Программа кружка «Цветные карандаши»
рабочая программа по конструированию, ручному труду (младшая группа) по теме

Устюгова Любовь Сергеевна

Развитие творческих способностей у детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx48.48 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ г. Нижневартовска

ДЕТСКИЙ САД № 5 «МЕЧТА»


Программа кружка «Цветные карандаши»

на 2016-2017 учебный год

в рамках организации дополнительных образовательных услуг

по развитию творческих способностей у детей раннего возраста

                                                                                                                  Составил воспитатель

Устюгова Любовь Сергеевна

Нижневартовск

Паспорт программы

Наименование

Программа образовательной деятельности в рамках организации дополнительных образовательных услуг по развитию воображения у детей раннего возраста «Цветные карандаши»

Составитель

Устюгова Любовь Сергеевна, воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 5 «Мечта»

Цель

Развитие творческих способностей у детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования

Задачи

  • Познакомить детей раннего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования,  формировать интерес к изобразительной деятельности.
  • Помочь детям овладеть простейшими техническими приемами работы  с различными изобразительными материалами.
  • Побуждать воспитанников  самостоятельно  применять нетрадиционные техники рисования (рисование пальцем или ватной палочкой, рисование ладошкой, рисование по крупе, песку, рисование штампом, рисование методом тычка, кляксография и др.).
  • Познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.

Ожидаемые результаты

В результате выполнения программы будет достигнуто:

  • формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
  • владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы  с различными изобразительными материалами;
  • умение воспитанников самостоятельно  применять нетрадиционные техники рисования;
  • повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
  • повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Пояснительная записка

Ребенок растет, стремится к самостоятельности, интересуется окружающим, приобщается к изобразительному творчеству, входит постепенно в мир прекрасного.

Художественное творчество – является одним из важнейших средств в формировании личности ребенка. Изобразительная деятельность дарит детям радость познания творчества. Изобразительная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания ребенка.

В процессе изобразительной деятельности формируются мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, обобщение.

Занимаясь рисование или лепкой, малыши знакомятся с материалами (бумагой, красками, карандашами, фломастерами, пластилином, глиной и т.п.), их свойствами и выразительными возможностями, приобретают навыки в деятельности с данными материалами. На занятиях по изобразительной деятельности происходит развитие речи  ребенка. Усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, способствует обогащению словаря.

Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определёнными умениями.

Применение техник нетрадиционного рисования при организации деятельности с детьми,   позволяет маленькому художнику,  отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу деятельности, вселяют уверенность ребёнка в своих силах.  

Создавая условия, побуждающие ребенка к изобразительной деятельности, овладение разными способами изображения предмета раскрываются творческие наклонности ребенка.

Работая   с детьми  дошкольного  возраста, осознаёшь, что   каждый ребёнок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются.

Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает  у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки и т.д.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе. Изобразительная деятельность имеет большое значение в формировании интегративных качеств ребенка. Особенно важна связь рисования с мышлением.

Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Использование  нетрадиционных  техник    раскрепощает  детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Как показывает практика, с помощью только традиционных форм нельзя в полной мере решить проблему творческой личности. Рисование  необычными  материалами  и  оригинальными  техниками  позволяет  детям  ощутить  незабываемые положительные эмоции. Эмоции - это и процесс, и результат  практической  деятельности -  художественного творчества. Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь рисование для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Начиная с раннего возраста, необходимо побуждать детей к творчеству, учить видеть мир в живых красках. В дошкольном возрасте активно используется игра. Вначале  с детьми обыгрывается сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек, предметов, сопровождая рисование эмоциональным комментарием, используя художественное слово. Такой подход позволяет заинтересовать малышей, дольше удержать внимание, создать необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.

Данное направление в работе с детьми считается актуальным, важным и необходимым, так как нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии и воображения.  Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. 

Цель кружка: Развитие творческих способностей у детей раннего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.

