница» («Птицы») и т.д.;  наблюдения (во дворе, в уголке природы, домашними);

Тематическая выставка «Птицы – наши друзья», выставка детского творчества, развлечение, коллективная работа «Птицы нашего участка».

День смеха

1-я неделя апреля

Развитие чувства юмора у детей.

Игровые упражнения, моменты радости, театрализации, чтение художественной литературы, игры-занятия, рассматривание иллюстраций

Оформление альбома «Говорят дети», фотоколлаж «Мы все такие разные», развлечение «День смеха»

Международный день детской книги

2-я неделя апреля

Воспитание желания и потребности «читать» книги, бережного отношения к книге.

Сюжетно-ролевая игра «Книжный магазин»; чтение и рассматривание книг для детей; знакомство с различными видами детских книг (книжка-игрушка, книжка-панорама, книжка-раскладка, книжка-раскраска и др.); знакомство с пословицами и поговорками по теме праздника; слушание и исполнение песен по литературным и сказочным сюжетам.

Экскурсия в библиотеку, тематическая выставка «Книжки для малышки».

Веснянка

2-я и 3-я неделя апреля

Расширять   представления   детей   о весне. Развивать            умение устанавливать     простейшие     связи между явлениями живой и неживой природы,            вести            сезонные наблюдения,               Расширять представления           о           правилах безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношения к природе. Формировать                  элементарные экологические               представления. Формировать       представления       о работах, проводимых весной в саду и огороде. Привлекать детей к посильному труду на участке детского сада, в цветнике

Рассматривание иллюстраций и предметов, дидактические игры; рассказы воспитателя, сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская», рассматривание цветов и комнатных растений; беседы «На нашем участке выросли цветочки», «Мы не боимся жуков и не обижаем их»; чтение художественной литературы.

Праздник «Веснянка». Выставка детского творчества.

День Победы

1-я неделя мая

Осуществлять              патриотическое воспитание.  Воспитывать  любовь   к Родине. Формировать представления о   празднике,   посвященном   Дню Победы,   Воспитывать   уважение   к ветеранам войны.

Чтение художественной литературы по теме праздника; рассматривание иллюстраций; слушание и пение песен военных лет, ситуативные разговоры и беседы по теме праздника.

Оформление групповой тематической выставки (совместно с родителями). Праздничный утренник. Выставка детского творчества.

Всемирный день здоровья

2-я неделя мая

Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни.

Игры-экспериментирование (с водой, мылом, зубными щеткой и пастой, бумажными салфетками и др.); чтение и разучивание стихотворений по теме праздника (на литературном и фольклорном материале); подвижные игры; игровые ситуации, ситуативные разговоры, беседы по теме праздника (как чувствует себя человек, когда болеет; что лучше – болеть или быть здоровым; что делать, чтобы не заболеть и когда человек болеет; признаки больного и здорового человека и т.п.); слушание и исполнение песен по теме праздника.

Спортивный праздник (развлечение).

Международный день семьи

3-я неделя мая

Формирование первичных ценностных представлений о семье, семейных традициях, обязанностях.

Сюжетно-ролевая игра «Семья»; чтение художественной литературы по теме; рассказы из личного опыта по теме праздника; организация совместных с членами семьи досугов (чаепития, развлечения); рассматривание и обсуждение семейных фотографий; ситуативные разговоры и беседы по теме праздника;  разучивание стихотворений по теме праздника; слушание и исполнение песен о семье, членах семьи (папе, маме, дедушке, бабушке, старших братьях и сестрах).

Спортивные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья»; выставка семейных фотографий; фотоконкурс «Как мы играем дома»

Лето

4-я неделя мая

Расширять   представления   детей   о лете.             Развивать             умение устанавливать     простейшие     связи между явлениями живой и неживой природы,            вести            сезонные наблюдения.   Знакомить   с   летними видами         спорта.         Формировать представления         о         безопасном поведении в лесу.

Чтение художественной литературы; игры-экспериментирования с водой, песком, мыльными пузырями; беседы, ситуативные разговоры о лете; сюжетно-ролевые игры различной тематики; рассматривание и обсуждение иллюстраций с летней тематикой; беседы по правилам дорожного движения и безопасном поведении на дороге и улице.

Праздник «Лето», портивный          праздник. Выставка детского творчества.

В летний период детский сад работает в каникулярном режиме

1 июня -20 августа


Примерное комплексно-тематическое планирование в группах детей старшего дошкольного возраста

Тема

Рекомендуемый период проведения

Содержание работы

Формы организации

Варианты итоговых мероприятий

День знаний

1-я неделя сентября

Формирование  первичных представлений и положительного отношения к процессу обучения в школе (предметам, урокам, оценкам, школьным принадлежностям, распорядку дня школьника, новой роли ученика  и др.), труду учителя.

