План самообразования
материал по теме

План работы по самообразованию на тему «Развитие речи дошкольников в процессе экологического воспитания»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zifa_word.docx28.11 КБ
Файл plan_raboty_po_samoobrazovaniyu.docx38.15 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы

Тема:

 «Роль экологического воспитания в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не [4, с.26].

Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает  у ребенка  привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи – развития мышления и речи идет как единый процесс.  Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства. [2, с. 178].  

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытывал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Пребывание детей на природе приучает их видеть и слышать ее такой, какой она является в действительности, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства.

Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т.е. учится элементарно сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных знаний связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать.[1, c. 67]

Значение речевого развития для детей трудно переоценить. Речь - основное средство коммуникации и познания, мощный фактор успешного умственного развития. Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни, игры.

Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К.Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов».

Актуальность и значение экологического воспитания детей становится жизненно - необходимой приоритетной задачей в воспитании детей дошкольного возраста. Знакомство с природой способствует развитию образного мышления, наблюдательности, внимания, активизирует речь детей. Процесс познания природы во всем ее многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих названия, действия, качества и помогающих анализировать предмет и явления со всех сторон.  [ 3, с. 127].  Поэтому в педагогическом процессе детского сада ознакомлению с природой с целью развития мышления и речи детей должно уделяться особое внимание.

ФГОС ДО  внес изменения в приоритетные направления дошкольного образования. Новой задачей стало обеспечение развития способностей ребенка к саморазвитию, путем активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность. Формирование личности через собственную деятельность, развитие собственной познавательной активности, творчества детей через различные виды деятельности – это цель современного дошкольного образования. Но проблема развития речи дошкольников  была и остается в центре внимания педагогов. В последнее время значительно  возрос процент детей с речевыми нарушениями и пониженной культурой речи.   К большому сожалению, на сегодняшний день образная, богатая синонимами,  прилагательными, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи наших детей существуют множественные проблемы, поэтому педагогическое воздействие  при развитии речи ребенка  очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях окружающей  жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией,  необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным и развивающим.  Процесс формирования личности  дошкольника в целом  и экологическое воспитание в частности  должны опираться на систему знаний о природе. Невозможно переоценить роль родного  языка в восприятии окружающего мира детьми.

        В свою очередь, ознакомление с природой является средством развития речи детей и познанием окружающего мира. В процессе экологического образования и воспитания  мы, воспитатели, применяем разнообразные приемы и формы работы, способствующие активизации словарного запаса детей, обогащению речи доступными их пониманию терминами и понятиями, которые обозначают признаки и действия природных объектов и явлений. Размышляя о природе, ребенок обогащает свою связную речь, слуховое внимание, учится правильно произносить звуки.

Я работаю с детьми старшего дошкольного возраста в логопедической группе, где проблема развития речи стоит наиболее строго, являясь предметом особо пристального внимания педагога. Кроме того, у детей с ОНР недостаточно сформированы познавательные процессы, тесно связанные с речевой деятельностью. У детей недостаточно знаний о природе, и природе родного края, хотя интерес к познанию есть, им интересно открывать новый мир природы.

        Осознавая важность использования регионального компонента,  я определила направление своей работы, как развитие речи детей в процессе ознакомления с природой родного края. Основной целью своей работы я вижу, совершенствование всех сторон речи в процессе  ознакомления с окружающим миром.

Расширяя представление о природе,  на занятиях по развитию речи, экологическому воспитанию, воспитываю  у детей: гуманное отношение к живому, побуждаю к эстетическим переживаниям, связанным с природой, и одновременно решаются следующие задачи:

  • Обогащение речи детей прилагательными, эпитетами, сравнениями;
  • Формирование  умения правильно употреблять в речи слова;
  • Обеспечение количественного накопления слов для содержательного общения;
  • воспитываю эстетические чувства к родной природе;
  • формирование  у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам;
  • обучаю детей связно рассказывать о явлениях природы, объяснять их, составлять творческие рассказы на экологические темы.

