конспект ООД "Знакомство с пешкой"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Иванова Ольга Николаевна

1 Познакомить с шахматной фигурой – пешка.

2. Учить ориентироваться на шахматной доске

3.Познакомить с правилами перемещения пешки, превращения и взятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ООД

Тема: «Знакомство с пешкой»

                                                     

C:\Users\user\Desktop\195.jpg

                                                     

                                                      Подготовила:

                                                      Иванова О.Н

                                                      воспитатель

                                                      МДОУ

                                                      «Детский сад №212»

Ярославль

2017

Конспект организованной образовательной деятельности

Тема: «Знакомство  с пешкой»

Возраст: подготовительная к школе группа

Задачи:

Виды задач

Предпосылки УУД

  1. Обучающие

1.1 Познакомить с шахматной фигурой – пешка.

1.2 Учить ориентироваться на шахматной доске

1.3Познакомить с правилами перемещения пешки, превращения и взятия

Личностные УУД:        

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, развитие логического, тактического и стратегического и творческого мышления .

Регулятивные УУД:

-способность определять и формулировать цель деятельности с помощью воспитателя, работать по предложенному воспиателем плану, умение высказывать своё предположение на основе примерных игровых шахматных ситуаций.

Познавательные УУД:

-умение давать анализ своих действий во время игры в шахматы,

делать выводы в результате игры, формирование понятия об игровых возможностях шахматных фигур, нахождение выигрышных ходов.

Коммуникативные УУД:

-планирование учебного сотрудничества, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, работа в команде, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

  1. Развивающие

2.1 Развивать смекалку и воображение, память.

2.2Развивать ориентирование на плоскости.

  1. Воспитательные

3.1Воспитывать самостоятельность, внимательность, терпеливость.

3.2Прививать интерес и желание к игре в шахматы.

Оборудование и материалы к ООД: - шахматная демонстрационная доска с комплектом фигур; - комплект шахмат для каждого ученика; - мультимедиа; - раздаточный материал.

Ход ООД:

Этапы ООД

Продолжительность

Задачи

Методы, приемы, формы

Ход

1.Организационный этап  (подготовка к НОД)

1 мин.

Словесные

 (загадка, вопрос)

Наглядные (презентация)

Сегодня мы с вами продолжаем путешествие в шахматную школу. Чтобы продолжить наше с вами путешествие, надо проверить готовность – повторить изученный материал.

2. Мотивационный (обеспечение мотивации и принятие детьми цели деятельности, введение в игровую ситуацию)

4мин.

3.2

Я, как  башня, велика…

Но я – не башня:

я – …                                    

                    (ладья!).

Как ходит ладья? (по вертикали и по горизонтали)

Слайд

Не живет в зверинце,

Не берет гостинцы,

По косой он ходит,

Хоботом не водит.

                     (слон)

Как ходит слон? (по диагонали)

Слайд

На одной стоит ноге

А ходит только буквой «Г»

                      (конь)

Слайд

Что можете добавить о коне? (может перепрыгивать через фигуры)

Какая фигура любит свой цвет?                       (ферзь)

Как ходит ферзь? (по вертикали, по горизонтали, по диагонали)

Слайд

3.Этап создания проблемной ситуации (актуализации знаний)

3. Игровая деятельность

1 мин.

Словесные

 (рассказ)

Наглядные (презентация

Слайд

Пешка – это самая маленькая фигура, но очень значимая. Именно благодаря пешке, необычным правилам ее движений и взятий, ее способности превращаться в другие фигуры, шахматы оказались такой интересной игрой. Пешка ни на кого не похожа. Она отличается от всех фигур.

К сожалению, не зная  правил: перемещения пешки, превращения и взятия, у нас не получится сыграть в шахматы. Но мы с вами сегодня познакомимся с этими правилами в шахматной школе.

4.Этап решения   проблемной ситуации.

8-10 мин.

1.1

1.3

Словесные

 (объяснение)

Наглядные (презентация)

Практические (упражнения)

Слайд 

В начальной позиции пешки прикрывают своим строем остальные фигуры. Ладей прикрывают ладейные пешки. Коней коневые пешки, слонов - слоновые, ферзей - ферзевые, королей -королевские.  

Слайд

Пешка ходит только вперёд и только на одну клеткуНо с одним исключением: со своего исходного положения для белых со 2-ой горизонтали, для чёрных с 7-ой горизонтали каждая пешка, если свободен путь, по желанию играющего может быть передвинута либо на ближайшее поле, либо через одно поле.

Сделав первый ход, в дальнейшем пешка теряет право на двойной прыжок, т.е. в дальнейшем она может передвигаться только на одно поле.

Ходить таким образом пешка может в том случае, если перед ней не стоит какая-либо фигура.

Слайд

Когда пешка вступает на последнюю горизонталь: белые на 8-ую, а чёрные – на 1-ую, то она немедленно, т.е. тем же ходом, превращается в любую фигуру своего цвета, кроме короля. Выбор фигуры определяется желанием шахматиста.

Слайд

В отличие от других фигур пешка бьёт фигуру противника не так как ходит, а на одну клетку вперёд по диагонали. Перейдя на соседнюю диагональ, она продолжает путь по ней.