Сюжетно-ролевые игры («Школа», «Магазин» (покупка школьных принадлежностей), «1 сентября»); беседы по теме праздника; экскурсия в школу «Как школа готовится к приему первоклассников»; придумывание для первоклассников физкультминуток, мини-гимнастики для глаз, подвижных игр на перемене; чтение  художественной литературы по теме праздника; знакомство со школьными принадлежностями и способами их использования; отгадывание и составление загадок о школьных принадлежностях; разучивание стихов о школе, учителе, первоклассниках; рассказы из опыта детей «Как мой старший брат (сестра, друг) собирался идти в школу»; слушание и исполнение песен, разучивание танцев («Школьная полька») школьной тематики; мастерская (изготовление подарков первоклассникам с содержанием, привлекательным для девочек и мальчиков; атрибутов для сюжетно-ролевых игр по теме праздника); создание коллекций (школьных принадлежностей).

Экскурсия в школу;  участие в празднике «первого звонка в школе» (в т.ч. выступление на торжественной линейке, вручение подарков, презентация подарка в виде коллективной работы).

Международный день красоты

3-я неделя сентября

Формирование представления о красоте (видеть, ценить и созидать красоту в окружающем мире в разнообразных ее проявлениях), взаимосвязи красоты и здоровья, красоты и доброты человека, внутренней и внешней красоте человека:

Экскурсия в осенний парк, ателье мод, магазин одежды и др.; сюжетно-ролевые игры «Ателье мод», «Шляпный салон», «Демонстрация моделей праздничной одежды», «Салон красоты» и др.; рассматривание пейзажных картин, портретов, красивых предметов окружающего мира, произведений народного, декоративно-прикладного искусства, журналов с моделями женской, мужской, детской одежды и рассказывание (составление описательных рассказов); беседа «Красота родной речи» (о средствах языковой выразительности); игры-драматизации; экспериментирование с цветом («Радуга»); мастерская (декорирование (украшение) предметов быта, личного пользования, дизайн помещения (для себя и  младших детей; изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр); чтение художественных произведений социально-нравственного содержания (о внутренней красоте человека);  беседы о нравственных качествах человека, красоте человеческих взаимоотношений и общения (в т.ч. о правилах этикета); создание коллекций (любых красивых предметов - «Красота, здоровье, жизнь»); педагогические ситуации, решение ситуаций морального выбора.

Общая (по детскому саду) выставка «Красота в жизни, природе и искусстве»: коллективное представление вместе с воспитателем экспонатов, собранных или созданных детьми (осенний букет, поделки из природного материала, альбом детских загадок, книга детских иллюстраций  и др.); конкурс «Мисс и мистер ДОУ»;

День рождение детского сада

4-я неделя сентября

Способствовать формированию положительных эмоций по отношению к детскому саду, воспитателям, детям.

Игровые ситуации, экскурсии по детскому саду, дидактические игры, чтение художественной литературы, хороводные игры, целевые прогулки, организация трудовой деятельности

Праздничный концерт, выставка детского творчества.

День воспитателя

и всех дошкольных работников

1-я неделя октября

Формирование первичных представлений и положительного отношения к профессии воспитателя, другим профессиям дошкольных работников, детскому саду как ближайшему социуму

Педагогические ситуации, решение ситуаций морального выбора; проектная деятельность (конструирование здания или создание макета  детского сада; выкладывание здания детского сада из мелких предметов);  музыкальные импровизации на темы детского сада;  наблюдения за трудом работников детского сада;  тематические экскурсии по детскому саду (на пищеблок, в медицинский кабинет, прачечную, спортивный зал  и др.);  мастерская (продуктивная (изобразительная) деятельность на тему «Мой любимый детский сад»; создание коллективных работ «Букет красивых цветов для наших педагогов» – рисование или аппликация цветка с последующим объединением в общий букет, «Наша группа» - «портреты» детей и педагогов объединяются в групповой портрет; изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Детский сад»);  игры-имитации на определение профессии «Где мы были - мы не скажем, а что делали – покажем», разыгрывание этюдов на передачу эмоционального состояния людей разных профессий посредством позы, действий, мимики; отгадывание и сочинение загадок о профессиях людей, работающих в детском саду.

День открытых дверей; выставка рисунков («Моя  любимая воспитательница». «Мой любимый детский сад», и др.); завершение конструирования здания детского сада.

Международный день музыки

2-я неделя октября

Приобщение и формирование положительного отношения к музыкальному искусству.

