Главные вкладки

    Опыт работы на тему : «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ «СКАЗКОТЕРАПИИ»».
    статья (средняя, старшая группа) на тему

    Смолина Ольга Дамировна

    Воспитание  ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического здоровья дошкольников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл opyt_raboty.docx30.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

                 Детский сад «Петушок» с .Новые Горки  

    Опыт  работы на тему : «РАЗВИТИЕ  ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ  СФЕРЫ  И  ТВОРЧЕСКИХ  СПОСОБНОСТЕЙ  ДЕТЕЙ  ПОСРЕДСТВОМ  «СКАЗКОТЕРАПИИ»».

                                                                                                           Подготовила:

                                                                    воспитатель Смолина Ольга Дамировна.

                                                     2017 год.

    Опыт моей работы называется: «Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей детей посредством «сказкотерапии».                                  

    На рубеже XX-XI веков в России произошли перемены социально-экономического и политического характера повлекшие за собой изменения и в сфере морально-нравственных ценностей и норм поведения в обществе. Специалисты стали говорить о проблемах в воспитании духовно-нравственных качеств подрастающего поколения. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребёнка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью и нравственной чистотой. А вот на совместное с детьми чтение книг и содержательное общение в диалоге «родители-ребёнок» времени не хватает. А кто же даст ребёнку уроки нравственного воспитания? Кто научит его быть добрым, честным,справедливым? Наблюдения и анализ детской деятельности выявили, что есть необходимость создания и внедрения в образовательный процесс программы по формированию психологического здоровья дошкольников с помощью  «сказкотерапии».                  

        Сказкотерапия-это лечение сказками, то есть открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими; процесс активизации ресурсов, потенциала личности; процесс экологического образования и воспитания ребёнка.                                                                                    

     Предметом сказкотерапии является процесс воспитания внутреннего мира ребёнка. Сказка учит детей слушать и слышать других людей. Но еще сказка помогает родителям найти общий язык с ребенком, подружиться с ним, помочь ему решить первые трудности.  Часто получается так, что напрямую выяснить, что конкретно тревожит ребенка, у родителей никак не выходит, так как многие дети стесняются тех страхов, которые их мучают. В этом случае на помощь приходит сказкотерапия – ребенку гораздо легче рассказать о том, что беспокоит и тревожит не его самого, а далекого сказочного героя. Следовательно, одной из важнейших задач сказкотерапии  является выявление актуальных проблем ребенка и психологическая помощь. Сказкотерапия позволяет взглянуть на любую жизненную ситуацию с разных сторон и увидеть различные пути решения проблемы. Это дает возможность выработать эффективный план действий.

    Самое главное, в результате сказкотерапии ребенок чувствует поддержку и неравнодушие взрослых.

    Сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.

    ЦЕЛЬ: Воспитание  ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического здоровья дошкольников.

    ЗАДАЧИ:

    1.Снижение уровня тревожности и агрессивности у детей.

    2.Развитие умения преодолевать трудности и страхи.

    3.Выявление и поддержка творческих способностей детей.                   4.Формирование навыков конструктивного выражения эмоций.                   5.Развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

    Типология сказок различает несколько видов: 1.Художественные сказки: народные; сказки о животных, бытовые сказки, страшные сказки, волшебные сказки, авторские сказки; 2.Дидактические сказки; 3.Психокоррекционные сказки; 4. Медитативные сказки; 5.Психотерапевтические сказки.                              

    Психотерапевтические сказки – особый вид сказок, которые раскрывают глубинный смысл происходящих событий. Они не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Эти сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, любви и выбору столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.

    Психокоррекционные сказки – используются для мягкого влияния на поведение и мировоззрение ребенка, для преодоления его психологических проблем. Сказки этого типа используются для корректировки тех или иных черт характера ребенка, которые затрудняют его жизнь. Это может быть излишняя стеснительность, неопрятность, капризность, хвастовство, склонность решать свои проблемы при помощи агрессии…  Психокоррекционные сказки могут научить детей вежливости, доброжелательному отношению к окружающим, бережному отношению к природе… При этом, они еще и усиливают природный созидательный потенциал и творческие способности ребенка.

    Влияние психокоррекционных сказок можно назвать «мягким намеком» - ребенку просто рассказывается сказка, в которой на примере главного героя показывается, как нужно поступать в той или иной ситуации или как нужно правильно себя вести.

    Структура сказкотерапевтического занятия:

    1.Ритуал « входа» в сказку.

    2.Повторение.

    3.Расширение.

    4.Закрепление.

    5.Интеграция.

    6.Ритуал «выхода» из сказки.

    Наблюдая за детьми в процессе игры, во время образовательной деятельности, в свободной деятельности, заметила, что там где надо мобилизовать своё внимание, память, дети не могут раскрепоститься -нет уверенности в своих силах. Творческая активность снижена, с трудом перевоплощаются в любимых героев сказок, не могут образно выразить свою мысль.Опираясь на свой опыт , заметила, что на развитие речи плохое влияние оказывают различные страхи у детей. Страхи повышают тревожность, что ведёт к понижению самооценки и выражается в нежелании общаться, проявлять свои способности. Так же заметила, что у детей при ряде речевых нарушений отмечаются выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, отклонение в развитии движений пальцев рук.

    Я познакомилась и изучила различную литературу и меня заинтересовали программы по методу сказкотерапии(Ольга Фёдоровна Васькова, Светлана Владимировна Крюкова).   Программы включают в себя конспекты коррекционных занятий для детей 4-7 лет. Сказки, игры и упражнения, входящие в программы  воздействуют на эмоционально-поведенческие проблемы детей, способствуют снижению уровня тревожности, оптимизируют формы общения детей со сверстниками, формируют более благоприятное отношение детей к себе.