Таким образом, пешка ходит вперед, а бьет по диагонали на одну клетку. Это единственная фигура в шахматах, которая ходит по одному правилу, а наносит удар по-другому. У остальных фигур направление движения и удара совпадает.

Слайд

Если пешка из начальной позиции прыгает через клетку, которую держит под боем неприятельская пешка, то неприятельская пешка имеет право побить эту пешку, как будто пешка прыгнула не через клетку.

–А сейчас мы с вами превратимся в пешек:

Ну-ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом               (вращение головой)
3 – 4 – приседаем,
Наши ножки разомнём.                (приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
За столы мы вновь спешим.         (садятся за столы)

5.Этап закрепления знания в играх

10-12 мин.

1.2

2.1

2.2

3.1

3.2

Словесные

 (объяснение, инструкция)

Наглядные (презентация)

Практические (решение, игра)

Приемы (решение карточек, выставление на шахматной доске)

Формы ( коллективные, индивидуальные, в парах)

Расположите шахматные доски перед собой правильно.

«Кто быстрее» дети за столами берут пешки (один – черные, другой - белые) и выставляют на доску кто быстрее выставит.

Слайд

 «Один в поле воин» - побей белой пешкой все черные фигуры, беря каждым ходом по фигуре  (№3 стр. 5 учебника часть 2)

Вы должны отметить стрелками передвижение белой пешки

Карточка №1 на столах решают

Слайд (проверяют)

Слайд

«Лабиринт» - проберись белой пешкой к ракете (№5 стр. 6 учебника часть 2)

Также отмечаем стрелками передвижение белой пешки

 (Проберись белой фигурой на контрольное поле. Чтобы достичь цели, нужно сообразить, что пешку надо превратить– в коня.)

Карточка №2 на столах решают

Слайд (проверяют)

Слайд

Выставляем на доске (один ребенок выставляет на демонстрационной доске)

Черные пешки  b-7, c-7,d-7

Белые пешки   b-5, c-5,d-5

«Ограничение подвижности» - партнеры стремятся побить все неприятельские пешки или лишить их подвижности.

(№12 стр. 7 – 8  учебника часть 2)

Проверяем : Первым ходом  отдается слоновая пешка, и если черные бьют ферзевой пешкой , то жертвуется коневая, а белая ферзевая проходит в ферзи и быстро уничтожает черные пешки.

6 (4). Рефлексивный этап (подведения итогов НОД, самооценка детей).

3 мин.

2.1

3.1

Словесные

 (вопрос)

– В каком направлении ходит пешка? (только вперёд, по вертикали)

– Ходит ли пешка по горизонтали? (нет)

– В каком направлении бьёт пешка? (по диагонали)

– Может ли пешка сделать шаг назад? (нет)

– Бьёт ли пешка назад? (нет)

– Превращается ли пешка в короля? (нет)

– В какие фигуры может превратиться пешка? (в ферзя, слона, коня или ладью)

– Может ли белая пешка побить белого слона? (нет) Почему? (они из одной армии)

– Какой ход может сделать пешка с исходной позиции? (вперёд на1 поле, или на 2 поля)

Ну вот наше путешествие в шахматную школу закончилось.

Кому было интересно поднимите вверх белую пешку,  а кому нет черную.

А хотите ли вы еще продолжить путешествие в шахматную школу?

Я вам желаю побеждать себя каждый день, каждый день открывать все новые знания, идти только вперед.



Предварительный просмотр:

  1. П. «Один в поле воин»

стр.5 Один в поле воин.jpg

  1. П. «Лабиринт»

6 лабиринт.jpg

  1. П. «Один в поле воин»

стр.5 Один в поле воин.jpg

  1. П. «Лабиринт»

6 лабиринт.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Ход ладьи

Слайд 3

Ход слона

Слайд 4

Ход коня

Слайд 5

Ход ферзя

Слайд 6

« Пешка »

Слайд 8

Ход пешки

Слайд 9

Превращение пешки

Слайд 10

Взятие

Слайд 11

Взятие на проходе

Слайд 12

Дидактическое задание «Один в поле воин» Белая пешка должна побить все черные фигуры, беря каждым ходом по фигуре

Слайд 14

Дидактическое задание «Лабиринт» Проберись пешкой к ракете


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Песня-танец "Пешки - ложки"

Песня-танец "Пешки - Ложки" + минусовая фонограмма...

Песня танец "Пешки-ложки"

Песня-танец "Пешки-ложки" - при разучивание педагог показывает, а дети повторяют. Песню  пешки-ложки можно петь самим. можно скачать....

А лето пришло пешком.

Что  ты  мне  подаришь,  лето?-Много  солнечного  света!В  небе радугу-дугу!И  ромашки  на  лугу!      Площадки  в  наше...

№3. «Мы пешки в бою не любим спешки».

                                          «Мы пешки в бою не любим спешки».Цель: Зн...

Шахматы №5. "Смелая, храбрая Пешка".

Смелая, храбрая Пешка. Цель: Продолжить изучать пешку и ее ходы, их взаимодействия друг с другом на доске. Материал: шапочки с шахматными пешками по количеству участников, шахматное поле. Методика про...

Конспект образовательной деятельности "Как пешка стала королевой"

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по обучению игре в шахматы....