упражнения для решения психологических проблем
методическая разработка на тему

Ельшова Екатерина Владимировна

автором представлен материал для педагогов по снятию эмоционального напряжения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_dlya_resheniya_psihologicheskih_problem.docx22.34 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное   учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика   муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

Упражнения для решения  психологических проблем.

(Эколого-психологический тренинг для детей).

В последнее время многие ученые приходят к выводу, что экологический кризис — кризис мировоззренческий и формирование экологического сознания у подрастающего поколения — важнейшая задача современности. Экологическое сознание рассматривается как совокупность представлений о взаимосвязях, существующих в природе, и способов взаимодействия с природой. Достижение определенного уровня экологического сознания происходит в результате серьезной воспитательно-образовательной работы, в процессе использования разнообразных форм и методов.

Эколого-психологический тренинг — одна из форм экологического образования. Он способствует решению следующих задач:

1) расширение чувственного опыта дошкольников, развитие перцептивных возможностей при контакте с природными объектами;

2) развитие чувства эмоциональной отзывчивости, чувства сопричастности живой природе, чувства сопереживания;

3) формирование экологических установок личности, активной жизненной позиции по отношению к природе, преодоление прагматического отношения к природе;

4) обучение умениям и навыкам взаимодействия с природой;

5) расширение индивидуального экологического пространства.

Тренинг проводится воспитателем или психологом в группе, на участке детского сада, в комнате природы, зимнем саду или в другом помещении, в котором располагаются объекты природы. Выбор места осуществляется в зависимости от содержания упражнений.

Длительность тренинга — от 20 до 30 минут, что определяется сложностью упражнений и видами деятельности детей в них. 

Эколого-психологический тренинг проводится с подгруппой детей (5—7 человек) в свободное от занятий время 1—2 раза в неделю.

Упражнения  для тренинга.

«Дыши и думай красиво».

Цель: учить детей  эмоциональной саморегуляции.

 «Когда  ты   волнуешься,   попробуй  красиво и  спокойно  дышать.   Закрой   глаза,   глубоко  вдохни:

— мысленно    скажи:    «Я —  лев», выдохни, вдохни;

— скажи:   «Я — птица»,   выдохни,   вдохни;

— скажи:   «Я — камень», выдохни,   вдохни;

— скажи:   «Я   —   цветок», выдохни,   вдохни;

—  скажи: «Я  спокоен», выдохни. Ты  действительно  успокоишься».

«Птицы»

Цель. Расширение чувственного опыта детей, эмоциональной отзывчивости, чувства сопереживания. Стимулирование чувства эмпатии. Развитие воображения. Время проведения — 20 минут.

Материал: иллюстрации с изображением птиц, сюжетные картинки, иллюстрирующие жизнь птиц в разные сезоны, перья птиц, магнитофонная запись «Голоса птиц», карандаши, фломастеры, краски.

Рекомендации к проведению упражнения.

Предложить детям представить, что они оказались в весеннем лесу, послушать голоса птиц (магнитофонная запись). Выбрать понравившиеся звуки, рассказать, какая птица может издавать такие звуки. Выбрать перышки, которые могли бы быть в ее оперении. Нарисовать птицу, придумать ей свое название. Затем воспитатель дает детям иллюстрации с изображением птиц, предлагает выбрать похожую. Далее показывает детям сюжетные картинки с изображением птиц в разные сезоны и предлагает рассказать о заботах птиц в эти периоды. Задание можно усложнить: предложить детям представить себя птицей, летящей высоко в воздухе, рассказать о своих ощущениях, пофантазировать на тему «Если бы я был птицей».

 «Где птица сидит»

Цель: развитие пространственной ориентировки.

Рекомендации к проведению упражнения.

Ребенку предлагается картинка, на которой нарисовано дерево с сидящими на нем птичками. Однако птицы сидят на разных ветках. Ребенка просят показать, какая из птиц сидит на верхней ветке, какая – на нижней; какая из птиц сидит ниже, какая – выше; затем пусть ребенок сам назовет место нахождения указанной вами птицы.

«Забавные танцы»

Цель. Идентификация с животными и растениями. Стимулирование желания передавать их образы в танце.

Рекомендации к проведению упражнения.

Участникам тренинга предлагается представить самое любимое растение или животное и попробовать выразить его образ в движениях. Один ребенок показывает, остальным предлагается угадать, чей это образ. Постепенно упражнение усложняется. Детям предлагается придумать танец улитки, дождевого червяка, засыхающего листочка, надломленного дерева, а далее танец дождя, радуги и других явлений, происходящих в природе. Танец может сопровождаться любой музыкой, но только незнакомой детям.

«Коты и кошечки»

Цель: упражнение на релаксацию

Рекомендации к проведению упражнения.

Представьте, что вы ленивые коты и кошечки. Вообразите, что вам хочется потянуться. Вытяните руки вперед. Поднимите их высоко над головой. Теперь откиньте назад. Почувствуйте, как напряглись ваши плечи. Тянитесь как можно сильнее. А теперь уроните руки по бокам. Давайте еще потянемся. Вытяните руки перед собой, поднимите их вверх, над головой, откиньте назад как можно дальше. Тянитесь сильнее. А теперь быстро уроните руки. Давайте потянемся, как настоящие коты. Попробуем дотянуться до потолка. А теперь быстро опустите руки, пусть они упадут сами. Почувствуйте расслабление, тепло.

«Петрушка прыгает»

Цель: учить детей  эмоциональной саморегуляции.

Рекомендации к проведению упражнения.

Играющий изображает Петрушку, который мягко и легко прыгает. Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими, расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой. Выразительные движения: ноги согнуть в коленях, корпус тела слегка наклонить вперед, руки вдоль тела, голову опустить вниз. Этюд сопровождается музыкой  Д.Б.Кабалевского «Клоуны».

