Конспект образовательной деятельности "Как пешка стала королевой"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Лебедева Ольга Валентиновна

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по обучению игре в шахматы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_shahmaty.docx19.64 КБ

Предварительный просмотр:

ООД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

ТЕМА  «Путешествие в шахматное королевство»

Цель: знакомство с шахматной доской и фигурами, формирование интереса детей к дальнейшему обучению игре в шахматы.

Задачи:

-  дать представление об игре в Шахматы

- познакомить с шахматной доской, расположением черно - белых полей на ней

- познакомить с шахматными фигурами.

- развивать память, логику, воображение, умение работать в команде

Оборудование: платья черное и белое для королев, короны по цвету, шахматы, музыка для танца, фрагмент м/ф про шахматы, короны для мальчиков, диадемы для девочек, полоски и квадраты черно-белые, смайлики настроения, интерактивная доска, мешочек.

Содержание

1.Сюрпризный момент

Воспитатель 1: - Ребята, вы любите путешествовать?

Воспитатель 2: - Давайте сейчас посмотрим фрагмент мультфильма и узнаем, в какую страну нас пригласили? (во время просмотра воспитатели надевают короны белого и черного цвета)

Белая королева: Здравствуйте, ребята! Мы рады приветствовать вас в нашей стране. Догадались, куда вы попали?

Черная королева: - А нас вы узнали?

- А где еще встречается сочетание белого и черного?

Б/к: Шахматы - это удивительная игра. В ней много фигур.

- Каких? (пешка, король, ферзь, слон, конь, ладья)

 Здесь даже пешка может стать королевой. Чтобы начать наше путешествие, разделитесь на команды по цвету одежды и подойдите к своей королеве. Путешествие вы начинаете в роли пешек, но в конце, пройдя все испытания, вы сможете выбрать роль другой фигуры для следующего путешествия.

2. Рассматривание шахматной доски.

Ч/к: - На чем партнеры расставляют фигуры? (на шахматной доске - рассматривают шах. доску)

- Из чего состоит шахматная доска? (из белых и черных полей)

- Как поля располагаются? (чередуются)

- Сколько горизонтальных линий? Вертикальных? (по 8)

- Чем отмечены горизонтальные линии? Вертикальные?

 Подойдите к своим столам.

- Можно ли из этих фигур составить шах. доску? Составьте. (по командам в 4 человека)

Б/к - Ваше величество, можно я посмотрю, как ваша команда справилась с заданием.

Ч/к - А я посмотрю на результат вашей команды.

Б/к: Почему полоска оказалась лишней?

- Покажите горизонталь, вертикаль, диагональ (по именам)

-  Чем отмечены горизонтали? (цифрами)

- Сколько линий по горизонтали вы выложили? (8)

- Итак, что мы с вами составили? (ш/д)

- Как должны сесть партнеры? (белое поле находится справа)

- Можно начинать играть? (нет фигур)

3. Игра «Чудесный мешочек»

Ч/к: - давайте попробуем определить фигуры на ощупь? (выставляют на стол)

4. Игра «Прятки»

Б/к: - играя в шахматы, мы развиваем внимание. Давайте потренируем его. Отвернитесь и произнесите слова:

 Белые и черные

Фигуры точеные!

Раз, два, три, четыре, пять -

Начинаем мы играть!"

Посмотрите, какой фигуры не стало?

5. Музыкальная пауза (танец)

Ч/к - Ваше величество, настало время отдохнуть.

Б/к - В любом королевстве устраивают балы. И в нашем шахматном королевстве сегодня тоже будет бал. Мальчики, надев короны, станут королями, а девочки - диадемы и станут королевами.

Продолжаем наше путешествие.

6. Игра-эстафета «Расставь шахматные фигуры»

(на интерактивной доске 2 шахматные доски, под ними 6 фигур)

Б/к - ферзь

- ладья

- слон

- конь

Ч/к - Команды, поменяйтесь местами. Давайте проверим, где стоят фигуры.

(Например, Аня, на каком поле стоит ферзь); королевы работают с др. командой.

Б/к - ваше величество, я полагаю, что обе команды превосходно справились со всеми заданиями и могут выбрать себе роль любой фигуры для следующего путешествия.

Ч/к - я с вами согласна, ваше величество. Кем ты будешь?

7.  Продуктивная деятельность

Б/к - а на память о нашем первом путешествии  давайте сделаем символ шахматной доски. Займите свои места. Какой прием вы будете использовать? (плетение)

 8. Перспектива и рефлексия

Ч/к:  Вам понравилось наше путешествие?

Вы хотели бы его продолжить? Тогда в следующий раз мы узнаем, как ходит и бьет каждая фигура. А сейчас выберете смайлик, который соответствует вашему настроению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности ("Чтение художественной литературы") Пересказ тувинской народной сказки "Как верблюд стал некрасивым"

 Данное занятие учит детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку с опорой на схему, воспитывает интерес к устному тувинскому народному творчеству. Произведение народно...

Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группе "Снежная Королева"

Развивать умение детей самостоятельно воспроизводить конструкцию, опираясь на ее графические модели....

«Замок Снежной Королевы». Конспект образовательной ситуации в подготовительной к школе группе

Тип образовательной ситуации - «Открытие нового знания».         Тема «Замок Снежной Королевы».         Цель. Формирован...

конспект образовательной деятельности "Дорога в царство Снежной королевы"

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе...

Конспект образовательной деятельности по конструированию "Как шишки стали лесными жителями"

Конспект   образовательной деятельности по конструированию из природного материала в старшей  группе....

План-конспект образовательного геокэшинга "Подарок Снежной королевы"

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речис использовании технологии образовательного геокэшинга: «Подарок Снежной королевы» (старший дошкольный возраст).Создать ус...

Конспект образовательной деятельности "Замок Снежной королевы"

Конспект по конструированию в подготовительной группе...