На занятиях по развитию речи путем создания проблемных ситуаций, стараюсь развивать творческую активность каждого ребенка, вызывая у него стремление к самостоятельному поиску, построению простейших умозаключений, подводя его к определенным предположениям. Эти занятия проводятся  как первично - ознакомительные, углубленно – познавательные, обобщающие, комплексные, с использованием игровых методов, что обеспечивает динамичность процесса обучения, максимальное удовлетворение потребностей маленького ребенка в самостоятельности - речевой и поведенческой.

Хочу поделиться некоторыми методами и приемами, которые использую в работе с детьми для развития творческой продуктивности у детей через опытно – экспериментальную деятельность.  Во время экспериментальной деятельности,  чтение художественной литературы, наблюдений, экскурсий  обогащается память, речь, активизируются мыслительные процессы, дети учатся правильно выражать свои мысли. Очень важно предоставить ребенку возможность не только обобщать, но и выразить свой эмоционально-познавательный опыт, а это возможно осуществить в игровой и доступной для детей форме. Особую роль в развитии речи детей отвожу экспериментально-познавательной деятельности, проводимые эксперименты просты в использовании и безопасны (подборка «Играем в ученых»).

Чтобы достичь хороших результатов, в группе создана предметно-развивающая среда для экспериментов. Во время экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. На основе знаний, которые дети получают через экологическое воспитание, я пришла к следующим результатам: к середине этого года дети стали самостоятельно придумывать сказки и рассказы, не повторяя за другими детьми; стали отвечать на вопросы полным предложением, у детей группы пополнился словарный запас.

В своей практике, взяв в основу мнения разных педагогов, изменяя и дополняя для получения положительного результата, я использую как традиционные, так и инновационные методы обучения.

Традиционные методы уже  прошли проверку временем, и я их широко применяю в своей работе:

  • наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов о природе)
  • словесные (беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихов, использование фольклорного материала)
  • практические (экологические игры, опыты и эксперименты, труд в природе)

Что касается инновационных методов, это элементы ТРИЗ, мнемотаблицы, наглядное моделирование, игровое проблемное обучение, которые помогают детям составлять рассказы,  обогащают словарь, служат дидактическим материалом. Метод игровых проблемных ситуаций пронизывает все мое содержание работы по познавательной экологической деятельности. На занятии обязательно присутствует игровой персонаж, который просит детей помочь ему разрешить проблему. Этот метод позволяет превратить занятие в увлекательную игру, а в ней ребенок учится говорить и общаться.

Общение с детьми построено на принципах сотрудничества и взаимоуважения. Занятия по развитию речи всегда провожу:

  • с привлечением сказочных персонажей. Например, занятия по теме: «Лес» мне «помогал» проводить сказочный Лесовик, по теме: «Озеро» – Водяной, по теме: «Животные» – покровительница животных – богиня Фауна, по теме: «Растения» - покровительница растений – богиня Флора;
  • с использованием разнообразных наглядных пособий: картины о природе, альбомы, произведения живописи, коллекции камней, семян растений, гербарий, игровой материал;
  • с использованием художественной литературы: пословицы, поговорки, загадки, народные приметы о природе, стихи, сказки. Ведь именно в художественной литературе содержится полезный и богатый познавательный материал, который приучает детей наблюдать, присматриваться к окружающему миру, и способствуют обогащению их словаря.

В своей работе с детьми  старшего дошкольного возраста использую циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на участке, ведение различных календарей, целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных произведений, эксперименты,  дидактические игры, настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые игры. В этом возрасте по-прежнему игра остается основной деятельностью детей. В этой деятельности объективно сочетаются  два важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, а с другой – получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляя познания окружающей их среды.

Отдельно хочется сказать о значении экологических сказок в развитии речи дошкольников. Эти сказки развивают умение детей мыслить системно, с пониманием происходящих закономерностей. Такие, прочитанные мною детям, экологические сказки «Какое бывает солнышко», «Кто вырастил ягодку», «Почему на крыше сосульки», «Почему льдинка исчезла», помогают обрести реалистические представления об окружающем мире, способствуют движению мысли, развивают словарный запас детей. Из экологических сказок ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.

Разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание и развитие речи со всем процессом развития личности маленького ребенка. Я пришла к выводу, что планомерно и систематически используя различные методы и приемы на занятиях и в повседневной жизни обеспечивает  высокую эффективность по развитию связной речи детей и обогащение речи живыми и образными выражениями, раскрывается выразительность языка.