Задачи:

  1. Формировать эстетическое восприятие окружающего мира через приобщение к миру искусства; раскрыть природу изобразительного искусства как результат творческой деятельности человека.
  2. Знакомить детей раннего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования,  формировать интерес к изобразительной деятельности.
  3. Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы  с различными изобразительными материалами.
  4. Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии,   смелости в изложении собственных   замыслов.
  5. Привлекать детей к работе с разнообразными материалами.
  6. Побуждать воспитанников  самостоятельно  применять нетрадиционные техники рисования (монотипия, печатание листьями, рисование пальчиками, тиснение, тычкование и т.д.)
  7. Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.

Методическое обеспечение.

Нетрадиционные техники:

  • тычок жесткой кистью;
  • оттиск печатками из ластика;
  • оттиск поролоном;
  • восковые мелки и акварель;
  • свеча и акварель;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки ладошками;
  • рисунки пальчиками;
  • кляксография;
  • монотопия;
  • печать по трафарету;
  • коллаж из ткани.

Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети  неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается  умение детей действовать с различными материалами: камнями, песком, веревочками, восковыми мелками, свечей и др. В процессе рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.

Материал:

  • акварельные краски, гуашь;
  • восковые и масляные мелки, свеча;
  • ватные палочки;
  • поролоновые печатки;
  • коктельные трубочки;
  • пенопластовые печатки;
  • матерчатые салфетки;
  • стаканы для воды;
  • подставки под кисти; кисти.

Приемы и методы используемые на занятиях ИЗО кружка.

Игра как основной вид деятельности детей раннего дошкольного возраста.

Наглядность как ведущий педагогический метод (выставки картин, рассматривание картин, иллюстрации).

Дидактические игры и упражнения, способствующие освоению детьми свойств изобразительных материалов, развитию мелкой моторики (пальчиковые игры); игровые ситуации.

Оформление выставки детского творчества.

Метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре).

Метод двигательной активности (физкультурные минутки, пальчиковые гимнастики и динамические паузы).

Слушание музыкальных произведений.

Метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником или сверстниками).

Включение элементов творчества в занятиях педагога с детьми, в игровую и самостоятельную деятельность дошкольников.

Все методы используются в комплексе.

Формы проведения итогов реализации рабочей программы.

  • Организация выставок детских работ для родителей.
  • Тематические выставки в ДОУ.
  • Участие в городских и областных выставках и конкурсах в течение года.
  • Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.
  • Оформление эстетической развивающей среды в группе и  т.д.

 

Условия реализации программы.

         Образовательная деятельность, в рамках организации дополнительных образовательных услуг, организуются в форме кружковой работы  и   дополняет содержание основной образовательной программы в ДОУ.

Кружок по ИЗО комплектуется из числа детей 1,6-3 лет.

Занятия проводятся во вторую половину дня.

Количество занятий в неделю -1, в месяц - 4, в год – 36 занятий.

Продолжительность одного занятия – 10 минут.

График работы кружка.

         Среда – 16.00 - 16.10

Ожидаемые результаты

В результате выполнения программы будет достигнуто:

  •  формирование у детей раннего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
  • владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы  с различными изобразительными материалами;
  • умение воспитанников самостоятельно  применять нетрадиционные техники рисования;
  • повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
  • повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях  дается возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Доступность использования  нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Начинали работу  с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой и т.п.,  а в последующем эти же техники дополняют художественный образ, создаваемый с помощью более сложных техник. 

Календарно – тематический  план  занятий

кружка «Цветные карандаши»

Месяц

№ занятия

Тема

Техника

Программное содержание

Сентябрь

1

«Кисточки танцуют»

Рисование-экспериментирование

Знакомство с кисточкой как с художественным инструментом. Освоение положения пальцев, удерживающих кисточку. Имитация рисования – движение кисточкой в воздухе.

2

«Красивые листочки»

Печать листьями

Познакомить с техникой печатания листьями. Упражнять смешивать краски прямо на листьях при печати. Учить рисовать лес, передавая его характер используя лисья-штампы как средство выразительности.