Слушание музыки разных жанров и направлений; беседы по теме праздника (о композиторах, различных музыкальных жанрах и направлениях, из истории музыкального искусства, знакомство с музыкальными инструментами);  «рисование» музыки (передача средствами изобразительной деятельности характера музыки, настроения человека, слушающего музыку);  разучивание танцев разных ритмов;  музыкально-дидактические игры, подвижные игры с музыкальным сопровождением;  придумывание движений под музыку.

Конкурс «Серебристый голосок»; музыкальная викторина;  экскурсия в филармонию.

Всемирный

день  животных

3-я неделя октября

Формирование первичных ценностных представлений о животных как «меньших братьях» человека.

Сюжетно-ролевые игры по темам мультфильмов, кинофильмов с участием персонажей-животных;  двигательные импровизации «Угадай животное»;  проектная деятельность (составление и памятки о внимательном и бережном отношении человека к животным; изготовление дорожных знаков, предупреждающих появление домашних и диких животных на дороге, «Дикие животные», «Перегон скота»; конструирование или создание макета  зоопарка;  создание плаката в защиту животных; создание и презентация детской энциклопедии о животных; выкладывание из мелких предметов какого-либо животного);  мастерская (продуктивная (изобразительная) деятельность по теме праздника);  создание  коллекции («Животные России»,  «Животные нашего края», «Красная книга мира (России, нашего края)»);  организация фотовыставки домашних животных,  выставки произведений книжной графики «Художники анималисты – детям» (Е.Чарушин, В.Ватагин, В.Чижиков и др.);  разучивание музыкально-танцевальной композиции «В мире животных»;  чтение художественной, научно-познавательной и научно-художественной литературы по теме праздника;  педагогические ситуации, решение проблемных ситуаций и  ситуаций морального выбора по теме (животное попало в капкан; у него перебита лапа; что будет с человеком, если не станет животных и др.);   отгадывание и составление загадок по теме;  организация трудовой деятельности (уход за живыми объектами в уголке природы)  рассказы о домашних животных (из личного опыта), творческое рассказывание («Животное,  о котором мечтаю»).

Выставка (конкурс) рисунков (фотографий) домашних животных; викторина «В мире животных»; завершение конструирования.

Между

народный день врача

4-я неделя октября

Формирование первичных представлений о профессии врача, ее социальной  значимости  и гуманной направленности (помогать больным  восстанавливать здоровье, облегчать страдания).

Сюжетно-ролевые игры, в том числе  по мотивам художественных произведений, мультфильмов («Доктор Айболит»);  педагогические ситуации и ситуации морального выбора по теме;  отгадывание и составление загадок по теме;  чтение художественной, научно-познавательной и научно-художественной литературы по теме праздника;  беседы и рассказы педагогов о  профессиональных действиях, обязанностях,  специальностях (окулист, лор, хирург и др.), сфере деятельности (школьный, санитарный врач, врач скорой помощи и др.) врачей, структуре и функционировании поликлиник, больниц, социальной значимости профессии врача, солидарности всех врачей мира;  развивающие игры по теме праздника;  экскурсии в медицинский кабинет детского сада, поликлинику;  инсценирование литературных произведений;  «соревнования» в оказании первой медицинской помощи пострадавшему;  викторины («Что, где, когда?») познавательного характера по теме;  проектная деятельность (создание макета поликлиники,  больницы, медицинского кабинета; выкладывание из мелких предметов медицинских  инструментов)  мастерская по изготовлению «подарка» (поздравительная открытка, панно, плакат, фриз и др.) медицинским работникам, атрибутов для сюжетно-ролевых игр по теме праздника.

Сюжетно-ролевая игра («Больница», «Поликлиника»);  спортивно-музыкальное развлечение (основы ЗОЖ); экскурсия в поликлинику.

День народного единства

1-я неделя ноября

Формирование первичных ценностных представлений о России как о  многонациональной, но единой  стране. Воспитание уважения к людям разных национальностей.

Цикл бесед и рассказы воспитателя «Народы России»;  чтение художественной, научно-художественной и научно-познавательной литературы по теме,  сказок народов России;  игры-драматизации (по сказкам народов России), подвижные игры народов России;  разучивание стихотворений по теме праздника;  рассматривание фотографии с изображением памятника  Минину и  Пожарскому, других фотоматериалов, иллюстраций по теме праздника; ситуации морального выбора, педагогические ситуации;  проектная деятельность («Путешествие по карте России»);  создание коллекций (животных, растений, видов местности России и др.) «Природа России»;  мастерская по «изготовлению» национальных костюмов (рисование, аппликация); слушание, разучивание и исполнение песен и танцев народов России.

