Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
статья (младшая, средняя, старшая группа) по теме

Кузнецова Людмила Владимировна

Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста  посредством театрализованной деятельности

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности » Подготовила : Кузнецова Л.В.

Слайд 2

«История личности начинается с первого желания сопереживать, сочувствовать… десятки тысяч ребят каждодневно выходят из зрительных залов, потрясенные увиденным и маленькие сердца стучат от желания (совершать фантастические подвиги, из которых потом родится желание совершать подвиги реальные. Это желание пробуждается искусством». (Л.М.Устинов )

Слайд 3

Кружок «Театр юного артиста».

Слайд 4

Целью работы кружка является приобщение детей к духовным и нравственным ценностям, развитие творческой личности через театрализованную деятельность.

Слайд 5

Нравственность ЧЕСТЬ ЧЕСТЬ СОВЕСТЬ ДОБРО МИР СВОБОДА

Слайд 6

Нравственность заключается в совершенном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро (И. Песталоцци).

Слайд 8

Направления работы Развивающая среда Посещение библиотеки

Слайд 9

Непосредственно образовательная деятельность с детьми

Слайд 10

Сказки духовно-нравственного содержания «Как Баба-Яга счастье искала».

Слайд 11

Работа с родителями

Слайд 12

Вместе веселее

Слайд 13

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

                                                                         Кузнецова Людмила Владимировна

                                                                                                           воспитатель

БДОУ города Омска «Детский сад №77»

г. Омск

Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста

посредством театрализованной деятельности

«История личности начинается  с первого желания сопереживать, сочувствовать… десятки   тысяч  ребят  каждодневно выходят из зрительных залов, потрясенные  увиденным  и маленькие сердца  стучат от желания  (совершать фантастические подвиги, из которых  потом родится желание совершать подвиги  реальные. Это  желание пробуждается искусством».  (Л.М.Устинов).

Духовный мир ребенка может обогащаться в том случае, если он это богатство воспитывает через чувства сопереживания, радости, гордости, через познавательный интерес. [6, с.6]

В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки других и собственное поведение.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников связано с подготовкой и показом инсценировок по произведениям малых форм фольклора, а именно:

- потешек, которые вводят ребенка в мир, учат его жить, понимать «Что такое хорошо, а что такое плохо»

- сказок - из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Они развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.

- пословиц и поговорок, которые оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются.

        В нашем детском саду веду кружок «Театр юного артиста».

Целью работы кружка является приобщение детей к духовным и нравственным ценностям, развитие творческой личности через театрализованную деятельность.

Считаю, что театрализованная деятельность, представляющая синтез  музыки, живописи, танца, риторики, актёрского мастерства, создаёт условия для развития творческой личности, помогает духовно-нравственному  воспитанию детей. Занятия в кружке способствуют формированию личности ребенка. Вырабатывая определенную систему ценностей, дети учатся различать добро и зло, у них воспитывается желание делать выбор в пользу добра; прививается уважение к православным традициям своего народа, воспитывается чувство любви, уважения к своим близким, к своей стране,  признательности  к её защитникам.

Театрализованная постановка  требует огромной подготовки. Важнейшим является процесс репетиций, где проходит творческое переживание и воплощение. В процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль, развиваются нравственные качества как взаимопомощь, взаимовыручка, сопереживание друг за друга. [4, с.20]

Таким образом, театрально-игровая деятельность имеет огромное значение для духовно-нравственного развития.

Основными направлениями нашей деятельности являются:

  1. создание предметно-развивающей среды:

Подготовка к показу включает в себя сложные репетиции. В группе оборудован театральный уголок, уголок старины, которые постоянно пополняются новыми предметами с помощью родителей, которые участвуют в жизни детского сада наравне с воспитателями и детьми.

  1. Посещение библиотеки:

В старших группах для пополнения словарного запаса, привития любви к книге, дети посещают библиотеку имени А.С. Пушкина, где работники библиотеки проводят беседы, игры, разбирают житейские ситуации, читают литературные произведения на нравственную тему.  Различать такие категории как добро и зло  помогают пословицы, потешки и народные сказки. Сказка не даёт прямых  наставлений типа «слушайся родителей», «уважай  старших», но в её содержании заложен  урок, нравственность заложена в самих сюжетах.

  1.  Разработка  каталога театрализованных игр, потешек , пословиц и поговорок;
  2. Непосредственно образовательная деятельность с детьми:  инсценировка сказки «Теремок», «Колобок», «Маша и  Медведь», «Репка» … [1, с. 12]; [2, с. 33];
  3. Подготовка с детьми и показ сказок духовно-нравственного содержания, которые помогают увидеть  красоту нравственных поступков, такие как: «Как Баба-Яга счастье искала», «Машенька в лесу».
  4. Очень важно правильно организовать работу с родителями: воспитание  духовной личности  возможно только совместными усилиями ДОУ и семьи.[5,с.14] Необходимо отметить, важность привлечения родителей, так как поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, родители тем самым способствуют расширению детского опыта, духовно-нравственному воспитанию детей. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для воспитания будущей духовно развитой личности. Именно благодаря театрализации р н фольклора, осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий, что помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор.

Список литературы

  1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. М., Просвещение. 1991 - 127 с., ил.
  2. Баряева Л.., Вечканова И. Театрализованные игры – занятия. – С.-Пб.: Издательство «Союз», 2001.
  3. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. – М.: Просвещение, 1992. – 143с.: ил. – (Б-ка воспитателя детского сада).
  4. Званцева А. А. Развитие эмоциональной сферы дошкольников в театрализованной деятельности. – //Дошкольная педагогика, № 1,2007 с.20
  5. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника [Текст] / Л.Ф. Островская. – М.: Просвещение, 1987. – 144с.
  6. Султанова Н. Духовно-нравственное воспитание дошкольников. // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 5,6 – с. 6

Кузнецова Людмила Владимировна, воспитатель БДОУ города Омска «Детский сад №77»,  MILANIAKUZ@mail.ru,  8-962-054-29-81

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами музыкальной и театрализованной деятельности»

Основная работа направлена на развитие эмоций у детей дошкольного возраста посредством интеграции музыкальной и театрализованной деятельности, для этого используются педагогические проекты в том числе...

«Формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Чтобы Ребёнок познал и присвоил многообразие внешнего мира, взрослые – педагоги, родители, должны помочь ему освоить адекватные способы познания. Важным аспектом в этом является приобщение дошкольнико...

Опыт работы "Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста через проектную деятельность. Опыт содержит перспективный план кружка по изобразительной деятельности "Природа и творчест...

Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством взаимодействия ДОУ и семьи

Детский сад – маленький мир в жизни малыша, ступень, новый этап, к которому важно подготовиться как ребенку, так и родителям. Придя в детский сад, первыми знакомятся с воспитателями именно родит...

Памятка для родителей Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста в семье»

Берегите друг друга!Добротой согревайте!Берегите друг друга!Обижать не давайте!Берегите друг друга!Суету позабудьте.И в минуту досугаРядом вместе побудьте...

Консультация для коллег на тему: «Сохранение и развитие традиционных духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста»

Консультация для коллег на тему: «Сохранение и развитие традиционных духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста»...