3

«Из чего я пью»

Оттиск пробкой

Познакомить с техникой оттиск пробкой. Учить прижимать пробку к штемпельной подушке с краской и наносить оттиск на бумагу.

4

«Подул ветерок»

Рисование с помощью трубочки; точечная техника

Создание образа осеннего  ветра. Освоение техники рисования с помощью трубочки и техники точечного рисования при помощи «Декоративного пуантилизма»

Октябрь

5

«Падают, падают листья»

Рисование пальчиками

Создание коллективной композиции «листопад» (совместно с педагогом). Продолжение знакомства с красками. Освоение техники пальчиковой живописи: обмакивание кончиков пальцев в краску и нанесение отпечатков на бумагу.

6

«Веселые мухоморы»

Рисование пальчиками

Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги. Закрепить умение ровно закрашивать шляпку гриба, окунать кисть в краску по мере необходимости, хорошо ее промывать.

7

«Большое желтое дерево»

Рисование жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками

Упражнять в технике рисования тычком жёсткой, полусухой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать аккуратность.

8

«Мы рисуем, что хотим»

Разные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Ноябрь

9

«Дождик, чаще, как-кап-кап!»

Рисование пальчиками или ватными палочками

Рисование дождя пальчиками или ватными палочками на основе тучи, изображенной воспитателем. Развитие чувства цвета и ритма.

10

«Черемуха»

Рисование методом тычка.

Для тычка достаточно взять какой-либо предмет (например, ватную палочку), опустить его в краску и ударить им по листу сверху вниз. Воспитатель может заранее подготовить контур рисунка, тогда изображаемый объект получиться более интересным, неоднородной фактуры.

11

«Веселые кляксы».

Рисование в технике кляксография.

Учить детей фантазировать, глядя на обычные кляксы, показывать им, как можно превратить эти формы в забавные образы. Развивать глазомер, фантазию, воображение.

12

«Фрукты, грибы»

Оттиск смятой бумагой

Учить мять бумагу в комок. Учить прижимать смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносить оттиск на бумагу.

13

«Мы рисуем, что хотим»

Разные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Декабрь

14

«Снег порхает, кружится» (коллективная композиция)

Рисование кисточкой с элементами аппликации.

Создание образа снегопада с помощью кисточки и гуашевой краски белого цвета. Закрепление приема примакивания ворса кисти. Выбор цвета и формата фона по своему желанию. Развитие чувства цвета и ритма.

15

«Укрась новогодний сапожок»

Различные знакомые техники рисования

Закреплять умение самостоятельно использовать знакомые нетрадиционные техники рисования. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Развивать координацию движения рук. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа.

16

«А снег идет»

Восковые мелки и акварель

Ребенок рисует на белой бумаге восковыми мелками. Учить детей закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

17

«Мы рисуем, что хотим»

Разные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Январь

18

«Зимняя сказка»

Рисование зубной щеткой.

Учить детей  аккуратно проводить жесткой зубной щеткой по мокрой краске и процарапывают на ней прямые и волнистые линии.

19

«Узор на стекле»

Рисование свечой

Учить детей наносить рисунок при помощи водоотталкивающего материала – свечки или сухого кусочка мыла, невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них акварельной краски, а будут проявляться, как это происходит при проявлении фотопленки.

20

«Мы рисуем, что хотим»

Разные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Февраль

21

«Зимний лес»

Рисование ладошкой

Учить детей аккуратно опускать ладошку в гуашь и делать отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными в разные цвета.

22

«Подарок для папы»

Печать по трафарету, рисование пальчиком

Закреплять умение пользоваться знакомыми нетрадиционными техниками рисования. Учить располагать изображения на листе. Развивать чувство композиции.

23

«Волшебные листья».

Печатание листьями.

Учить создавать рисунки путем обмакивания в краску и  прикладывания листьев, формировать эстетическое отношение к действительности, развивать наблюдательность.