Фольклорный праздник;  спортивное развлечение (подвижные игры народов России);   выставка рисунков, поделок (национальный костюм, природа России и др.).

Мая малая Родина

2-я неделя ноября

Расширять представления детей о родном крае.            Продолжать            знакомить            с достопримечательностями региона, в котором живут дети. Воспитывать   любовь   к   «малой   Родине», гордость     за     достижения     своей     страны.

 Рассматривание близрасположенных домов, экскурсия вокруг детского сада, наблюдение за работой дворника, воспитателей. Рассматривание иллюстраций с изображением улиц, достопримечательностей родного города.  Чтение художественной литературы, наблюдение за прохожими, транспортом. Моделирование улиц города. Детские проекты.

Выставка детского творчества; экологическая акция «Защитим город от мусора»; викторина «Знатоки Иркутска»; фотоконкурс «Исторические памятники Иркутска».

Всемирный

день приветствий

3-я неделя ноября

Формирование представлений о формах и способах приветствий, культуры поведения, желания и умения устанавливать положительные взаимоотношения с людьми.

Сюжетно-ролевые игры «День рожденья», «Детский сад принимает гостей»;  беседы по теме праздника («Вы сказали «Здравствуйте»);  чтение и обсуждение художественной литературы, литературы познавательного содержания о традициях приветствий разных народов; игровые ситуации (приветствия участников по интернету, приподниманием головного убора, рукопожатием, объятием, в танце, «Приветствие роботов», «Приветствия животных», «Приветствие с юмором»);  решение проблемных ситуаций («Здороваемся с иностранным туристом», «Приветствуем без слов»);  театрализованные игры по теме праздника;  мастерская по «изготовлению» поздравительных открыток, кукол для приветствия малышей, коллективных работ (например, коллажа «Дети приветствуют сотрудников детского сада»), атрибутов для сюжетно-ролевых игр по теме праздника;  слушание и исполнение музыки (песен) по теме праздника.

Сюжетно-ролевая игра («В гостях», «Добро пожаловать», др.);   вручение приветственных открыток, изготовленных руками детей, родителям (детям соседней группы, соседнего детского сада и др.);  конкурс  звуковых приветствий (с использованием ТСО).

День матери

4-я неделя ноября

Воспитание чувства любви и уважения к матери, желания помогать ей, заботиться о ней.

Сюжетно-ролевая игра «Семья»;  организация фотовыставки  портретов  «Моя мама»;  проектная деятельность (организация выставки портретов-рисунков «Моя мама», презентация, узнавание мамами себя);  мастерская по изготовлению подарков мамам, атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Семья»;  спортивные игры как подготовка к спортивному конкурсу с участием мам;  разучивание музыкально-танцевальной композиции для мам;  педагогические и игровые ситуации (забота о маме – подать руку, выходя из автобуса; открыть дверь, если заняты руки; подать или принести какой-либо предмет; помощь в домашних делах; уход во время болезни и др.);  ситуации морального выбора (пригласить друзей или тихо поиграть одному, когда мама устала, и т.п.).

 Конкурс чтецов «Милой мамочке моей это поздравленье…»;  выставки рисунков («Моя мама»);   спортивный конкурс (с участием мам).

 «Я вырасту здоровым»

1-я неделя декабря

Формирование представлений об инвалидах как о людях, которым необходимо особое внимание окружающих, о способах и формах оказания помощи инвалидам

Сюжетно-ролевая игра «Санаторий»;   беседы и ситуативные разговоры по теме, в том числе об источниках опасности для человека (острые, режущие предметы, ядовитые растения, огонь, электричество и др.), опасных ситуациях (на детской площадке, вблизи железнодорожных и трамвайных путей, в лифте, вблизи работающих механизмов), последствиях опасных ситуаций (ожоги, раны, потеря зрения, невозможность передвигаться), о том, как инвалиды стараются преодолеть свои физические недостатки, о параолимпийских играх, о поддержке инвалидов со стороны государства; педагогические ситуации (уход за больным, чтение вслух человеку с нарушением зрения, помощь при передвижении людям, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата, и др.) и ситуации морального выбора;  развивающие игры («Полезное-необходимое-опасное» и др.);  экскурсии в группы, учреждения для детей-инвалидов; чтение художественной литературы по теме, в том числе «Путаница», «Кошкин дом» К.И.Чуковского (последствия неосторожного обращения с огнем, спичками);  «шефство» над ребенком-инвалидом, не посещающим детский сад (участие ребенка-инвалида в делах, событиях, праздниках группы);  мастерская по изготовлению сувениров-подарков для детей-инвалидов;  знакомство с опознавательными знаками на транспортных средствах («Инвалид», «Глухой водитель»), беседы о необходимости их использования в целях безопасности как инвалидов, так и  окружающих людей (пешеходов и водителей).

