Картотека музыкальных игр
учебно-методический материал на тему

Ахметьянова Эльвира Гайрадовна

Картотека мзыкальных игр для всех возрастных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_muzykalnyh_igr.doc108.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-дидактические игры.

Игры на закрепление программного материала.

                   

«Чудесный мешочек». (мл. возраст)

Цель: закрепление пройденного материала.

Демонстрационный материал: игрушки: мишка, зайчик, птичка, петушок и др.

В мешочке лежат игрушки. Участвовать может вся группа детей. «Дети, - говорит воспитатель, - к нам  сегодня пришли гости. Но где же они спрятались? Может быть, здесь? (Показывает мешочек) Сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там». Звучат знакомые детям мелодии. Если дети узнают мелодию, из мешочка достаётся соответствующая игрушка.

«Буратино». (ст. возраст)

Цель: закрепление пройденного материала.

Демонстрационный материал: коробка с картинками к различным программным песням и пьесам, знакомым детям.

В гости к детям приходит, например, Буратино и приносит картинки с иллюстрациями к знакомым детям песням или пьесам (ёлочка, петушок, лошадка и др.). Воспитатель объясняет детям, что к ним в гости приехал Буратино и привёз с собой песни, а какие – дети сами должны отгадать. Звучат произведения, дети отгадывают, выставляется соответствующая картинка.

«Сладкий колпачок». (для любого возраста)

Цель: закрепление пройденного материала.

Демонстрационный материал: колпачки разных цветов по количеству музыкальных номеров и ещё один – для конфет, карточки с заданием (спеть знакомую песню, исполнить танец, хоровод, прочитать стихи). На карточках – рисунки по сюжету произведения или текст, который читает взрослый. Конфеты – на каждого ребёнка.

Дети сидят полукругом. По залу (группе) расставлены колпачки. Приходит грустный Петрушка (взрослый или кукла). Он приготовил детям сладкое угощение, положил под колпачок, а под какой – забыл. Надо этот колпачок обязательно найти! Педагог предлагает Петрушке подойти к любому колпачку (кроме того, где лежит сюрприз), и дети выполняют задание, найденное под ним. Под последним колпачком – угощение. Колпачок с угощением может находиться   не только в поле зрения детей, но и быть где-то спрятан. Эту игру можно проводить в дни после праздничных утренников.

«Поможем Дюймовочке». (ст. возраст)

Цель: закрепление пройденного материала.

Демонстрационный материал: цветок – тюльпан оригами или бумажный объёмный цветок, лепестки которого разрезаны и соединены наверху. Внутри у него находится маленькая куколка. Это – Дюймовочка. Плоские небольшие бумажные цветочки, на обратной стороне каждого – музыкальное задание и нарисованная куколка – эльф с крылышками. Эльф прикрепляется так, что когда цветок переворачивается, фигурка эльфа  приподнимается перпендикулярно цветку.

Тихо звучит музыка Э.Грига «Утро».

Педагог: Вы помните, ребята, чудесную сказку про Дюймовочку? (дети отвечают) Посмотрите, какой перед вами красивый цветок! Может быть, мы найдём её там, внутри? (Раскрывает лепестки и вынимает куколку) Вот и она! (Сажает её между цветами, которые лежат врассыпную на столе) Помните, в сказке Дюймовочка мечтала о стране эльфов? Мы поможем ей попасть туда, если выполним все музыкальные задания, которые находятся под этими цветами.

Переворачивая каждый цветок, детям предлагают исполнить знакомый танец, песню или оркестровое произведение, стихи. В конце игры Дюймовочка оказывается среди эльфов и выбирает себе из них принца. Эту игру хорошо проводить после утренника, в свободное вечернее время. В задания включаются произведения прошедшего утренника.

Можно включить в задание определение характера музыки незнакомых произведений. Дети могут рассказать о своих чувствах и фантазиях, возникающих при прослушивании произведения.

      Игры на развитие звуковысотного слуха.

«Матрёшки пляшут». (ст. возраст)

Цель: развивать звуковысотный слух.

Демонстрационный материал: матрёшки трёх разных размеров по количеству детей, металлофон.

Дети сидят за тремя столами. В руках у них матрёшки: у одних – большие, у других – средние, у третьих – маленькие. Воспитатель проигрывает звуки на металлофоне, объясняет: «Дети, сейчас ваши матрёшки будут плясать. Но для этого нужно внимательно слушать, какой звук звучит. Если низкий – пляшут большие, если средней высоты – средние, если высокий – будут плясать маленькие». Воспитатель исполняет звуки разной высоты, всё время изменяя последовательность звучания. По окончании отмечается и награждается команда-победитель.

«Какая птичка поёт?» (мл. возраст)

Цель: развивать звуковысотный слух.

