Главные вкладки

    Мастер-класс "Музыкотерапия в дошкольном учреждении"
    статья по теме

    Музыкотерапия - одно из перспективных направлений оздоровительной работы в ДОУ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл muzykoterapiya.docx21.09 КБ

    Предварительный просмотр:

    Музыкотерапия в ДОУ

    Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей в последние годы становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ. Педагоги и медики ищут новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результатах диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностях каждого ребенка.

              Музыкотерапия - одно из перспективных направлений оздоровительной работы в ДОУ. Она способствует  коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Слушание правильно подобранной музыки снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание и даже повышает иммунитет.


            Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека: звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности, физически взбодрить. Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы. Интеллектуальной сфере соответствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная. Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце, а вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло.

           В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.

    1. Музыка во время утреннего приема.

    Отрыв от дома и родителей является пусть небольшой, но каждодневной травмой для ребенка.  Кто-то переносит этот момент легко, для некоторых детей — это настоящий стресс. Поэтому одной из оздоровительно-профилактических задач ДОУ должно стать создание оптимальных условий ежедневного приема детей в группу. И музыка в этом плане способна оказать неоценимую услугу. Хорошо, когда утром детей в группе  встречает не только любимый воспитатель, но и хорошая добрая музыка. Это сгладит острый момент расставания, снимет ненужное напряжение и создаст настроение.  Добрые детские песни с хорошими текстами или солнечная мажорная классика вполне способны настроить ребенка на волну позитива.  При этом музыка не должна звучать чрезмерно громко, не должна мешать общению воспитателя с детьми — это просто приятный настроенческий фон.  

    1. Музыка перед НОД.

    В принципе не рекомендую, или же нужно очень внимательно подойти к выбору музыки. Слишком живая, яркая, танцевально-игровая музыка перед НОД  вполне способна свести на нет вашу тщательную подготовку. Момент перевозбуждения может наступить быстро и «собрать» детей на какую-либо мыслительную деятельность будет непросто.

    1. Музыка перед обедом (во время обеда).

    Музыка перед приемом пищи должна быть спокойной. Здесь будет уместна классика в обработке для детей или же инструментальная музыка. Цель: снять эмоциональное возбуждение, успокоить детей. Можно использовать музыку и во время приема пищи, и вот тут категорически никаких песен. Только инструментальная музыка, чтобы у детей не было соблазна подпевать.  Вместе с тем, это хороший вариант для групп, где дети любят поболтать даже во время приема пищи. Концентрация внимания на музыке отвлечет их от ненужных разговоров.

     

    1. Музыка перед дневным сном.

      Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения и  приятного погружения в дневной сон хорошо воспользоваться благотворным влиянием классической и специальной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы. Такая музыка успокаивает, настраивает на отдых, расслабляет.

    1. Музыка после дневного сна (пробуждение)

    Особое внимание следует уделять  музыкально-рефлекторному пробуждению детей после дневного сна. Далеко не все дети легко и бодро просыпаются, многих приходится будить не по одному разу. Методика, разработанная Н.Ефименко в противовес стандартному пробуждению детей. Суть: просыпаемся с музыкой, при этом музыку используем одну и ту же  в течение месяца. Для этого подойдет тихая, нежная, радостная музыка. Дети привыкают к ней, у них вырабатывается рефлекс просыпания: слышу эту музыку, значит, пора просыпаться. Услышав звучание привычной музыки, малышам  легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.

    Кроме того, под музыку можно провести комплексы несложных упражнений, не поднимая малышей с кровати.


    Зайчата
    (комплекс упражнений для пробуждения)



    Вот пушистые зайчата мирно спят в своих кроватках
    Но зайчатам хватит спать, пора сереньким вставать.

    Ручку правую потянем, ручку левую потянем
    Глазки открываем, с ножками играем.

    Поджимаем ножки, выпрямляем ножки
    А теперь бежим скорей по лесной дорожке.

    С боку на бок повернемся
    И уже совсем проснемся!

    Просыпайтесь, глазки!

    Просыпайтесь, глазки. Глазки все проснулись? (поглаживания)

    Просыпайтесь, ушки. Ушки все проснулись?

    Просыпайтесь, ручки. Ушки все проснулись?

    Просыпайтесь, ножки. Ушки все проснулись? (по  кроватке)

    Просыпайтесь, детки.

    — Мы проснулись!

    1. Музыка на прогулке.

    В теплое время года музыка не только поднимет настроение, но и  поможет  разнообразить прогулку. Сейчас появилось огромное количество  музыки для игр (игры с музыкой), игротанцы с простыми движениями, музыкальные игры с движениями по тексту. Все это можно применять на прогулке. При этом  повторюсь, музыка не должна звучать всю прогулку, т.к. дети должны общаться, играть друг с другом.

    В холодное время года я бы не рекомендовала использовать на прогулке игры с музыкой, песни, игротанцы, т.к.. соблазн попеть или же повторять слова велик. Нахватавшись холодного воздуха, дети могут простудиться или же застудить голосовые связки.

    Из всего вышеперечисленного можно сделать следующий вывод: Музыка уместна практически всегда, но дозировано, она должна быть правильно подобрана, звучать не слишком громко, соответствовать возрасту детей. При соблюдении этих условий музыкотерапия  в группе  принесет только пользу.

           Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта – важнейшая задача ДОУ. Современные методы  здоровьесбережения обеспечивают более бережное отношение к физическому и духовному здоровью детей, помогают в комплексе решать задачи  физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка. И музыкотерапия, являясь  эффективной технологией здоровьесбережения,  играет здесь далеко не последнюю роль.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Современные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи, как средства облегчающего адаптацию при поступлении детей в дошкольное учреждение посредством внедрения проектной деятельности

    Современное дошкольное образование предполагает создание новых альтернативных форм работы с детьми дошкольного возраста.Неоспоримо,  что ранний возраст от одного года до трех лет требует наибольш...

    Проект «Лекотека, как новая форма дошкольного образования для детей, не посещающих образовательное учреждение по состоянию здоровья или развития и нуждающихся в психолого-педагогической помощи со стороны специалистов дошкольного учреждения»

    «Лекотека, как новая форма дошкольного образования для детей, не посещающих образовательное учреждение по состоянию здоровья или развития и нуждающихся в психолого-педагогической помощи со стороны спе...

    Организация работы с родителями в дошкольных учреждениях (Из опыта работы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад № 9 ст. Старовеличковской)

    Материал знакомит с инновационными формами и методами организации работы по взаимодействию с семьями воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

    Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению Примерной номенклатуры дел детских дошкольных учреждений

    Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению П...