Организация ярмарки (с перечислением средств в специализированные учреждения); посещение специализированных детских учреждений;  праздник-утренник с приглашением детей-инвалидов, воспитывающихся на дому.

Новый год

2-я и 4-я недели декабря

Формирование представлений о Новом годе как  веселом и добром празднике (утренники; новогодние спектакли; сказки; каникулы;  совместные с семьей новогодние развлечения и поездки; пожелания счастья, здоровья, добра;  поздравления и подарки; Лапландия – родина Деда Мороза и др.), как  начале календарного года (времена года; цикличность, периодичность и необратимость  времени; причинно-следственные связи; зимние месяцы; особенности Нового года в теплых странах и др.). Формирование умений доставлять радость близким и благодарить за новогодние сюрпризы и подарки.

Новый год – традиционный и самый любимый праздник детей. В российском дошкольном образовании накоплен достаточный опыт по подготовке и проведению новогодних утренников (других форм проведения праздника).

В процессе подготовки к праздничным мероприятиям особое внимание  необходимо обратить на   решение психолого-педагогических задач образовательной области «Безопасность».

Новогодний утренник. Конкурс новогодних игрушек.

Народная культура  и  традиции  

3-я и 4-я неделя января

Дать детям первоначальные представления основ национальной культуры, вызвать интерес к познанию культуры своего народа (русского, бурятского).

Чтение художественной литературы (сказки, потешки, прибаутки и пр.); рассматривание народных игрушек, рассматривание иллюстраций; дидактические игры «Разрезные картинки», «Найди такую же»; рассказывание и инсценировка русских народных сказок; разучивание колядок; слушание и исполнение русских народны песен, частушек; разучивание и исполнение русских народных танцев, хороводов.

Праздник «Русский валенок»,  «Рождественские колядки». Выставка детского творчества.

День доброты

1-я неделя февраля

Формирование первичных ценностных представлений о добре и зле

Сюжетно-ролевые игры (по мотивам сказок, мультфильмов);  педагогические ситуации и беседы  по теме праздника (о нормах и правилах поведения, отражающих противоположные понятия, например, справедливый-несправедливый, вежливый-грубый, жадный-щедрый, скромный-хвастливый; соответствующих примерах из жизни кино, мультфильмов, книг, произведений изобразительного искусства; причинах нечаянного совершения недобрых поступков; о людях разных профессий, делающих добро);  решение проблемных ситуаций как в воображаемом, так и реальном плане (отказаться от чего-то выгодного для себя в пользу интересов и потребностей близкого человека, друга и др.);  создание коллекции положительных героев книг, мультфильмов, кинофильмов;  организация выставки портретов героев книг, мультфильмов, кинофильмов, олицетворяющих добро;  составление альбома (фото, рисунков) «Наши добрые дела»;  проектная деятельность (создание и презентация карты и макета «Страна Доброты», творческое рассказывание  о жителях страны, о том, что нужно делать, чтобы попасть в эту страну);  разыгрывание сценок по сюжетам литературных произведений;  рассказы из личного опыта «Добрый поступок моего друга (мамы, папы)» и др.;  викторины по теме праздника.

Подведение итогов недели добрых дел. Развлечение. Выставка детского творчества.

Всемирный день  «спасибо»

2-я неделя февраля

Формирования умения благодарить как составляющей нравственного развития человека и этикетного поведения.

Сюжетно-ролевые игры  «Праздник», «День рожденья»;  игровые и педагогические ситуации по теме (развитие умения благодарить: «Спасибо», «Пожалуйста»,  «Не стоит благодарности», «Мне было не трудно», «Я с радостью сделал это для тебя» и др.);  мастерская (изготовление благодарственных открыток или писем для родителей, сотрудников детского сада, атрибутов для сюжетно-ролевых игр);  беседы по теме праздника (об истории праздника, гостевом этикете, правилах приема подарков и выражения благодарности);  игры-драматизации, инсценировки  по теме праздника;  решение проблемных ситуаций.

Подведение итогов недели вежливости. Фотовыставка.

День защитника Отечества

3-я неделя февраля

Формирование первичных представлений о Российской армии,  о мужчинах как защитниках «малой» и «большой» Родины, всех слабых людей (детей, женщин, стариков, больных). Воспитание уважения к защитникам Отечества.