Демонстрационный материал: игрушки: две птички разной величины, металлофон.

На столе находятся игрушки-птички – большая и маленькая. Педагог показывает, как поёт большая птичка (играет на металлофоне до первой октавы)  и как маленькая (до второй октавы). Затем педагог отгораживает металлофон ширмой и поочерёдно проигрывает  до первой и до второй октавы, предлагая детям угадать, какая птичка поёт.

(усложнение для средней группы) – К игре на металлофоне привлекаются дети.

«Ну-ка, угадай-ка». (ст. возраст)

Цель: развивать звуковысотный слух.

С детьми предварительно учится песенка:

1. Гусь с гусятами живёт прямо на лужайке.

Кто там голос подаёт? Ну-ка, угадай-ка!

(говорят) Га-га-га-га-га!

2. Вот коза козлят ведёт прямо на лужайку.

Кто там голос подаёт? Ну-ка, угадай-ка!

(говорят) Ме-ме-ме-ме-ме-ме!

3. Воронят своих зовёт ворон на лужайку.

Кто там голос подаёт? Ну-ка, угадай-ка!

(говорят) Кар-кар-кар-кар-кар-кар!

Две равные группы детей садятся вдоль противоположных стен комнаты. Они поочерёдно загадывают друг другу загадки. Если ребята отгадали, то после слов педагога: «Лови!» - загадывающие убегают, а отгадывающие их ловят. Пойманные переходят в другую группу.

Загадка заключается в том, что дети решают с педагогом, кого они будут изображать: гуся или гусят, козу или козлят, ворона или воронят. Надо следить за тем, чтобы дети произносили более высокие звуки, изображая маленьких гусят, козлят, воронят, и более низкие, изображая козу, гуся, ворона.

«Домик-крошечка». (ст. возраст)

Цель: развивать звуковысотный слух.

Демонстрационный материал: игровое поле с изображением домика с крыльцом из семи ступенек. Фигурки зверей: заяц, лягушка, лиса, мышка, петушок, кошка, собачка, птичка.

Педагог: Стоит в поле теремок, теремок. Как красив он и высок, да высок.

               По ступенькам мы идём, все идём. Свою песенку поём, да поём.

            Приходите в теремок, в теремок, будем печь большой пирог, да пирог.

С помощью считалки выбираются трое детей, каждый берёт себе любую фигурку зверюшки.

Персонаж идёт по ступенькам вверх и поёт первую фразу: «По ступенькам я иду…», затем, стоя у входа в домик, поёт вторую фразу: «В дом чудесный захожу!», придумывая свой мотив, - и «заходит» в дом.

Каждый ребёнок, придумывая свой мотив второй фразы, не должен повторять чужой мотив. Когда все персонажи «зайдут» в дом, начинается постепенное движение вниз, в обратном порядке.

Персонаж спускается по ступенькам и поёт: «По ступенькам вниз иду…», затем, стоя у первой ступеньки, допевает втору. Фразу: «По тропиночке уйду», также придумывая свой мотив этой фразы, и уходит.

«Мама и детки». (мл. возраст)

Цель: развивать звуковысотный слух.

Демонстрационный материал: игрушки: гусь, курица и утка (или их силуэтное изображение). Шапочки гусят, цыплят и утят (на каждого ребёнка).

Игрушки (гусь, курица и утка) расставлены в разных углах зала. Педагог поочерёдно выполняет роль мамы-курицы, мамы-утки и мамы-гусыни. При этом поёт на звуке «ре» первой октавы: «Где мои утята, милые ребята? Кря, кря, кря!» Дети, изображающие утят, бегут к утке и поют на звук «ля» первой октавы: «Кря, кря, кря – мы здесь!». То же самое делают по очереди гусята и цыплята, когда их зовут мама-курица и мама-гусыня.

«Музыкальные птенчики». (ст. возраст)

Цель: развивать звуковысотный слух.

Демонстрационный материал: картина с изображением дерева, ветки которого расположены в виде нотоносца; птички – 5 штук; набор шапочек для «птичек».

Раздаточный материал: карточка с изображением дерева, ветки которого расположены в виде нотоносца; птички – 5 штук. Комплект готовится на каждого ребёнка.

Примечание: дерево и птички должны быть соразмерны, ветки – нотный стан, птички – ноты.

Педагог: Наступила весна, вернулись из тёплых краёв птицы, свили гнёзда и вывели птенчиков. Обрадовались птенчики, что научились летать, и стали с веточки на веточку порхать, песенки петь.

Педагог выбирает нескольких детей, надевает на них шапочки птички-мамы и птенчиков и даёт им в руки изображения птиц.

Дети (поют попевку) – Мы птенчики весёлые, умеем мы летать

                                        И с веточки на веточку нам весело порхать.