Кроме этого прекрасным способом работы с детьми является изобразительная деятельность.

Рисование – это один из любимых видов деятельности детей:

-развивает уверенность в своих силах;

-развивает пространственное мышление;

-учит детей свободно выражать свой замысел;

-побуждает детей к творческим поискам и решениям;

-развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;

-развивает мелкую моторику рук;

-развивает творческие способности, воображение и фантазию;

-во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

«Кляксография»

Цель: научить детей не только делать кляксы (черные и разноцветные), но и видеть на что похожа клякса, кого или что она напоминает.  Развиваются мышление и воображение. Кляксография по технике исполнения может быть нескольких видов: обычная кляксография с последующей дорисовкой карандашом или гелиевой ручкой и выдувание трубочкой. 

Материал: бумага, тушь или жидко разведенные в мисочке (или в маленьких флаконах) гуашевые или акварельные краски, пластиковая ложечка или пипетка, коктельная трубочка, цветные карандаши, кисточка, краски для дорисовывания изображения.

Рекомендации к проведению упражнения.

1. Зачерпнуть пластиковой ложечкой (пипеткой) краску, вылить , (капнуть) её на лист бумаги, делая небольшое пятно (капельку).

2. Коктельной трубочкой выдуваем кляксу снизу вверх в разные направления так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги.

3. Когда клякса разделится на несколько побегов (веточек) – выдуваем их по отдельности в нужном направлении.

4. Для получения более мелких веточек каждую большую ветку выдуваем быстрыми движениями трубочки вправо-влево, вверх-вниз.

5. При необходимости процедура повторяется (т. е. капнуть ещё капельку краски в нужное место и раздуть) .

6. Недостающие детали дорисовываются карандашами или красками.

«Монотипия»

Это простая, но удивительная техника рисования красками (акварелью, гуашью и пр.). Она заключается в том, что рисунок рисуется на одной стороне поверхности и отпечатывается на другую.

Полученный отпечаток всегда уникален, т. к. создать две одинаковых работы невозможно. Полученные кляксы можно оставить в первоначальном виде, или продумать подходящий образ и дорисовать недостающие детали. Количество красок в монотипии - любое.

Материал: плотная бумага любого цвета, гуашевые или акварельные краски, кисти, банка с водой, салфетки.

Например: Предметная монотипия

Рисование дерева.

1. Лист бумаги сложить пополам, развернуть.

2. На одной половине листа нарисовать половину изображаемого предмета (ствол дерева) и опять сложить лист бумаги для получения отпечатка.

3. Затем развернуть и нарисовать крону дерева, траву и снова сложить пополам.

4. Разворачиваем и получаем красивое симметричное изображение дерева.

«Торцевание»

Рисование при помощи ушных палочек, тупого конца карандаша, элементами конструктора Лего и т.д. Для этого берем ушную палочку, обмакиваем её в краску и ставим печать на бумаге.

«Набрызг»

На  одном листе бумаги нарисовать контур предмета и аккуратно вырезать его. Силуэт предмета отложить в сторону. Наложить лист бумаги, из которого был вырезан контур, на другой цельный лист, скрепить их. Зубную щетку с краской держат на небольшом расстоянии от листа бумаги. Взять палочку и проводить ею по ворсу движением на себя. Краска ложится на бумагу мелкими капельками. Когда она высохнет, снять верхний лист.

«Тампонирование»

Для ее применения необходим тампон из марли, внутри которой вата или поролон. Легким прикосновением к бумаге, после того как набрали краску на тампон, дети будут рисовать что–нибудь пушистое, легкое, воздушное, (облако, одуванчики, сугробы, волны на море, и др.) Отпечаток, состоящий из мелких пятен, создает ощущение бархатистой поверхности изображения, а при нанесении мазка получаются и нежные ветки с едва распустившимися листочками, и шелковая трава, наклоняющаяся от ветра, и ажурные кроны заснеженных деревьев. При помощи больших тампонов можно нарисовать пушистых животных, птиц и др., дорисовывая затем нужные мелкие детали.

Составила: Ельшова Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (старшая группа) «Песочная терапия уникальный метод в решении психологических проблем дошкольника. Развитие моторных навыков через песочные сеансы».

КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ(старшая группа) «Песочная терапия уникальный метод в решении психологических проблем дошкольника. Развитие моторных навыков через песочные сеансы». ФОРМА ПРОВЕДЕНИ...

Фототерапия как одно из средств решения социально-психологических проблем умственно отсталого ребенка.

Фототерапия — один из методов арт-терапии. Этим термином обозначают набор психотехник, связанных с лечебно-коррекционным применением фотографии, её использования для решения психо...

Использование интегрированных занятий для решения логопедических и психологических проблем у детей старшего дошкольного возраста

Существуют множество вариантов использования интегрированных занятий для решения логопедических и психологических проблем , где учитель-логопед и педагог-психолог в играх и упражнениях помимо логопеди...

«Театрализованная деятельность – как средство решения психологических проблем детей дошкольного возраста»

Эффективным методом коррекции часто встречающихся негативных проявлений личности у детей, таких как агрессивность, замкнутость, тревожность, страхи, проблемы общения является театральная деятельность....

Театрализованная деятельность как средство для решения психологических проблем дошкольника

Театрализованная деятельность как средство для решения психологических проблем дошкольникаВажным аспектом гармоничного и полноценного развития ребёнка, становления духовно-нравственных основ его лично...

Психологические рецепты решения поведенческих проблем

Рекомендации от Детской академии развития успешной личности Ukids по решению поведенческих проблем помогут родителям, да и педагогам, ответить на важные вопросы: Что можно использовать вместо крика и ...