    Важное место в моей работе заняла исследовательская деятельность. Целью данного исследования было выявление уровня самооценки детей и состояние тревожности по методике Дембо-Рубинштейна и теста американских психологов Р. Тэммла, М.Дорки. В результате исследований были выявлены имеющиеся проблемы, выяснено представление о счастье и  несчастье детей.

    И поэтому я определила тему «Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей детей посредством «сказкотерапии».Работать над данной темой я начала в сентябре 2012 года.

    Цель: ввести ребёнка в сложный мир человеческих эмоций, открывая те знания, которые живут в душе и являются психотерапевтическими.

    Задачи:

    1. Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние.

    2. Выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации посредством – сказкотерапии.

    3. Создавать условия для развития внутреннего потенциала и творческой активности ребенка.

    Составила план свой дальнейшей работы.Все мы хорошо знаем, что развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – самым существенным образом влияют на познавательные процессы и поведение. Маленькие дети часто находятся «в плену эмоций»; поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Формировать способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей помогает нам сказкотерапия.

    Метод имеет многовековую историю, но своё название получил совсем недавно. Наверное, нет такого психологического, психотерапевтического, педагогического направления, которое обошлось бы без использования сказки.

    Основные возможности сказкотерапии заключаются в следующем: интеграции личности, развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция.

    Людям свойственно обмениваться историями. Для того, чтобы их рассказать и послушать мы собираемся вместе. Поэтому сказкотерапия – естественная форма общения и передачи опыта. Научившись рассказывать, пересказывать, творчески мыслить, ребенок совершит огромный скачок в развитии, который будет способствовать развитию личности.

    Исходя из вышесказанного, я построила свою работу с детьми по:

    - развитию речи

    - творческой активности

    - эмоциональной сферы

    Ведущей, наиболее привлекательной деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому все сказочные мини-тренинги строятся на основе игровых упражнений, этюдов.

    Дети сидят в кругу – на стульчиках или на полу. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, позволяет ощутить особую общность, облегчает взаимопонимание (т. е. глаза в глаза) .

    Настроить детей на совместную работу помогают – приветствие, игры с именами, прощание. Например, игра «Эхо», «Паровозик с именем», песенка-приветствие «Я очень рада… », упражнение «Ладошки», «Свеча», «Я - лев».

    Чтобы перевоплотиться в любимого героя сказки и войти в сказочную среду использую «волшебный огонь».

    Обычно дети перевоплощаются в тех персонажей, которые им близки и хотели бы подражать. Это упражнение помогает педагогу составить четкое представление о ребенке.

    Решаем сказочные задачи, где детям предлагается принять решение или предложить выход из создавшейся ситуации.

    Для активизации речи детей использую: игрушки для настольного театра (объемные, плоскостные, пальчиковый театр, шапочки-маски, ширму для кукольного театра, диски для прослушивания сказок, музыку, направленную на релаксацию.

    Большое внимание уделяю мелкой моторике пальцев рук. Дети находясь в сказке, изображают животных, играют в различные пальчиковые игры. Чтобы дети были включены в работу, не уставали, не отвлекались, включаю упражнения на релаксацию, саморегуляцию, что создает условие для формирования у них способности управлять эмоциональным состоянием.

    В работе с психокоррекционными сказками особое внимание уделяю страхам детей. «Открыли» с детьми «Книгу страхов», где записываем высказывания детей на тему «Я боюсь… ».Дети рисуют страхи, кладут в «волшебный сундучок» и он уносит все страхи детей.

    Для закрепления положительных эмоций от работы, конечно, дети еще и рисуют сказки, в группе открыта «Творческая мастерская». Где проявляют свое творчество и фантазию в рисунках на тему «Взлохмаченные человечки», «Веселые и грустные кляксы», «Сказочная страна», «Любимый сказочный герой», «Жил-был человечек» - диагностический рисунок.

    Для ознакомления родителей с методом «сказкотерапии» было проведено родительское собрание, на котором была дана информация о том, что такое «сказкотерапия», какие проблемы решает, и что только в совместной деятельности ребенка, родителей и специалиста работа будет успешной. Провела практикум «Пальчиковый игротренинг».

    Я считаю, что работа по сказкотерапии дает хорошие результаты. Детки научились думать, уважать мнение друзей и прислушиваться к нему, научились вставать на место другого, сопереживать. Дети стали более раскованными, уверенными, они свободно вступают в контакт со взрослыми и сверстниками. Научились фантазировать, сами организовывать игры по сказкам, их речь стала более образной, выразительной.

    Пожелание: «Если Вам интересно с детьми, а им – с Вами, если Вы проявляете терпение и любовь к детям, результаты обязательно появятся! Желаю Вам удачи! »


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте на тему «Придумывания сказки на предложенную тему» в подготовительной группе

    План-конспект  занятия по развитию речи и обучение грамоте на тему:  «Придумывания сказки на предложенную тему» ( В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ)   ВОСПИТАТЕЛЬ:За...

    ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

    Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

    Конспект комбинированного занятия по ФЭМП и ознакомлению с окружающим миром на тему: Число 5. Порядковый счет до 5 на основе лексической темы «Домашние птицы».

    Особенности формирования математических представлений  у дошкольников с ограниченными  возможностями здоровья  в процессе игровой деятельности.Конспект  комбинированного заня...

    Домашние задания для родителей по лексическим темам. Тема «Транспорт". Тема "Посуда".

    Предлагаемые задания помогут расширить словарный запас ребенка, сформировать грамматический строй речи, развить внимание, вербальную память, логическое мышление....

    Тема: «Времена года. Осень».Тема: «Времена года. Зима».Тема: «Времена года. Весна».

    Формирование представлений детей о времени года (зима).Формирование представлений детей о времени года (весна).Формирование представлений детей о времени года (осень)....