Ребёнок, изображающий маму, ставит птицу на нижнюю веточку и поёт импровизированную песенку низким голосом.

         А мамочка волнуется: лети-ка, птенчик вниз!

         Спою я колыбельную, и ты уснёшь, малыш!

Дети, изображающие птенчиков, прикладывают птенчиков к веткам повыше и поют высокими голосами.

          Не хочу к тебе лететь, буду здесь я песни петь.

«Слушай звуки». (ст. возраст)

Цель: развивать звуковысотный слух и слуховое восприятие.

Ребёнок должен создать два образа: «тополя», когда руки поднимаются вверх и «веточки» весело колышутся на ветру, и «плакучей ивы», когда руки-веточки опускаются и грустно вниз склоняется головка ребёнка. Изображать «тополь» и «плакучую иву» следует под музыку. Ребёнок должен реагировать на звучание высокого и низкого регистров, тренируя слуховое восприятие.

Образ «тополя» воплощается под музыку более высокозвучащую, образ «плакучей ивы» - более низкого звучания.

«Весёлые петрушки». (ст. возраст)

Цель: развивать звуковысотный слух.

Демонстрационный материал: ширма, металлофон, карточки с изображением петрушек, одетых в костюмы разных цветов: красный, жёлтый и синий (по количеству участников игры); карта-панно с пятью линейками, на которых сидят петрушки с колокольчиками: петрушка в красном костюме – на верхней линейке, петрушка в жёлтом – в середине, петрушка в синем – на нижней линейке.

Педагог играет высокий звук на металлофоне и спрашивает: «Какой петрушка звенит в колокольчик?» Ребёнок поднимает и показывает карточку с изображением петрушки в красном костюме. Когда звучит звук в среднем регистре, ребёнок поднимает петрушку в жёлтом костюме; когда звучит звук в нижнем регистре – в синем.

В данной игре можно использовать для постановки задачи-стимула рассказ о новогодней ёлке: «На ёлке висело много игрушек: красивые шары, яркие хлопушки и бусы, сосульки и шишки, разноцветные звонкие колокольчики и весёлые озорные петрушки. Когда дома все ложились спать, озорные петрушки начинали звенеть в колокольчики. Наверху, у самой макушки, расположился петрушка в красном костюме и звенел в колокольчик, издававший высокий звук. На середине ёлки, в густых ветвях, висел петрушка в жёлтом костюме. Его колокольчик издавал средний звук. А в самом низу красавицы ёлки находился петрушка в синем костюме, и его колокольчик звенел низко: «Бом-дили, бом-дили». Ёлка очень любила слушать перезвон колокольчиков всех петрушек». Давайте и мы послушаем перезвон колокольчиков и угадаем, какой петрушка сейчас играет со своим колокольчиком.

Игры на развитие чувства ритма.

«Учитесь танцевать». (ст. возраст)

Цель: развивать у детей чувство ритма.

Демонстрационный материал: одна большая матрёшка и маленькие по количеству детей.

Дети сидят за столами, у них в руках маленькие матрёшки, у воспитателя – большая. «Большая матрёшка учит маленьких танцевать», - говорит воспитатель и отстукивает своей матрёшкой по столу несложный ритмический рисунок. Дети одновременно повторяют этот ритм своими матрёшками. При повторении игры ведущим может стать ребёнок правильно выполнивший задание.

«Прогулка».   (мл. возраст)

Цель: развивать у детей чувство ритма.

Демонстрационный материал: музыкальные инструменты по количеству детей.

Дети сидят полукругом. У них в руках музыкальные инструменты. «Сейчас мы пойдём с вами на прогулку, но она не обычная, а музыкальная, а помогать нам будут музыкальные инструменты. Вот мы с вами спускаемся по лестнице», - медленно ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют такой же ритмический рисунок. «А теперь мы вышли на улицу, светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!» - частыми ударами передаётся бег. Дети повторяют. «Маша взяла мяч и стала медленно ударять им о землю», - вновь частые удары. «Остальные дети стали быстро прыгать. Скок, скок», - быстрые удары. «Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошёл дождь. Сначала это были маленькие, редкие капли, а потом начался сильный ливень», - постепенно ускоряется ритм ударов. «Испугались ребята и побежали в детский сад», - быстрые и ритмичные удары.

   (усложнение для ст. возраста) – Один ребёнок выкладывает на фланелеграфе длинные полоски – длинные звуки, короткие полоски на короткие звуки.

«Три медведя». (мл. возраст)

Цель: развивать у детей чувство ритма.

Демонстрационный материал: плоские фигурки медведей из картона, раскрашенные в русском народном стиле, - Михайла Потапыча, Настасьи Петровны и Мишутки.