24

«Мы рисуем, что хотим»

Разные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Март

25

«Цветок для мамочки»

Рисование ладошками

Учить создавать выразительный образ цветка, при помощи ладошки на которой нанесена краска. Придавать изображению образ цветка. Развивать восприятие, чувство формы, ритма, цвета. Воспитывать любознательность, самостоятельность, инициативность.

26

«Разноцветные зонты».

Печать по трафарету.

Познакомить с новым методом – печатанью по трафарету. Развивать чувство ритма.

27

«Ягоды и яблочки»

Оттиск пробкой, печаткой из картофеля

Учить рисовать ягоды и яблоки, рассыпанные на тарелке, используя контраст размера и цвета. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции.

28

«Мы рисуем, что хотим»

Разные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Апрель

29

«Плющевой медвежонок»

Оттиск поролоном

Учить детей при помощи кусочка поролона размазывать краску по бумаге, так и примакивать по поверхности листа.

30

«Веточка сирени»

Рисование ватными палочками

Закреплять умение рисовать ватными палочками. Учить дорисовывать недостающие детали кисточкой. Развивать чувство композиции.

31

«Весёлый осьминог».

Рисование ладошками.

Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение деталями.

32

«Ручей бежит»

Кляксография.

Развивать глазомер, путем покачивания листа с кляксой так, чтобы клякса развивалась в разные стороны.

Май

33

«Салют»

Рисование техникой набрызг

Упражнять разбрызгивать краску по чистому листу.

34

«Моя панамка».

Оттиск печатками из картофеля

Знакомить с техникой рисования, развивать воображение и инициативу. Закрепить умение украшать предмет различными печатками.

35

«Аленький цветочек».

Печать по трафарету

Закрепить навыки рисования, используя трафареты цветов, развивать эстетические чувства.

36

«Бабочка».

Предметная монотопия

Учить детей изображать бабочку в технике предметной монотопии, учить соблюдать симметрию. Развивать пространственное мышление.

С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах. Дети с удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист бумаги за другим, изображая то кружащиеся в воздухе осенние листочки, то плавно опускающиеся на землю снежинки. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения.

Образовательная деятельность, в рамках организации дополнительных образовательных услуг, направлена на развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.  Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.  Важное условие развития ребенка — оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.

Детей очень привлекают   нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.

Данный опыт работы показывает, что овладение техникой изображения доставляет малышам истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей. Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого.

Список литературы.

  1. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] /Г.Н.Давыдова, Скрипторий, 2003..
  2. Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий [Текст]  – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.
  3. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду[Текст] /Т. С. Комарова, Н.П. Сакулина,пособие для воспитателей. – 2-е изд. и доп. – М.: Просвещение,1982.– 208 с.
  4. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество [Текст] /Т.С.Комарова.– М. :Мозаика-Синтез, 2005.
  5. Лыкова,  И.А.Изобразительная деятельности в детском саду. Ранний возраст [Текст]/И.А. Лыкова. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014. – 152с.
  6. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] А.В. Никитина. – Каро, 2007.
  7. Рузанова, Ю.В. Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности: [Текст] Ю.В.Рузанова. – Спб.: КАРО, 2007. – 160с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Цветные числа"

Задачи, цели, перспективный план кружка....

Программа кружка "Веселый карандаш"

Программа расчитана на детей старшей группы детского сада. Нетрадиционное рисование....

Рабочая программа кружка "Цветные ладошки"

Рабочая программа по художественно - эстетическому развитию во 2 младшей группе....

Программа кружка "Цветные числа"

Игры – занятия с палочками -  позволяют ребёнку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений, а также развивают творческие способно...

Программа кружка "Цветные ладошки" - пальчиковая живопись

Пальчиковая живопись - интересный вид изобразительной деятельнос­ти, позволяющий наряду с развитием творчества, фантазии и воображения у детей младшего дошкольного возраста обучение техническим навыка...

Дополнительная образовательная программа кружка " Озорной карандаш"

Рисование для детей – игра.Даже маленькие художественные неудачи могут свести на нет их желание заниматься изобразительной деятельностью.Использование нетрадиционных приемов создания р...