Поддержка детской инициативы
статья на тему

статья описывает, как в условиях ДОУ поддержать детскую инициативу 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_podderzhka_detskoy_initsiativy.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Инициатива и индивидуальность ребенка: поддержка и развитие»

Каждый из нас знает, что ребенок по-своему уникален, индивидуален и талантлив. Современный мир быстро меняется, изменяются дети, выдвигаются новые требования к педагогу, он всегда в поиске. Сейчас необходимо быстро ориентироваться в окружающем мире, обладать гибкостью и самостоятельностью мышления. Инициативность педагогов – необходимый источник саморазвития образовательной системы, профессионального роста самих педагогов. Я считаю, что каждый воспитатель должен проявлять инициативу. Ведь без инициативных педагогов невозможно воспитать инициативных детей.

        Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельностиПоддержка инициативы является также условием, необходимым для создания благоприятной социальной ситуации развития детей.

     Каждый из нас, работая в условиях Федерального государственного образовательного  стандарта, задавал себе следующие вопросы: Как же поддержать детскую инициативу? Как подчеркнуть индивидуальность каждого ребенка? Как включить родителей в образовательный процесс?  

Чтобы найти ответы на эти вопросы  появилась идея, создать проект, направленный на поддержку инициативы и индивидуальности каждого ребенка, на формирование у детей мотивации к проявлению творческой активности, самовыражению.

Проект реализуется в несколько этапов.

На первом этапе проводится исследование тенденций детской субкультуры детей  группы. Для поддержки семейных традиций в воспитании ребенка проводится анкетирование родителей.

Также каждый родитель пишет эссе о своих увлечениях в детстве и увлечениях своих детей. Затем провести некие параллели, проанализировать выбор того или иного увлечения своего ребенка.

Следующий этап-мотивирование детей на проявление творческой активности и творческого самовыражения. Для этого развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть построена не только с учетом требований федерального государственного стандарта, но и с учетом потребностей каждого ребенка, которые будут определены на первом этапе проекта.

Среда в группе:

  •  разнообразна по своему содержанию,
  •  стимулирует развитие поисково-познавательной деятельности детей,
  •  содержание развивающей среды учитывает индивидуальные особенности и интересы детей,
  • родители в курсе всего, что происходит в жизни ребенка.

В группе создаются центры активности:

  •   центр сюжетно-ролевых игр;
  •  центр свободной самостоятельной деятельности;
  •  центр познавательно-исследовательской деятельности;
  •  творческая лаборатория;
  •  уголок детских коллекций;
  •  выставка «Звезда месяца»;
  •  портфолио каждого ребенка;
  •  мини-библиотека для родителей и детей.

В зависимости от темы недели и интересов ребенка комплект мебели магазин превращается в ярмарку, овощной рынок, кондитерскую. «Доктор» – это и поликлиника, ветлечебница, аптека. Жилая комната может быть гостиницей, общежитием, превратиться в дом друзей. «Кухня», в зависимости от интересов детей, становится кафе, пиццерией, полевой кухней.

После того как среда в группе будет создана, приступаем к следующему этапу реализации проекта – поддержка индивидуальности детей посредством презентации ими собственных увлечений, таких как игра в шахматы, хоккей, плавание, художественная гимнастика, танцы, бокс и другое.

 Каждый желающий в этот день, при поддержке воспитателя, может попробовать себя в той или иной роли со всеми необходимыми атрибутами.

Индивидуален каждый, но инициативу проявляет тот, кто в себя верит. Такой проект позволит развивать детскую инициативу и творческое самовыражение через:

  •  формирование установки «Я могу», «Я сумею»;
  •  создание ситуаций успеха для каждого ребенка;
  •  дети получают положительную оценку: «Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!»;
  •  отмечаются и приветствуются даже минимальные успехи детей.

        Сложно реализовать такой проект, без поддержки и активного участия родителей детей группы. Поэтому необходимо вовлекать родителей в жизнь группы посредством мастер-классов, совместных досугов. Также можно внести в проект прогулки выходного дня, когда вместе с детьми и их родителями организуются совместные походы на природу, экскурсии по городу и тематические прогулки. Такие мероприятия помогают детям раскрыться, продемонстрировать свою индивидуальность, проявить инициативу в свободной обстановке и в присутствии родителей.

         На протяжении всего проекта необходимо следовать принципам стандарта дошкольного образования, а именно:

  • поддерживать личностно-развивающий характер взаимодействия с детьми;
  • уважать личность ребенка;
  • стараюсь поддерживать инициативу детей;
  • сотрудничать с семьями детей;
  • формировать познавательный интерес и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности;
  •  реализовывать деятельность в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Александр Асмолов сказал: «Индивидом — рождаются, личностью — становятся, индивидуальность — отстаивают». Но ребенок-дошкольник ещё не умеет отстаивать свою индивидуальность. Поэтому родители, педагоги должны помогать ему в этом и поддерживать его.

                                         

                                                       Подготовила старший воспитатель Березина М.А.

                                                                 ГБДОУ 143 Невского района СПб

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поддержка детской инициативы и самостоятельности. Детский совет.

Основным принципом ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) об...

Выступление на районном методическом объединении воспитателей по поддержке детской инициативы. Тема: «РППС в развитии детской инициативы»

laquo;Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, ч...

«Детская мультипликация и игровая технология «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича как способ поддержки детской инициативы и развития творчества в практике современного детского сада»

Современная образовательная система требует внедрения в учебный процесс инновационных технологий. В МБДОУ "Подгоренский детский сад №2" в  анимационной студии «Анимашка» в р...

«Способы и направления поддержки детской инициативы. Организация педагогического взаимодействия способами (методами) поддержки».

Организация педагогического взаимодействия способами (методами)поддержки. Технология "Колесо выбора"...