Раздаточный материал: У детей карточки с изображением трёх медведей и кружочки.

Педагог: Вы помните, ребята, сказку «Три медведя»?

               В последней комнате Машенька легла на минуточку в кроватку и уснула. А в это время медведи вернулись домой. Вы помните, как их звали?

Послушайте, кто первый вошёл в избушку? (выстукивает ритмический рисунок на музыкальном инструменте на одном или двух звуках. Дети называют, кто пришёл).

Педагог: (выводит фигуру). Как мишка идёт? Медленно, тяжело. Отхлопайте ритм ладошками, как он идёт?  А теперь найдите, куда положить фишку. (Дети кладут кружочки на соответствующее изображение)

Аналогично даётся объяснение с другими персонажами. Затем проводится игра. Ритм можно как проигрывать на музыкальном инструменте, так и отхлопывать.

«Весёлые подружки». (ст. возраст)

Цель: развивать у детей чувство ритма.

Демонстрационный материал: плоские фигурки из картона (5 штук), разрисованные в русском стиле. Можно использовать варианты: все куклы одной величины, но раскрашены по-разному, или куклы разного размера (по типу матрёшек) в одежде с различными узорами и т.д.

Раздаточный материал: деревянные ложки по две на каждого ребёнка.

Фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом, лицом к столу. Звучит русская народная мелодия «Светит месяц».

Педагог: Познакомьтесь, ребята, к нам в гости пришли весёлые подружки: Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка, Маринушка. (выставляет их в одну шеренгу) Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот как умеет Дашенька!

Педагог берёт матрёшку и выстукивает деревянной подставкой ритмический рисунок. Дети повторяют ритм деревянными ложками. Можно дать детям в руки кубики, палочки или просто отхлопать ритм в ладоши. Если фигурки разной величины (от маленькой до большой), то ритмы даются по сложности (от лёгкого до более сложного). Ритмы также можно демонстрировать детям, исполняя их на музыкальном инструменте.

«Глашенька учит танцевать». (ст. возраст)

Цель: развивать у детей чувство ритма.

Демонстрационный материал: большая куколка, разрисованная в русском народном стиле. Она вырезана из фанеры и закреплена на подставке, высота её 65 см. Одна рука прикреплена так, чтобы он стучал по краю сарафана. Можно также сделать и другую руку, чтобы работать ими одновременно или поочерёдно.

Звучит русская народная мелодия «Ах, ты берёза».

Педагог: Сегодня, ребята, я познакомлю вас с удивительной куколкой Глашенькой. Ох, и плясать-то она искусница! Сама умеет и вас научит! Как она похлопает, так вы и повторяйте.

Дети повторяют ритмический рисунок хлопками, ногами. Можно взять в руки ложки, кубики, палочки, бубен. Если разделить детей по подгруппам и дать разные предметы, то получится оркестр.

        «Весёлые гудки». (ст. возраст)        

Цель: развивать у детей чувство ритма.

Демонстрационный материал: Фланелеграф, рисунки паровоза и парохода.

Раздаточный материал: карточки (30 х 9см) и по три полоски из картона: широкие (3 х 6см) – долгий звук, узкие (1,5 х 6см) – короткий. Один комплект готовится на каждого ребёнка.

Педагог: Смотрите, ребята, какой красивый пароход плывёт по морю Он хочет нас поприветствовать своим весёлым гудком. (Прикрепляет пароход на фланелеграф). Вот так! (изображает ритмический рисунок).

Дети отхлопывают ритм и выкладывают его полосками у себя на карточках. Аналогично игра проводится и с паровозом.

«Прогулка в парке». (ст. возраст)

Цель: развивать у детей чувство ритма.

Демонстрационный материал: металлофоны по числу играющих.

Дети сидят за столами. Перед каждым ребёнком металлофон. Педагог рассказывает историю про детей, которые гуляли в парке. Дети озвучивают рассказ согласно его содержанию при помощи ритмического рисунка на металлофоне.

Педагог: Сегодня мы с вами пойдём в парк на детскую площадку. Эта прогулка необычная, так как мы будем только представлять себе, что мы делаем. Итак, начнём. Был прекрасный день, и мы с вами решили пойти в парк. Оделись и стали спускаться по лесенке (дети имитируют на металлофонах спуск по лестнице вниз – с верхнего регистра к нижнему). Вышли на улицу и побежали вверх по дорожке, прямо на детскую площадку (дети имитируют это на металлофонах звучанием от нижнего регистра к верхнему в быстром ритме). Увидели качели и начали на них качаться, напевая песенку:

      Вот качели на лугу, я качаться побегу, вверх – вниз, вверх – вниз.

Дети исполняют песенку и подыгрывают себе на металлофонах.