Подвижные и спортивные игры, эстафеты, конкурсы, соревнования; сюжетно-ролевые игры («Пограничники», по мотивам кинофильмов); создание коллекции военной техники;  слушание и исполнение «военных» и патриотических  песен, танцев;  проектная деятельность (конструирование и выкладывание из мелких предметов танка, пушки или другой военной техники); викторина по теме праздника; рассказы из личного опыта («Мой папа (дедушка) военный»  и др.); отгадывание и составление загадок по теме праздника; соревнования по оказанию первой медицинской помощи;  мастерская (оформление сцены, изготовление плаката «Солдаты России», атрибутов к  сюжетно-ролевым играм по теме праздника и др.).

Спортивный праздник (с участием пап); музыкально-театрализованный досуг; завершение конструирования танка, пушки, другой военной техники.

Масленица

4-я неделя февраля

Знакомство детей с  Масленицей, приобщение к народным традициям.

Игровые упражнения, моменты радости, театрализации, чтение художественной литературы, игры-занятия, рассматривание иллюстраций

Народные гуляния «Разудалая Масленица». Выставка детского творчества.

Международный женский день

1-я неделя марта

Воспитание чувства любви и уважения к женщине, желания помогать им, заботиться о них.

В российском дошкольном образовании накоплен достаточный опыт по подготовке и проведению праздника, посвященного Международному женскому дню. Мероприятия подготовки к Дню матери могут быть использованы педагогами также при подготовке к Международному женскому дню.

Утренник, посвященный Международному женскому дню;

выставка поделок, изготовленных совместно с мамами; выставка детского творчества.

Всемирный день Земли и водных ресурсов

2-я и 3-я неделя марта

Воспитание осознанного, бережного отношения к земле и воде как источникам жизни и здоровья человека.

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие»;  игры-эстафеты (собрать разбросанные «в лесу» бумажки в пакет для мусора и т.п.); рассматривание картинок, иллюстраций  по теме праздника; ситуативные разговоры, беседы с детьми по теме, в том числе о значении почвы и воды в жизни всего живого, последствиях нарушений правил охраны воды и земли (пролитая в море нефть – образование нефтяного пятна -  погибшая рыба и др.); наблюдения и экспериментирование по теме; создание коллекций водоемов  (океан, море, река, озеро, пруд, водопад, ручей и др.), камней (наиболее распространенных минералов), «фильтров» («Как и чем очистить воду?»), водных и земных видов спорта;  развивающие игры "Какая бывает вода?", "Волшебная палочка", "Разрезные картинки", «Путаница» («Растительный мир», «Животный мир», «Подводный мир») и др.; чтение художественной, научно-художественной и научно-популярной литературы по теме праздника; рассуждения детей на темы: «Можно ли жить без воды (земли)?» и «Опасная вода (земля)», творческое рассказывание о пользе воды и земли для окружающей природы и человека и об опасностях воды и земли, которые могут подстерегать человека; проектная деятельность (создание и защита альбома, макета, плаката, детской энциклопедии, выставки рисунков  по теме, коллективной работы из различных материалов «Что может расти на земле?»; составление и защита памятки о бережном отношении к воде и земле для информационного родительского уголка, домашнего пользования); отгадывание и составление загадок по теме праздника; викторина познавательного характера по теме праздника; решение проблемных ситуаций по теме; игры с водой; музыкальное развлечение (на основе песен о воде, о земле); слушание и исполнение песен о воде и земле; подвижные игры.

праздник-экспериментирование (с водой и землей); праздник «Да здравствует вода!»; «путешествие» по экологической тропе; дидактическая игра (викторина) «Наш дом – Земля».

День птиц

4-я неделя марта

Формирование первичных ценностных представлений о птицах как «меньших братьях» человека, их  характерных признаках: окраска, поведение, пение, питание.

Сюжетно-ролевые игры по темам мультфильмов, кинофильмов с участием персонажей-птиц;  двигательные импровизации «Угадай птицу»;  проектная деятельность (составление и памятки о внимательном и бережном отношении человека к птицам; изготовление дорожных знаков, предупреждающих появление домашних и диких птиц на дороге; конструирование или создание макета  зоопарка;  создание плаката в защиту птиц Байкала; создание и презентация детской энциклопедии о птицах; выкладывание из мелких предметов какую-либо птицу);  мастерская (продуктивная (изобразительная) деятельность по теме праздника);  создание  коллекции («Птицы России»,  «Птицы нашего края», «Красная книга мира (России, нашего края)»);  организация фотовыставки,  выставки произведений книжной графики «Художники анималисты – детям» (Е.Чарушин, В.Ватагин, В.Чижиков и др.);  чтение художественной, научно-познавательной и научно-художественной литературы по теме праздника;  педагогические ситуации, решение проблемных ситуаций и  ситуаций морального выбора по теме (птица попало в капкан; у нее перебито крыло; что будет с человеком, если не станет птиц и др.);   отгадывание и составление загадок по теме;  организация трудовой деятельности (уход за живыми объектами в уголке природы)  рассказы о домашних птицахх (из личного опыта), творческое рассказывание («Птица,  о которой мечтаю»).