В заключении хочется сказать, что развитие речи, и особенно связной речи – это самый сложный момент в воспитании дошкольников. И проводить его надо постоянно, во всех видах деятельности, в течение всего педагогического процесса. Это требует от воспитателя огромных знаний, умений, усилий, терпения. Результаты не заставят себя ждать. Но какая бы работа не проводилась, надо всегда помнить, что многое еще зависит и от генетически заложенных в ребенка данных. Всегда надо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и развивать их в зависимости от его способностей

Список литературы

1. Познавательно – исследовательская  деятельность дошкольников: Методическое пособие под ред. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов, М. Мозаика – Синтез, 2012г.

2.Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие под ред. Л.Н. Прохоровой, 2003год

3. Программа воспитания и бучения в детском саду: под ред. М.А.

4. Методы организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: пособие для работника дошкольных учреждений А.И. Иванова, 2003год.



Предварительный просмотр:

План работы

по самообразованию на тему: 

 «Развитие речи дошкольников в процессе экологического воспитания»

Актуальность:

Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная хозяйственная деятельность

Человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое  равновесие  окружающей среды. Поэтому так важно изучать ее и заботиться об ее охране.

Чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе родного края.

Из всего многообразия мир природы наиболее доступен детям для не посредственного наблюдения растения и  домашние животные. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир , но видят не все, иногда даже не замечают главного.

Увлекательные наблюдения на прогулках , первые самостоятельные опыты, развивающие  занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя , своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала природа.

Перспективный план работы по самообразованию

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

РППС

СЕНТЯБРЬ 

Наблюдения в природе в осенний период.

Выставка «Лучшая поделка из природного материала»

ОКТЯБРЬ

Знакомство с домашними животными.

Анкеты для родителей

«Экологическое образование в семье»

Дидактические игры:

-  «Помоги маме найти детеныша»                                                                                                                          

- «Угадай животное по описанию»

- Подбор иллюстраций.

НОЯБРЬ  

Дидактические игры:

 «Что изменилось»,

 «Чей хвост?»

Акция «Синичкин день».

Презентация акции «Синичкин день».

Обустройство природного уголка.

ДЕКАБРЬ        

Наблюдения в природе в зимний период.

Чтение художественной литературы

Коллективная работа «Новогодняя елка».

Памятка «Экологические игры для дошкольников»

Пополнение картотеки экспериментов

ЯНВАРЬ

Знакомство с дикими животными.        

-Рассматривание картин о животных.

-Настольный театр «Заюшкина избушка».

Акция «Кормушка для птиц своими руками»

Памятка «Интересные формы работы с родителями по экологическому воспитанию»

Памятка

ФЕВРАЛЬ        

Формирование у детей элементарных представлений о    растениях.

-Экскурсия в зимний сад.

- «Огород на окне», посадка лука.

Стендовая информация «Как привить ребенку любовь к природе»

МАРТ

Наблюдения в природе в весенний период.

-Игры с игрушками, приводимыми в движении

ветром(султанчики,

-вертушки и т. д, узнают направление ветра)

-Опыты с водой.

-Подготовка буклетов о природе нашего края.

В копилку педагога: «Памятки  для родителей по экологическому воспитанию»

Пополнение картотеки экспериментов

АПРЕЛЬ

Участие  в конкурсах Форума экологических объединений «Чудо природы вокруг нас!»

 Участие в акции «спасти и сохранить»,

МАЙ

Ознакомление детей с насекомыми.

Дидактические игры:

-«Определи , на какое растение летят насекомые».

Выпуск стенгазеты о природе совместно с детьми.

Отчет по теме самообразования

Используемая литература:

Карпухина Н.А. «Конспекты занятий во 2 младшей группе детского сада «Знакомство дошкольников с окружающим миром. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ-Воронеж.

Зверев А.Т. «Экологические игры». Пособие для воспитателя детского сада. М. Дрофа 2008.

Богднец Т. И. «Экология для самых маленьких».Книга для родителей и детей 4-5 лет-М.Дрофа 2008

Дрязгунова В. А. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с

растениями. Пособие для воспитателей детского сада М. Просвещение 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»

Отчет по плану самообразования Тема самообразования:   «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»

Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...

Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...