Педагог: Покатались на качелях и стали играть в мяч, приговаривая:

       Мой весёлый звонкий мяч, ты куда помчался вскачь!

Дети имитируют прыгающий мяч на металлофонах.

Педагог: Но вдруг начался дождь. Сначала он шёл медленно, а затем всё быстрее и быстрее: Кап… кап… (дети имитируют на металлофонах звучание капели). Мы испугались дождя и побежали в детский сад: топ, топ, топ…

Каждый ребёнок изображает на металлофоне, как он бежит.

После того, как дети поймут смысл игры, они могут сами рассказывать истории о себе или о своих товарищах, озвучивая их на металлофоне.

«Воздушные шары». (ст. возраст)

Цель: развивать у детей чувство ритма.

Демонстрационный материал: игровое панно с изображением мишки, который держит в лапах ниточки к воздушным шарам. Шары двух типов: большие и маленькие.

Раздаточный материал: карточка и шарики, большие и маленькие, по числу ниточек. Комплект готовится на каждого ребёнка.

Педагог: Медвежонку в магазине много шариков купили –

                Разноцветных разных ярких. Был он очень рад подарку,

                Всё на шарики смотрел, даже песенку запел.

(поёт попевку) Мишка шарики купил, с ними весело ходил. Вот!

Дети повторяют попевку, отхлопывая ритм, определяют количество долгих и коротких звуков и выкладывают шариками ритмический рисунок.

Игры на развитие тембрового слуха.

«Нам игрушки принесли».  (мл. возраст)

Цель: учить детей различать по тембру звучание детских музыкальных инструментов.

Демонстрационный материал: любая игрушка-животное, коробка с музыкальными инструментами.

К детям приходит любая игрушка, например,  лисичка и приносит коробку. Воспитатель говорит, что в коробке лежат музыкальные игрушки, которые лисичка даст детям, если они узнают их по звучанию. Воспитатель незаметно за ширмой играет на музыкальных инструментах. Дети узнают их. Детям, которые угадывают первыми, даётся этот музыкальный инструмент. В конце игры можно предложить детям сыграть в оркестре.

«Колпачки». (мл. возраст)

Цель: учить детей различать по тембру звучание детских музыкальных инструментов.

Демонстрационный материал: красочные бумажные колпачки, детские музыкальные инструменты: например, колокольчик, музыкальный молоточек, бубен, погремушка и т.д.

Дети сидят полукругом, перед ними стол, на котором под колпаками лежат музыкальные инструменты. Педагог вызывает к столу ребёнка и предлагает ему повернуться спиной и угадать, на чём он будет играть. Для проверки ответа разрешается заглянуть под колпачок и поиграть на отгаданном инструменте.

«Определи инструмент».   (ст. возраст)

Цель: учить детей различать по тембру звучание детских музыкальных инструментов.

Демонстрационный материал: два комплекта музыкальных инструментов.

Двое детей сидят спиной друг к другу. Перед ними на столах лежат одинаковые музыкальные инструменты. Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же инструменте. Если ребёнок правильно выполнил музыкальное задание, то все дети хлопают, и этот ребёнок сам  становится ведущим, если ошибся, то слушает новое задание.

«К нам гости пришли». (мл. возраст)

Цель: учить детей различать по тембру звучание детских музыкальных инструментов.

Демонстрационный материал: игрушки – мишка, зайчик, лошадка, птичка, бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик.

Педагог обращается к детям: «Сегодня к нам в гости должны прийти игрушки». Слышится стук, педагог достаёт мишку : «Здравствуйте, дети, я пришёл к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Саша, хочешь со мной поплясать?» Воспитатель медленно ударяет в бубен, ребёнок с мишкой в руках ритмично переступает с ноги на ногу, как медведь. Дети хлопают. Аналогичным образом обыгрывается приход других игрушек. Зайчик прыгает под быстрые удары молоточка по металлофону, лошадка скачет под чёткие ритмические удары музыкального молоточка, птичка летит под звон колокольчика. Далее детям даётся задание по звучанию музыкального инструмента узнать, какому гостю он соответствует.

(усложнение для средней группы) – На музыкальных инструментах играют дети.

«Музыкальные загадки». (ст. возраст)

Цель: учить детей различать по тембру звучание детских музыкальных инструментов.

Игровой материал: металлофон, треугольник, бубенчики, бубен, арфа, цимбалы, ложки, маракасы, румбы, барабан.

Играющие сидят перед ширмой, за которой на столе разложены музыкальные инструменты и игрушки. Ребёнок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети отгадывают. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется большее число фишек.

«Угадай на чём играю». (мл. возраст)

Цель: учить детей различать по тембру звучание детских музыкальных инструментов.

Демонстрационный материал: ширма, игрушки: зайчик и медведь; погремушки, барабан.