Выставка «Птицы мира», «Птицы России» (лепка, рисование, аппликация);  экскурсия в зоопарк, лес; развлечение «Птичьи голоса».

День смеха

1-я неделя апреля

Развитие чувства юмора у детей.

Игровые упражнения, моменты радости, театрализации, чтение художественной литературы, игры-занятия, рассматривание иллюстраций

Физкультурный досуг в «Путешествие в волшебный цирк»;  «Попурри из игр и развлечений». Музыкальный вечер «Кривое зеркало»

День космонавтики

2-я неделя апреля

Формирование первичных представлений о выдающихся людях и достижениях России, интереса и чувства гордости за успехи страны и отдельных людей.

Сюжетно-ролевая игра «Космический корабль» (станция); проектная деятельность (конструирование или создание макета ракеты,  космодрома; выкладывание ракеты, космического корабля из мелких предметов); слушание песен о космосе и космонавтах, слушание «космической» музыки; музыкально-ритмические импровизации по теме праздника; мастерская (продуктивная (изобразительная) деятельность по теме праздника); создание коллекции космонавтов (первый космонавт, первый космонавт, вышедший в открытый космос, первая женщина-космонавт и др.);  беседы, рассказы воспитателя по теме праздника (о первом космонавте планеты; о создателях космических кораблей К.Д.Циолковском, С.П.Королеве;  о  гордости россиян за достижения в освоении Космоса; о названиях улиц и площадей в каждом российском городе – Гагарина, Циолковского, Космонавтов, Терешковой, Звездная и др.); творческое рассказывание детей (например, «Полет на Луну»); рассматривание фотографий, иллюстраций и др.

просмотр видеофильма (о космосе, космических явлениях и др.); беседа о первом космонавте;  сюжетно-ролевая игра «Космонавты», «Космический корабль»;  конструирование ракеты

Международный день детской книги

3-я неделя апреля

Воспитание желания и потребности «читать» книги, бережного отношения к книге.

Сюжетно-ролевые игры («Библиотека»,  по сюжетам любимых детских книг);  экскурсия в библиотеку, книжный магазин; знакомство с букварями, азбуками; беседы, решение проблемных ситуаций, игровые ситуации  по теме праздника («Отгадай, кто я?», «Подбери правильно атрибуты любимых героев» и др.); проектная деятельность (организация уголка книги, детской библиотеки в группе; организация выставки работ детей по теме праздника; создание и презентация книги);  создание коллекций (любимых героев детских книг); труд в уголке книги («ремонт» книг); слушание музыки по мотивам литературных сюжетов;  литературная викторина.

Выставка книг, изготовленных руками детей (с помощью воспитателей, родителей);  сюжетно-ролевая игра «Библиотека», «Книжный магазин»; экскурсия в библиотеку;  встреча с детским писателем, художником-иллюстратором.

Весняночка

4-я неделя апреля

Формировать       у       детей       обобщенные представления   о   весне,   приспособленности растений и животных к изменениям в природе. Расширять знания о характерных при знаках весны;    о    прилете    птиц;    о    связи    между явлениями    живой    и    неживой    природы    и сезонными      видами      труда;      о      весенних изменениях в природе.

День Победы

1-я неделя мая

Воспитывать   детей   в   духе   патриотизма, любви к Родине. Расширять     знания     о     героях     Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне.  Познакомить с памятниками героям Великой Отечественной войны. Рассказывать  детям о воинских       наградах       дедушек,       бабушек, родителей. Показать преемственность поколений защитников Родины: от древних богатырей до героев Великой Отечественной войны.

Чтение художественной литературы по теме праздника; рассматривание иллюстраций; слушание и пение песен военных лет, ситуативные разговоры и беседы по теме праздника.

Оформление групповой тематической выставки (совместно с родителями). Праздничный утренник. Выставка детского творчества.