Педагог ставит перед детьми на стол ширму и показывает зайчика, который играет на погремушке, приговаривая:

   Я зайчик-побегайчик, на погремушке играю, вас веселю и развлекаю.

Зайчик звенит погремушкой и прячется за ширму. Педагог показывает детям медведя, идущего вперевалку и играющего на барабане. Медведь играет на барабане и прячется за ширму.

Педагог: Мишка с Зайкой убежали, на загадку загадали,

                Кто играет, тут узнай, нам скорее отвечай.

В данной игре можно добавить количество музыкальных инструментов (3-4) и одновременно ввести задачу-стимул: «Помогите зайчику (мишке и т.д.) определить, какой звучит инструмент?»

«Чья очередь». (для любого возраста)

Цель: учить детей различать по тембру звучание детских музыкальных инструментов.

Игровой материал: маракас, бубен, музыкальный треугольник, барабан.

Дети делятся на четыре подгруппы. Одни будут изображать «зайчиков», другие – «птиц», третьи – «лошадок», четвёртые – «медвежат». Для каждой подгруппы используется свой музыкальный инструмент, с которым дети предварительно познакомились: для «зайчиков» - маракас, для «птиц» - бубен, для «лошадок» - музыкальный треугольник, для «медвежат» - барабан. Взрослый произвольно меняет музыкальные инструменты, дети должны по звучанию узнать свой музыкальный инструмент и вовремя начать движение. Как только меняется музыкальный инструмент, меняется подгруппа, предыдущая возвращается на своё место.

«Узнай по голосу». (для любого возраста)

Цель: учить детей различать тембровую окраску голоса.

Дети становятся в круг, берутся за руки. В центре круга ребёнок-водящий. Водящий закрывает глаза. Дети водят хоровод, поют:

     Оля, ты сейчас в лесу, мы зовём тебя: «А-у».

     Ну-ка глазки закрывай, не робей, кто позвал тебя, узнай поскорей.

Дети останавливаются, и один из играющих пропевает имя водящего. Водящий должен назвать имя ребёнка, его назвавшего.

Усложнение для старшего возраста: Игру можно завершить игровым моментом. Если водящий узнал по голосу ребёнка, пропевшего его имя, он бежит за ним, стараясь догнать. В случае неудачи снова становится водящим.

Игры на развитие диатонического слуха.

«Тихо-громко». (ст. возраст)

Цель: учить детей различать динамику звучания.

Игровой материал: любая игрушка.

Детям даётся задание отыскать выбранную игрушку, а подсказать, где она спрятана, сможет музыка. Дети ищут игрушку, руководствуясь громкостью звучания песни; звучание усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от неё. Кто нашёл игрушку первым, имеет право спрятать её сам.    

«Найди шарик». (ст. возраст)

Цель: учить детей различать динамику звучания.

Демонстрационный материал: шарик.

Дети стоят стайкой или сидят. Педагог просит одного из ребят закрыть глаза и прячет шарик. Водящий открывает глаза и начинает искать шарик. В это время дети поют:

    Шарик спрятался от нас, разыщи его сейчас,

    Поищи, поищи и скорей к нам принеси.

    Если громко будем петь, значит, шарик где-то здесь.

    Если шарик далеко, поём тихо и легко.

    Поищи, поищи и скорей к нам принеси!

Дети поют то громко, то тихо – в зависимости от того, на каком расстоянии находится водящий от шарика. Звук должен быть лёгким, сила звучания должна меняться. Не следует допускать крика и напряжённого пения.

«Принц и принцесса». (ст. возраст)

Цель: учить детей различать динамику звучания.

Перед началом игры выбирается принц, который должен отыскать среди всех детей свою принцессу. Выполнить задание он сможет при условии, если будет внимательно слушать музыку.

Все дети рассаживаются на полу лицом к центру круга, руки убирают за спину. В ладошки одной из девочек кладут красивый бантик. Она становится принцессой. Принц должен узнать принцессу по громкой музыке (он медленно идёт под музыку по кругу рядом с детьми, а взрослый сам регулирует динамику: от тихого звучания до очень громкого). Слыша громко звучащую музыку, принц указывает на принцессу. Девочка раскрывает ладошки, показывая бантик. Начинается вторая часть игры. По сигналу «Раз-два-три – беги!» принц и принцесса бегут в разных направлениях с внешней стороны круга. Задача каждого первым забежать внутрь круга.

Игры на развитие восприятия.

«Медвежата». (мл. возраст)

Цель: учить определять характер музыкального произведения.

Игровой материал: один большой колокольчик и маленькие по количеству детей.

Педагог раздаёт каждому ребёнку колокольчик и объясняет: «Вы все медвежата и спите в своих домиках, а я буду мама-медведица, я тоже сплю». Звучит колыбельная мелодия, медвежата спят на стульчиках, закрыв глаза. Под весёлую мелодию медведица звенит большим колокольчиком – будит медвежат. Те просыпаются и звенят ей в ответ своими маленькими колокольчиками.

     

«Три цветка». (ст. возраст)

Цель: учить определять характер музыкального произведения.

Игровой материал: три цветка из картона (в середине цветка нарисовано «лицо» - спящее, плачущее и весёлое), изображающих три типа характере музыки:

  - добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная);

  - грустная, жалобная;

  - весёлая, радостная, плясовая, задорная.

(Можно изготовить не цветы, а три солнышка, три тучки, три звёздочки и т.д.)

Раздаточный материал: у каждого ребёнка – один цветок, отражающий характер музыки.

 I вариант: Исполняется произведение. Вызванный ребёнок берёт цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребёнок говорит его название и имя композитора.

 II вариант: Перед каждым ребёнком лежит один из трёх цветков. Исполняется произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.

«Услышь сигнал!». (мл. возраст)

Цель: развивать слуховое внимание.

Дети шагают под звучание любого марша бодрым энергичным шагом. Затем на слово «Зайчики» дети должны лёгкими прыжками изобразить зайчиков. При произнесении ведущим слова «Лошадки!» - ударять «копытцами» об пол, «Птицы!» -  легко бегать, махая руками, как крыльями, «Раки!» - пятиться назад, «Аист!» - стоять на одной ноге.

Усложнение для ст. возраста: вместо голосовых команд проигрывается или включается соответствующая, хорошо знакомая детям музыка.

«Самый ловкий наездник». (ст. возраст)

Цель: развивать слуховое внимание.

По группе или залу в случайном порядке расставляются стулья. Наездники садятся на стулья лицом к спинке стула. Когда дети слышат музыку, все встают со стульев и начинают скакать по залу прямым галопом. В это время ведущий убирает стул (или сразу несколько стульев). С окончанием музыки дети должны сесть на стулья, лицом к спинке. Оставшиеся без стула из игры выбывают. Игра продолжается до тех пор, пока не останется всего один стул для самого ловкого наездника.

В качестве музыкального сопровождения может быть использована пьеса Р.Шумана «Смелый наездник».

«День рождения». (мл. возраст)

Цель: учить определять характер музыкального произведения.

Игровой материал: мягкие небольшие игрушки (заяц, птичка, собачка, лошадка, кошка, цыплята  и др.). Небольшой кукольный столик со стульчиками, чайная посуда, маленькие яркие коробочки-подарки для Зайчика.

Педагог: Посмотрите, ребята, какой сегодня Зайчик необыкновенный, даже праздничный бантик повязал. (Зайчик хлопочет по хозяйству, ставя на стол игрушечную посуду). Я догадалась, у Зайчика сегодня день рождения, и он пригласил гостей. Вот уже кто-то идёт! Послушайте музыку и догадайтесь, кто же первый гость?

Исполняется произведение, дети высказывают своё мнение о характере музыки, узнают музыкальный образ.

После этого появляется игрушка-«гость» с подарком и дарит его зайчику. Затем игрушку сажают к столу. Таким образом, последовательно исполняются все произведения. В конце игры педагог спрашивает, что подарят зайчику дети. Это может быть песенка или танец, знакомые детям.

Примерные музыкальные произведения для детей средней группы: «Тяф-тяф» муз. Герчик, «Серенькая кошечка» муз. Витлина, «Мишка» муз. Бырченко, «Конь» муз. Тиличеевой, «Воробей» муз. Герчик, «Цыплята» муз. Филиппенко.

«Цветик-семицветик».  (ст. возраст)

Цель: развивать память и музыкальный слух.

Демонстрационный материал: большой цветок, состоящий из семи лепестков разного цвета, которые вставляются в прорезь в середине цветка. На обратной стороне лепестка – рисунки к сюжетам прослушиваемых произведений по разделу программы «Слушание музыки».

Вариант для старшей группы: «Кавалерийская» муз. Кабалевского, «Клоуны» муз. Кабалевского, «Новая кукла» муз. Чайковского, «Болезнь куклы» муз. Чайковского, «Апрель. Подснежник» муз. Чайковского, «Шествие гномов» муз. Грига, «Дед Мороз» муз. Шумана.

Дети сидят полукругом. Приходит садовник (педагог) и приносит необыкновенный музыкальный цветок. Вызванный ребёнок вынимает из середины любой лепесток, поворачивает его обратной стороной и видит рисунок по сюжету музыкального произведения. Если это произведение известно ему, то  ребёнок должен назвать его и имя композитора. Педагог проигрывает или включает запись. Все дети активно участвуют в определении характера и темпа музыки данного произведения, его жанра. Если игра проводится на занятии, то достаточно использовать 2-3 лепестка, а если в свободное время, то все лепестки.            