Всемирный день здоровья

2-я неделя мая

Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни

Эстафеты и соревнования, посвященные празднику; экскурсии в спортивные учреждения (бассейн, стадион, спортивный комплекс и др.); проектная деятельность (создание и презентация плаката, памятки, настольно-печатной игры, иллюстрированной энциклопедии здоровья и др.);  беседы по теме праздника (о преимуществах здоровых людей;  поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье человека; причинах снижения здоровья; значении физической культуры и закаливающих процедур в укреплении здоровья и т.п.);  организация конкурса рисунков («Мама, папа, я – здоровая семья!»); решение проблемных ситуаций, беседы по теме праздника; чтение художественной литературы по теме праздника («Мойдодыр», «Федорино горе» К.И.Чуковского и др.); спортивные и физкультурные досуги; викторины познавательного характера по теме праздника; создание коллекций (полезных для здоровья трав, продуктов, напитков и т.п.).

Спортивный праздник (развлечение). Фотовыставка «Моя спортивная  семья».

Международный день семьи

3-я неделя мая

Формирование первичных ценностных представлений о семье, семейных традициях, обязанностях.

Сюжетно-ролевые игры «Путешествие», «Поездка на дачу» (семьей); проектная деятельность (создание генеалогических деревьев); мастерская (изготовление  предметов быта, личного пользования, подарков-сувениров   для членов семьи, атрибутов для сюжетно-ролевых игр по теме праздника); организация совместных с членами семьи (родителями, старшими братьями и сестрами, дедушками и бабушками) дел (уборка группы, создание рабатки или клумбы, грядки в огороде и др.), конкурсов и соревнований, выставок поделок; решение проблемных ситуаций, ситуаций морального выбора; организация и презентация фотовыставок (семейных поездок, путешествий, отдыха, работы в огороде, саду и др.);  рассказы из личного опыта (интересный случай из жизни семьи или ее членов; награды членов семьи и др.).

Спортивные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья»; выставка семейных фотографий; Конкурс гербов семьи. Выставка детского творчества.

Лето (старшая группа)

4-я неделя мая

Формировать       у       детей       обобщенные представления    о    лете    как    времени    года; признаках     лета.     Расширять     и     обогащать представления   о   влиянии   тепла,   солнечного света  на  жизнь  людей,  животных  и  растений (природа  «расцветает»,  созревает  много  ягод, фрук тез, овощей; много корма для зверей, птиц и их детенышей); представления о съедобных и несъедобных грибах.

Чтение художественной литературы; игры-экспериментирования с водой, песком, мыльными пузырями; беседы, ситуативные разговоры о лете; сюжетно-ролевые игры различной тематики; рассматривание и обсуждение иллюстраций с летней тематикой; беседы по правилам дорожного движения и безопасном поведении на дороге и улице.

Праздник «Лето», портивный          праздник. Выставка детского творчества.

До           свидания, детский сад!

Здравствуй, школа!

4-я неделя мая

Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкально художественной, чтения) на тему прощания с детским садом и поступления в школу. Формировать эмоционально положи тельное отношение к предстоящему поступлению в 1-й класс.

Сюжетно-ролевые игры («Школа», «1 сентября»);  беседы по теме праздника;

чтение  художественной литературы по теме праздника; отгадывание и составление загадок о школьных принадлежностях; разучивание стихов о школе, учителе, первоклассниках; слушание и исполнение песен, разучивание танцев («Школьная полька») школьной тематики; проектная деятельность (создание и презентация  плакатов, основы для расписания уроков класса, памятки по организации здорового образа жизни; выкладывание из мелких предметов праздничного букета, здания школы).

Праздник     «До свиданий, детский сад!»

В летний период детский сад работает в каникулярном режиме

1 июня -20 августа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематический план работы "Здравствуй детский сад" для детей 4-7 лет. программа "Детство"

В тематическом плане представлена работа с детьми 4-7 лет по теме Здравствуй детскицй сад  во всех видах детской деятельности....

Комплексно-тематический план работы

Комплексно-тематический план работы на весь учебный год для подготовительной логопедической группы. Тема расчитана на одну неделю....

комплексно-тематический план работы в летний период

Примерный комплексно-тематический план работы со старшими дошкольниками в летний период 2012год...

Комплексно-тематический план работы для детей 5-7 лет "Игрушки","Наш город.ПДД".

Модель образовательного процесса с использованием разнообразных форм и возрастных психофизиологических возможностей детей, взаимосвязи планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду....

Комплексно-тематический план работы в средней группе по программе "Детский сад 2100" на 2013-2014 год.

План разработан в соответствии с темами по прграмме "Детский сад 2100"....

Комплексно – тематический план работы во 2-й младшей группе №1 По теме: «ПДД» (2-я неделя ноября)

Комплексно - тематический план работы по теме: "ПДД" (2 - я неделя ноября)...

Примерный комплексно-тематический план работы на лето

1.     Примерный комплексно-тематический план работы со старшими дошкольниками в летний период на июнь 2012год1.1.        1 Неделя. Тема «Растите...