«Удивительный светофор». (ст. возраст)

Цель: учить определять характер музыкального произведения.

Демонстрационный материал: фланелеграф, большой светофор.

Раздаточный материал: карточки на каждого ребёнка с изображением светофора и три фишки. Внутри кружочков-фонарей на светофорах дети, выполняющие три действия: спят, маршируют, пляшут.

Педагог: (показывает большой светофор)

               Вот горит светофор. С ним, дружок мой, ты не спорь!

               Что покажет он – узнай, а захочешь – выполняй!

Дети сидят за столами. Перед ними карточки и фишки. Педагог исполняет произведение, дети закрывают фишкой соответствующий кружок на светофоре. Затем вызванный ребёнок показывает нужное изображение на большом светофоре и имитирует действие. Дети называют произведение, определяют характер музыки.

Под музыкальные произведения, условно относящиеся к зелёному сигналу светофора, дети могут передвигаться в пространстве, проявляя своё творчество в движении. Игру можно проводить как на музыкальном занятии, так и в свободное от занятий время.

«Будь внимателен». (ст. возраст)

Цель: развивать слуховое внимание.

Для проведения этой игры  детям и взрослому необходимо хорошее знание какой-либо песни, например «В лесу родилась ёлочка». Задача участников игры – вовремя вступить и пропеть свою фразу. Например: взрослый начинает: «В лесу родилась ёлочка». Ребёнок следом подхватывает и поёт следующую фразу без опоздания: «В лесу она росла». Теперь очередь за другим участником игры: «Зимой и летом стройная»; очередной участник завершает: «Зелёная была».

«Сыграй, как я». (ст. возраст)

Цель: развивать ритмическое восприятие и музыкальную память.

Игровой материал: бубен, металлофон, музыкальный молоточек, деревянные ложки, деревянные кубики и т. д.

Педагог предлагает детям послушать, а затем повторить ритмический рисунок, состоящий из 5-7 звуков, сыгранных на любом из перечисленных инструментов.

«Что кукла делает». (ст. возраст)

Цель: учит определять характер музыки (марш, плясовая, колыбельная)

Игровой материал: кукла, или мишка, или зайка.

Педагог предлагает детям прослушать марш, плясовую, колыбельную. Кукла, или мишка, или зайка в руках педагога выполняет соответствующие движения. Дети должны определить произведение.

«Часы». (ст. возраст)

Цель: развивать слуховое внимание.

Бьют часы на башне: бом-бом, бом-бом.

А настенные быстрей: тики-таки, тики-таки.

А карманные спешат: тики-тики-так, тики-тики-так.

В игре участвуют взрослый и ребёнок. Взрослый произносит первую строчку, ребёнок изображает бой часов. Бой часов на башне ребёнок должен произнести долгими звуками. Затем длительности становятся более короткими (тики-таки). Последняя строчка произносится чётко, тиканье карманных часов выражается ещё более короткими по продолжительности звуками.

«Погремушка и бубен». (для любого возраста)

Цель: развивать слуховое внимание.

Игровой материал: бубен и погремушка.

Под звуки погремушки играющие легко, на носочках бегают по комнате. На резкий удар бубна каждый должен присесть. Тот, кто замешкался и не успел выполнить задание, выбывает из игры.

«Кого зовёт музыка». (ст. возраст)

Цель: развивать слуховое внимание и чувство формы музыкального произведения.

Для игры используется хорошо знакомая детям мелодия, имеющая двухчастную форму. Это может быть песня с ярко выраженным запевом и припевом. Дети делятся на две группы. Для каждой выбирается своя мелодия (для одной запев, для другой припев). Перед началом игры дети произвольно рассаживаются по всей группе. Задание известно заранее. Оно заключается в следующем: спокойно, не спеша встают и начинают произвольное движение врассыпную дети той группы, чья мелодия звучит в настоящий момент. С окончанием музыки дети садятся, а движение начинает другая группа.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека музыкальных игр для развития музыкально-ритмических движений

картотека музыкальных игр для развития музыкально-ритмических движений...

Картотека музыкальных игр. Игры с музыкальными инструментами

Материал в копилку педагогам: воспитателям, музыкальным руководителям...

Картотека музыкальных игр. Музыкально-дидактические игры.

Материал в копилку педагогам: воспитателям, музыкальным руководителям...

Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей

Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...

Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей

Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...

Картотека музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей дошкольников на основе ТРИЗ технологии

Музыкально-дидактические игры можно использовать на музкальном занятии и в самостоятельной деятельности....